Психологические воззрения Н. Г. Чернышевского
Чернышевский прагматик, считал, что философия и литература должны нам
сказать, как жить, что делать?
Развивал антропологический принцип в философии: культ человека и культ
научности. Считал, что важны критерии научности. Их по Чернышевскому два:
1.обращение к принципу внешней причинности;
2.поиск общего в том, что внешне кажется различным.
Чернышевский выстраивает систему психологических понятий. Уделяет
внимание к теме «Деятельность»: психика, душа развивается в продуктивной
деятельности. Занимается проблемой потребности: многие человеческие беды
возникают из – за неудовлетворения потребностей; проблемой наследственности и
приобретенности (характера).
Психология Чернышевского строилась на основе принципов философского материализма
в его антропологической форме. Сущность антропологического принципа
составляет такой подход, в соответствии с которым «на человека надобно
смотреть как на существо, имеющее только одну натуру». В то же время в
человеке два рода явлений: материальные (человек ест, ходит) и
нравственные (он думает, желает). Чернышевский выступает против дуализма
в психологии. Антропологизм Чернышевского близок Фейербаху, но в отличие от
созерцательного характера теории последнего у него вся философия
подчинена задачам революционной борьбы.
Он требовал причинного подхода в психологии. Научная психология должна выйти
за пределы сознания в целях познания его причин.
В понимании психики он выступил против функционального подхода, закреплявшего
психологический атомизм. Мышление, память, воображение принадлежат личности и
должны рассматриваться в связи с деятельностью человека в соответствии с
определенной потребностью. Он развивает мысли о специфике человеческих
потребностей, в которых, в отличие от биологических потребностей животных,
интересность органического процесса отходит на задний план. Подчеркивается
мысль о производстве потребностей в жизни, в активной деятельности.
Чернышевский различал характер и темперамент. Характер
определяется условиями жизни, воспитанием и поступками человека.
Темперамент обусловлен природными факторами, но даже и он подвержен
влиянию социальных условий.
Он разрабатывает также понятие «народного характера» как
совокупности умственных и нравственных качеств различных народов. Он пришел к
выводу, что национальные различия стираются в условиях классовых и
профессиональных разделений общества.