Знания по языку, языковые умения

Проверку знаний по языку и языковые умения советуем осуществлять при текущем опросе и выполнении заданий тестового характера.

Рекомендуем проверять знания и умения, касающиеся языкового материала, который не совпадает в русском и украинском языках, правильно определять ударение, подбирать слова на определенную тему; различать значения слов, подбирать синонимы и антонимы; распознавать народные образные выражения и слова, употребленные в переносном значении; изменять форму слова в зависимости от связанного с ним; правильно употреблять родовые и падежные окончания существительных, прилагательных и личные формы глаголов; составлять (дополнять, преобразовывать) сочетания слов и разные по синтаксической структуре предложения.

ІІІ. Проверь свои знания.

Уважаемые коллеги! Предлагаем Вам вопросы для саморефлексии с целью определения своего уровня владения методикой обучения украинскому языку. Это поможет Вам на более высоком уровне организовать учебный процесс по этому предмету.

Психологические особенности усвоения украинского языка заключаются в наличии транспозиции и интерференции.

Транспозиция-это:

а) активизация знаний, умений и навыков;

б) позитивный перенос знаний и умений из одного языка в другой;

в) их негативный перенос.

Интерференция-это:

а) наложения умений и навыков с первого языка на второй;

б) повторения знаний, умений и навыков;

в) их активизация.

Приведите примеры на утверждение правильности своего ответа.

Транспозиция возникает:

а)когда материал присущий только украинскому языку;

б) когда материал есть общим для двух языков;

в) когда материал отличный для двух языков.

Ответ иллюстрируйте примерами.

Интерференция возникает:

а) когда материал полностью отличается в русском и украинском языках;

б) когда отличается частично;

в) когда совсем отличный.

Ответы обоснуйте примерами.

2. Какие из этих психологических явлений-транспозицию или интерференцию - нужно поддерживать, а каким предотвращать?

3. Определите способы предотвращения:

а) повторение знаний по родному языку;

б) формирование умения разграничивать факты и явления родного и украинского языка;

в) формирование умений их отождествлять.

Приведите правильность своего ответа.

4. Психолингвистические особенности касаются:

а) усвоения знаний по языку;

б) усвоения орфографического материала;

в) формирование речевых умений;

г) формирование умений коммуникативного общения.

5. Методы обучения учитель определяет в зависимости от:

а) собственных предпочтений;

б) этапа усвоения учебного материала;

в) уровня подготовки класса;

г) соотношение материала родного и украинского языка.

6. Сопоставления-это:

а) метод;

б) прием;

в) организующая основа урока.

Ответ обоснуйте.

7. Цель приема сопоставления:

а) отождествить языковые явления;

б) дифференцировать явления родного и украинского языка;

в) активизировать знания, умения и навыки.

8. Место приема сопоставления:

а) на этапе повторения;

б) на этапе активизации знаний;

в) на этапе объяснения нового материала;

г) на этапе закрепления знаний, умений и навыков

Обоснуйте свой выбор.

9. Различают скрытое и прямое межъязыковое сопоставление.

Прямое сопоставление-это:

а) методический прием;

б) способ организации учебного процесса.

Скрытое сопоставление:

а) анализ языкового материала;

б) отбор дидактического материала, противоположного по написанию, употреблением окончаний и т.д.

10. Учителю целесообразно применять прием скрытого сопоставления:

а) на этапе объяснения нового материала;

б) во время подготовки к уроку;

в) во время формирования умений;

г) на этапе закрепления.

Обоснуйте свой выбор.

11. Какой метод среди познавательных есть наиболее эффективным:

а) объяснительно-иллюстративный;

б) эвристический;

в) проблемный?

Обоснуйте свою мысль.

12. Сделайте классификацию данных ниже приёмов по таким практическим методам: имитационный, репродуктивный, оперативно-конструктивный, коммуникативный, контрольно-оперативный.

Приёмы: списывание, списывание с установкой пропущенных букв или дописыванием окончаний (изменение форм), тесты, опросы, звуко-буквенный анализ, разбор слов по составу, диктант, подбор слов, которые бы отвечали звуковым схемам; составления предложений по опорным словам; дословный перевод, творческий перевод, составление или продолжение текста.

13. Требования к урокам украинского языка:

а) такие же как к родному;

б) содержат существенные различия.

Если есть различия, то в чем они заключаются?

