Понятие агрессивности и агрессии, основные подходы

На сегодняшний день термин «агрессия» рассматривается в довольно широком контексте. Для научного понимания агрессивности индивида, перед нами стоит задача в уточнении смысла и значения данного понятия.

В течении длительного времени, данная тема рассматривалась многими исследователями. Но, при этом не существовало и не существует единой точки зрения, трактующей указанный термин. Согласно первому положению агрессия рассматривается, как поведение, которое содержит угрозу или наносит ущерб какому-либо субъекту. Иное положение говорит, что агрессия обязательно должна переплетаться с обидой и оскорблениями. Третье положение утверждает, что агрессия является попыткой причинения другому субъекту физических или телесных повреждений. На сегодняшний день, большая часть исследователей склоняется к такому определению:

Агрессия – это определенная форма поведения, нацеленная на оскорбление, либо причинение вреда другому существу, не желающему подобного обращения.[1]

Многие теоретические направления рассматривают проблемы агрессии и насилия. Интересным является то, что эти теории не могут в полном объеме ответить на все проблемные вопросы, но при этом дает возможность изучить, а также разъяснить определенный аспект проблемы.

И так, агрессией является поведением, которое может причинить другому человеку или объекту какой-либо вред. С точки зрения представителей психоаналитической ориентации в результате различных причин, которые не получают реализации начинает проявляться агрессивная энергия разрушения. Подавление таких эмоций, или их блокировка может вызывать чувство тревожности и неполноценности, что в свою очередь приводит к социально – дезадаптивным формам поведения.

По мнению З. Фрейда агрессия изначально проявляется из-за присущих индивиду инстинктов. Внутреннее напряжение, в данном случае, спровоцировано наличием противоречий между инстинктами, а также социальными нормами, которые ограничивают действия человека. Насилие может совершаться по отношению к самому себе, к другим субъектам, или к внешнему миру. С этой точки зрения, можно отметить, что природа агрессии довольно пессимистична, так как имеет врожденные истоки, которые берут свое начало в характерном для индивида инстинкте смерти. При этом агрессия неизбежна потому, что энергия, которую не смог сконцентрировать человек на другом объекте, будет нацелена на его же саморазрушение.[2]

Агрессия – это инстинкт, изначально и неотъемлемо присущий субъекту. По мнению К. Лоренца, данное понятие можно отожествить с проявлением «инстинкта смерти». Объяснить это можно следующим образом: человек, который своими силами смог, в кратчайшие сроки, изменить условия собственной жизни, так или иначе сталкивается с агрессивностью, которая, в большинстве случаев, может привести к губительным последствиям. Хотя, другие инстинкты аналогично воздействуют на сознание индивида.[3] Исходя из выше сказанного, мы видим, что согласно этой теории, агрессия изначально формируется из врожденного инстинкта борьбы за выживание, присутствующего как у людей, так и у любого живого существа.

По мнению Э. Фромма, в нашем обществе фрустрация потребностей и желаний – это обычное явление, с помощью которого образуется агрессивное поведение и насилие. Исследователь постоянно сопоставлял вопрос агрессии с проблемами социальной жизни индивида. Наш социум повседневно вырабатывает у субъекта определенные меры поведения и черты характера, к ним также относится и насилие. Причины озлобленности человека, обоснованы автором в концепции бессознательного. Здесь говорится, что психика индивида настроена на агрессию и насилие, так как бессознательное имеет возможность действовать на сознание. Конфликт человека со своей темной сущностью неизбежен и доставляет большое количество переживаний, он влечет за собой душевную гибель, преодоление и возрождение.[4]

Проблемами кризисных состояний личности также занимался известный психолог К. Хорни, который считал, что проявление агрессии и насилия взаимодействуют с повышенной базисной тревожностью человека. Автор говорил, что внутреннее состояние, называемое «движением против людей», однозначно приведет субъекта к конфликтности, агрессивному поведению и насилию. Агрессия, в данном случае, это психологический барьер, стремление к спокойствию и безопасности, потребность в комфорте и удовольствии.

Исходя из выше сказанного, мы можем заключить, что центральным местом для всех психоаналитических взглядов является положение, в котором говорится, что агрессия – это инстинктивный, врожденный фактор, который не устраняется. Зарождение и работу агрессивных импульсов невозможно предотвратить ни с помощью удовлетворения всеми материальными потребностями, ни в связи с устранением социальной несправедливости, ни с учетом других положительных социальных трансформаций в структуре человеческого общества. Агрессия, так или иначе, это неотъемлемая часть человеческой природы.

Стоит отметить, что проблемами агрессивного поведения, тревожности и насилия занимались не только представители психоаналитической сферы. Проявлением этих свойств интересовались также А. Басс, Д. Доллард, Л. Берковц, А Бандура, Д. Уотсон и др. Их теория являлась противопоставлением концепции влечений. Здесь агрессивность представлена в виде ситуативного, а не эволюционного процесса. Агрессивная реакция на различные раздражители формируется с помощью непрерывного, положительного подкрепления отдельных агрессивных актов. Постоянное наблюдение за агрессивными действиями, а также их подкрепление формирует в человеке высокую степень агрессивности, которая постепенно перерастает в личностную черту.

