Линейно-штабная организационная структура

Такой вид организационной структуры является развитием ли­нейной и призван ликвидировать ее важнейший недостаток, свя­занный с отсутствием звеньев стратегического планирования. Линейно-штабная структура включает в себя специализированные подразделения (штабы), которые не обладают правами принятия решений и руководства какими-либо нижестоящими подразделе­ниями, а лишь помогают соответствующему руководителю в вы­полнении отдельных функций, прежде всего функций стратеги­ческого планирования и анализа (рис. 2.2).




Преимущества линейной структуры:

четкая система взаимных связей функций и подразделений; четкая система единоначалия — вся совокупность процессов, имеющих общую цель, подчинена одному руководителю; ясно выраженная ответственность;

быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих. Недостатки линейной структуры:

отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; в работе руководителей практически всех уров­ней оперативные проблемы («текучка») доминируют над стра­тегическими;

Линейно-штабная организационная структура - student2.ru

Рис. 2.2. Линейно-штабная структура управления

Достоинства линейно-штабной структуры:

более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов;

Линейно-штабная организационная структура - student2.ru Линейно-штабная организационная структура - student2.ru некоторая разгрузка высших руководителей;

• возможность привлечения внешних консультантов и экспертов;

• при наделении штабных подразделений правами функциональ­
ного руководства такая структура представляет хорошую осно­
ву для перехода к более эффективным органическим структурам
управления.

Недостатки линейно-штабной структуры:

• отсутствие четкого распределения ответственности, так как
лица, готовящие решение, не участвуют в его выполнении;

• тенденции к чрезмерной централизации управления;

• аналогичные линейной структуре, частично — в ослабленном
виде.

Таким образом, линейно-штабная структура может являться хо­рошей промежуточной ступенью при переходе от линейной струк­туры к более эффективным. Структура позволяет в ограниченных пределах воплощать идеи современной философии качества.

Результатом организационного структурирования является со­став служб аппарата управления предприятием, связи, распреде­ление ролей, полномочий и ответственности между ними.

Следует отметить, что сама по себе оргструктура не обеспечи­вает автоматически эффективности процесса управления. Теоретически самая лучшая оргструктура может оказаться неудач­ной, если не будет поддержана умелыми руководителями, специ­алистами и исполнителями, и, наоборот, хорошее управление может привести к нужным результатам даже в условиях неэффек­тивной оргструктуры. По Минтцбергу, структура предприятия включает пять основных частей:

• ядро;

• сердцевина;

• стратегическая вершина;

• обеспечивающий персонал;

• техноструктура (рис. 2.3).

Действующее (производственное) ядро включает объект управ­ления, основными структурными элементами которого являются отделения, цеха, отделы, участки, отдельные исполнители. Основные задачи: обеспечение входа, преобразование входа в вы­ход, распределение выхода, а также обеспечение прямой под­держки средней линии и стратегической верхушки.

К основным процессам действующего стержня относятся: про­изводство, приобретение материалов, обслуживание заказов, хра­нение, упаковка, доставка и др.


Линейно-штабная организационная структура - student2.ru

Профессионализм Рис. 2.3. Пять основных частей предприятия

Стратегическая вершина возникает, когда предприятие растет и появляется необходимость в контроле. Основной задачей ста­новится обеспечение эффективного выполнения предприятием его целей (миссии) и удовлетворения потребностей тех, кто имеет контроль или власть над предприятием.

Основные структурные подразделения — управляющие советы, совет директоров, президент, вице-президент. Основными задача­ми стратегической вершины являются: прямой контроль, управ­ление границами и разработка стратегий предприятия.

Сердцевина — это связующее звено между действующим ядром истратегической вершиной. Она возникает, когда предприятие более расчленено и стратегическая вершина не способна осуще­ствлять прямой контроль над производственным ядром. Сердцевина имеет по содержанию те же задачи, что и стратегическая вершина, но не решает их в оперативном режиме. Кроме того, она получает данные о выполнении работы и передает их менеджеру высшего звена. К сердцевине относятся такие подразделения как отдел мар­кетинга, отдел продаж, производственный отдел, директор завода

И т.д.

