Ролевой аспект взаимодействия человека и организации

Каждый работник выполняет в организации как социальной системе определенную социальную роль.

Социальная роль – это модель поведения, совокупность норм, определяющих поведение индивида в определенной социальной среде, или относительно устойчивый образец поведения, (включая действия, мысли и чувства) в системе организационных отношений. Социальная роль должна соответствовать целям, стратегии и структуре организации, месту и значению работника в организации и отвечать запросам и ожиданиям работника.

Для выполнения своей роли человек наделяется правами, берет на себя определенные обязательства перед организацией и получает определенный статус в организационном окружении.

Роль должна соответствовать целям, стратегии и структуре организации, а, с другой стороны, отвечала запросам и ожиданиям человека.
Роль должна быть ясной Роль должна быть приемлемой
человеку должно быть известно и понятно не только содержание роли (содержание работы), но и связь его деятельности с целями и задачами организации, ее место в совокупности работ, выполняемых коллективом выполнение роли должно доставлять человеку удовлетворение

Причины возникновения ролевых конфликтов:

¨ выполнение нескольких ролей, взаимоисключающих в некоторых моментах;

¨ противоречие правил роли и условий успешности достижения требуемого результата;

¨ противоречия ценностей и предпочтений индивида с характером выполняемой роли;

¨ Перегрузка роли, когда задания сотрудника выходят за рамки роли;

¨ Изменение содержания роли, сопровождающее несоответствием изменения вознаграждения за осуществление новой ролевой деятельности.

Вхождение человека в организацию.

Вхождение человека в организационное окружение, или социализация
Зависит от характеристик организационного окружения Зависит от самого человека, имеющего свои личностные особенности, устремления, предпочтения, верования, привычки и т.д.
 
Процесс вхождения в организацию Адаптация человека к новому окружению
Коррекция или изменение поведения человека
Изменения в организации, которые происходят даже тогда, когда она сама принимает человека в соответствии со своими потребностями и критериями отбора
От характера протекания эти процессов зависит, как будет строиться его дальнейшее взаимодействие с организационным окружением
Завершение процесса адаптации Должно быть видимо обозначено руководством: - присвоение титула или звания - наделение определенными полномочиями по принятию решений - допуск к конфиденциальной информации; - привлечение к выработке решений и т.д.
Сотруднику становится ясно, что он стал полноправным членом организации. У него появляется чувство ответственности за дела организации и внутренние обязательства по отношению к ней. Сопричастность к выработке решений повышает ответственность за их реализацию, за функционирование организации как целого.
     

Необходимым условием для вхождения нового члена в организацию является

изучение системы ценностей, норм, правил и поведенческих стереотипов,
характерных для данной организации.

Миссия и основные цели организации
Допустимые и предпочтительные средства достижения целей организации
Имидж, который имеет и который создает организация, ее отличительные особенности
Принципы, правила и нормы, обеспечивающие отличительные особенности и существование организации
Поведенческие стандарты, которым должен будет следовать человек, выполняя свою роль: Нормы общения с коллегами и руководством, организация рабочего времени, внешний вид

Наши рекомендации