Ролевой аспект взаимодействия человека и организации
Каждый работник выполняет в организации как социальной системе определенную социальную роль.
Социальная роль – это модель поведения, совокупность норм, определяющих поведение индивида в определенной социальной среде, или относительно устойчивый образец поведения, (включая действия, мысли и чувства) в системе организационных отношений. Социальная роль должна соответствовать целям, стратегии и структуре организации, месту и значению работника в организации и отвечать запросам и ожиданиям работника.
Для выполнения своей роли человек наделяется правами, берет на себя определенные обязательства перед организацией и получает определенный статус в организационном окружении.
Роль должна соответствовать целям, стратегии и структуре организации, а, с другой стороны, отвечала запросам и ожиданиям человека. | |
Роль должна быть ясной | Роль должна быть приемлемой |
человеку должно быть известно и понятно не только содержание роли (содержание работы), но и связь его деятельности с целями и задачами организации, ее место в совокупности работ, выполняемых коллективом | выполнение роли должно доставлять человеку удовлетворение |
Причины возникновения ролевых конфликтов:
¨ выполнение нескольких ролей, взаимоисключающих в некоторых моментах;
¨ противоречие правил роли и условий успешности достижения требуемого результата;
¨ противоречия ценностей и предпочтений индивида с характером выполняемой роли;
¨ Перегрузка роли, когда задания сотрудника выходят за рамки роли;
¨ Изменение содержания роли, сопровождающее несоответствием изменения вознаграждения за осуществление новой ролевой деятельности.
Вхождение человека в организацию.
Вхождение человека в организационное окружение, или социализация | ||
Зависит от характеристик организационного окружения | Зависит от самого человека, имеющего свои личностные особенности, устремления, предпочтения, верования, привычки и т.д. | |
Процесс вхождения в организацию | Адаптация человека к новому окружению | |
Коррекция или изменение поведения человека | ||
Изменения в организации, которые происходят даже тогда, когда она сама принимает человека в соответствии со своими потребностями и критериями отбора | ||
От характера протекания эти процессов зависит, как будет строиться его дальнейшее взаимодействие с организационным окружением | ||
Завершение процесса адаптации | Должно быть видимо обозначено руководством: - присвоение титула или звания - наделение определенными полномочиями по принятию решений - допуск к конфиденциальной информации; - привлечение к выработке решений и т.д. | |
Сотруднику становится ясно, что он стал полноправным членом организации. У него появляется чувство ответственности за дела организации и внутренние обязательства по отношению к ней. Сопричастность к выработке решений повышает ответственность за их реализацию, за функционирование организации как целого. | ||
Необходимым условием для вхождения нового члена в организацию является
изучение системы ценностей, норм, правил и поведенческих стереотипов,
характерных для данной организации.
|