Европейский функционализм
Функционализм возникает в противовес структурализму. Предметом психологии функционализм обозначает сознание, и функционалистов не интересует строение сознания. Их интересуют два главных вопроса::
Как сознание функционирует, работает? (отсюда и название – функционализм)
Какова роль сознания (психики) в жизнедеятельности организмов?
У истоков европейского функционализма стоял австрийский психолог Франц Брентано (1838-1917).
Главной для новой психологии он считал проблему сознания. Чем отличается сознание от всех других явлений? Только ответив на этот вопрос, можно определить область психологии. В то время под влиянием Вундта господствовало мнение, что со знание состоит из ощущений, восприятий, представлений как особых, сменяющих друг друга процессов. С помощью эксперимента их можно выделить, подвергнуть анализу, найти те элементы или нити, из которых сплетается эта "ткань" внутреннего субъекта. Такое воззрение, утверждал Брентано, совершенно ложно, ибо оно игнорирует активность со знания, его постоянную направленность на объект. Для обозначения этого признака сознания Брентано предложил термин "интенция". Она изначально присуща каждому психическому явлению и именно благодаря этому позволяет отграничить психические явления от физических.
Интенция – это направленность сознания на некий предмет и активность сознания в процессе построения образа.
Брентано говорит о том, что нет автоматического отпечатывания образов, сознание для этого должно совершить сложную работу.
Чтобы построить образ, нужно, чтобы:
1.сознание было направлено на объект;
2. сознание осуществляло ряд различных действий, или актов сознания.
Брентано создает теорию, которую называет теорией актов сознания. Эту теорию он противопоставил тому, что можно назвать теорией элементов (все структуралистские подходы).
Брентано ищет акты, действия сознания, когда оно строит образ.
Выделяет три группы актов сознания:
1. акты представливания. Их результатом является формирование наглядно-чувственных образов (ощущений, восприятий, представлений).
2. акты суждения об истинности и ложности наших образов. Сознание не только строит образы, но и сопоставляет их между собой.
3. акты эмоциональной оценки. Сознание их реализует через подключение к образам определенного эмоционального или чувственного фона. Здесь стоит отметить такой феномен, как идеосинкразия – болезненная непереносимость, отвращение каких-либо видов ощущений.
Брентано создает свой проект дальнейшего развития психологии (поскольку функционализм появляется в период раскола в психологии). Он предположил, что в дальнейшем будут развиваться две психологические науки:
Первая – дискриминативная психология (психология описания). Эта наука будет опираться на теорию элементов сознания. На ряду сней будет существовать вторая – генетическая психология (проблемы наследственности и среды в современное время). Она будет опираться на теорию атов сознания и будет изучать генезис образа в сознании человека.
Идеи Брентано повлияли на Кюльпе и его вюрцбургскую школу. В числе обучавшихся философии в Вене у Брентано был 3. Фрейд. В его учении понятие Брентано об интенции преобразовалось в версию "прикованности" психической энергии к внешним объектам (включая собственное тело индивида).
Идеи активности и предметности сознания утвердились благодаря Брентано в западноевропейской психологии.
Важную роль в разработке функционализма в его западноевропейском варианте сыграл немецкий психолог Карл Штумпф (1848-1936). Собственным предметом психологии Штумпф считал функции (или акты). Так, исследованию под лежит не красный цвет объекта (который представляет собой, согласно Штумпфу, феномен, а не функцию сознания), а акт (или действие) субъекта, благодаря которому человек осознает этот цвет в его отличии от других. Среди функций Штумпф различал две категории:
- интеллектуальные и
- эмотивные (или аффективные). Эмотивные функции состоят из противоположных пар: радость и печаль, желание и отвержение, стремление и избегание. Эмоциональный оттенок могут приобрести и не которые явления, которые были названы "чувственными ощущениями".
