Эмоционально-волевая сфера детей с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения

Занятия 7 и 8 направлены на углубление знаний о личности

f детей с ЗПР. Формирующуюся личность характеризуют особенности эмоциональной и волевой сфер, мотивации, самосознания, обще-

f ния, нравственной сферы. У детей с ЗПР церебрально-органического происхождения во всех пластах личности имеется недоразвитие. Оно связано, во-первых, с незрелостью мозга ребен-

, ка, и, во-вторых, со специфической социальной ситуацией развития.

, Такой ребенок - «особый» с младенчества. Органическая недоста­точность центральной нервной системы вызывает такие поведенче­ские проблемы как возбудимость, двигательная расторможенность или медлительность, плохое внимание. Эта особость определяет специфику детско-родительских отношений. Так, и в исследовании Е. Н. Васильевой (1993) было показано, что большое количество дошкольников с ЗПР находятся в эмоциональной изоляции от мате­ри, испытывают дефицит ласки и тепла. Родители школьников с ЗПР зачастую усердствуют в отрицательных оценках учения и дис­циплины, требуют выполнения непосильных для детей заданий. В других случаях ребенок остается на «периферии» внимания взрос­лых. Дефицит эмоциональных и, в целом, социальных контактов «особый» ребенок вынужден испытывать и в среде сверстников.

Для всех детей с ЗПР свойственна недостаточность регуля-торных функций психики. Незрелость проявляется на всех уровнях волевой регуляции:

- на уровне сенсомоторной активности;

- на уровне произвольности психических процессов (воспри­
ятия, памяти, внимания и др.);

- на уровне произвольности действий (умение управлять
своими действиями в соответствии с требованиями ситуации, со­
блюдать правила, задающие способ действия и др.);

- на уровне произвольной регуляции эмоций;

- на уровне саморегуляции как высшего уровня
?(И. Ф. Марковская, 1993; У. В. Ульенкова, 1994; Н. Я. Семаго,

М. М. Семаго, 2003).

, 34

" В нейропсихологических исследованиях И. Ф. Марковской, В. В. Лебединского, О. С. Никольской была выявлена разная струк­тура нарушенного развития при легких и выраженных органических поражениях мозга (или легком и выраженном вариантах ЗПР цереб­рально-органического происхождения).

При первом варианте регуляторные функции имеют дефицит в звене контроля. В деятельности дети не могут эффективно сравнить полученный результат, его объем и качество с точки зрения запла­нированного. Так, при выполнении заданий по методике «Кубики Кооса», ребенок часто отрывается от образца. Сделав какой-то узор, не сличает его с образцом, а торопится сообщить, что закон­чил. Но если взрослый включает внешние опоры и побуждает ре­бенка проговаривать действия, проба выполняется нормально.

При втором варианте регуляторные функции страдают и на уровне контроля, и на уровне программирования. Такому ребенку сложно принять и самостоятельно планировать свою деятельность, способы ее выполнения. Дети трудно врабатываются, переключа­ются от одного вида задания на другой. В других случаях, проявля­ют интерес к яркому материалу и начинают действовать, не выслу­шав инструкцию. Часто не замечают ошибок и не интересуются оценкой своих результатов. Однако усиление речевого контроля и использование внешних опор также дает положительный эффект. По мнению К. С. Лебединской, эти нарушения следует связывать с сенсомоторными речевыми трудностями. Поэтому она делает вы­вод, что регуляторные корковые системы страдают вторично, в свя­зи с недостаточностью речи.

Ребенок с ЗПР имеет низкий уровень и умственной одаренно­сти, и эмоционального интеллекта. По мнению американских психо­логов П. Сэловея и Дж. Мейера, в структуру эмоционального интел­лекта входит ряд способностей: распознавание собственных эмо­ций, понимание эмоций других людей, управление эмоциями.

