Основные принципы обучения
Максимальная ориентация на активность и взаимодействие участников:
Принцип интерактивности обучения.
Интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между ведущим и участниками группы, непосредственно между участниками группы
Принцип интенсификации — создание условий осмысленности учения, включения в него слушателей на уровне не только интеллектуальной, но и личностной и социальной активности.
Обучение через собственный опыт, диалог, обратную связь увеличивает вероятность того, что участники на самом деле сформируют необходимые компетенции.
При проведении занятий необходимо учитывать специфику аудитории:
• социально-демографические характеристики, потребности, мотивацию, ожидания участников;
• динамику групповых процессов - совокупность процессов развития группы, продвижения её от стадии к стадии.
• каналы восприятия участников группы: слуховой, зрительный, кинестетический
• опыт участников
• время проведения занятий (на время после обеда необходимо спланировать активность)
• специфику обучения взрослых
Обучение замещающих родителей должно включать ряд элементов:
1. Получение непосредственного опыта
2. Наблюдение, в ходе которого обучающийся обдумывает то, что он только что узнал;
3. Осмысление новых знаний, их теоретическое обобщение;
4. Экспериментальная проверка новых знаний и самостоятельное применение их на практике.
Что должно быть подготовлено:
• Письменные инструкции для каждого вида активности
• Листки с отпечатанным на них текстом задания и предлагаемыми к обсуждению вопросами, которые можно будет раздать - а можно записывать задания на флипчарте или на доске
• Демонстрационные материалы (слайды, плакаты и т. п.), поддерживающие все ключевые положения курса и те, к которым придётся неоднократно возвращаться
• Учебные (справочные, методические) материалы для каждого нового/сложного вида активности
Вопрос 2. Методы групповой работы в процессе обучения.
• Групповая дискуссия.
• Мозговой штурм.
• Лекция.
• Семинар.
• Моделирование ситуаций.
• Демонстрация.
• Case stady.
• Презентация.
• Симуляционные и ролевые игры.
• Психогимнастика.
• Упражнения.
Групповая дискуссия
Свободный вербальный обмен знаниями, идеями, мнениями между тренером и
участниками
Правила:
• Ограничение одним вопросом (темой)
• Каждый уважает свои взгляды и взгляды другого человека, нельзя прерывать говорящего
• Даются временные рамки
• Создается правильная среда (возможность визуального контакта, дружелюбной обстановки)
Роль ведущего:
• Ведущий-посредник, задает открытые вопросы, требующие обсуждения, не ставит участников в оборонительную позицию
• Следит, чтобы никто не монополизировал дискуссию, и чтобы каждый внес свой вклад
• В конце дискуссии обобщает пункты, высказанные группой, и подытоживает все достигнутые выводы и заключения
Формы проведения групповой дискуссии
«Аквариум». Команда делится на две подгруппы, одна из которых решает какую-либо проблему, а вторая наблюдает за действиями первой. Затем группы меняются местами. После выполнения задания проводится обсуждение полученных результатов и процесса групповой работы.
Дебаты. Структурированный обмен мнениями (по определённым правилам, в соответствии с установленным алгоритмом) между группами, стоящими на разных позициях, имеющими разные мнения, придерживающимися различных точек зрения.
Мозговой штурм
При проведении мозгового штурма необходимо соблюдать 6 правил:
• Отсутствие всякой критики
• Поощрение идей
• Равноправие участников
• Свобода ассоциаций
• Запись всех идей
• Время для инкубации