Задачей техноструктуры является определение правил и мето­дов, норм и нормативов, которыми должны руководствоваться в работе другие подразделения и сотрудники предприятия. Она воз­никает, когда предприятие переходит на новый стандарт, чтобы гарантировать координацию действий. Основными задачами тех-


Линейно-штабная организационная структура - student2.ru
70

ноструктуры являются: адаптация организации к изменениям внешней среды; контроль и регулирование деятельности предпри­ятия; анализ работы; планирование; управление персоналом.

К структурным подразделениям техноструктуры относятся: от­делы персонала, обучения, информационных систем, планирова­ния производства, финансовый и т.д.

Главные задачи обеспечивающего персонала — это обеспечение прямой поддержки основных задач организации. Обслуживающий штат состоит из специализированных подразделений, которые обеспечивают поддержку организации вне основной производ­ственной работы: это юридический отдел, отдел паблик рилейшнс, отдел снабжения, отдел безопасности и др.

Пять основных частей предприятия представляют собой его движущие силы (пулы). Для стратегической вершины это лидерс­тво; для производственного ядра — профессионализм; для тех­ноструктуры — рационализация; для обслуживающего штата — ко­оперирование. Идеология предприятия должна помогать объеди­нять все части вместе.

Специфические цели основных частей предприятия предпола­гают разнообразие видов организации внутри предприятия (фир­мы).

Организационная структура фирмы направлена прежде всего на установление четких взаимосвязей между основными ее частя­ми и распределение между ними прав и ответственности. В орга­низационной структуре предприятия реализуются различные тре­бования к системе управления. Одним из требований является взаимосвязь ключевых частей организации и видов организации, наиболее типичных для этих частей (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Стратегической вершине соответствует предпринимательская организация, которая характеризуется простой, гибкой структурой с небольшим штатом и средней иерархией. Деятельность лично контролируется исполнительным директором. Для организации характерно сильное лидерство, временами харизматическое и ав­тократическое.

Характерные функции — запуск новых видов деятельности, выход из кризиса, осуществление скачка. Стратегия — свободная, но цельная и гибкая в деталях, формирующая лидирующие пози­ции предприятия в лидирующих нишах.

Машинная организация является противоположностью пред­принимательской и характерна для техноструктуры. В основе структуры — централизованная бюрократия, формализованные процедуры, специализированные работы, резкое разделение тру­да, образование рабочих групп. Техноструктура загружена стан­дартизированной работой, но четко отделена от сердцевины. Обычно это большая, зрелая организация с рациональной техни­ческой системой, осуществляющей массовое производство, мас­совое обслуживание, а также организацию управления и безопас­ности. Для стратегий характерен процесс планирования, програм­мирования для длительных периодов стабильности, включающих некоторые изменения. Стратегии редко прерываются случайными взрывами технологических скачков. Для машинной организации характерно сопротивление стратегическим изменениям, суще­ствуют сложности в отношениях среди работников руководящего центра (различия в системе ценностей, конфликты).

Профессиональная организация характерна для ядра предпри­ятия. К типичным ее чертам относятся: минимальная технострук­тура и иерархия средней линии, многочисленный обслуживающий персонал. Основой эффективного функционирования является создание системы, в которой задействованы профессионалы-ин­дивидуалы, стандартизированные умения и навыки производ­ственного персонала. Для профессиональной организации свойст-венны крупные стратегии, в целом очень стабильные, но продол­жающие изменяться. Многое делается на базе профессиональных суждений, путем коллективного принятия решений и осуществле­ния некоторых административных действий.

Для сердцевины свойственна диверсифицированная организа­ция, которая ориентирована на рынок. Структура формируется из подразделений, объединяемых административным штабом. Подразделения действуют автономно и имеют систему контроля

Линейно-штабная организационная структура - student2.ru Линейно-штабная организационная структура - student2.ru со стандартизованными выходами. Динамика структуры подраз­делений имеет тенденции к машинной конфигурации. Для боль­ших и наиболее устоявшихся организаций динамика структуры тяготеет к выполнению функций придатка генеральной дирек­ции.

