Учимся открыто выражать свои чувства

Цель:развитие умения выражать свои чувства конструктивным путем.

Упражнение «Другой акцент»

Цель: сформировать смысловое понимание и выделение ключевых слов, фраз в речи в процессе общения.

- Часто в нашей речи мы совершенно не обращаем внимание на то, какие слова мы говорим. И бывает, что нас не понимают, не понимаю то, что мы имели ввиду. И когда нам говорят, что «Я не понял, о чём идёт речь», мы можем отреагировать двумя принципиально разными способами:

I. Мы можем сказать «Вы меня не поняли» («Ну какой же Вы бестолковый человек!»).

II. А можем сказать, «Извините, я, должно быть, не так выразился» или «Извините, я, вероятно, плохо выразил мысль».

- Есть ли разница, в этих двух способах, и если есть, то какая? … Первым способом мы перекладываем ответственность за такую ситуацию на партнёра, ставя его в неловкое положение и даже обижая. Второй способ снимает с вашего партнёра эту ответственность и берёте её на себя, ведь это же ваши слова привели к непониманию. Этим вы продемонстрируете, что готовы продолжить разговор и привести его к пониманию партнёров друг друга, даже если всё получилось не так, как вы хотели вначале. Давайте сегодня потренируемся в использовании именно второй тактики ведения разговора. Для этого мы сначала соберём несколько примеров высказываний первого типа, при котором вся вина перекладывается на партнёра. Желательно, чтобы вы брали примеры из вашей личной практики, которые вы слышите при общении со своими друзьями, знакомыми, и другими людьми. И тогда мы с вами перенесём акцент на второй вариант, который более эффективен при ведении диалога.

Упражнение «Другой акцент»

Цель:сформировать корректное отношение и понимание к «просьбе» и «просящему», а также помочь определить собственную позицию в ситуации просьбы как со стороны «просящего», так и со стороны того, к кому обращаются за просьбой.

- Просьба, в чём-то напоминает пирог с начинкой: форма может быть одинаковой, а содержание разным; пирог может быть сладким или солёным и т.п. Давайте с вами нарисуем или опишем разные пироги-просьбы – их форму, цвет, вкус… А теперь давайте обсудим, что вы чувствовали, когда «создавали» такой пирог, какие ассоциации возникали, приятные, неприятные, которые вызывает «просьба».

Анализируется, с чем связано. Подчёркивается значимость умения правильно высказать просьбу и реагировать на неё, а также реагировать на отказ от выполнения просьбы.

Упражнение «Переводчик»

Цель:сформировать навыки внимательного приёма информации, и передачи полученной информации без искажений.

Выбирается 4 добровольца. Двое – иностранцы (они из разных стран и друг друга не понимают) и двое – переводчики. Ситуация деловых переговоров. Иностранцы встретились, чтобы сделать друг другу деловое предложение. А переводчики, должны друг через друга передавать слова иностранцев, но не слово в слово, а через перефразирование, стараясь не исказить информацию.

Упражнение «Открытое выражение чувств» [
Учащимся раздаются бланки с таблицей. В левой колонке таблицы дано описание ситуации, в правой колонке нужно сформулировать высказывание в терминах открытого выражения чувств. Для выполнения упражнения на доску вывешивается схема “Я-высказывания”.
1) описание ситуации, вызвавшей напряжение:
Когда я вижу, что ты...
Когда это происходит...
Когда я сталкиваюсь с тем, что...
2)точное называние своего чувства в этой ситуации:
Я чувствую...(раздражение, злость, обиду, недоумение и т.д.)
Я не знаю, как реагировать...
У меня возникает проблема...
3) название причин:
Потому, что...
В связи с тем, что...
(Обыгрываются разные ситуации)
Учитель:

· Можем ли мы обидеть другого человека, если будем использовать “Я-высказывания?”

· будет ли собеседнику приятно узнать о ваших позитивных чувствах?

Заключительная дискуссия (Что было важным и какие выводы вы сделали для себя?)

ЗАНЯТИЕ 17.

УЧИМСЯ ПРИНИМАТЬ КРИТИКУ

Цели:Познакомить учащихся с понятием «критика». Отработать навыки правильного реагирования на критику.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Что больше всего обижает людей? Почему одних людей какая-то ситуация обижает, а других нет?

Игра с мячом «Что звучит обидно?»

Психолог бросает мяч по очереди каждому участнику и произносит по одной фразе, а все стараются запомнить, что при этом чувствовали.
Фразы психолога:
— Ты всегда плохо работаешь.
— Ты никогда не делаешь домашнего задания.
— Ты каждый раз перебиваешь.
— Ты — лентяй.
— Ты никогда не здороваешься.
— Ты — глупый.
При обсуждении психолог задает вопросы:
Было ли обидно?
Какие вы испытывали эмоции?
Какие слова особенно обижают?
Что заставляет людей критиковать других?
Нужна ли критика?
Всегда ли критика бывает услышана? Почему?

Упражнение на Я-сообщение

Психолог.Попробуйте сообщить о своем недовольстве, не обижая партнера. Скажите предыдущие фразы так, чтобы не обидеть партнера, например: «Я недоволен вашей работой»; «Я огорчаюсь, когда не выполняется домашнее задание»; «Я переживаю, когда меня перебивают» и т.д.
Делается вывод о том, что Я-сообщение позволяет другому слушать вас и спокойно реагировать. Я-сообщение предполагает ответственность говорящего за свои мысли и чувства, а Ты-сообщениенацелено на обвинение другого человека.

Анализ занятия

Психолог.Часто ли вы используете Я-сообщение, давая возможность другим людям узнать о ваших чувствах? Умеете ли вы контролировать свои высказывания?

Притча «Рациональное зерно»

Жил-был человек. Он был обидчив и все свои обиды тщательно хранил. Они, как гирьки, были прикованы к его ногам: совсем крошечные, средние, большие.

Но вот однажды «гирек» стало столько, что человек не смог дальше идти. Остановился, и ни туда, ни сюда. Мимо проходил мудрец. Человек спросил его: «Что мне делать?».

«Посмотри, — сказал мудрец, на твоих ногах гири. Сними их». Снял человек, хотя и не без сожаления, ведь это были его обиды. «Теперь, когда ты распилишь гири, в середине каждой из них ты найдешь крохотное зернышко. Возьми вот этот коробок, и складывай их туда», — сказал мудрец и ушел.

А человек стал пилить гири, и в каждой он находил крохотное зернышко. Когда он сложил их все, в коробке еще осталось место. И тогда человек понял, что он должен оставить бывшие «гири» на дороге. Он положил коробок, и легко пошел дальше.

Заключительная дискуссия(Что было важным и какие выводы вы сделали для себя?)

Список используемой литературы:

1. Игры-обучение, тренинг, досуг…/ под.ред.В.В.Петрусинского: в 4 кн.- М.:Новая школа, 1994.

2. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги/авт.-сост. М.Ю.Михайлина, М.А.Павлова, - Волгоград, 2009.

3. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков.,М.: Генезис, 2000.

4. Учимся толерантности: Методическое пособие для проведения классных часов, бесед и тренинговых занятий с учащимися 7-11 классов/Авт-сост. С.В. Баныкина, В.К. Егоров. – М., АРКТИ, 2007. – 128 с.

5. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/Пер. с нем. – М.,2001.

6. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2006 г.

7. Юдина И.Г. «Когда не знаешь, как себя вести …». Тренинг устойчивости подростков к коммуникативному стрессу: - М., 2007.

Наши рекомендации