Леонид Соловьев
"Повесть о Ходже Насреддине".
Применяемая в современной психологии классификация поведения людей на четыре темперамента была известна еще в античности. Карл Густов Юнг отмечал, что современная терминология была передложена еще в античные времена врачом Галеном:
"Наиболее важной из них была классификация, предложенная Клавдием Галеном, греческим доктором, жившим во II веке н.э. Он выделял четыре основных темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Идея, лежащая в основе такого деления, восходит к V веку до н.э., к учению Гиппократа о том, что человеческое тело состоит из четырех элементов: воздуха, воды, огня и земли". ."
Следует отметить, что Гален вовсе не был первооткрывателем темпераментов. Его заслуга в том, что он, исследуя уже существующую классификацию, предположил, что на поведение человека влияют четыре субстанции, то есть, Гален предположил физиологический источник человеческого темперамента:
" кровь, флегма, желтая желчь и черная желчь. Идея Галена заключалась в том, что сообразно с изменениями в пропорциях этих четырех субстанций все люди могут быть разделены на четыре класса. Те, у кого наличествует преобладание крови, принадлежат к типу сангвиников; преобладание флегмы относит к флегматическому типу; желтая желчь делает человека холериком, а черная желчь приводит к появлению меланхолического типа. Как показывает наш язык, эти различия в темпераменте выдержали испытание временем, хотя потребовалось много веков, прежде чем они были заменены физиологической теорией".
Существовавшая до Галена классификация связывала темпераменты людей с четырьмя элементами: огнем, водой, воздухом и землей. В качестве предшественников Галена, Юнг указывает на Гиппократа и греческого философа Эмпедокла, которые учили о существовании четырех темпераментов в этой трактовке. Однако, очевидно, что ни Гиппократ, ни Эмпедокл, не были авторами этой классификации. Концепция четырех темпераментов стала известна в Греции благодаря многочисленным герметическим обществам подобным орфикам и пифагорейцам. Данную концепцию можно обнаружить и в каббалистических учениях. Вот как она описана в сборнике религиозно-этических наставлений Тания:
"Эта душа облекается в кровь человека и оживляет тело, как написано: "Ибо душа человека в крови". И от нее берут начало все дурные свойства, происходящие от четырех имеющихся в ней дурных элементов. А именно: гнев и гордость от элемента огня, стремящегося ввысь; стремление к наслаждениям - от элемента воды, ибо от воды произрастают всевозможные вещи, доставляющие удовольствие; бессмысленное веселье, насмехательство, хвастовство и пустые занятия - от элемента воздуха; лень и грусть - от элемента земли ".
Подобные концепции есть и ведической литературе, поэтому, очевидно можно сделать вывод, что концепция четырех темпераментов существовала еще раньше, до написания Вед и Каббалы, возможно, восходит к Зороастризму.
В первой половине двадцатого века в психологии возникли несколько трактовок темпераментов. Пожалуй, самой распространенной стала современная физиологическая трактовка темперамента, предложенная академиком И. П. Павловым. Эта трактовка была принята как в советской психологии, так и бихевиоризме, направлении психологии популярном в США. Трактовка темпераментов, предложенная Павловым, была основана на исследовании реакций торможения и возбуждения нервной системы и таких ее характеристик, как сила, подвижность и уравновешенность.
По этой классификации, сангвиник отличается быстрым возбуждением и быстрым торможением процессов в нервной системе, то есть он быстро возбуждается и быстро успокаивается, хорошо адаптируясь к обстановке. Павлов определил сангвинический темперамент как показатель сильной, подвижной и уравновешенной нервной системы.
Холерик, согласно Павлову, отличается быстрым возбуждением и медленным торможением процессов в нервной системе. То есть, холерик быстро раздражается, а потом с трудом успокаивается. Тем не менее, этот тип тоже отнесен к сильной нервной системе, хотя и неуравновешенной.
Флегматик, по этой классификации, отличается быстрым торможением и медленным возбуждением, его трудно разозлить и он легко успокаивается. Павлов отнес этот темперамент к сильному, уравновешенному, но инертному типу нервной системы.
