Шкала оценок для измерения реактивности
№ | Единица наблюдения | Оценка 1-2-3-4-5 | |
Способен ли работать длительное время без перерывов (например, несколько часов)? | Поминутно прерывает работу; если не может прерваться, совершает ошибки | Несмотря на продолжительную работу, не испытывает утомления | |
Способен ли к устойчивой концентрации внимания? | Не может сосредоточиться на выполняемой работе, посторонние раздражители сильно отвлекают | Целиком поглощен действием, ничего не замечает, кроме своего занятия | |
Обладает ли стойкостью перед неудачами? | При неудачах травмируется, порицание демобилизует | При неудачах еще больше мобилизуется, не проявляет нервозности | |
Охотно ли выполняет ответственную работу? | Избегает ситуаций, в которых надо брать на себя инициативу, охотнее подчиняется | Берет на себя ответственность, любит верховодить | |
Способен ли работать в неблагоприятной обстановке? | Шум, разговоры и пр. мешают, лучше учится в изоляции от окружения | Шум, разговоры не мешают работать, в любых условиях работает успешно | |
Отказывается ли от действий (или от деятельности) при обнаружении препятствий? | Даже небольшое препятствие вызывает отказ от работы, не верит в свои силы | Препятствия не отбивают охоты к работе; не теряет веры в успех | |
Ведет ли себя как обычно при общении с начальством, преподавателями? | Конфузится, избегает встреч с начальством | Ведет себя как обычно, не смущается | |
Проявляет ли нервозность перед важным заданием? | Даже будучи хорошо готовым, сильно нервничает | Ведет себя как обычно | |
Охотно ли выполняет действия, требующие больших усилий? | Неохотно | Охотно |
Кроме того, вам необходимо в течение двух недель проводить систематические наблюдения по заданным для ведения дневника критериям.
Регистрация данных наблюдения в форме дневниказаключается в описании поведения испытуемого в отдельные ограниченные промежутки наблюдений. В данном исследовании избираемые промежутки времени различны (от нескольких минут до нескольких часов), в зависимости от продолжительности интересующих наблюдателя ситуаций. Схема наблюдения, задающая ситуации, которые должен наблюдать исследователь, основана на шкале субъективных оценок реактивности испытуемого, предложенной М. Гроднер и модифицированной А. Крымовым.
Дневник ведется отдельно для каждого испытуемого; для этой цели удобно использовать обычную тетрадь. На обложке должны быть указаны фамилия и инициалы наблюдателя, период наблюдения, инициалы испытуемого. Записи ведутся в неформализованном виде (допустимы авторские сокращения); они должны быть краткими, но давать достаточно развернутое описание наблюдавшейся ситуации и поведения испытуемого, чтобы ими можно было обосновать соответствующие оценки реактивности в отчете по проделанной работе.
Пример выдержки из дневниковой записи:
«25.11.2002. 12.25-13.00. Сдача зачета по практикуму. Разговаривает с преподавателем. Неуверен, часто краснеет, замолкает при замечаниях о качестве работы, явно нервничает: постоянно крутит в руках шариковую ручку. Сдав задание, сразу надолго вышел курить.
25.11.2002. 11.15-14.00. Наблюдение в библиотеке. Сидит спереди от меня. За время наблюдения уходил из библиотеки 3 раза на сроки от 2 до 25 минут. Обложился книгами, но практически не читает: смотрит в окно, разговаривает. Когда к нему обращаются, охотно откликается, подолгу говорит.
26.11.2002. 18.30-19.45. Вечерний спецкурс. Записывает за преподавателем периодически. То внешне выглядит, как будто засыпает, то активно слушает соседа (по его побуждению). В обоих случаях, очевидно, теряет мысль, поскольку потом заглядывает в тетради к соседям, видимо, пытаясь зафиксировать в собственном конспекте упущенное».
В дневнике следует также приводить общие описания поведения за достаточно большой промежуток времени, например: «Полдня что-то его угнетало, ходил с потерянным видом, молчал», а также характерные высказывания испытуемого, говорящие о его настроении, отношении к работе и т.п.
Все записи должны быть пронумерованы и содержать указание времени, в которое они проводились (временные промежутки). Для повышения надежности данных необходимо наблюдать каждого испытуемого не меньше чем в трех ситуациях, характеризующих его по каждому параметру. Таким образом, количество записей наблюдения за каждым испытуемым должно быть таким, чтобы как минимум три наблюдения приходилось на каждый из пунктов, отмеченных в списке ситуаций для наблюдения, плюс дополнительно выделенные наблюдателем по мере того, как им подстораживались ситуации наблюдения. Некоторые записи могут характеризовать испытуемого сразу по нескольким параметрам.
Поведение испытуемого необходимо фиксировать во всех ситуациях, наблюдавшихся исследователем и отражающих реактивность независимо от того, проявил испытуемый себя активно, с точки зрения наблюдателя, или нет. Отсутствие активного проявления соответствующего параметра в любой наблюдаемой ситуации (пассивность наблюдаемого, или испытуемого) также является характеристикой поведения, как и его проявление (активность испытуемого). Единицей наблюдения является оценка, имеет место или нет предполагаемая наблюдателем характеристика.