1. Что является основным содержанием предметной деятельности как ведущей в раннем возрасте?
1.Деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. 2.Ведущая деятельность – деятельность, в которой формируются или перестраиваются психические процессы. 3.Ведущая деятельность – деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка. Таким образом, ведущая деятельность – деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития. |
2. Каково значение детской игры в психическом развитии ребёнка-дошкольника? Подберите несколько примеров для каждого вида игр и проанализируйте их.
Игра способствует развитию сенсорных способностей и физических навыков, создавая все возможности для того, чтобы ребенок мог отточить и расширить только что приобретенные им интеллектуальные умения. 1. Сенсорные игры:Цель этого вида игры: приобретение сенсорного опыта ради самого этого опыта. 2. Моторные игры:Бег, прыжки, кувырки – некоторые из множества разновидностей игр с движениями, удовольствие от которых дети получают в силу самой игры. «Казаки-разбойники» - суть игры: 2 команды детей, одна из которых – казаки, а другая – разбойники. Казаки должны убегать, оставляя за собой стрелочки, нарисованные на асфальте мелом, разбойники должны поймать их, используя эти подсказки. (Игра с движением) 3. Игра-возня:Драка понарошку, а не настоящая драка. «Войнушка» - в основном игра для мальчиков, они используют палки как орудие труда, например в качестве ружья, меча. «Дерутся», но боли никому не предоставляют. 4. Языковые игры:Дети любят экспериментировать с ритмикой и мелодикой речи; объединяют слова друг с другом, придавая им новое значение. 5. Ролевые игры:Такая игра, называемая сюжетно-ролевой, включает в себя не только имитацию чьего-то поведения, но также значительный элемент фантазии и новые способы взаимодействия. «Дочки-матери». Дети выступают в роли родителей, придумывают способы наказания, поощрения. 5. Игры с правилами и игры-состязания:Дети оговаривают очередность действий участников игры, решают, что им можно делать, а что нельзя, и часто устраивают такие игры, в которых есть победители и проигравшие. «Учитель» - в эту могут играть как мальчики, так и девочки. Один из детей, учитель, остальные – ученики. Эта игра дает возможность посостязаться, т.к «учитель» каждому участнику дает задание: Тебе 5 муравьиных шагов и один гигантский шаг. Таким образом, «учитель» дает каждому задание и кто первым дойдет до учителя, тот и выиграл. Конечно, эта игра со своими правилами. |
3. Перечислите, дав краткую характеристику, пять стадий усвоения языка, выделенных и описанных Роджером Брауном. Браун выделил три основных свойства языка: семантичность (возможность обозначать символами действия), продуктивность (возможность организовывать эти символы в бесчисленное множество сообщений) и перемещаемость Браун выделил 5 стадий в освоении ребенком языка, подчеркивая то обстоятельство, что первая стадия (или уровень) свойственна всем детям независимо от их принадлежности к определенной культуре и языку. Браун настаивал на том, что у всех людей существует врожденное чувство, отвечающее за порядок слов в предложении. Но здесь нельзя не упомянуть о том, что существуют языки, в которых порядок слов совсем не так важен, как в английском. Поэтому утверждение Брауна представляется весьма спорным. Стадия 1. Для первой стадии характерны двухсловные предложения. Это тот самый период, когда впервые появляется телеграфная речь, опорные и открытые слова. Браун, однако, выходит за рамки этой структуры, чтобы сосредоточиться на том значении, которое дети пытаются передать посредством определенного порядка и места слов в предложении. Так, например, они могут стараться передать понятие существования, исчезновения и возвращения, принадлежности, действия и атрибуции. Стадия 2. Для этой стадии освоения языка характерны более длинные высказывания. Дети начинают распространять правила словоизменения (флексии) на слова, которые им уже знакомы. Они способны образовать формы прошедшего времени глаголов, например "играю/играл", множественное число существительных, изменяющихся по правилам. Почему это происходит, просто ли дети имитируют речь других или они пользуются лингвистическими правилами? Согласно результатам классического исследования, верно последнее. В раннем детстве маленькие дети обнаруживают удивительное умение пользоваться правилами спряжения глаголов, образования множественного числа и притяжательных форм. Косвенным свидетельством этого является их склонность к сверхрегуляризации - генерализации сложных правил словоизменения. Раньше малыши употребляли те неправильные глаголы, которые слышали в повседневной речи. Теперь они временно расширяют правила грамматики, перенося законы спряжения правильных глаголов на все глаголы. Родителям и учителям часто весьма трудно скорректировать тенденцию ребенка к сверхрегуляризации. Со временем ребенок сумеет механически запомнить формы неправильных глаголов, отделив их от правильных. Стадия 3. На третьей стадии дети научаются видоизменять простые предложения. Они образуют отрицательные и повелительные предложения, задают общие вопросы и иными способами преобразуют те простые фразы, которыми они изъяснялись на предыдущих стадиях. Отрицательное предложение - прекрасный пример того, как может происходить научение сложным языковым формам. Сначала дети при выражении отрицания помещают отрицательное слово в начало высказывания; они способны передать идею отсутствия ("нет кармана"), выразить свое неприятие ("не надо больше") и несогласие ("не грязный"). Однако к третьей стадии они используют служебные слова и вложенные отрицания. Ребенок без труда произносит такие фразы, как "Катя не пыталась" и "Дмитрий не уйдет". В то же время дети в этом возрасте еще не освоили конструкцию страдательного залога. Например, если 3-летним малышам дать мягкие игрушки и попросить их разыграть сценку "Девочка гонится за мальчиком" и "Мальчик гонится за девочкой", они с легкостью исполняют это. Но когда им предлагают изобразить сценки "Девочка помогает мальчику" и "Мальчик получает помощь от девочки", дети часто не понимают, что эти фразы несут один и тот же смысл. Стадия 4 и 5. На этих стадиях дети научаются оперировать все более сложными конструкциями. Они начинают пользоваться придаточными предложениями, включая их в состав сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. К 4,5 годам дети уже неплохо владеют синтаксисом, но продолжают совершенствовать этот навык еще в течение многих лет. |
1. Сопоставьте три основные теории, раскрывающие суть психосоциального развития ребенка (динамическую, когнитивную, социального научения).
