Психологические взгляды Сократа и Платона
Одним из самых замечательных мыслителей древнего мира является Сократ (470-399 до н. э.). Было очевидно, что невозможно совместить материалистическое объяснение души с такими явлениями, как способность человека мыслить в абстрактных понятиях, как его стремление к возвышенным целям, принятие решений в соответствии с голосом совести. Но ведь эти способности существуют реально. На них и сосредоточил свое внимание Сократ, понимая под душой, прежде всего, психические качества индивида, свойственные ему как разумному существу, действующему согласно нравственным идеалам. Такой подход к душе не мог исходить из мысли о ее материальности, а потому возникло новое направление понимания души – идеалистическое.
Одним из важнейших положений Сократа была идея о том, что существует абсолютное знание, абсолютная истина, которую человек в своем размышлении может познать и передать другим. Истина зафиксирована в общих понятиях, в словах и в таком виде передается от поколения к поколению. Т.о., он впервые связал мыслительный процесс со словом.
Сократ разработал метод, основанный на диалоге учителя и ученика, при котором учитель направляет течение мысли ученика, помогая ему осознать необходимые для решения конкретной проблемы знания. Этот метод получил название метода сократической беседы. Сократ называл себя «акушером мысли», помогая человеку самому прийти к правильной идее, найти, «родить» ее в своей собственной душе.
Сократ заложил основы нового понимания души и познания, связав душу не с активностью, а с разумом и нравственность человека. Это открывало путь к теории объективного идеализма Платона.
Платон представил первопричину вещей как царство идей, душ, скрытых за небосводом. Это идеальное царство незыблемо и нетленно, тогда как все чувственное – от звезд до предметов – лишь сокращенные и затемненные идеи, их несовершенные, слабые копии. Душа - не только идея, но и цель вещи, к которой вещь должна стремиться. Утверждая принцип первичности вечных общих идей по отношению ко всему преходящему в тленном телесном мире, Платон обращается к общему понятию, слову, которого нет в реальной жизни.
Душа состоит из трех частей - вожделеющей, страстной и разумной. Вожделеющая и страстная часть души должны подчиняться разумной, которая одна может сделать поведение нравственным.
Таким образом, Платон впервые представил душу не как целостную организацию, но как определенную структуру, испытывающую давление противоположных тенденций, конфликтующих мотивов. Эта идея Платона о внутреннем конфликте души стала впоследствии особенно актуальн
оСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ
Вокруг решения вопроса, что же такое душа, возникло два диаметрально противоположных философских направления: идеалистическое и материалистическое. Представители идеалистической философии рассматривали психику как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи. Материалистичоское понимание психики выражается в том, что психика рассматривается как явление вторичное, производное от материи.
1.Идеалистическое, т.е. существование особого духовного начала, не зависимо от материи. Представители идеалистической философии признают существование особого духовного начала, не зависимого от материи, они рассматривают психическую деятельность как проявление материальной, бесплотной и бессмертной души. А все материальные вещи и процессы толкуют лишь как наши ощущения и представления или же как некоторое загадочное обнаружение какого-то “абсолютного духа”, “мировой воли”, “идеи”. Идеализм зародился, когда люди, не имея правильных представлений о строении и функциях тела, думали, что психические явления представляют собой деятельность особого, сверхъестественного существа — души и духа, который якобы вселяется в человека в момент рождения и покидает его в момент сна и смерти. Первоначально душа представлялась в виде особого тонкого тела или существа, живущего в разных органах. Когда появилась религия, то душа стала пониматься как своеобразный двойник тела, как бестелесная и бессмертная духовная сущность, связанная с каким-то “потусторонним миром”, где она обитает вечно, покидая человека. На этой основе и возникли различные идеалистические системы философии, утверждающие, что идеи, дух, сознание являются первичными, началом всего существующего, а природа, материя — вторичными, производными от духа, идей, сознания.
2. Материалистическое, т.е. рассмотрение психики человека как проявление его духовной жизни. Материалистический подход к пониманию психики человека был на многие века оттеснен идеалистической философией, которая рассматривала психику человека как проявление его духовной жизни, считая, что она не подчиняется тем же законам, что и вся материальная природа. И какие бы метаморфозы не претерпевали представления о душе, незыблемым оставалось убеждение в том, что она является движущим началом жизнедеятельности.