И, наконец, меланхолик согласно Павлову отличается медленным возбуждением и медленным торможением, в результате чего, плохо адаптируется к быстро изменяющейся обстановке. Вначале он не успевает среагировать на раздражитель, а потом долго успокаивается. Такую нервную систему Павлов отнес к слабому типу.
Несмотря на распространенность такой трактовки темперамента, у нее есть ряд слабых сторон. Лишь небольшое число людей обладает выраженным темпераментом, а большинство проявляет признаки различных темпераментов. Например, человек может проявлять себя на работе как флегматик, на ковре у строгого начальника как меланхолик, а на отдыхе в кругу друзей как сангвиник. Это свидетельство того, что проявления темперамента зависят не только от физиологии человека. Вероятно, ярко выраженные типы действительно определяются определенными особенностями физиологии, такими как, генетическая предрасположенность или нарушения гормонального фона, но для объяснения поведения большинства людей требуется нечто иное. Если дело только в физиологии, то человек всегда должен вести себя в соответствии с определенным темпераментом. Я не знаю автора этой идеи, но кто-то из современных психологов предложил ввести пятый тип темперамента - аквиник, от слова аква - вода, уравновешенный человек, который проявляет себя в разных темпераментах в зависимости от сложившейся ситуации.
Другую трактовку темперамента, основываясь все на тех же античных источниках, предложил Юнг. Он определил четыре типа темперамента как мыслительный, сенситивный, чувствующий и интуитивный типы, кроме того, он ввел деление этих типов на две группы, группу экстравертов, людей, внимание которых направлено на внешний мир, и группу интровертов, людей, внимание которых направлено на себя. Таким образом, Юнг получил восемь базовых типов темперамента. Между физиологическим подходом к темпераменту и подходом, предложенным Юнгом, нет абсолютно точного соответствия. Тем не менее, можно проследить некоторую связь между этими классификациями.
Так, темперамент меланхолика отчасти соответствует сенситивному типу по Юнгу. Люди этого типа часто способны на восприятие нюансов недоступных представителям других типов темперамента. Флегматику отчасти соответствует мыслительный тип по Юнгу, который стремится точно просчитывать последствия своих поступков. Холерик отчасти соответствует интуитивному типу, который активно вмешивается в происходящие вокруг него события, зачастую, уже потом осмысливая их. И, наконец, сангвинику отчасти соответствует чувствующий тип, который в своих действиях больше полагается на свои собственные ощущения, желания и представления, чем на происходящее вокруг него.
Конечно, полного соответствия между этими классификациями быть не может, потому, что Юнг и Павлов рассматривали очень разные критерии. Например, Юнг связывал чувствующий тип с этикой, высшими чувствами и ценностями, в то время как Павлов определяя сангвиника, имел в виду просто человека, который быстро сердится и быстро успокаивается.
Деление людей на тех, кто большее значение уделяет внешнему миру и тех, кто большее внимание уделяет своему внутреннему миру, было известно и до Юнга. Например, Ницше, для обозначения этих категорий, использовал термины аполлонизм, для обозначения эстета, человека живущего своим внутренним миром, и дионисизм, для обозначения человека живущего внешним, материальным миром.
Психолог и философ Уильям Джемс по сходному принципу делил людей на идеологов, людей ориентированных на вещи духовного порядка и позитивистов, которые больше доверяют вещам реальным и материальным.
Ницше, Джемс и Юнг, говоря об интровертах и экстравертах, людях ориентированных на свой внутренний мир и людях ориентированных на мир внешний, описывают их несколько односторонне, забывая об обратной стороне медали. Экстраверты, как правило, более успешны в жизни, но когда их желания сильно отличаются от возможностей, они склоны испытывать чувство зависти. Интроверты уделяют достижению материальных ценностей меньшее значение, поэтому они зачастую и менее успешны. А поскольку они мотивированы на духовные ценности, при неудачах интроверты склонны испытывать стыд и угрызения совести.