В дошкольном и младшем школьном возрасте ведущим уров­нем регуляции поведения и познавательной деятельности является эмоциональная регуляция, несмотря на то, что интенсивно форми­руется волевая. В процессе психического развития эмоциональные системы претерпевают качественное изменение - от ранних форм аффективного реагирования к более сложным взаимодействиям с другими мозговыми функциями (А. Валлон, 1967; В. В. Лебединский, М. К. Бардышевская, 2003 и др.). Так, речь способствует большей дифференциации и осознанию эмоциональных переживаний. В Ш процессе общения ребенок учится оценивать и контролировать свои I эмоции,сопоставлять их с переживаниями других людей. Таким об-Р'ршзом,формирование произвольных (осознанных, волевых) форм

Эмоционально-волевая сфера детей с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения - student2.ru психической деятельности происходит на основе онтогенетичесю более раннего уровня регуляции.

Становление эмоционального интеллекта у детей с ЗПР це ребрально-органического генеза характеризуется следующими осо бенностями. У младенцев с риском задержки позже появляется ком плекс оживления. «Тревога семимесячных» имеет более выражен ный характер, чем у здоровых младенцев: скованность, страх, крик ухудшение сна (И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина, 2006).

Дошкольники и младшие школьники с ЗПР хуже опознают эмо ции по мимике лица (Т. В. Гордеева, Г. А. Мишина, 2005). Это веде! к ошибкам в оценке переживаний других людей и, следовательно, t трудностям общения. Проблемы осознания собственных эмоций проявляются в том, что дети имеют более низкий эмоциональный словарь и хуже воспроизводят эмоции по заказу.

Известно, что фактором успешной адаптации ребенка в со­циуме является достаточный уровень произвольной регуляции с функцией контроля над эмоциями и поведением в целом. Эти осо­бенности начинают свое активное становление к старшему дошко­льному возрасту. У детей с ЗПР церебрально-органического проис­хождения наблюдаются отставание в развитии общих свойств эмо­циональной регуляции (предметности, адекватности ситуации и из­бирательности) (Ю. М. Миланич, 1998, 2007). Картину эмоциональ­ного неблагополучия можно определить как внутреннее некомфорт­ное состояние, неудовлетворенность личности деятельностью и общением. Перечислим симптомы эмоционального неблагополучия у детей с ЗПР:

1) острые эмоциональные реакции, которые окрашивают кон­фликтные ситуации: агрессивные (физические и вербальные), про-тестные, истерические, реакции страха и чрезмерной обиды. При отсутствии должной коррекции такие реакции перерастают в стой­кие состояния при переходе ребенка из дошкольного в младший школьный возраст. По данным ряда исследователей, количество страхов у детей с ЗПР значительно превышает их число у нормаль­но развивающихся сверстников (А. И. Захаров, 2004; Л. В. Кузнецова, 2002). Им свойственны страхи более младшего возраста. Так, у 6-летних детей с ЗПР преобладают страхи, харак­терные для младших дошкольников: страх темноты, замкнутого про­странства, неожиданных звуков, уколов. В то время как их здоровые сверстники чаще боятся болезней, смерти, пугающих людей (Т. В. Гордеева, Г. А. Мишина, 2005).

2) напряженные эмоциональные состояния (это более ста­бильные во времени надситуативные переживания): пониженный фон настроения, тревога, длительные переживания обиды, гнева, сверхтормозимость в контактах;

Г .

3) нарушения динамики эмоциональных состояний (по сути, это проявления темперамента, но они достигают такой силы, что нарушают адаптацию ребенка): повышенные реактивность эмоций и побуждений к действию, ригидность, эмоциональная возбудимость и лабильность. У такого ребенка гнев быстро сменяется настроением с оттенком эйфории, в личности могут сочетаться агрессивность и тревожная мнительность. Подобные проявления относят к трудному темпераменту, который у дошкольников с ЗПР встречается в два раза чаще, чем в норме (Л. В. Кузнецова и др., 2002).

Примерно две трети школьников с ЗПР проблемы произволь­ной регуляции эмоций и поведения в целом проявляют в виде по­вышенной возбудимости. В основном они демонстрируют первый и третий варианты эмоциональных нарушений. Одну треть учащихся коррекционных школ характеризует повышенная заторможенность поведения. На фоне медлительности, пассивности они отличаются повышенной чувствительностью к неуспеху, оценке. Это приводит к стойким напряженным эмоциональным состояниям.