Только в XVII в. Рене Декарт начал новую эпоху в развитии психологических знаний. Он показал, что не только работа внутренних органов, но и поведение организма — его взаимодействие с другими внешними телами — не нуждаются в душе. Особенно большое влияние его идеи оказали на дальнейшую судьбу психологической науки. Декарт ввел одновременно два понятия: рефлекс и сознание. Но в своем учении он резко противопоставляет душу и тело. Он утверждает, что существуют две независимые друг от друга субстанции — материя и дух. Поэтому в истории психологии это учение получило название “дуализм”. С точки зрения дуалистов психическое не является функцией мозга, его продуктом, а существует как бы само по себе, вне мозга, никак не завися от него. В философии это направление получило название объективного идеализма.
На почве дуалистических учений в психологии XIX в. получила широкое распространение идеалистическая теория так называемого психофизического параллелизма (т.е. утверждающая, что психическое и физическое существуют параллельно: независимо друг от друга, но совместно). Основные представители этого направления в психологии — Вундт, Эббингауз, Спенсер, Рибо, Бине, Джеме и многие другие.
Примерно с этого времени возникает и новое представление о предмете психологии. Способность думать, чувствовать, желать стали называть сознанием. Таким образом, психика была приравнена к сознанию. На смену психологии души пришла так называемая психология сознания. Однако сознание еще долго понималось как явление особого рода, обособленное от всех других естественных процессов.
Философы по-разному трактовали сознательную жизнь, считая ее проявлением божественного разума или результатом субъективных ощущений, где они видели простейшие “элементы”, из которых построено сознание. Однако всех философов-идеалистов объединяло общее убеждение в том, что психическая жизнь — проявление особого субъективного мира, познаваемого только в самонаблюдении и недоступного, ни для объективного научного анализа, ни для причинного объяснения. Такое понимание получило очень широкое распространение, а подход стал известен под названием интроспективной трактовки сознания. Согласно такой традиции психическое отождествляется с сознанием. В результате такого понимания сознание замыкалось в самом себе, что означало полный отрыв психического от объективного бытия и самого субъекта.
Развитие психологии со времени ее оформления как самостоятельной науки во второй половине XIX в. осуществлялось в непрерывной борьбе сменявших друг друга теорий, которые ставили перед собой разные цели и пользовались различными способами исследования. Однако почти все теории конца XIX в. и часть теорий XX в. разрабатывались в рамках интроспективной психологии сознания. Характерным для этих теорий является ограничение предмета психологических исследований областью осознаваемых переживаний человека, рассматриваемых в отрыве от окружающей действительности и практической деятельности людей. Вопрос об отношении сознания и мозга решается этими теориями преимущественно с позиций дуализма.
“Психология сознания” оказывалась бессильной перед многими практическими задачами, обусловленными развитием капиталистического способа производства, требовавшего разработки средств, позволяющих контролировать поведение человека. Это привело к тому, что во втором десятилетии XX в. возникло новое направление психологии, представители которого объявили новый предмет психологической науки — им стала не психика, не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность извне наблюдаемых, преимущественно двигательных реакций человека. Это направление получило название “бихевиоризм”. Это уже третий этап в развитии представлений о предмете психологии. Основоположник бихевиоризма Дж.Уотсон видел задачу психологии в исследовании поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей его среде. За одно лишь десятилетие бихевиоризм распространился по всему миру и стал одним из самых влиятельных направлений психологической науки.
Итак, вначале психология — наука о душе, затем психология — наука без души, и, наконец, психология — наука без сознания. Такое понимание предмета психологии очень быстро привело к следующему кризису. Да, наблюдая поведение, мы действительно исследуем, объективны факты, но такая объективность обманчива, ибо за каждым нашим поступком, поведенческим актом стоят наши мысли, наши чувства, наши желания. И невозможно изучать поведение, не изучая мысли, чувства, побуждения. Причина кризисов в понимании предмета психологии кроется в тех философских методологических позициях, на которых строились названные теории. Так, психология сознания решала основные вопросы о соотношении между бытием и сознанием, между объективным и субъективным с позиций идеализма.
Бихевиористы решали те же проблемы с позиций вульгарного материализма. Для них психическое совершенно не имело отличий от материального. Так, неверные исходные философские позиции закрывали для психологии пути к определению ее предмета.
