Классификация по способу организации групп. 1 страница
По способу организации группы делятся на формальные и неформальные. Формальные группы — это объединения, созданные для осуществления тех или иных функций и имеющие свои строго определенные цели. Например, трудовые объединения (бригады, фирмы, цеха), политические организации, учебные группы, спортивные команды, театральные группы. В таких группах имеется определенная организационная структура, предписывающая права и обязанности членов групп и закрепляющая систему руководства и подчинения, что находит свое отражение в различного рода документах уставе, правилах, штатном расписании, инструкциях и т.д.
Формальные группы отличаются друг от друга по степени жесткости регламентации внутригрупповой жизни, обязательности соблюдения внутригрупповых норм и дисциплины. Примерами групп со значительно большей свободой поведения могут быть самодеятельный ансамбль, общество филателистов.
Неформальные группы возникают сами по себе, стихийно на основе взаимных интересов. Для них характерно отсутствие жестко фиксированной структуры руководства и подчинения. Примерами таких групп могут служить компании друзей, игровые группы людей со сходными интересами и занятиями. Неформальные группы могут возникать как внутри формальных групп, так и существовать самостоятельно. Так можно представить себе работу группы по телесной терапии, по танцевальной терапии, по коллективному психоанализу.
Групповое сознание - это особый феномен. Сколько проводили экспериментов, интересуясь мнением конкретного человека. Что он думает о том-то и том-то. Он, разумеется, высказывается. Чего таить? Потом этот же вопрос задают ему в классе, в группе, в коллективе. И мнение человека меняется. Он излагает его с оглядкой на других, и вовсе не из-за лицемерия. Групповые стандарты незаметно входят в наше сознание и в значительной степени определяют его.
Вот пример. Во время второй мировой войны групповая солидарность у немцев была очень сильной. Люди не могли думать вразрез с коллективом, потому что зависели от него. Страны, которые воевали с Германией, обратили внимание на тот факт, что их пропаганда на немцев совершенно не действует, да это и понятно. Когда все в группе думают одинаково, всякая другая точка зрения кажется курьезной. Порой она воспринимается как нечто предельно далекое от правды.
Пропаганда Геббельса утверждала, что Лондон полностью стерт с лица земли — его разбомбили немецкие летчики. На самом деле город устоял. И вот когда пленных немецких асов вели по улицам города, они спрашивали:
— Что за город?
— Лондон.
Но ведь Лондона нет... Он разбомблен...
— Вы же идете по улицам этого города. Смотрите, вот Тауэровская башня...
— Не может быть...
Иногда сама реальность кажется сомнительной, если она противоречит групповым стандартам. И только в конце войны, когда общие коллективные представления стали разрушаться, пропаганда союзников обнаружила гораздо большие успехи.
Порой нам кажется, что мы независимы, самостоятельны в своих суждениях. Мы убеждены, что говорим только то, о чем давно знаем. Мнение группы для нас неважно. Но на самом деле это не так. Проводилось огромное множество экспериментов, подтверждавших, что люди зависят от группы и часто бездумно повторяют то, что принято говорить в коллективе.
…Психолог показывает две палочки, одна из которых за ведомо длиннее другой. Но в группе все сговорились, чтобы проверить, как поведет себя один из них, которого не посвятили в проводимый опыт. Все один за другим показывают на короткую палочку и заявляют, что она длиннее. ‘Что за причуда? думает тот, кого разыгрывают. Но в конечном счете он отказывается довериться собственному опыту и присоединяется к заведомо ложному мнению группы...
Группа живет по своим законам. В ней есть формальный лидер, то есть человек, занимающий некую должность, — староста группы, вожатый, мастер. Но есть и лидер неформальный, то есть официально не признанный. Но именно он и верховодит коллективом. Вспомним эпизод из кинофильма “доживем до понедельника”. Ребята собираются на пустыре, и секретарь бюро комсомола уговаривает подростков вернуться в класс. Однако группа слушает не ее, а того, кто реально определяет поступки школьников.
Если кто-то хочет воздействовать на класс, ему вовсе не обязательно вести беседы с каждым членом группы. Стоит учителю найти общий язык с неформальным лидером, и дело пойдет гораздо успешнее.