Генеральная дирекция (головной офис) управляет корпора­тивной стратегией как портфелем инвестиций. В свою очередь подразделения обычно имеют индивидуальную бизнес-страте­гию, в основе которой лежит диверсификация рынка продуктов и услуг.

Диверсифицированная организация направлена на разрешение таких проблем интегрированной функциональной структуры, как распределение риска, перемещение капитала (вливание и изъятие его из бизнеса, слияние и поглощение).

Инновационная организация характерна для обеспечивающе­го персонала. Именно обеспечивающий персонал должен в сжатые сроки осваивать изменения во внешней среде для их распростра­нения на все предприятие. К организационным конструкциям можно отнести советы и комитеты, организационные единицы, дополнительные силы для решения задач. В качестве инструмен­тов используются бюджеты, счета, отчеты, бизнес-планы. Система контроля и обратной связи основывается на информации, чело­веческих взаимоотношениях, культуре организации, правилах, нормах. Особенно эффективна она при динамическом развитии организации. В силу того, что реализация обратной связи близка к информационной системе и системе контроля в организации, эти три компонента управления могут проектироваться со­вместно.

ФОРМАЛЬНАЯ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ

Следует различать четыре уровня анализа и исследования ор­ганизационной структуры:

• организационный (структурный);

• групповой;

• межличностный;

• индивидуальный.

Для первого уровня характерна формальная оргструктура, ко­торая фиксирует нормативные связи между подразделениями. На организационном уровне используются принятые типовые орг­структуры.

72

Второй, третий и четвертый уровни соответствуют неформаль­ной оргструктуре.

Однако, если фирма имеет оргструктуру, учитывающую специ­фику деятельности, каждый сотрудник может либо пропустить, передать дальше, либо обработать надлежащую информацию. Люди не переделывают работу друг за другом, и в процессе рабо­ты не создается узких мест. В эффективной оргструктуре одно подразделение, например торговый персонал или служащие фи­нансового подразделения, может действовать как система ранне­го предупреждения для другого подразделения, например произ­водственного отдела или отдела поставок.

В связи с этим следует различать формальную организационную структуру, фиксирующую жесткие, нормативные связи между службами предприятия, соответствующие принятой типовой орг­структуре, и неформальную оргструктуру. Неформальная устанав­ливает реальные взаимосвязи между отдельными руководителями, группами (службами), персоналом внутри групп и основанную на эмоционально-психологических отношениях между ними. Каждой личности или группе свойственны специфические черты: интере­сы, цели, неписаные нормы и правила, свои ценностные ориен­тации, представления о плохом и хорошем и т.д. Совместная де­ятельность людей предполагает возникновение неформальных контактов, симпатий и антипатий.

Итак, неформальная организационная структура — система межличностных и межгрупповых связей и взаимодействий, не закрепленных в организационных документах. Неформальная ор­ганизация обычно возникает тогда, когда нет соответствия между нормами и целями формальной организации, групповыми и ин­дивидуальными потребностями ее персонала.

Неформальную структуру характеризуют: реальные полномо­чия, формирующиеся в результате разделения труда между испол­нителями; личные (групповые) симпатии и антипатии, определя­ющие неформальные связи; фактические коммуникации, фикси­рующие, кто передает информацию, кому, с какой целью, с каким результатом; действенные стимулы-поощрения, принуждения; компетентность и другие деловые качества персонала.

Неформальные оргструктуры следует рассматривать как фактор, лишь подтверждающий функционирование организации, а не под­меняющий ее. Основной является формальная структура управле­ния, типизация которой основана на единстве структуры управле­ния и организационного механизма ее функционирования. Качество

Линейно-штабная организационная структура - student2.ru Линейно-штабная организационная структура - student2.ru неформальной структуры, уровень организационной культуры, сте­пень ее согласованности с формальной структурой способствуют повышению эффективности управления предприятием.

Требования к организационной структуре.При формировании организационных структур управления необходимо учитывать ряд факторов, определяющих требования к ее построению.

К группе основных факторов относятся следующие: факторы внешней среды (экономические, правовые, научно-технические, социально-культурные, экологические); факторы внутренней сре­ды (цели и стратегии развития фирмы, ресурсные и финансовые ограничения); производственно-технические факторы (продукция, технология, численность персонала, мощность производства и др.); организационные факторы (вид оргструктуры, должностные и информационные связи в системе управления), социально-пси­хологические факторы и факторы эффективности.