Ницше называет ориентацию на свой внутренний мир аполлонизмом, подразумевая эстетику, духовное совершенство и внутренние ценности. Однако если копнуть глубже, интроверсия, уход в себя, обычно вызван каким-то поражением, неудачей, неспособностью справится с определенными аспектами внешнего мира. Впрочем, и за дионисизмом обычно кроется неспособность отстоять свои духовные ценности. Это спираль, по которой можно двигаться как вверх, к новым победам, так и вниз, к новым поражениям, циклически проходя через состояния интроверсии и экстраверсии.
Уильям Джемс, анализируя поведение людей, отмечал, что они обычно пытаются объяснить и оправдать свой темперамент определенной философией. При этом, идеологи, то есть интроверты, обращая внимание на свой внутренний мир, склоны переоценивать значение субъективного, то есть своих ощущений и вещей духовного порядка, и при этом, они недооценивают или отрицают реальность материального мира:
"Идеолог, говорит Джемс, "интеллектуал, идеалист, оптимист, человек религиозный, признающий свободу воли, монист, догматик". Все эти качества с очевидностью указывают на то, что его либидо, интерес, сконцентрированы почти исключительно в мире мышления; эта концентрация на мышлении, т. е. на внутреннем мире, и есть не что иное, как интроверсия "
Позитивисты, то есть экстраверты, по наблюдению Джемса склоны переоценивать значение объективной реальности и отрицать важность субъективных факторов:
"Позитивист есть сенсуалист, придающий большее значение непосредственным данным ощущений, чем размышлению, им предшествующему; он - материалист и пессимист, ибо слишком хорошо знает безнадежную неопределенность в ходе явлений; он не религиозен, так как не способен оградить реальности внутреннего мира от натиска фактов. Он - детерминист и фаталист, способный лишь покоряться; он - плюралист, не знающий синтеза; и, наконец, он - скептик, что неизбежно вытекает из всего остального. И та и другая позиция неизбежно страдает определенной односторонностью суждений".
На практике это выглядит так, как будто в сознании у людей поставлен фильтр, который закрывает от них часть действительности. Не в этом ли причина того, что уже более двух тысяч лет две основные линии философии, материализм и идеализм, никак не могли найти общий знаменатель?
Предлагаемые Павловым и Юнгом классификации темпераментов можно соотнести и со шкалой тонов от 0 до 4. При этом, с темпераментом холерик вполне можно соотнести тон 4,0 "Энтузиазм", тон 2, 0 "Антагонизм" и тон 0 "Поражение". Первые два состояния отличается активной реакцией на внешние события и медленным "торможением". К тому же, и в энтузиазме и в антагонизме люди полагаются на свои ощущения в большей степени, чем на реально происходящие вокруг них события. Третье состояние отличается выраженной интроверсией, но по остальным признакам его тоже нужно отнести к темпераменту холерик.
Соответственно, темпераменту сангвиник, будет соответствовать тон 3,5 "Веселье" и тон 1,5 "Гнев". Я полагаю, что в отношении тона "Веселье" это очевидно, человек мотивирован на то, чтобы быть причиной некоторого процесса. А в тоне 1,5, человек быстро адаптируется к обстоятельствам, но у него иная мотивация, он мотивирован на преодоление препятствий.
Темпераменту флегматик будет соответствовать тон 3,0 "Консерватизм" и тон 1,0 "Страх". Те состояния, в которых люди больше стремятся к стабильности существующего порядка вещей, чем к неожиданностям. Естественно, по Юнгу эта категория попадает под мыслительный тип, который вначале семь раз отмерит, потом семь раз проверит, и только потом будет резать.
И, наконец, темпераменту меланхолик отчасти будет соответствовать тон 2,5 "Скука" и тон 0,5 "Горе". В полном соответствии с классификацией Юнга эти состояния можно назвать сенситивными, в них человек отказывается от активных действий и воспринимает либо окружающую действительность, либо свои чувства. И в том и в другом состоянии человек негативно отнесется к перспективе включить его в активный производственный процесс, что и было Павловым расценено как слабость.