Ведь мальчик или девочка, которых уважают в классе, может легко повести за собой всех остальных. Эти открытия современной психологии широко используются сегодня в педагогике, пропаганде, политике.
В групповом сознании немало парадоксов. Несколько лет назад артист и режиссер Олег Табаков создал студию молодого актера, она стала основой его театра. Он пригласил меня прочитать несколько лекций о психологии творческого коллектива, И вот я рассказал ребятам, тогда еще безызвестным студентам Марине Зудиной, Евдокии Германовой и другим, что если кто-то в группе объявит себя самым умным и талантливым, его могут осудить за зазнайство.
Но групповые стандарты незаметно входит в сознание. Придет человек со стороны и спросит: «Кто тут у вас самый умный и талантливый?» И все укажут на самозванца. Потом Олег Павлович шутил: один студент прямо-таки взял на вооружение мои практические рекомендации.
Индивид корректирует свое социальное поведение по групповым стандартам. Напомним, что группа — ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков. Таковыми являются цели, общие интересы, устремления, функции или опасения, позволяющие как самим участникам, так и другим рассматривать подобное объединение в качестве коллективного образования или группы.
Групповая психология — это отрасль психологии, имеющая дело с поведением групп и с психологией членов группы. Она мало чем отличается от социальной психологии. Однако психоаналитический аспект в данном случае делает акцент на идентификации между членами группы, на идентификации членов группы со своим лидером и на отношениях с общим врагом. Причем все три фактора играют важную роль в ослаблении разрушенных последствий, которые рождаются в результате сотрудничества между членами группы.
Идентификация (от лат. idem — тот же самый и facere — делать) — уподобление. Одно из глубинных потребностей человека — стремление к уподоблению, поиск объекта поклонения. Индивид, заброшенный в мир таинственных вещей и явлений, оказывается просто не в состоянии самостоятельно осознать назначение и смысл окружающего бытия. Он нуждается в системе ориентации, которая дала бы ему возможность отождествить себя с неким признанным образцом.
Впервые такого рода механизмы были рассмотрены в психологической концепции Фрейда, возникшей на основе патопсихологического наблюдения, а затем были распространены на “нормальную” духовную жизнь. Фрейд рассматривал идентификацию как попытку ребенка (ила слабого человека) перенять силу отца, матери (или лидера) и таким образом уменьшить чувство страха перед реальностью.
Современные исследования позволяют значительно расширить представление об этом механизме. Мир человеческих переживаний чрезвычайно сложен. В основе таких эмоциональных состояний, как любовь, нежность, сострадание, сочувствие, ответственность, лежит нечто такое, что неизменно предполагает взгляд не только на самого себя, но и на других. Все эти чувства по самому своему проявлению «открыты», «направлены» на иной объект. Следовательно, глубинная потребность человека состоит в том, чтобы постоянно видеть перед собой какие-то персонифицированные образы.
Разумеется, человек прежде всего ищет их в ближайшем окружении. Но оно так знакомо и подчас однообразно. Иное дело- экран. Здесь творится необычный, иногда эксцентрический образ, в котором зримо воплощаются мои собственные представления о естественности, нежности, глубине чувств. Вот, например, образ купринской колдуньи, созданной Мариной Влади (1955). Скуластая, с прозрачными глазами, она пронзила сердца телезрителей.
Психология исследует «самоидентификацию» танца как элемент культа с демоном или животным, маска или регалии которого используются в танце, а также идентификацию, стремление первобытных людей уподобиться тотему своего рода. Подобно этому существует идентификация актера с изображаемым им лицом, идентификация зрителя с героем драмы, фильма, идентификация читателя с персонажем романа, зрителя с тем, что изображено на картине, со скульптурой и т.д. Условием всякой идентификации является то, что сущность вещи, яйца и т.д. резко выражена и быстро схватывается.
К.Г. Юнг подчеркивал, что группа может оказывать двойственное действие на индивида: «Хотя группа может придать индивиду смелость, манеру поведения, чувство собственного достоинства, которые легко могут исчезнуть в изоляции, существует опасность, что преимущества групповой жизни окажутся на столько соблазнительными и подавляющими, что в них утратится индивидуальность». Основной теоретический вклад Юнга в групповую психологию заключается в утверждении, что именно влияние недостаточно интегрированных архетипических тенденций ведет к таким массовым феноменам, как фашизм, групповая психотерапия.
