Человек – существо биосоциальное
Биологическая природа человека | Социальная сущность человека | |||
Проявляется в | ||||
принадлежности к высшим млекопитающим, анатомии и физиологии человека (обмен веществ, инстинкт самосохранения, генетическая предрасположенность и пр.) | неразрывной связи с обществом и его структурами (общение, деятельность, обладание социальной ролью, социальным статусом и пр.) | |||
Регулируется | ||||
законами функционирования живой природы | социально-историческими законами бытия | |||
Биологическое и социальное в человеке существуют в неразрывном единстве.
Индивид, индивидуальность, личность.Все эти слова употребляются при характеристике человека. В чем заключаются смысловые различия названных терминов?
Индивид – конкретный, единичный человек, рассматриваемый в качестве биосоциального существа.
Индивидуальность – совокупность своеобразных черт человека, как биологических (наследственных и приобретенных свойств – рост, цвет глаз, строение тела и т.д.), так и психологических (темперамент, характер, способности и т.д.).
Личность – человек как субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Недаром говорят: "Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность доказывают всю жизнь".
Мышление и речь– специфические свойства человека. Способность мыслить – важнейшее отличие человека от животного.
Мышление – это отражение процессов, происходящих в действительности, их сущности с помощью понятий и абстракций; оно появляется на основе практической деятельности из чувственного познания и выходит далеко за его рамки. Мышление позволяет увидеть связи и зависимости явлений, в том числе познать такие явления и свойства внешнего мира, которые непосредственно не наблюдаются.
Виды мышления | |||||
наглядно-действенное | наглядно-образное | абстрактное | |||
(связано с практическими действиями, например, измерение расстояния шагами, ломание игрушек) | (связано с наглядными образами, подчинено восприятию, понятия еще не сформированы) | (развивается на базе предыдущих видов мышления, носит отвлеченный характер Þ в форме понятий и рассуждений) | |||
Индивидуальными особенностями мышления могут быть:
– самостоятельность (умение увидеть и поставить новую проблему и решить ее своими силами);
– гибкость (умение меняться, реагировать на внешние изменения);
– быстрота (умение принимать решение в ограниченное время).
Язык– это система словесных знаков как средство существования, усвоения и передачи социально-исторического опыта.
Речь – процесс общения с помощью языка. Различают внешнюю (устную и письменную) и внутреннюю (про себя) речь; монологическую и диалогическую.
Мышление невозможно без речи. Чем глубже продумана мысль, тем более четко и ясно она выражается в устной и письменной речи.
Способностямичеловека называют его индивидуальные особенности, помогающие успешно заниматься определенной деятельностью. Каждый вид способностей имеет свою структуру (сравните, к примеру, математические, организаторские и музыкальные способности). Способности развиваются из задатков и обнаруживаются только в деятельности.
Талант – выдающиеся способности, а гениальность – высшая степень развития таланта, связанная с созданием уникальных творений.
Сознательное и бессознательное– это соотносительные понятия, выражающие особенности работы человеческой психики.
Сознаниеммы называем универсальную способность, свойственную только человеку, осмысливать бытие в мире и себя в этом мире. Cознательная деятельность людей характеризуется обдумыванием ими своих действий, осуществлением самоконтроля.
Сознательноевключает в себя:
а) совокупность знаний об окружающем мире и важнейшие познавательные процессы;
б) закрепленное различение субъекта и объекта;
в) обеспечение целеполагающей деятельности человека;
г) чувства, эмоции, выражающие отношения.
Высшую степень развития познавательной способности мышления называют разумом.
Под бессознательнымв психологии понимаются состояния, в которых человек не отдает себе отчета. Примером бессознательного могут быть влечения, т.е. психологические состояния, выражающие неосознанную или недостаточно осознанную потребность. К бессознательному относятся также автоматические алгоритмы поведения, субсенсорное восприятие и т.д. Выдающуюся роль в исследовании проявления бессознательного сыграли австрийский ученый З. Фрейд и швейцарский ученый К. Юнг.