Дополнительная классификация типов по Юнгу на экстравертов и интровертов тоже находит соответствие со шкалой тонов (рис. 4). Участок шкалы тонов от 4 до 0 демонстрирует непрерывную постепенную последовательность перехода от максимальной экстраверсии к максимальной интроверсии.
В тоне 4,0 "Энтузиазм", человек максимально экстравертирован, ориентирован на коммуникацию с окружающим миром, а в тоне 0 "Поражение", человек максимально интровертирован, отгорожен от внешнего мира. Кривая проходит выше тона 4,0 и ниже тона 0. Выше тона 4,0 лежит область, которую Хаббард назвал областью эстетики и в ней человек вновь начинает уделять большее внимание своему внутреннему миру, чем миру внешнему. Ниже тона 0 лежит область, в которой человек приспосабливается сосуществовать с внешней реальностью, в которой он потерпел поражение и вновь обращает внимание на свое окружение.
В отличие от статических моделей темперамента, рассмотренных выше, положение на шкале тонов зависит от того, как складываются взаимоотношения человека с объектом, на которое направлено внимание. Так, например, если в нормальной среднестатистической ситуации, человек находится в тоне "Консерватизм", то при улучшении ситуации, он может подняться в тон "Веселье", а при ухудшении ситуации - опустится в тон "Скука". Из этого, рассматривая одновременно модели поведения различных людей согласно их темпераменту и согласно шкале тонов, можно вывести алгоритм изменения темперамента для различных людей и в различных ситуациях. Мне неизвестны подобные исследования, поэтому судить о правдоподобности изложенного ниже, я предлагаю вам самим, на основе вашего жизненного опыта.
На приведенном здесь рисунке изображена концептуальная схема изменения темперамента человека на основе тех данных, которые были упомянуты выше. На координатах графика отображены скорость возбуждения и скорость торможения процессов происходящих в сознании человека. Соответственно, быстрое возбуждение, медленное торможение - темперамент холерик. Быстрое возбуждение и быстрое торможение - темперамент сангвиник. Медленное возбуждение и медленное торможение - темперамент меланхолик. Медленное возбуждение и быстрое торможение - темперамент флегматик.
Где-то на этом графике должна быть точка, которая соответствует обычной реакции человека на маловажное событие. У разных людей эта точка очевидно должна располагаться в разных местах графика, в зависимости от генетической расположенности, гормонального фона, здоровья и степени усталости человека. Далее можно предположить, что темперамент будет изменяться в зависимости от мотивации поведения человека, на графике этому соответствует радиус вектор R. Если человек мотивирован на изменение существующего положения, этот вектор будет направлен в сторону сектора холерик, если на сохранение существующего положения, в сторону сектора флегматик. При мотивации человека на то, чтобы быть причиной происходящих событий, вектор будет направлен на сектор сангвиник, а при мотивации на то чтобы занимать пассивную позицию наблюдателя, в сторону сектора меланхолик. Можно также предположить, что величина вектора будет зависеть от оценки человеком важности происходящих событий.
Согласно шкале тонов, при ухудшении ситуации, изменение тонов идет в последовательности энтузиазм, веселье, консерватизм, скука, а в случае улучшения ситуации, в обратном направлении. Из этого следует, что в случае, когда ситуация ухудшается, вектор на приведенном выше графике должен проворачиваться по часовой стрелке, а при улучшении ситуации вектор должен поворачиваться против часовой стрелки. Учитывая, что при этом вероятно будет изменяться и важность, которую человек придает происходящему, вектор должен выписывать достаточно замысловатую линию.