При этом часть факторов, например производственно-техно­логические и организационные, поддается непосредственному учету, а во многих случаях и нормированию. Влияние других свя­зано с формированием организационных структур управления. Конкретная деятельность людей как элементов системы управле­ния определяется их способностями и уровнем квалификации, отношением к труду, стилем руководства, морально-психологиче­ским климатом в трудовом коллективе. Участие человека (фактор субъективности) в процессе управления существенно затрудняет формализацию и анализ связей элементов системы управления.

Воздействие каждого из рассмотренных факторов предопреде­ляет структуру, которая наилучшим образом будет удовлетворять целям организации.

Ключевыми решениями в проектировании организации явля­ются: степень разделения труда; тип оргструктуры; способ коор­динации; масштаб управляемости; количество уровней управле­ния; способ распределения прав и ответственности; соотношение централизации и децентрализации в принятии решений. Эти ре­шения отражают сложное взаимодействие между тем, что окружа­ет организацию, и тем, как ею управляют.

Взаимодействие на уровне «организация — внешняя среда» мо­жет осуществляться с помощью механистического или органиче­ского подходов, учитывающих изменение рынков и технологий во внешней среде. Классификация типов организации по критериям «динамика рынков» и «характер технологий» приведена на схеме (рис. 2.4).


Линейно-штабная организационная структура - student2.ru

ТЕХНОЛОГИЯ
Стабильная Изменчивая

Рис. 2.4. Типы организации

Механистическая структура характеризуется интенсивным ис­пользованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в ра­боте и жесткой иерархией власти в организации. С такими харак­теристиками организация может действовать эффективно в усло­виях, когда применяется рутинная технология (низкая неопреде­ленность в том, когда, где и как выполнять работу) и внешнее окружение медленно меняется и характеризуется невысокой слож­ностью, слабой взаимосвязанностью факторов.

Для органической структуры характерны слабое или умеренное проявление формальных правил или процедур, децентрализация и участие персонала в принятии решений, определяемое ответ­ственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии. Этот подход к структурированию показывает свою эффективность в условиях, когда используется нерутинная технология (высокая неопределенность в том, когда, где и как выполнять работу) и имеется сложное и динамичное внешнее окружение.

Смешанная организация, доминирующая на рынке, возникает при стабильных технологиях и изменчивом рынке. В условиях динамичной технологии и стабильных рынках эффективна сме­шанная организация, доминирующая в технологии. Различия меж­ду основными типами структур приведены в табл. 2.2.

       
  Линейно-штабная организационная структура - student2.ru
    Линейно-штабная организационная структура - student2.ru
 

Линейно-штабная организационная структура - student2.ru

Таблица 2.2

Другие факторы, влияющие на выбор оргструктуры.При взаимо­действии элементов оргструктуры существуют три вида связи: вертикальные, горизонтальные и диагональные. К вертикальным связям относятся связи подчинения, возникающие в иерархичес­ких структурах между элементами смежных уровней управления, к горизонтальным — связи координации между смежными эле­ментами одного уровня управления, взаимодействующими в вы­полнении одного комплекса работ, к диагональным — связи со­гласования между элементами разных иерархических уровней, не находящихся в прямом подчинении. Характер элемента взаимо­действия (личность, группа) определяет единичные или групповые связи.

Важным при формировании оргструктуры является понятие нормы управляемости, которое определяет рациональное число подчиненных у одного руководителя. Усредненная норма управ­ляемости равна 7. При усложненном по содержанию труде норма уменьшается. Для простого, рутинного труда — увеличивается от­носительно усредненного значения. В иерархической модели ко­эффициент управляемости определяется числом связей, исходя­щих из одного верхнего узла.

76

К числу характеристик связи между элементами оргструктуры следует отнести: тип связи (жесткая — гибкая), цикличность (час­тота) и продолжительность связи, а также степень психологиче­ской нагрузки персонала управления в процессе функционирова­ния связи.

