Психологические параметры дизонтогенеза
1. Функциональная локализация нарушения. Различают два основных дефекта:
Частный обусловлен дефицитарностью отдельных функций гнозиза, праксиса, речи. Нарушения частных функций нередко компенсируются сохранностью регуляторных и других частных систем.
Общий связан с нарушением регуляторных систем как подкорковых, при дисфункции которых наблюдаются:
- снижение уровня бодрствования;
- снижение психической активности;
- патология влечений;
- элементарные эмоциональные расстройства;
так и корковых, когда наблюдаются:
- недостаточная целенаправленность действий;
- отсутствие программирования и контроля действий;
- нарушение сложных эмоциональных образований.
2. Время поражения. Временной фактор определяется:
а) хронологическим моментом поражения; чем раньше произошло поражение, тем вероятнее недоразвитие функции; чем позднее возникло нарушение нервной системы, тем более вероятен распад структуры психической функции;
б) длительностью периода развития данной функции в онтогенезе; чаще повреждаются функции, имеющие подкорковую локализацию, формирование которых в онтогенезе завершается относительно рано; корковые же функции, имеющие более длительный период развития, при раннем воздействии вредности либо стойко недоразвиваются, либо временно задерживаются в своем развитии;
в) неустойчивостью психических функций в сензитивные для них периоды развития; при общем повреждении нервной системы в первую очередь страдают функции, находящиеся в сензитивном периоде развития, т.е. обладающие ранимостью и неустойчивостью; чем тяжелее повреждение, тем более стойки явления регресса (возврата функции на более ранний возрастной уровень) и более вероятны явления распада (грубая дезорганизация или выпадение функции).
Период с 4 до 11 лет более устойчив по отношению к различным вредностям. В периоды 0-3 года и 11-15 лет особо велика вероятность психических нарушений в силу сензитивности.
3. Взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом. В аномальном развитии различаются две группы симптомов:
а) Первичный дефект - нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (нарушения органов чувств, детский церебральный паралич, локальные поражения корковых зон). Он может иметь характер недоразвития или повреждения. Часто наблюдается их сочетание, например при осложненной олигофрении имеет место недоразвитие корковых систем и повреждение подкорковых;
б) Вторичный дефект - нарушения, возникающие в силу аномального социального развития. Механизм возникновения различен.
Специфическое недоразвитие - вторично недоразвиваются те функции, которые непосредственно связаны с функцией поврежденной; например, недоразвитие понимания речи у детей с нарушениями слуха. Направление вторичного недоразвития зависит от места в нем первичного дефекта и может быть:
- «снизу вверх» - от элементарных психических функций к более сложным;
- «сверху вниз» - от недоразвитых высших психических функций к низшим, например, при умственной отсталости недоразвитие мышления и воображения приводит к недоразвитию тонкой координации в моторике, произвольности в целом.
Социальная депривация - торможение в приобретении знаний, умений и социальных навыков за счет микросоциальной и педагогической запущенности. Это приводит к ряду расстройств в эмоциональной и личностной сфере (заниженность самооценки и уровня притязаний, ощущения постоянного неуспеха, возникновение аутистических черт).
В процессе развития изменяется иерархии между первичным и вторичным дефектами, между биологическими и социальными нарушениями. Основным препятствием к обучению на первых порах является первичный дефект. Впоследствии явления вторичного психического недоразвития, а также негативные личностные установки, вызванные неудачами в школе, начинают занимать ведущее место в отношении к обучению и, иррадиируя на более широкий круг психолого-возрастных проблем, препятствовать социализации человека.
4. Нарушения межфункциональных взаимодействий в аномальном развитии. В нормальном онтогенезе выделяется несколько типов межфункциональных отношений мозговых структур: явления временной независимости функции, ассоциативные и иерархические связи.
Явления временной независимости функции характерны для ранних этапов онтогенеза, например, до двухлетнего возраста линии развития мышления и речи идут раздельно. Позднее, перекрещиваясь, они дают начало новой форме развития. В норме состояние независимости функции имеет относительный характер. Оно может наблюдаться на определенном этапе развития по отношению к одним психическим процессам, с которыми в будущем эта функция может оказаться наиболее тесно связанной (например, речь с мышлением). В то же самое время те же функции временно вступают в разносторонние связи с другими психическими функциями, которые в дальнейшем будут играть для них лишь фоновую роль. Например, роль образных, аффективных компонентов на ранних этапах развития речи ребенка больше, чем в речи взрослого человека.
Ассоциативный тип связей (по принципу цепочки), когда разрозненные, разномодальные чувственные впечатления объединяются в одно целое на основе временно-пространственной близости. Эти ассоциативные комплексы могут обладать различной степенью сложности, однако сам тип такой организации указывает на малую дифференцированность психических процессов.
Иерархический тип связей формируется в процессе усложняющейся предметной деятельности и общения. Такой тип взаимодействия обладает высокой пластичностью и устойчивостью, что достигается выделением ведущих (регуляторных) и фоновых (технических) уровней, каждый из которых решает свою задачу. В результате такой организации ведущий уровень, разгружаясь от контроля за технической стороной процесса, имеет широкие возможности для дальнейшего усложнения в развитии. В условиях такой автономности нарушения в одном из звеньев при сохранности других ведут к компенсаторной пластичной перестройке психического процесса, а не к нарушению его целостности, как это имеет место при ассоциативном типе связей.
В патологии имеет место нарушение межфункциональных связей,что проявляется в таких патологических феноменах:
Изоляция функции, когда она стереотипизируется, останавливается в своем развитии, лишенная воздействии со стороны других психических функций. При этом изолированной может оказаться не только поврежденная функция, но и сохранная. Например, при тяжелых формах умственной отсталости весь моторный репертуар ребенка может представлять ритмическое раскачивание, стереотипное повторение одних и тех же актов. Эти нарушения вызваны не столько дефектностью двигательного аппарата, сколько недоразвитием интеллектуальной сферы психики. При гидроцефалии обычно бывает хорошая механическая память и речь, но в силу своей изолированности эти функции остаются лишь для подражания, никак не влияя на развитие мышления.
Фиксация функциив виде различных инертных стереотипов в когнитивной и аффективной сфере. Например, детские страхи распространяются с возрастом на разные виды деятельности или фиксация на моторном счете приводит к тому, что уже освоив счетные операции в речи, дети при любом затруднении возвращаются к счету на пальцах. В отличие от нормы такое явление носит стойкий характер.
5. Асинхрония развития (в противовес гетерохронии в норме) - возникновение диспропорций в развитии. Основные проявления асинхронности развития следующие:
а) Ретардация - незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм. Это наиболее характерно для умственной отсталости и задержки психического развития.
Например, у детей с общим речевым недоразвитием наблюдается длительное сохранение автономной речи. Дальнейшее речевое развитие происходит не в результате смены автономной речи на обычную, а внутри самой автономной речи, за счет накопления словаря автономных слов. В этом случае патологически фиксируется один из низших речевых этапов, занимающий в норме очень короткий период;
б) Акселерация отдельных функций, например раннее (до одного года) и изолированное развитие речи при раннем детском аутизме; раннее пробуждение сексуального влечения при преждевременном половом созревании церебрально-органического генеза;
в) сочетание акселерации и ретардации психических функций, когда на одном возрастном этапе имеется смешение психических образований, наблюдаемых в норме в разные возрастные эпохи. Например, раннее развитие речи может сосуществовать с недоразвитием сенсорной и моторной сферы при раннем детском аутизме.