Незрелость эмоционально-волевой сферы определяют как ор­ганический инфантилизм (И. А. Юркова, 1959; Г. Е. Сухарева, 1959; К. С. Лебединская, 1982) и выделяют два его вида: неустойчивый и тормозимый. В дошкольном возрасте его отпечаток несет на себе игра: ее отличает бедность воображения и творчества, однообразие сюжетов и игровых действий, преобладание суетливости и разруши­тельных действий, манерничанье. Слабость волевого усилия, стремление к сиюминутному удовлетворению желаний без особого труда у школьников с ЗПР легко может привести к асоциальному поведению. Повышенная внушаемость, эмоциональная зависимость детей также создает высокий риск вовлечения в асоциальные дей­ствия и нетрадиционные секты, использования в сексуальном наси­лии.

При отсутствии своевременной коррекции, негативные прояв­ления незрелой эмоционально-волевой сферы закрепляются в от­вет на связанную с усиливающейся тревогой потребность избегать тягостных переживаний. Они могут повторяться без видимых при­чин, Ребенок находит свое внутреннее оправдание, почему он кого-то ненавидит, чего-то стыдится, боится или хочет «закатить истери­ку». В результате эмоциональные проявления становятся устойчи-иыми - формируются патохарактерологические особенности лично-ити.

Вопросы для обсуждения?е

1. На каких уровнях проявляется незрелость волевой регул^»-

ЦИИ? А

;37

2. Опишите регуляторные нарушения при легком и выражен­
ном варианте ЗПР церебрально-органического происхождения?

3. Опишите недоразвитие компонентов эмоционального ин­
теллекта у детей с ЗПР?

4. Охарактеризуйте два вида органического инфантилизма при
ЗПР?

5. К чему приводит закрепление расстройств эмоционально-
волевой сферы вдетском возрасте?

Литература

• Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ре­
бенку с задержкой психического развития. - СПб., 2006.

• Специальная психология / Под ред. В. И. Лубовского. -
М., 2003.

• Юркова И. А. О некоторых клинических особенностях
психического инфантилизма. В кн.: Дети с временными задержками
развития / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. - М., 1971.

Задание для самостоятельной работы

Задание 1. Сопоставьте данные о нарушениях эмоционально-волевой сферы детей с умственной отсталостью и ЗПР. Используй­те литературу:

• Специальная психология / Под ред. В. И. Лубовского. - М.,
2003.

Задание 2. Перечислите трудности обучения школьников с ЗПР, связанные с недоразвитием эмоционально-волевой сферы. Используйте литературу:

• Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку с
задержкой психического развития. - СПб., 2006.

* Темы докладов

-1 1. Признаки эмоционального неблагополучия детей с ЗПР.

t Литература:

• Гордеева Т. В., Мишина Г. А. Роль близкого взрослого в
становлении образа «Я» у ребенка с задержкой психического разви­
тия // Дефектология. - 2005. - № 1. С. 47 - 51.

2. Особенности эмоциональных контактов дошкольников с ЗПР и педагогов.

Литература:

• Ульенкова У. В., Васильева Е. Н. Изучение и формирование
эмоциональной сферы у старших дошкольников с задержкой психи­
ческого развития в условиях диагностико-коррекционных групп в
дошкольном учреждении // Дефектология. - 2001. - № 5. С. 33 - 43.

3. Эмоциональное отношение к родителям у старших дошко­льников с ЗПР.

Литература:

• Васильева Е. Н. Формирование эмоционального отношения к близким взрослым у старших дошкольников с задержкой психиче­ского развития в зависимости от характера отношений в семье. В кн.: Психология детей с задержкой психического развития. Хресто­матия. Сост. О. В. Защиринская. - СПб., 2004. С. 188 -199.

4. Синдром аффективной возбудимости у подростков с цереб­
ральной недостаточностью.

Литература:

• Лебединская К. С, Райская М. М., Немировская С. В., Маль-цина В. С, Фишман М. Н. Клинико-психологический анализ наруше­ний поведения у подростков (сообщение первое) // Дефектология. -1980- №2. С. 4-14.

5. Саморегуляция в интеллектуальной деятельности у старших
дошкольников с ЗПР.

Литература:

• Ульенкова У. В., Кисова В. В. Экспериментальное изучение формирования саморегуляции в структуре общей способности к учению у шестилетних детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 2001. - № 1. С. 26 - 33.

Занятие 8 (семинар).

Наши рекомендации