Кинематограф как синтетический вид искусства
Среди различных функций экранного изображения важное место занимает образное постижение мира и человека. Это - художественная функция кино, или кино как искусство. С образно-познавательной ролью кино тесно связана его роль как развлечения. Эти две стороны взаимодействуют между собой настолько тесно, что разделить их практически невозможно. Практически все существующие виды искусства так или иначе связаны с кинематографом, что позволяет говорить о нем как о синтетическом искусстве.
Особенно близка кино фотография. Искусство фотографии щедро поделилось своими выразительными средствами, такими как ракурс, план, композиция.
Живопись также оказала определенное влияние на кинематограф: соотношение цветов, колорит картины подчас продумывается художником и режиссером в соответствии с ее законами.
Сложно представить ранние кинокартины без музыкального сопровождения. Первоначально оно было "живым", исполнялось непосредственно во время кинокартины музыкантом-тапером, усиливая различными доступными средствами впечатление от изображения на экране. Теперь музыка к. кинофильмам пишется композиторами специально, становится порой весьма популярной и даже выходит на отдельных аудионосителях (так называемых саундтреках). В фильме музыкальное сопровождение, чаще фрагментарно, зависит от монтажа. Существуют фильмы без музыки, причем это концептуальный ход (кинофильм "Живые и мертвые" А. Столпера), и фильмы без текста, где, как прежде, звучит лишь музыкальное сопровождение ("Голый остров" японского режиссера К. Синдо).
Слияние радио с экраном породило еще один современный феномен, который некоторые относят к самостоятельным видам искусства: телевидение.
Литература также весьма тесно связана с кинематографом, поскольку фильм имеет, как правило, литературный первоисточник.
Наиболее близко связано с кинематографом театральное искусство. Театр и кино объединяет наличие актеров. И в кино, и в театре на виду прежде всего актер, несмотря на то что результат и того, и другого вида искусства - творение коллективное. Киноактер, конечно, опирается на опыт театральной актерской школы, но он помещен на съемочной площадке в специфические условия. В обоих видах искусства присутствуют костюмы, декорации и т. д., но есть разница между их использованием. В театральном искусстве сценическое действие, как правило, не выходит за пределы помещения театра, тогда как съемочных площадок может быть несколько, поэтому декорации иногда заменяет натура. И грим, и костюм выполняют схожие функции, но на кинопленке и сцене выглядят по-разному. Режиссура в кино, наследуя театральные традиции, призвана решать несколько другие задачи, связанные в том числе и с тем, что этот вид искусства в немалой степени зависит от техники.
Таким образом, практически каждый вид искусства так или иначе повлиял на развитие кинематографа, "поделился" своими выразительными средствами, приемами с молодым искусством. Однако эта связь не только односторонняя. Например, существует огромное количество экранизаций произведений мировой литературы, поэтому нередко наиболее яркие образы того или иного фильма переносятся на литературный источник. И тогда д'Артаньян в сознании читателя может выглядеть как М. Боярский, Гамлет - как И. Смоктуновский; образ Скарлетт О'Хара надолго связан с актрисой В. Ли, а Шерлока Холмса - с актером В. Ливановым. На театральной сцене возникают попытки использовать приемы монтажа. параллельного действия, крупного плана в сценической ткани, и такие эксперименты весьма любопытны. Например, в спектакле "Калигула" Ю. Бутусовым был использован кинематографический прием "рапид" — замедленная съемка.
Виды и жанры кино.
Система жанров в кинематографе в целом позаимствована из литературоведения, но нельзя сказать, что литературные и кинематографические жанры идентичны, поскольку у кино свои способы построения произведения и воздействия на зрителя. По предмету, воплощенному на экране, по способу этого воплощения и ориентации на потребности зрителя выделяют следующие виды кино:
- игровое (художественное);
- мультипликационное;
- документальное;
- научно-популярное; иногда выделяют отдельно учебное и научно-исследовательское.
Жанр - группы экранных произведений, объединенные сходными чертами их внутреннего строения. В основе жанра лежит определенный тип изображения человека и окружающей среды, системы взглядов на мир. Жанр - набор сходных признаков, позволяющих объединить фильмы в родственные типы. Поначалу кино заимствовало жанровое деление у театра и литературы, но со временем стало вырабатывать саои собственные жанровые образования.
Игровое (художественное) кино создает кинематографические образы при помощи игры актеров и избирает своим предметом отношения человека и мира, общества, поэтому основная проблематика таких фильмов социально-психологического плана. Игровое кино воплощается с помощью актеров по сценарию, интерпретируемому режиссером. Такие фильмы весьма популярны у зрителя, поскольку вызывают эмоции, сопереживание, эстетическое наслаждение. Особенности игрового фильма применительны и к мультипликационному кино, однако, с акцентом на сказочность и фантазийное начало. Ему недоступна документальная достоверность, но зато иносказательность, которую содержат такие фильмы, способствует более глубокому постижению реальности.
Если игровые фильмы воссоздают действительность, то документальное кино ее фиксирует. Собственно говоря, первыми картинами в истории киноискусства были документальные ленты. Теперь этот вид искусства широко распространен на телевидении, поскольку отражает хронику текущей жизни. Несмотря на то, что документалисты оперируют образами живой реальности, события, факты, характеры отображены, осмыслены в соответствии с идеей, замыслом режиссера. Документальное кино можно разделить по содержанию и по методу создания.
Документальное кино делится на следующие жанры: хроника, киножурналы, очерки (чаще очерки-портреты), тематические фильмы. По методу создания выделяются: иконографические фильмы, где на основе архивных рукописей, музейных экспонатов, фотографий воссоздается историческое прошлое; перемонтаж - основой фильмов здесь являются старые ленты; хроникальные сюжеты, организующие обновленную образную структуру; событийная съемка, которая фиксирует реальность и современностьво всех ее значительных проявлениях.
Предметом научно-популярного кино является вся деятельность человека в. сфере образования, науки, воспитания, а также поиски эксперимента, открытия в этих областях. Отрасли научного кино служат различным целям: средство познания неизвестного (съемки в космосе, фиксация научных экспериментов); учебные - способствуют усвоению знаний; научно-популярные — распространяют специальные знания в среде широких масс и показывают процесс поисков непознанного, указывая на различные точки зрения исследователей той или иной проблемы.
Мультипликация (умножение) – вид кинематографа, где образы создаются оживлением неживой натуры. Делится по технике исполнения: рисованная, объемная (кукольная, пластилиновая, с использованием разных предметов), плоскостная.