Указанные характеристики определяют диапазон управления руководителя. Чем меньше число, частота, продолжительность, сте­пень психологической нагрузки организационных связей (т.е. чем они гибче), тем больше увеличивается диапазон управления руко­водителя. Для единичных связей он больше, чем для групповых.

Традиционные модели организационных структур.Традиционные модели основаны на комбинации линейных функциональных и программных структур, которые различаются в зависимости от вида и типа входящих элементов. Структуры в качестве элементов включают персонал и службы аппарата управления. К числу пер­сонала управления относятся руководители (линейные — ЛР, функциональные — ФР, руководители программ — РП), специа­листы и исполнители. В состав служб организации входят управ­ления, отделы, бюро, группы (рис. 2.5).

Линейно-штабная организационная структура - student2.ru

Рис. 2.5. Базовые модели организационных структур

Для линейных и функциональных оргструктур наиболее харак­терны постоянные элементы (группы, коллективы, исполнители) и вертикальные связи (связи подчинения). Элементарная органи­зационная структура обычно отражает двухуровневое разделение, которое широко используется в малом и среднем бизнесе.

На малых фирмах формы управления упрощены. Предприни­матели чаще всего совмещают в себе функции собственников и менеджеров, однако это не исключает привлечения наемных ра-

Линейно-штабная организационная структура - student2.ru Линейно-штабная организационная структура - student2.ru Линейно-штабная организационная структура - student2.ru ботников в области менеджмента, маркетинга, финансов на конт­рактной основе.

Если малый бизнес организован по принципу товарищества или единоличного владения, то структура основана на линейном подчинении (рис. 2.6).

Линейно-штабная организационная структура - student2.ru

Рис. 2.6. Примерная организационная структура малой фирмы

На временной основе приглашаются специалисты из другой сферы. Основная нагрузка ложится на главу фирмы: менеджмент, финансы, сбыт, цена, реклама, связи с общественностью и т.д.

Многие малые фирмы могут иметь оргструктуру в форме круга (рис. 2.7); малые товарищества— в форме креста (рис. 2.8). Большинство растущих малых фирм имеют структуру, похожую в той или иной степени на линейную (иерархическую), однако при увеличении размеров они могут принимать форму функциональ­ной структуры — рис. 2.9.

Линейно-штабная организационная структура - student2.ru

Рис. 2.7. Круговая структура

Крестообразная структура, где все решения проходят через ру­ководителя, расположенного как бы в центре креста, менее эф­фективна, нежели иерархическая. Она неустойчива в трудных ситуациях и может быть абсолютно недееспособной, если руко­водитель по какой-то причине отсутствует.

78

Линейно-штабная организационная структура - student2.ru

Рис. 2.9. Линейно-функциональная структура малого и среднего бизнеса

Круговая структура имеет больше недостатков, поскольку она более восприимчива к трудностям и может быть парализована из-за отсутствия любого из ключевых сотрудников.

Звездчатая диаграмма с множеством перекрещивающихся свя­зей гораздо эффективнее и более подготовлена к неожиданным изменениям (рис. 2.10).

Линейно-штабная организационная структура - student2.ru

Разделение управленческого труда по принципу его функцио­нальной специализации, сформулированное Ф. Тейлором и дове-

Линейно-штабная организационная структура - student2.ru Линейно-штабная организационная структура - student2.ru денное М. Вебером до канонической системы, оказалось одним из наиболее коренных усовершенствований организации управ­ления.

Функциональная специализация аппарата управления состо­ит в том, что общее руководство (лидерство) осуществляется ли­нейным руководителем соответствующего подразделения через руководителей функциональных органов (специалистов). К чис­лу функциональных руководителей относятся главные специа­листы, начальники функциональных управлений (отделов) и начальники цеховых бюро. Каждый функциональный орган ру­ководит и несет полную ответственность за различные стороны работы фирмы.

Преимущества функциональных оргструктур — в повышении компетентности и ответственности в принятии решений. Работа линейных руководителей становится более эффективной.

Исторически на смену простейших линейных и функциональ­ных оргструктур в процессе их развития пришли линейно-штабные и линейно-функциональные организационные структуры.

Наши рекомендации