1.Психодинамический подход – делает акцент на эмоциях, влечениях и конфликтах развития. Этот период жизни характеризуется возрастающими способностями ребенка к логическому мышлению и самодисциплине, а также способностью взаимодействовать со сверстниками в соответствии с предписанными правилами. У детей развивается чувство трудолюбия, когда они начинают постигать технологию своей культуры, обучаясь в школе. Это наиболее решающий в социальном отношении подход, поскольку трудолюбие влечет за собой выполнение работы рядом и вместе с другими. 2.Когнитивный подход – к развитию придает особое значение собственным мыслям и понятиям ребенка как организаторам его социального поведения. К главным таким мыслям относятся представления ребенка о себе самом, то есть его Я-концепция. По мере того, как дети становятся старше, у них формируются все более точные и полные представления о своих физических, интеллектуальных и личностных качествах и качествах других людей. В среднем детстве Я-концепция не отличается точностью и адекватностью. Младшие школьники склонны оценивать себя несколько завышено, что не всегда соответствует реальности. Однако, в подростковом возрасте, Я-концепция приобретает относительно сформированный вид, и самооценка подростка становится более адекватной. 3.Теория социального научения – акцентируется связь между поведением и средой. С точки зрения этого подхода, поведение детей формируется посредством поощрений и следования образцу. Временами эти поощрения исходят от родителей или взрослых в окружении ребенка. Но по мере того как дети становятся старше, возрастает и влияние сверстников, которые служат моделями поведения и к тому же подкрепляют его. По отдельности ни одна из этих трех теорий не в состоянии объяснить все линии социального развития ребенка в среднем детстве, но вместе они помогают понять, каким образом дети становятся социально зрелыми. |
2. Проанализируйте развитие Я-концепции в дошкольный период и дайте описание того, как дети дошкольного возраста интернализируют социальные понятия и гендерные схемы в ходе ее формирования.
Если до школы ребенок представлял себя как «Я – сын/дочь», «Я – ребенок», то с началом обучения прибавляется еще один из значимых образов: «Я – ученик». Причем такой образ Я быстрее возникает и занимает в иерархии Я – образов достаточно престижное место, если ребенок одобряем окружением (учителем, родителями, семьей). Наиболее важным источником формирования Я – концепции ребенка в этом возрасте является образ тела, его объективные характеристики и субъективное его восприятие. Ребенок достаточно рано формирует представление о том, что красиво и некрасиво в его внешнем облике. Это внешние признаки обусловливают степень удовлетворенности или неудовлетворенности ребенка собой и в значительной мере влияют на формирование его самооценки. Общение с одноклассниками и другими детьми также обогащает Я – концепцию ребенка. Представляя другим детям информацию о себе и получая от них сведения об их восприятии его личности, ребенок существенно расширяет содержание своей Я – концепции. Дети приписывают себе все больше отличительных особенностей, что ведет к уточнению и усложнению их Я – образов и также образов других людей. |
3. Вспомните детские истории-страшилки и дайте им психологический анализ.
Рассказывая истории-страшилки, многие дети переживают за персонажа так, будто бы они сами оказались на его месте. Представляют себя в этом рассказе. Чаще всего истории-страшилки рассказывают в кругу сверстников у костра, в детском лагере. Они направлены на то, чтобы вызвать страх, чувство опасности. В некоторых случаях, ребенок потом начинает, бояться всего: малейшего звука, шороха. |