Выход из этого тупика открыла философия диалектического материализма. Диалектический материализм признает лишь одно начало всего существующего — материю, а психику, мышление, сознание рассматривает как вторичное, производное от материи, Философский материализм является, следовательно, монистическим учением, материалистическим монизмом (от греч.: “монос” — один). Он основывается на данных науки и практики и по мере их развития уточняет и углубляет свои выводы.
С точки зрения диалектического материализма первичным является материя; психика, сознание — это вторичное, отражение мозгом объективной действительности. В этом смысле материальное (предметы и явления действительности) и идеальное (отражение их в виде ощущений, мыслей и т.д.) противоположны друг другу. Но если иметь в виду физиологический механизм отражения действительности мозгом, то различение идеального и материального имеет уже не абсолютный, а относительный характер, так как ощущения, мысли, чувства и т.д. — это деятельность материального органа — мозга, результат превращения энергии внешнего раздражения в факт сознания. Психика, сознание неотделимы от деятельности мозга и не могут существовать никаким другим способом.
Такое понимание материи и психики, сознания полностью согласуется с исходным положением диалектического материализма о материальности мира. В мире нет никакого другого начала, кроме вечно существующей материи, которая обладает различными свойствами и находится в вечном движении. При этом движение материи — это не только перемена места, но и любое ее изменение. Это и развитие материи, возникновение у нее новых свойств. По определению Ф. Энгельса, «движение, в применении к материи, — это изменение вообще»1.
Развитие материи есть переход от низших ее форм к высшим, от низших форм движения материи к высшим. Первоначально существовала лишь неорганическая материя, неживая природа. На определенной ступени развития материи, в результате ее длительной, много лет продолжавшейся эволюции возникла органическая материя, возникла новая форма движении материи, новое ее свойство — жизнь. В процессе развития материи появились растения, животные и, наконец, человек с его сознанием — высочайшим порождением материи.
В системе категорий диалектического материализма, на которые опирается отечественная психология, основополагающее значение принадлежит категории отражения. Именно этой категорией раскрывается наиболее общая и существенная характеристика психики: психические явления рассматриваются как различные формы и уровни субъективного отражения объективной действительности. Теория отражения в психологии выступает в роли общей методологической платформы, позволяющей разобраться в лабиринте фактов, понятий, концепций, определить предмет психологической науки, разработать методы исследования.
В чем состоит качественная специфика психического как свойства органической материи? Вся материя обладает свойством отражения. Являясь свойством материи, функцией мозга, психика выступает как особая форма отражения, как предпосылка развития психики. Будучи специфической формой отражения, психика и возникла в процессе развития материи, переходя от ее одних форм движения к другим. Возникнув закономерно в ходе биологической эволюции, психика стала важнейшим ее фактором. Благодаря отражению обеспечиваются более широкие многообразные связи организма со средой.
Внутренняя психическая жизнь не существует без внешней, физической. То есть психика, сознание отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от нее, это осознанное бытие. Было бы бессмысленно говорить об отражении, если бы действительность не существовала. Всякий психический акт — это и кусок реальной действительности: не либо одно, либо другое, а и одно и другое. Своеобразие психического именно в том и заключается, что оно является и реальной стороной бытия, и его отражением.
Итак, функция психики состоит в отражении свойств и связей действительности и в регулировании на этой основе поведения и деятельности человека. Диалектико-материалистический подход к психике показывает, что психическое — это не замкнутый мир, начисто отрезанный от реальности и не имеющий с ней ничего общего.
Что же составляет предмет научного знания в психологии с позиции диалектического материализма? Это, прежде всего конкретные факты психической жизни. Рассмотрим простой пример. Возьмем в качестве факта психической жизни способность человека накапливать индивидуальный опыт, т.е. память. Но научная психология не может ограничиться описанием психологического факта — его необходимо объяснить, т.е. раскрыть законы, которым эти факты, эти явления подчиняются. Основная цель любой науки состоит в том, чтобы вскрыть объективные законы, которым подчиняются изучаемые ею процессы и явления. Именно этой цели подчинены теоретические и экспериментальные исследования. Научное познание состоит в раскрытии существенных, необходимых, устойчивых, повторяющихся связей (отношений) между явлениями. Вернемся к нашему примеру. Так, память имеет свои законы функционирования. Известно, что имеются различные виды памяти, что, например, повторение материала, способствует запоминанию, а хорошо про структурированный материал запоминается легче и быстрее, чем бессвязны