Разделы курса, выносимые на самостоятельное изучение
1. Творчество Троллопа.
2. Немецкая литература. Творчество Гейне.
3. Американская литература. Творчество Г. Бичер-Стоу.
4. Поэзия У. Уитмена
5. Поэзия Ш. Бодлера
Контрольная работа
1. Что обозначает понятие «социальный детерминизм» по отношению к литературе реализма (проиллюстрируйте на примерах из прочитанных Вами текстов)?
2. Можно ли Жюльена Сореля назвать «романтическим героем»? Почему?
3. Каково значение образа Гобсека в одноименной новелле Оноре де Бальзака и с помощью каких художественных средств создан его психологический портрет?
4. Каковы жанровые особенности «экзотических» новелл Проспера Мериме (на примере новелл «Таманго», «Кармен», «Матео Фальконе»)?
5. Как сам Флобер определяет жанр романа «Госпожа Бовари»? Как охарактеризовано пространство провинциального города Ионвиля и как оно связано с жанровой спецификой и авторской позицией в романе?
6. В чем заключается художественное своеобразие образа ребенка в повести Чарльза Диккенса «Оливер Твист» (с опорой на текст)? Как этот образ соотносится с викторианскими представлениями о ребенке?
7. Как вы понимаете смысл названия романа Уильяма Теккерея «Ярмарка тщеславия»? Какова его история? Как название связано с образом Кукольника, каковы функции этого персонажа?
8. Черты каких нереалистических направлений можно встретить в романе «Джейн Эйр» (проиллюстрируйте примерами из текста) и какова их функция?
9. Какова структура «Листьев травы» Уолта Уитмена, из каких разделов состоит книга, каково идейное содержание каждого из них?
10. В чем художественный смысл названия книги Шарля Бодлера «Цветы зла» и в каком из циклов сборника он раскрыт наиболее полно, как содержание сборника связано с идейным смыслом стихотворения «Посвящения»?
Указания по выполнению контрольной работы:
1. Контрольная должна быть выполнена в объеме 3-4 страниц машинописного текста в формате А-4 (шрифт Times New Roman, 14 кегль, 1,5 интервал)
2. Ответы должны быть содержательными, информативными и конкретными, обязательно развернутыми
3. Обязательна опора на художественные тексты по списку-минимуму (все тексты есть в сети Интернет)
4. Все цитаты оформляются в соответствии с ГОСТ, должен наличествовать титульный лист с указанием ФИО и группы студента, при подготовке использовать материалы лекций, учебника и научные источники, указанные в учебной программе
5. Работа должна быть сдана не позже 1 мая (предпочтительней высылать на электронный адрес [email protected] )
Творческая работа
1. Подготовить 10 вопросов для воображаемого интервью с любым писателем по списку курса по случаю его юбилея (реального или воображаемого)
2. Написать предисловие к собранию сочинений любого писателя из списка.
Указания по выполнению творческой работы:
1. Работа должна быть выполнена в объеме 5-6 страниц машинописного текста в формате А-4 (шрифт Times New Roman, 14 кегль, 1,5 интервал)
2. Форма и стиль не регламентируются, но должны соответствовать жанру (предисловие, манифест) и эстетике эпохи, стилизации приветствуются
3. Работа должна быть сдана не позже 1 июня (предпочтительней высылать на электронный адрес [email protected] )
Экзаменационные вопросы
1. Реализм в зарубежной литературе XIX века: историко-культурный контекст. Основные черты.
2. Философские и эстетические взгляды Стендаля и их воплощение в художественном творчестве.
3. «Красное и черное» Стендаля как роман-карьеры. Своеобразие поэтики и содержания.
4. Женские образы в романе Стендаля «Красное и черное».
5. Психологизм Стендаля (на примере романа «Красное и черное» или «Пармская обитель»).
6. Стендаль-романист.
7. Стендаль-новеллист. Сборник «Итальянские хроники».
8. «Итальянский характер» в новелле Стендаля «Ванина Ванини».