Групповая психотерапия - это любая форма психотерапии, в которой участвует более двух пациентов. В большинстве видов групповой психотерапии группа представляет собой искусственное образование, создаваемое терапевтом. Он делает отбор членов группы. Предполагается, однако, что общее отношение к терапевту приведет к возникновению подлинно групповой ситуации. Групповая психотерапия «естественных» групп, то есть семей в полном составе, представляется довольно редким явлением.
Групповой анализ - групповая психотерапия, при которой терапевт ограничивает свою активность истолкованием групповой динамики. Групповой или коллективный психоанализ — методика, рассчитанная на провоцирование предельной исповедальности. Специфика коллективной психотерапии заключается в общности методики лечения и случайном объединении людей. В отличие от группового анализа, где акцент ставится на изучение группы и ее внутренних динамических процессов, коллективный психоанализ направлен на достижение катарсического эффекта.
При групповой психотерапии отбираются случайные люди, которые в течение определенного времени постоянно находятся в процессе интенсивных контактов. Они обсуждают различные проблемы без предварительного сценария и волевого участия психоаналитика. В итоге на первой стадии общения возникает обмен аффектами, внутренними состояниями. Однако постепенно по мере развития событий рождается эффект абсолютной исповедальности. Нередко на таких сеансах дежурит карета «скорой помощи”, поскольку можно вызвать из собственного бессознательного травматизируюшие воспоминания.
Современная культура во многом утратила религиозность. Нет в ней романтического покрова. Наша эпоха стремительная, расчетливая, деловая. Естественно, многие люди испытывают потребность с кем-то поделиться, зафиксировать внимание на необычности собственных переживаний, найти душевный отклик. Свободный обмен впечатлениями репликами, мнениями в конечном счете рождает эффект исповедальности. Люди открывают друг другу собственные тайны. Методика коллективного психоанализа имеет огромный психотерапевтический эффект.
В небольших человеческих группах люди приобретают психологический опыт, учатся понимать себя и других, испытывают и раскрывают друг другу нестандартные переживания, постигают принципы неформального и вдумчивого межличностного контакта.
Сам феномен группы, разумеется, не является приметой только нашего времени. Первобытные племена участвовали в ритуалах и танцах. Античные философы создавали небольшие группы для совместного поиска истины. Средневековые монахи объединялись в ордена, внутри которых очищалась душа и постигалась божественная сущность человека. Религиозные деятели стремились открыть уникальные конфессиональные объединения для укрепления собственной веры. Эзотерики всех времен тщательно охраняли круг посвященных.
Многие специалисты считают, что одним из первых в европейской культуре применил групповое воздействие на соматические и психические болезни австрийский психиатр Франц Антон Месмер (1734—1815). Его пациенты собирались вокруг наполненного водой деревянного чана («бакэ») со множеством ручек. Каждый из участников такой “группы” держался за одну из ручек или за своего соседа. Облаченный в развевающуюся мантию, Месмер прикасался своим магическим жезлом к чану. Тотчас же люди начинали смеяться, плакать...
Вот как описывает процедуру терапии Стефан Цвейг в книге о Месмере: “Серьезный и спокойный он входит медленно, с величавым выражением лица, излучая покой в общее беспокойство; и едва лишь он приблизился к больным, как легкий трепет, словно от звенящего издали ветерка, пробегает по цепи. На нем длинная шелковая фиолетовая мантия, вызывающая мысль о Зороастре или об оде индийских магов; сурово, сосредоточившись в себе наподобие укротителя зверей, который, имея лишь легкий хлыст в руке, единственно силою воли удерживает зверя от прыжка, шагает он, со своим железным жезлом, от одного больного к другому (Цвейг Стефан. Врачевание и психика. Месмер. Беккер Эдди. Фрейд. М., 1992, с. 73).
Однако, как уже отмечалось, создание групп для психотерапии началось в США в ХХ столетии. Разумеется, работы Фрейда оказали немалое воздействие на групповые методы исцеления. У австрийского психиатра интерес к таким экспериментам сочетался с изучением психологии масс (Фрейд З, Массовая психология и анализ человеческого «Я» // Фрейд З. Основной инстинкт. М., 1997, с. 250—320). Что касается Альфреда Адлера, то он пытался охватить как можно больше людей при использовании индивидуальной терапии.