Зигмунд Фрейд(1856–1939 гг.), австрийский психолог и социальный мыслитель, создатель метода психоанализа. Идеи З. Фрейда основаны на гипотезе о доминирующей роли в жизни человека бессознательных импульсов. На этой гипотезе была построена психоаналитическая техника, направленная на выявление бессознательных процессов, мотиваций, влечений с целью избавления пациента от неврозов, восстановления его душевного равновесия. Человек, по З. Фрейду, – это машина, движимая постоянным комплексом социальной энергии (либидо). Динамический механизм, ведущий от напряжения к высвобождению этой энергии, от страдания – к удовольствию, ученый назвал принципом удовольствия |
Бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результата.
Сознательное и бессознательное относительно независимы. Так, в состоянии сна и гипноза сознательное отключается, а бессознательное функционирует относительно самостоятельно. Во время интенсивной умственной деятельности значение бессознательного будет близко к нулю. Важно, что человеческая психика едина и действует как единое целое.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Антропогенез
Антропология
Бессознательное
Гениальность
Индивид
Индивидуальность
Личность
Мышление
Разум
Речь
Сознательное
Способности
Талант
Язык
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Как Вы понимаете выражение: "Человеком рождаются, личностью становятся, а индивидуальность доказывают всю жизнь"?
2. Прав ли, с Вашей точки зрения, Ч. Ломброзо, писавший о прямой связи склонности человека к преступлениям с его биологическими особенностями, например, чертами лица?
3. Можете ли Вы определить свое индивидуальное мышление как самостоятельное? Гибкое?
4. Что необходимо для того, чтобы задатки человека развились в способности?
5. Какие качества мышления проявляются в профессиональной деятельности ученого-исследователя (педагога, водителя, дизайнера)?
ЗАДАНИЯ
1. Прокомментируйте строчки стихотворения Омара Хайяма:
"Человек, словно в зеркале мир, – многолик
Он ничтожен – и он же безмерно велик".
2. Какие из перечисленных свойств живых существ отличают человека как высшее живое существо?
Сознание Прямохождение Питание Самосознание Ориентировка в пространстве Любознательность | Речь Способность к самозащите Труд, умение делать орудия труда Ощущение времени Воспитание |
3. Заполните таблицу
Понятие "индивидуальность" | |
Отрасль науки | Определение |
1. Биология | |
2. | Целостная характеристика определенного человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности |
3. Философия |
4. Он – победитель конкурса эрудитов, "душа" коллектива, готов прийти на помощь в любую минуту. Все эти признаки характеризуют человека как ………………………. (заполните пробел).
5. Речь всегда несет на себе "печать" общественной среды, в которой она существует. Проверьте себя и своих знакомых. Запишите несколько забавных фраз, услышанных в классе. Спросите у взрослых, что означают эти выражения, кто и при каких обстоятельствах их мог произнести.
ТЕСТЫ
1. Верны ли следующие суждения:
А.Всякий человек является личностью.
Б.Человеком рождаются, а личностью становятся.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно А и Б.
4) оба суждения неверны
2. Тезис о человеке как о мере всего сущего был провозглашен:
1) древнекитайской философией
2) древнеиндийской философией
3) древнегреческой философией
4) марксизмом.
3. Стойкие, неизменные анатомо-физиологические черты, выражающие особенности человека как живого существа, – это:
1) природа человека
2) социальная сущность
3) культурная программа
4) личность.
4. Психические состояния, выражающие неосознанную потребность, – это:
1) интересы
2) убеждения
3) влечения
4) установки.
5. Высшая степень развития таланта, связанная с сохранением качественно новых, уникальных творений, – это:
1) мышление
2) способности
3) гениальность
4) характер.
Ключ к тестам: 1–2; 2–3; 3–1; 4–3; 5–3.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1995.
Древний мир – эпоха Просвещения. М., 1995.
XIX век. М., 1995.
Мальшевский А.Ф. Мир человека. М., 1998.
Гуревич П.С. Человек. М., 1995.
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Сущность деятельности человека.Реальный процесс жизнедеятельности человека в философии называют бытием. Активность присуща всем живым существам, но только человеку присуща такая форма активности, как деятельность. Именно в деятельности человек раскрывает свое особое место в мире и утверждает себя как существо общественное.