С детства увлекаясь музыкой, Штумпф в большинстве своих экспериментальных работ сосредоточился на изучении восприятия музыкальных тонов. Полемизируя с Вундтом, Штумпф считал противоестественным расчленение показаний интроспекции на отдельные элементы. Результатам тех опытов, которые проводились натренированными в интроспективном анализе психологами вундтовской школы, Штумпф противопоставил в качестве заслуживающих большего доверия свидетельства экспертов-музыкантов.
Герберт Спенсер (1820 – 1903)
Основатель философии позитивизма. Позитивизм претендовал на то, чтобы стать методологической наукой. Основная мысль – наука должна давать позитивное знание – знание явлений, с которыми можно экспериментировать, наблюдать. В результате наука получает позитивное знание. К позитивному знанию не относятся ненаблюдаемые сущности. Точные науки должны заниматься только наблюдаемыми явлениями.
Через Спенсера в психологию впервые вошла идея эволюции. Он был сторонником Дарвина и поставил вопрос, как возникает психика.
Спенсер определяет предмет психологии как связь психики с внешним миром. Функция психики - механизм адаптации организма к внешнему миру, а человек адаптируется к эволюционирующему миру, следовательно, психика тоже эволюционирует.
Спенсер намечает 3 линии реализации эволюционных идей в психологии:
1 - Линия эволюции самой психики:
Изначально не было психики. Допсихический уровень адаптации -раздражимость – реакция на биологически значимые (биотические) воздействия. Биотические факторы абсолютно необходимы для выживания организма (например, кислород в воздухе). Т.е. первоначально организмы реагируют на биотические факторы.
У одноклеточных появляется реакция на нейтральные компоненты среды – те, которые не важны биологически, но как-то связаны с биотическими. Появляется сигнальная функция, которая формирует специальные органы. Появляется чувствительность – отражение нейтральных компонентов среды как сигналов о биологически значимых стимулах. Это и есть психика, которая возникает как механизм адаптации. Организмы начинают реагировать не только на биотические стимулы, но и на нейтральные раздражители. Они позволяют повысить шансы организма на выживание, так как они являются сигналом к значимым стимулам.
Психика у животных проходит сначала стадию ощущений. Организмы начинают воспринимать отдельные символические свойства. Перед сигналов организм находится в деактивированном состоянии.
Спенсер предполагает, что наряду с ощущением появляется поведенческий механизм – память, которая дает возможность склеивания ощущений в более целостные образы, за счет чего обеспечивается трансляция образа во времени. Это склеивание и есть память.
У человека возникают новые механизмы адаптации, потому что человек должен адаптироваться не только к природным, но и социальным факторам.
Воля как новый механизм адаптации предполагает возможность осуществления человеком следующих видов деятельности:
1) действие целеполагания (постановка целей);
2) действия по разработке программы для достижения целей;
3) действия, связанные с выбором средств для достижения целей;
4) преодоление препятствий, стоящих на пути к достижению цели;
5) действия, которое связано с контролем, который может быть достаточно грубым - по результату; тонкий тип – пооперационные контроль (контроль микроопераций).
Слабой стороной волевой адаптации является то, что она опирается на достаточно грубое и примитивное отражение объекта действия и ситуации. Эта грубость компенсируется активностью и энергичностью действий, часто с применением значительных физических усилий (сломать дверь, если нет ключа).
Разум – высший механизм адаптации. Он опирается на глубокое и тонкое отражение объекта действий, ситуации действия.
2 - Линия эволюции форм поведения. Включает три стадии:
1 стадия рефлекса. Рефлекс – это отдельная изолированная реакция на отдельный изолированный раздражитель. Существует на всех уровнях живой природы.
2 стадия инстинкта. Инстинкт – сложная цепь реакций, обеспечивающая видовую адаптацию. Вид приспосабливается с помощью инстинкта к наиболее устойчивым, постоянным компонентам среды.
3 стадия навыка. Навык - прижизненно приобретаемая форма поведения, обеспечивающая индивидуальное приспособление. Чем выше мы поднимаемся по лестнице эволюции, тем больше доминирует навык. У человека почти все специфические человеческие способы поведения образованы по принципу навыка.