Тема: Понятие литературного рода.
Вопросы для обсуждения
1. Понятие литературного рода как центральная проблема поэтики.
2. Сложившиеся в науке традиции рассмотрения литературных родов.
3. Понятие родового содержания и родовой поэтики. Сопоставление категорий рода и жанра, рода и стиля, рода и видов идейно-эмоционального отношения к жизни.
4. Межродовые словесно-художественные формы.
Литература
1. Гуляев Н. Теория литературы – 2– е изд. – М., 1985.
2. Поспелов Г. Теория литературы. М., 1978.
3. Тимофеев Л. Основы теории литературы. – М., 1995.
4. Волков И. Теория литературы. – М., 1995.
5. Утехин М. Жанры эпической прозы. – М., 1982.
6. Чернец Л. Литературные жанры. – М., 1982.
7. Бореев Ю. Эстетика – 4– е изд. – М., 1988.
Эпос, драму и лирику логично различать по набору признаков, которые можно свести в таблицу.
Предмет | Время | Речевая форма | Речевой жанр-прототип | Способ восприятия | |
Эпос | Событие | 1.Прошлое, объективное 2.Повествовательное | Детализи- рованный рассказ- монолог | Репортаж | Автор и мир попеременно |
Драма | Действие | Настоящее, объективное | Диалог | Стенограмма | Мир; автор опосредованно |
Лирика | Переживание, чувство | Субъективное, ассо-циативное | Субъектив- ный моно- лог | Дневник | Автор; мир через автора |
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Какова специфика эпоса как рода литературы?
2. Какова специфика драмы как рода литературы?
3. Какова специфика лирики как рода литературы?
4. Как соотносятся эпичность, лиризм, драматизм с литературными родами?
Приложение
На сегодняшний день в литературоведении нет единого подхода к классификации родов художественного творчества. Существует традиционная точка зрения, идущая от Аристотеля и Гегеля, согласно которой существуют три рода художественного творчества: эпос, лирика, драма. Однако в последние десятилетия многими теоретиками литературы данный подход к делению литературы на роды оспаривается. Например, Л.Тимофеев выделяет уже не три, а шесть родов художественного творчества, а именно эпос, лирику, драму, сатиру, лиро-эпический жанр и художественно–исторический жанр (термин «жанр» он употребляет в значении «род»).
Ю. Борев идет дальше и указывает на возможность иных, отличных от аристотелевских, принципов классификации родов художественного творчества. Он говорит, что «род определяется эстетической гаммой, в свете которой художник пишет». Типов эстетического отношения к действительности существует множество. Они закреплены в таких понятиях, как комическое, трагическое, возвышенное, эпическое, драматическое и т.д. То есть, по Ю.Бореву, если в эстетической гамме какого–то художественного произведения преобладает комическое, то мы скажем, что это произведение относится к такому роду художественного творчества, как сатира, если в эстетической гамме произведения преобладает трагическое, то мы скажем, что это произведение относится к такому роду художественного творчества, как трагедия (причем нам придется отнести сюда произведения с трагедийным содержанием не только в драме), если в эстетической палитре произведения преобладает возвышенное, то мы скажем, что это произведение относится к такому роду художественного творчества, как патетика (и отнесем сюда оды, гимны и др. произведения, ведущим эстетическим качеством которых является возвышенное) и т.д.
Мы назвали три возможных подхода к классификации родов художественного творчества. Какой из них выбрать? Очевидно, лучше первый, традиционный – классификации Тимофеева и Борева еще не устоялись.
Таким образом, будем утверждать, что существует три рода художественного творчества: эпос, лирика, драма. Чем обусловлено такое деление? Оно вызвано необходимостью различного подхода к изображению основных форм проявления человеческой личности: объективно, во взаимодействии с другими людьми и событиями, во всей сложности жизненных процессов (эпос), субъективно в переживаниях и раздумьях (лирика) и, наконец, в действии, в конфликте (драма).
Наиболее древним из данных родов художественного творчества является эпос. Ранние формы эпоса возникают еще в условиях первобытно–общинного строя и связаны с трудовой деятельностью человека, с покорением им природы, со столкновениями племен (например, сказания североамериканских индейцев о Гайовате). В своем развитии эпос пережил большие изменения, расцвет и упадок; менялись его сюжеты, герои, жанры и стиль; в нем откладывались напластования различных исторических эпох.
Основная черта эпоса состоит в том, что он воспроизводит внешнюю по отношению к автору действительность, обычно без вмешательства автора, личность которого по большей части скрыта от читателей. Лишь в автобиографических жанрах и в литературе XX века это правило нарушается.
Повествование в эпосе ведется от имени реального или условного рассказчика, свидетеля, участника событий и, реже, героя событий. Эпос пользуется разнообразными способами изложения (повествование, описание, диалог, монолог, авторские отступления), авторской речью и речью персонажей, в отличие от драмы, где употребляется один способ изложения (диалог) и одна форма речи (речь персонажей).
Эпос представляет большие возможности для многостороннего изображения действительности и обрисовки человека в развитии его характера, обстоятельств, мотивировки событий и поведения персонажей. Повествование в эпосе ведется обычно в прошедшем времени, как уже о совершившихся событиях, и только в новой литературе в эпос входят и настоящее время, и соединение прошедшего, настоящего и будущего времен. Язык эпоса в значительной степени изобразительно–пластический, в отличие от лирики, где господствует эмоционально–экспрессивная речь.