Отличия человеческой деятельности от поведения других живых существ | |
Человек | Другие живые существа |
Не ограничивается приспособлением к окружающей среде, а преобразует её Деятельность строится на основе исторически сложившихся культурных программ Деятельность не только целесообразная, но и целенаправленная. Человек сам осуществляет целеполагание | Приспосабливаются к окружающей среде Строится на основе инстинктов, биологических программ Может быть целесообразным |
Деятельность– взаимодействие человека с миром, в процессе которого человек сознательно и целенаправленно изменяет мир и самого себя.
Структура деятельностивключает:
– субъект – тот, кто осуществляет деятельность (человек, группа людей, организация, государство); в зависимости от характера субъекта (индивид или группа) выделяют индивидуальную и коллективную деятельность;
– объект – то, на что направлена деятельность; объекты могут быть материальными и идеальными;
– цель – осознанный образ желаемого; этот образ должен соответствовать реальным возможностям окружающего мира и самого субъекта;
– средства – то, что необходимо для осуществления деятельности: не только различные орудия, предметы, но и способы, приемы действий; чем шире набор средств, тем больше возможностей для осуществления деятельности;
– действия – направлены на достижение цели, их последовательность и составляет деятельность;
– результат – итог деятельности, который не всегда совпадает с целью (может быть противоположным, несовпадающим, случайным). К числу факторов, обусловливающих несовпадение результата с целью, можно отнести постановку недостижимой цели, неверный выбор средств, неполноту действий, недостаточный учет внешних условий и др.
Мотивы деятельности– это побуждения к деятельности | ||||||
↓ | ↓ | ↓ | ↓ | ↓ | ||
Потребности– переживаемые и осознаваемые необходимости в чем-либо | Интере- сы –форма проявления потребностей человека, социальной группы или общества в целом | Социальные установки – устойчивая предрасположенность, готовность действовать определенным образом по отношению к какому-либо объекту | Убеждения – устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки | Бессознательные факторы – те, в которых человек не отдает себе отчета | ||
Потребности– важнейшая мотивирующая сила. Любая классификация потребностей носит достаточно условный характер. Наиболее доступным вариантом классификации является деление потребностей на три группы:
1) биологические (в питании, дыхании, самосохранении и т.п.);
2) социальные (в общении, самореализации, общественном признании и т.п.);
3) идеальные (в знаниях, в искусстве и т.п.).
Другая модель потребностей разработана американским ученым А. Маслоу.
V | Духовные: в самоактуализации; самовыражении; творчестве и др. | ||||
IV | Престижные: в самоуважении; уважении со стороны других; признании; достижении успеха и высокой оценки; служебном росте и т.п. | ||||
III | Социальные: в социальных связях; общении; привязанности; заботе о другом; внимании к себе; участии в совместной деятельности и др. | ||||
II | Экзистенциальные: в безопасности; комфорте; гарантии занятости; страховании от несчастных случаев; уверенности в завтрашнем дне и т.д. | ||||
I | Физиологические: в воспроизводстве рода; пище; дыхании; одежде; жилище; отдыхе и т.п. | ||||
Первые два типа потребностей А. Маслоу назвал первичными (врожденными), а три других – вторичными (приобретенными). Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Низшие потребности присущи всем людям в равной мере, а высшие – в неодинаковой.
Часто потребности подразделяют:
– на подлинные (разумные), побуждающие человека к активной общественно полезной деятельности, способствующие физическому и духовному совершенствованию личности без нанесения ущерба природе и другим людям;
– мнимые (ложные, неразумные) – их удовлетворение ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу.
Абрахам Маслоу(1908–1970 гг.), американский психолог, основоположник иерархической теории потребностей. Эта теория создавалась в 1940-е гг. и в дальнейшем развивалась ученым и его последователями. В частности, было признано: для того чтобы более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, не обязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. А. Маслоу писал: «До сих пор мы говорили, что иерархические уровни потребностей имеют фиксированный порядок, но на самом деле эта иерархия далеко не такая "жесткая", как мы полагали… Есть люди, для которых, например, самоуважение является более важным, чем любовь».