14. Тип и учебная цель урока изучения языкового или орфографического материала украинского языка определяется:

а) характером изучаемой темы;

б) степенью совпадения учебного материала в родном и украинском языках;

в) этапом обработки темы;

г) возрастными возможностями учеников

Обоснуйте свой ответ.

15. Урок транспозиции:

а) содержит такие же структурные компоненты, как и урок родного языка;

б) по структуре ничем не отличается от уроков родного языка;

в) имеет существенные различия.

Обоснуйте свою мысль.

16. В отличии от уроков родного языка урок транспозиции содержит такие этапы:

а) повторения;

б) формирование умений;

в) активизация и применение знаний по родному языку;

г) формирование новых знаний и умений.

17. Урок транспозиционного-коррекционного типа

а) содержит такие же структурные компоненты, как и урок транспозиции

б) по структуре ничем не отличается от урока транспозиции

18. Урок транспозиции знаний отличается от урока транспозиционного-коррекционного типа:

а) активизация опорных знаний;

б) активизация знаний, что есть общими в двух языках

в) переносов знаний и их активизацией.

19.Что есть общего в методике обучения русскому и украинскому (второму) языкам, и чем отличаются эти методики:

а) учёт условий, в которых происходит учебный процесс;

б) цели обучения;

в) содержание обучения;

г) методы и приёмы усвоения знаний по языку;

д) практические методы обучения языка и речи;

е) учёт психологических особенностей усвоения учебного материала;

ё) определение учебных заданий.

20. Во время изучения раздела «Строение слова» преобладают типы уроков: урок транспозиционных знаний, умений и навыков, урок коррекции, урок транспозиционно коррекционного типа? Почему именно?

Обоснуйте свою мысль.

21. Какая учебная цель урока наиболее целесообразна при изучении темы «Префиксы з-(с-)»:

а) активизировать знания, усвоенные по русскому языку;

б) осуществить коррекцию знаний, умений и навыков; формировать новые знания;

в) перенести знания, усвоенные на уроках русского языка, и применять их на украинском языковом материале?

22. Какие методы и приемы целесообразно использовать во время изучения темы «Префиксы з-(с-):

а) на этапе усвоения знаний, активизации знаний про префиксы, в русском языке? Какие методы при этом следует использовать:

· Беседа;

· Практическое задание поискового характера;

· Конструктивные упражнения;

· Сопоставления;

· Объяснения? Обоснуйте свой выбор.

б) Какие из практических упражнений целесообразные на этапе формирования умений:

· Списывание с проговариванием;

· Аналитично-конструктивные упражнения;

· Зрительные или зрительно-слуховые диктанты;

· Выборочные диктанты;

· Списывание по образцу (репродуктивные упражнения);

· Списывание с подчеркиванием?

Подтвердите правильность своего выбора.

23. Какие методы и приемы вы используете на этапе объяснения во время изучения темы « отсутствие мягкого знака после букв б,п,в,м,ф,р ( в конце слова) и ж,ч,ш,:

а) беседа про употребление или отсутствие мягкого знака в украинском языке;

б) сопоставления написаний в русском и украинском языках;

в) сопоставления произношения и проведения эвристической беседы на этапе формирования учений и навыков:

· Конструктивные упражнения;

· Списывание с дописыванием букв;

· Орфоэпические упражнения;

· Списывания с проговариванием;

· Диктанты: слуховой, зрительный, зрительно-слуховой, выборочный;

· Составление и письмо предложений по опорным словам? Обоснуйте свой выбор.

24. Во время изучения темы «Части речи» определите учебную цель урока:

а) формировать понятия о частях речи;

б) активизировать знания о частях речи, усвоенные на уроках русского языка усвоить терминологию украинского языка;

в) активизировать знания о частях речи и применять их на украино-язычном материале, усвоенные термины.

Обоснуйте правильность своего выбора.

25. Какие из данных упражнений целесообразные во время изучения темы « Склонение имен существительных и прилагательных»:

а) наблюдения по таблице;

б) склонение существительных на доске и в тетрадях;

в) списывание с подчеркиванием имен существительных и определения падежей, в которых они употреблены;

г) списывание с дописыванием окончаний или изменением формы слова, в зависимости от содержания предложения;

д) конструктивные упражнения (образования словосочетаний из представлениях в начальной форме слов);

е) выборочные диктанты;

ё) словарные диктанты с определением падежа, в котором употреблено имя существительное?

Наши рекомендации