Рассуждая подобным образом, можно рассмотреть динамику изменения темпераментов людей для разных типов. Например, если человек обычно реагирует на ситуацию как сангвиник, то при ухудшении ситуации он, согласно приведенной схеме, начнет реагировать как флегматик, стремясь предотвратить дальнейшее ухудшение ситуации, а при улучшении ситуации будет реагировать как холерик. На шкале от 0 до 4, этому состоянию соответствуют две точки, тон 3,5 и тон 1,5 и это будут два различных типа сангвиников. Первый тип, который соответствует тону 3,5, будет в нормальном состоянии мотивирован на то, чтобы быть причиной некоторого процесса, в котором он заинтересован. При улучшении ситуации он начнет активно вмешиваться в происходящее, а при ухудшении ситуации, направит все свои силы на ее стабилизацию. Второй тип сангвиника, который соответствует точке 1,5, в нормальной ситуации будет искать, находить и преодолевать препятствия. При улучшении ситуации, он обратит свое внимание на добытые в боях трофеи и его трудно будет оторвать от этого занятия, а при ухудшении ситуации, он станет недоверчивым, подозрительным и очень осторожным в своих действиях.
Человек, который обычно реагирует на происходящее как флегматик, при улучшении ситуации станет реагировать как сангвиник, а при ухудшении как меланхолик. Тип, который соответствует тону 3,0, в обычной обстановке будет сдержанным и весьма консервативным человеком. Улучшение ситуации он воспримет как заслуженный результат своих трудов, а при ухудшении ситуации постарается не вмешиваться в происходящее, оставаясь наблюдателем. Тип, соответствующий тону 1,0, в обычной ситуации будет искать для себя занятие, связанное с определенным риском, игру в карты на деньги, ставки на бегах и тому подобное. При улучшении ситуации, этот тип будет бурно реагировать, при возможности разрушая объекты, попадающиеся под руку. При ухудшении ситуации его реакция станет замедленной, и он будет демонстрировать разочарование или горе.
Человек, который в обычной ситуации проявляет себя как меланхолик, при улучшении ситуации будет производить впечатление флегматика, а при ухудшении - холерика. Тип, соответствующий тону 2, 5, в обычной ситуации может играть роль помощника, который выполняет указания шефа или пассивного наблюдателя за происходящим. При улучшении ситуации, он выполняет свои обязанности особенно старательно, стремясь закрепить полученный результат, а при ухудшении ситуации становится раздражительным и относится к окружающим с неприязнью. Тип, который соответствует тону 0,5, в нормальном состоянии мотивирован на то, что он жертва обстоятельств и чего-то лишен. При улучшении ситуации начинает испытывать опасение, что это ненадолго, а при ухудшении ситуации быстро сдается и отказывается от борьбы.
Человек, который обычно реагирует как холерик, при улучшении ситуации начнет подавать признаки меланхолии, а при ухудшении проявит себя как сангвиник. Не шкале тонов этому соответствуют три типа и три тона, тон 4,0, тон 2,0 и тон 0. Тип, соответствующий тону 4,0, в обычной ситуации очень деятелен и является выраженным экстравертом. При улучшении ситуации склонен расслабляться, обращая внимание на окружающую его эстетику, а при ухудшении ситуации будет стоять на своем не смотря ни на что. До определенной точки, чем сильнее давление на него, тем большее упрямство он продемонстрирует. Тип, который соответствует тону 2,0 в обычной ситуации мотивирован на достижение своих личных интересов, но при этом его внимание в равной степени направлено как на внешний, так и на свой субъективный мир. При улучшении ситуации начинает требовать повышенное внимание к своей персоне, а при ухудшении, ситуации реагирует бурно, демонстрируя свой гнев. Тип, который соответствует тону 0, в обычной ситуации выраженный интроверт, свой внутренний мир для него значительно более важен, чем реальность мира внешнего. При улучшении ситуации он обращает свое внимание на вещи, которых ему, как он считает, никогда не достигнуть, а при ухудшении ситуации он обращает свое внимание на тот мир, в котором ему приходится жить.
Практически все здесь сказанное, можно, используя шкалу тонов, прочитать по приведенной выше диаграмме. Здесь описаны далеко не все типы, но и шкала тонов от 0 до 4 тоже не полная и о расширении этой шкалы я расскажу дальше.