Концепция преобразующего лидерства
Понятие преобразующего или реформаторского лидерства имеет много общего с харизматическим лидерством, но трактуется совсем иначе. Лидер – реформатор мотивирует последователей путем повышения уровня их сознательности в восприятии важности и ценности поставленной цели, предоставления им возможности совместить свои личные интересы с общей целью, создания атмосферы доверительности и убеждения последователей в необходимости саморазвития. Лидер – реформатор – это преобразователь, а не спасатель, он проявляет творчество, а не кудесничество, за ним стоят реалии, а не мифы, он ведет последователей от результата к результату, а не от обещания к обещанию, он ориентирует людей на труд, а не на дивиденды, его цель не изменить мир, а измениться в мире через развитие.
Модель преобразующего или реформаторского лидерства предполагает наличие у лидера и последователей определенного поведения, пригодного, по мнению разработчиков модели, для творческого решения проблемы в кризисной ситуации. Модель имеет ряд отличительных моментов. Во-первых, признается необходимым для лидера влиять на последователей через привлечение их к участию в управлении, быть самому частью группы/организации, а не «стоять над ней», с энтузиазмом поддерживать совместные усилия. От последователей требуется не слепое следование за лидером, а критическая оценка предоставляемых возможностей и осознанный подход к своим действиям, уменьшение влияния эмоций и увеличение значимости рациональности в поведении.
Во-вторых, поскольку атмосфера доверия развивает сильную взаимосвязь между лидером и последователями, то возникает серьезная опасность того, что руководитель окружит себя соглашателями, либо же, наоборот, руководитель пойдет на поводу у подчиненных. Эти два традиционных подхода не пригодны для лидера – преобразователя.
Заключение
Процессы, протекающие в организации, отражают динамику организационной системы. В то же время эти процессы должны быть управляемыми. Коммуникация как организационный процесс является ключевым процессом. Построение коммуникационных сетей позволяет организовать коммуникации наиболее эффективным образом в соответствии со сложившейся ситуацией.
Принятие решения играет центральную роль в совокупности всех организационных процессов. Все остальные процессы как бы разворачиваются вокруг него. Сам этот процесс может протекать по-разному. Однако при этом он обязательно проходит все стадии и этапы, которые ему присущи как организационному процессу.
Власть как процесс базируется на двух началах: личном и организационном. В том и другом случаях используются различные источники власти или средства ее реализации. Умелое использование имеющихся у руководителя источников власти лежит в основе другого организационного процесса – лидерства.
Конфликт или столкновение интересов нередко отождествляют с причиной вызывающей необходимость управления. Факты практики не отвергают этого вывода. Конфликт может разворачиваться на различных уровнях: индивида, группы, организации. Для разрешения конфликтов разных уровней используются соответствующие им методы и стили.
Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношениях типа «лидер – последователи», чем «начальник – подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.
Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных: лидерских качеств, лидерского поведения и ситуации, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства.
Ранние традиционные концепции предлагали определять эффективное лидерство на основе либо качеств лидера, либо образцов его поведения. Ситуационность в этих случаях во внимание не принималась. Эти концепции в конечном счете утонули в бесконечном множестве выявленных качеств и образцов поведения, так и не создав завершенной теории. Новые концепции попытались объединить преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационного подходов. Новые подходы концентрируются на способности лидера создать новое видение решения проблемы и, используя свою харизму, вдохновить последователей и вызвать у них энтузиазм к осуществлению действий по достижению целей.
Литература
1. Бутов А.В., Астахова Н.И., Лукашевич В.В. Менеджмент: учебное пособие/ под ред. Лукашевича В.В., Астаховой Н.И.-Юнити-Дана,2007 – 255 с.
2. Брасс А.А. Менеджмент: учебник.-Питер.: Современная школа, 2006 – 660 с.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. – М.:
“ Экономист”, 2005 – 528 с.
4. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник для вузов / – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ, 2007. - 499 с.
5. Инновационный менеджмент. Учебное пособие / под. ред. С.Д. Ильенковой – М.: “ Банки и биржи”, 2001 – 320 с.
6. Казначевская Г.Б Менеджмент: учебник/ Г.Б.Казначевская.-М.:Феникс, 2010. – 346 с.
ПриложениеСравнение моделей ситуационного лидерства
Переменные | Модели ситуационного лидерства | |||
Фидлер | Херсей и Бланшард | Хауз и Митчелл | Врум-Йеттон-Яго | |
Ситуационные факторы | - отношения «лидер-последователь» -структурированность работы - властная позиция лидера в организации | Степень зрелости последователей: - зрелость в работе - психологи-ческая зре-лость | -характеристики последователей -организа-ционные факторы | -качество решения -обязательства последователей по решению -время -стоимость -развитие |
Что лидер думает о последователях | Последователи предпочитают лидерские стили в зависимости от структурированности работы, в каких отношениях с ними находится лидер и его властной позиции в организации | Последователи могут находиться на разных ступенях зрелости, и это будет определять внимание лидера к отношениям и работе, что соответствует изменению им своего стиля | У последователей имеются различные потребности, которые должны быть удовлетворены в рамках соответствующего лидерского стиля | В определенных ситуациях последователи желают участвовать в принятии решений |
Лидерские стили | -лидер с высоким НПР (ориентирован на отношения) -лидер с низким НПР (ориентирован на работу) | -указывающий стиль -убеждающий стиль -участвующий стиль -делегирующий стиль | -директивный стиль -поддерживающий стиль -стиль, ориентированный на достижения -участвующий стиль | -автократи-ческий I -автократи-ческий II -консульта-ционный I -консульта- ционный II -групповой II |
Продолжение таблицы | ||||
Что делает эффективный лидер | Стремится подстроить работу или отношения или и то и другое под свой индивидуальный стиль. Эффективность означает успех в этом направлении | По мере «взросления» последователей лидер переходит от одного стиля к другому. Эффективность отражает совпадение ситуации и стиля | Используя соответствующие стиль и технику мотивирования, лидер «расчищает» путь последователям к наивысшей эффективности | Определяет кри-тические ситуа-ционные факто-ры и адаптирует к ним стиль ру-ководства.Стиль должен наилуч-шим образом подходить как для ситуации, так и для последователей |
Приложение 2
Этика и харизма
Неэтический харизматический лидер | Этический харизматический лидер |
Использует власть только в личных целях | Использует власть в интересах других |
Продвигает только свое личное видение | Строит свое видение в соответствии с нуждами и стремлениями последователей |
Пресекает критику в свой адрес | Считается с критикой и извлекает из нее уроки |
Требует беспрекословного выполнения своих решений | Стимулирует у последователей творческий подход к делу и своим взглядам |
Коммуницирует только в одном направлении: от себя вниз | Поощряет открытую и двустороннюю коммуникацию |
Нечувствителен к потребностям и нуждам последователей | Научает, развивает и поддерживает последователей, делит свою славу с другими |
Полагается на удобные внешние моральные стандарты для удовлетворения своих интересов | Полагается на внутренние моральные стандарты для удовлетворения организационных и общественных интересов |
Размещено на