9. «Итальянский характер» в романе Стендаля «Пармская обитель».
10. «Пармская обитель» Стендаля как политический и социальный роман.
11. Варианты истории молодого человека в творчестве Стендаля и Бальзака (на примере Жюльена Сореля и Эжена Растиньяка).
12. Творческая биография, особенности метода и стиля О. Бальзака.
13. Замысел, композиция, художественное новаторство «Человеческой комедии» О. Бальзака.
14. Тема денег и распада семьи в «Человеческой комедии» О. Бальзака (на примере романа «Отец Горио»)
15. Философские этюды Бальзака: художественное своеобразие («Шагреневая кожа» или «Неведомый шедевр»)
16. «сцены провинциальной жизни»: семейно-бытовой роман О. Бальзака «Евгения Гранде».
17. «Роман карьеры» в творчестве О. Бальзака (на примере романа «Утраченные иллюзии»).
18. Образ Гобсека и Феликса Гранде («Гобсек», «Евгения Гранде»). Средства типизации
19. О. Бальзак – новеллист. Своеобразие содержания и поэтики новеллы «Гобсек»
20. Своеобразие метода и стиля Г. Флобера. Творческая биография.
21. Флобер-романист: парадоксы вторчества («саламбо» или «Воспитание чувств»)
22. «Госпожа Бовари» Г. Флобера – роман провинциальных нравов.
23. Флобер-новеллист (на примере новеллы «Простая душа»)
24. Эволюция французской новеллы XIX века.
25. Светские новеллы П. Мериме (анализ двух новелл по выбору).
26. Экзотические новеллы П. Мериме (анализ двух новелл по выбору).
27. Своеобразие английской литературы периода реализма. Викторианский канон.
28. «Женский роман» в английской литературе 1840-60-х годов (на примере творчества Ш. Бронте, Э. Бронте, Э. Гаскелл, Дж. Элиот).
29. Творчество Ч. Диккенса: мифы и реальность.
30. История молодого человека в творчестве Ч. Диккенса («Жизнь Дэвида Копперфильда»).
31. Комический роман Ч. Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба»: своеобразие юмора и сатиры. Галерея английских характеров.
32. Образы детей, тема детства и воспитания в творчестве Ч. Диккенса («Оливер Твист»)
33. Персонажи, населяющие художественный мир Диккенса.
34. Ч. Диккенс-романист. Анализ одного романа по выбору: «Домби и сын», «Холодный дом», «Крошка Доррит», «Тяжелые времена».
35. У. М. Теккерей – безжалостный критик английского общества. Этапы творческой биографии. Своеобразие сатиры.
36. «Ярмарка тщеславия» У. М. Теккерея как «роман карьеры».
37. Образы Эмилии Седли и Бекки Шарп в романе Теккерея «Ярмарка тщеславия»: средства типизации.
38. Происхождение и смысл названия романа У. М. Теккерея. «Ярмарка тщеславия» как центральный художественный образ романа. Авторская позиция и средства ее выражения.
39. Художественный историзм в романе У. М. Теккерея «Ярмарка тщеславия».
40. Э. Троллоп – романист (на примере «Бачестерские башни»).
41. Реализм в Германии. Творчество и судьба Г. Гейне.
42. Политическая лирика Г. Гейне 40-х годов.
43. Поэма Г. Гейне «Германия. Зимняя сказка».
44. Своеобразие американской литературы эпохи реализма.
45. Аболиционистская литература в США. «Хижина дяди Тома» Г. Бичер-Стоу.
46. История создания и издания «Листьев травы» У. Уитмена. Композиция и тематика книги.
47. Лирический герой У. Уитмена.
48. Творческая биография Уитмена: мифы и реальность. Уитмен в мировой литературе и культуре.
49. История создания и издания «Цветов зла» Ш. Бодлера. Легенды и правда о Бодлере.
50. Художественное своеобразие «Цветов зла» Бодлера: циклы, образы, мотивы и т.п. Традиции и новаторство.