Многообразие видов деятельности.Главная причина многообразия человеческой деятельности – разнообразие ее мотивов, в первую очередь, интересов и потребностей, а также множества культурных программ, которыми руководствуются субъекты. Самая общая классификация деятельности может выглядеть следующим образом:
Деятельность | |||||||||
↓ | ↓ | ||||||||
Практическая | Духовная | ||||||||
↓ | ↓ | ||||||||
Направлена на преобразование материальных объектов природы и общества | Направлена на сознание людей | ||||||||
↓ | ↓ | ↓ | ↓ | ↓ | |||||
Материально-производственная | Социально-преобразовательная | Познавательная | Ценностно-ориентированная | Прогностическая | |||||
Выделяют также такие виды деятельности, как творческая, трудовая, игровая. Все они позволяют удовлетворять многочисленные потребности человека, способствуют развитию личности.
Виды деятельности | Особенности |
Творческая Трудовая Игровая | Порождает нечто новое, никогда не существовавшее. Слабо регламентирована. Предполагает самоорганизацию. Важную роль играют воображение, фантазия, интуиция. Позволяет комбинировать и варьировать уже имеющиеся знания и способы деятельности Нацелена на полезный результат. Необходимость для субъекта владения специальными умениями и навыками. Важнейшими характеристиками являются характер труда, его эффективность и производительность Ориентирована не столько на результат, сколько на процесс. Свойственна и детям, и взрослым. Характеризуется двуплановостью. Позволяет моделировать формы поведения |
М. Вебер разделил действия в зависимости от их мотивов на четыре группы:
– целенаправленные действия (поведение индивида ориентировано на рационально поставленную, продуманную цель, средства и побочные результаты действий);
– ценностно-рациональные (подчинены принципам, требованиям, основаны на вере в эстетическую, религиозную или иную ценность определенного поведения);
– аффективные (обусловлены эмоциональным состоянием индивида);
– традиционные (основаны на длительной привычке).
Макс Вебер(1864–1920 гг.), один из наиболее крупных ученых в области социальных наук конца XIX – начала XX в. Он принадлежал к числу универсально образованных умов: одинаково хорошо ориентировался в области политологии, права, социологии и философии, выступал как историк хозяйства, политических институтов, религии и науки. Наиболее известные произведения: "Протестантская этика и дух капитализма", "Политика как призвание и профессия", "Наука как призвание и профессия", "Хозяйство и общество" |
Общениепредполагает обмен информацией, что составляет также суть коммуникации. Однако значение этих терминов существенно различается.
Коммуникация– однонаправленный поток информации при отсутствии или формальном характере обратной связи.
При общении равноправных партнеров механизм передачи и восприятия информации меняется, происходит ее существенное обогащение.
Общение– сложный и многогранный процесс, включающий не только обмен информацией, но и взаимодействие, взаимовлияние и взаимопонимание партнеров.
Виды общения | Примеры |
Общение между реальными субъектами Общение реального субъекта с иллюзорным партнером Общение реального субъекта с воображаемым партнером Общение воображаемых партнеров | Разговор друзей, переписка, лекция, переговоры, дискуссия, экзамен, интервью Общение с животными, игрушками, деревьями и т.д. Внутренний диалог, послание художника, молитва, ритуальные действия Диалоги персонажей в художественных произведениях |
Многообразны функции общения, через которые реализуется его социальная роль – формировать личность, ее сознание и самосознание, связывать с другими людьми, передавать опыт и знания.
Важнейшие функции общения:
– коммуникативная (обмен информацией, ее уточнение, развитие и выработка новой информации);
– интерактивная (обмен идеями и действиями, взаимовлияние);
– перцептивная (восприятие друг друга, формирование целостных образов, установление взаимопонимания).
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Виды деятельности
Воображение
Деятельность
Игра
Интересы
Интуиция
Коммуникация
Мотивы
Общение
Потребности
Cтруктура деятельности
Творчество
Труд
Убеждения
Установки
Фантазия
Целеполагание
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Чем отличаются значения терминов "целесообразность" и "целеполагание" применительно к деятельности?
2. Почему возникает несовпадение результатов с целью деятельности? Приведите конкретные примеры.
3. Н. Макиавелли сформулировал тезис: "Цель оправдывает средства". Считаете ли Вы его верным?
4. В каких случаях субъект и объект деятельности могут совпадать?
5. Что общего у понятий "общение" и "коммуникация" и чем они отличаются?