Тема 25. Методика расследования преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
1.Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений.
2.Тактика осмотра места дорожно-транспортного происшествия.
3.Розыск транспортного средства и его водителя, скрывшегося с места ДТП[.
4.Назначение автотехнической экспертизы.
1. Для возбуждения дела, кроме самого факта ДТП, необходимы следующие признаки: смерть человека или причинение его здоровью тяжкого или средней тяжести вреда, причинение крупного ущерба.
Дорожно-транспортные преступления относятся к преступлениям, совершаемым по неосторожности, поэтому их способ является неполноструктурным и включает лишь действия по сокрытию следов преступления и другие приемы противодействия расследованию: оставление места ДТП (ст.265 УК РФ), быстрое устранение повреждений, перекрашивание автомашины, замена государственного номерного Знака, подготовка и выдвижение ложного алиби, воздействие на потерпевших и свидетелей-очевидцев в целях изменения их показаний в свою пользу и т.п.
Типичные следы-отражения: трупы; следы транспортных средств, участвовавших в ДТП (на дороге, других автомашинах, трупах, теле, одежде и обуви оставшихся в живых потерпевших), изменения в обстановке, вызванные ДТП; части транспортных средств, перевозимого груза и горюче-смазочных материалов; следы рук, обуви водителя и других участников происшествия.
Особенностью расследования дорожно-транспортных преступлений является необходимость глубокого исследования всех элементов системы «водитель транспорт — среда» и причинных связей между ними в конкретной ситуации, и в первую очередь — механизма дорожно-транспортного происшествия и его последствий.
Понятийный аппарат рассматриваемой частной методики в определенной мере исходит из ведомственной классификации дорожно-транспортных происшествий. По механизму происшествия все ДТП подразделяются на:
1) столкновения транспортных средств;
2) их опрокидывания;
3) наезды на препятствия;
4) наезды на пешеходов;
5) наезды на велосипедистов;
6) наезды на стоящие транспортные средства;
7) наезды на гужевой транспорт;
8) наезды на животных;
9) выпадение пассажиров из транспортных средств;
10) прочие происшествия.
2. Осмотр места ДТП обычно производится до возбуждения уголовного дела и нередко не следователем, а работником Госавинспекции (сотрудником отдела дознания, дорожно-патрульной службы, госавтоинспектором). Большую роль при этом играет фактор времени.
Оптимальный состав следственно-оперативной группы для осмотра места ДТП с признаками преступления: следователь или дознаватель, специализирующийся на расследовании дорожно-транспортных преступлений; специалист-криминалист, инспектор ГАИ, оперативный работник уголовного розыска (если совершивший наезд или столкновение водитель скрылся), судебный медик — при наличии трупа; при тяжелых последствиях (гибель людей, повреждение нескольких машин и т.п.) — специалист-автотехник. Группа должна иметь специфические научно-технические средства, используемые для определения технического состояния узлов автомашин, участвовавших в происшествии, и определенных параметров дороги: манометр, люфтометр, средства для измерительной фотосъемки (желательно — стереофотограмметрической), эклиметр (прибор для определения величины подъемов, спусков, поперечных углов) и т.д.
Осмотр места ДТП включает исследование дорожной обстановки; транспортных средств, участвовавших в происшествии и оставшихся на месте; трупов, если они находятся на месте к моменту прибытия оперативно-следственной группы.
Осмотр ведется эксцентрическим или линейным способом, в сочетании с выборочным (узловым) подходом к исследованию обстановки. Тщательно изучаются и фиксируются любые следы, которые могут помочь установить механизм столкновения, наезда, опрокидывания транспортных средств, выпадения из них пассажиров, а также идентифицировать транспортные средства, участвовавшие в ДТП.
При составлении протокола осмотра могут быть использованы стандартизированные (программированные) бланки, специально разработанные для осмотров мест ДТП и позволяющие при их заполнении собрать типовую и индивидуализированную информацию, требующуюся впоследствии при назначении автотехнической экспертизы, проведении реконструкции для следственного эксперимента, решении других задач расследования и судебного разбирательства.
3.Серьезной проблемой является розыск транспортного средства и водителя, скрывшегося с места происшествия. В этих целях прежде всего организуется преследование по горячим следам с использованием информации о скрывшемся автомобиле, полученной
от очевидцев ДТП и на начальном этапе осмотра. Дается ориентировка на розыск в дежурную часть горрайоргана внутренних дел и в подразделения ГАИ. Типичными являются также следующие меры розыска:
1.при наличии сведений о номерном знаке скрывшегося автомобиля (или хотя бы части его цифр и буквенных обозначений) осуществляется проверка по учетам Госавтоинспекции в целях установления владельца автомобиля. В положительном случае по месту жительства владельца или месту парковки служебного автомобиля высылается оперативная группа для осмотра машины и допроса водителя;
2.данные о марке, модели, цвете, номерном знаке скрывшейся машины используются для проверки по АИПС «Автопоиск», не значится ли такая машина в числе угнанных или похищенных;
3.осуществляется проверка сходных по установленным признакам автомашин в кооперативных гаражах, в автохозяйствах, на магистралях и в других местах возможного появления;
4.проводятся меры по выявлению очевидцев, покинувших место ДТП до приезда работников ГАИ (опросы жителей близлежащих домов, обращение к гражданам через средства массовой информации, расклеивание таких обращении в районе ДТП);
5.назначаются диагностические экспертизы по обнаруженным следам в целях получения дополнительной информации о скрывшемся транспортном средстве.
4.Наиболее характерные экспертизы по делам о дорожно-транспортных преступлениях: Автотехническая (дорожно-транспортная — хотя это не совсем одно и то же); трасологическая, судебно-медицинская — все три ее разновидности; судебно-химическая, судебно-физическая и целый ряд комплексных экспертиз.
Автотехническая экспертиза в большинстве случаев проводится в экспертных учреждениях Министерства юстиции РФ. Предметом автотехнической экспертизы являются фактические данные:
1.о техническом состоянии транспортного средства;
2.о механизме ДТП;
3.о дорожной обстановке и действиях участников происшествия;
4.об обстоятельствах, способствовавших возникновению ДТП,—все это в пределах специальных технических познаний эксперта-авто техника. Перед ним не могут быть поставлены вопросы правового характера.