К. Роджерс, В. Франкл, Ф. Перлз и др. также занимались исследованиями данной проблемы. По мнению К. Роджерса агрессия и насилие это вынужденные ответные действия субъекта на ограничение его свободы, и запрета самостоятельно делать выбор. Исследователь свои труды сориентировал на изучение детского и подросткового проявления агрессии. Это обусловлено переходными и кризисными периодами трансформации социальных систем, которые непосредственно связанны с ростом агрессивности в данном возрасте. Актуальность рассматриваемого направления выражена в трансформации нашего социума и связана с перестройкой субъекта, а также его сознания. В данном случае человек осуществляет переоценку всей последовательности личностно-психологических качеств, здесь также рассматриваются роль и место агрессии в дальнейшем его развитии.

В трудах многих отечественных исследователей: Г.М. Андреевой, С.В. Еникополова, Л.П. Колчиной, Н.Д. Левитова, О.Ю. Михайловой, А.А. Реан, Е.В. Рощина, Т.Г. Румянцевой и др. было произведено многоплановое исследование данной проблемы.

В работах Е.В. Ольшанской и В.А. Троск можно увидеть, что существует множество различных контекстов, которые рассматривают проблему агрессивного поведения у подростков, а также их психосоциальную адаптативность. Столь значительное внимание данному периоду жизни заключается в способах психосоциальной адаптации подростков, становлении их характера и мировоззрения, сопутствующего субъекта в последующей жизни. Если вовремя не предпринять адекватные способы реагирования в определенных обстоятельствах, можно увидеть закрепление неконструктивных, неблагоприятно сказывающихся на психическом и эмоциональном состоянии индивида форм поведения и даже спровоцировать отрицательную трансформацию личностного уровня (об этом говорится в исследованиях Л.Н. Таран, В.И. Гарбузова, А.И. Захарова, В.Н. Петрунек). Такие авторы, как И.А. Невский, С.А. Беличева и М.А. Алемаксин смогли проанализировать особенности делинквентного поведения подростков, а также рассмотрели условия их коррекции. Работы С.Ф. Сироткина рассматривают агрессивность с точки зрения объекта педагогической диагностической оценки.

Характеризуя агрессию, Д. Ричардсон и Р. Бэрон, берут за основу два понятия:

- агрессивное поведение, которое они рассматривают, как любую форму поведения, целенаправленную на нанесение вреда другому субъекту взаимодействия;

- агрессивность, как свойство личности.

О.Ю. Михайлова сконцентрировала свое внимание на новом нетрадиционном подходе, который показывает агрессию со стороны одной из поведенческих концепций, активно решающих неудовлетворенное состояние индивида и формирующихся на основе поисковой активности. Будучи уже сформирована, она проявляется как самостоятельная форма поведения, хотя включает в себя и в дальнейшем элементы поисковой активности, сохраняя тем самым признаки своего происхождения.[5]

В настоящее время распространенным становится мнение, что агрессивность – это сложное явление, формирующееся под влиянием биологических (хромосомная аномалия), социальных (методы воспитания в семье) и психологических факторов. Психологические, в свою очередь, включают в себя, такие виды поведения, как:

- когнитивное (определенный способ восприятия и интеграции воздействующих стимулов);

- эмоциональное (злость, гнев, и другие факторы, которые мотивирую агрессивные действия);

- волевое (контроль эмоциональных реакций и поведения в целом).

В их основе складывается соответствующая модальность агрессивности: конструктивная или деструктивная. Это дает возможность, по мнению Е.В. Ольшанской, диагностировать уровень социализации свойства агрессивности формирующейся личности.

Рассмотрев основные подходы понятий агрессивности и агрессии, мы видим, что:

- агрессия – это поведение (индивидуальное или коллективное), возникает, как намерение в причинении физического или психологического вреда или ущерба;

- агрессивность – относительно стабильная черта личности, которая проявляется в готовности к агрессии, а также в тенденции рассматривать и интерпретировать поведение других как враждебное. Обладая достаточной устойчивостью и включенностью в структуру личности, агрессивность может детерминировать общий характер поведения.

Исходя из сказанного выше, мы можем заключить, что нет единого мнения и определения агрессии и причин ее возникновения. Несмотря на то, что в нынешней отечественной и западной психологии существует огромное количество теорий и подходов к данному вопросу, все же мы видим недостаточную разработанность многих форм проявления агрессивности. Ни один из взглядов не может дать четкий ответ, который бы сформулировал все аспекты агрессии. Каждый из исследователей затрагивал определенное направление проблемы, но не всю ее в целом.

Наши рекомендации