Среди основателей групповой терапии надо назвать имя Якоба Морено (1892-1974). Это американский психиатр и социальный психолог, основатель социометрии, данное слово происходит от лат. societas общество и греч. metreo — измеряю. Так называется прикладная микросоциология, отрасль социальной психологии изучающая межличностные отношения индивидов (симпатии, антипатии и пр.) и взаимоотношения в малых группах, уделяя преимущественное внимание их количественному измерению.
Термин “социометрия” появился в ХIХ в. в связи с попытками применять математические методы к изучению социальных явлений. Социометрические тесты, ауто- и ретроспективная социометрия позволяют описать положение индивида в группе так, как оно представляется самому индивиду, сопоставить и сравнить взгляды всех участников группы. Групповые индексы показывают степень связанности в группе, взаимность связей, объем и интенсивность взаимодействий и т. д.
В США существует школа Морено в микросоциологии, которая рассматривает социометрию как средство достижения Максимальной общественной гармонии путем такой перегруппировки малых групп, в результате которой устанавливается единство желаний и чувств объединенных в них людей.
Морено изучал психологические аспекты поведения малых социальных групп, уделяя главное внимание эмоциональным отношениям (чувствам симпатии, антипатии, безразличия), поскольку считал, опираясь на психоанализ и гештальтпсихологию, что психическое здоровье человека обусловлено его положением в малой группе, в системе межиндивидуальных влечений. Процедуры социометрии, социометрические тесты и пр. позволяют выявлять невидимые эмоциональные союзы, измерять их и фиксировать результаты в специальных программах. Применение социометрических методов позволяет достигать определенных практических результатов при лечении неврозов, смягчении конфликтных ситуаций, повышении производительности труда на предприятиях, ослаблении противоречий между структурами управления.
Словарь основных понятий:
Исторические типы сознания –раскрываемые в истории психологии индивидуальный, общественный и групповой тип сознания.
Индивидуальное сознание –сознание отдельно взятого индивида.
Коллективное, или общественное, сознание –сознание общества.
Групповое сознание –сознание группы.
Группа -ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков.
Реальная группа – это совокупность взаимодействующих между собой индивидов, объединенных совместной деятельностью или интересом.
Условная группа –классификационная или статистическая - группа, искусственно выделяемая в целях теоретического анализа.
Формальные группы — объединения, созданные для осуществления тех или иных функций и имеющие свои строго определенные цели.
Неформальные группы – группы, возникающие сами по себе, стихийно, на основе взаимных интересов. Для них характерно отсутствие жестко фиксированной структуры руководства и подчинения.
Формальный лидер –человек, занимающий некую должность.
Неформальный лидер –неназначаемый лидер; человек, официально не признанный, но определяющий мнение группы.
Групповые стандарты –нормы поведения, принятые в группе, согласно которым индивид корректирует свое поведение.
Групповая психология— это отрасль психологии, имеющая дело с поведением групп и с психологией членов группы.
Групповая психотерапия - любая форма психотерапии, в которой участвует более двух пациентов.
Групповой анализ - групповая психотерапия, при которой терапевт ограничивает свою активность истолкованием групповой динамики.
Групповой или коллективный психоанализ — методика, рассчитанная на провоцирование предельной исповедальности.
Катарсис –глубинное душевное очищение.
Социометрия -прикладная микросоциология, отрасль социальной психологии изучающая межличностные отношения индивидов (симпатии, антипатии и пр.) и взаимоотношения в малых группах, уделяя преимущественное внимание их количественному измерению.
Социометрический статус — положение человека в системе внутригрупповых межличностных отношений, определенное при помощи социометрического теста.
Социометрический тест — распространенное название стандартизированной социометрической методики, предназначенной для выявления, наглядно-графического изображения и индексного представления межличностных отношений в малой группе.
Литература по теме:
Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействия. М., 1990.
Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.
Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979.
Кричевский Р. Л., Дубовская Е.М. Психология малых групп. М., 1991.
Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988.
Гуревич П.С. Методы групповой терапии. М., 1998.
Тест № 4:
Классический эксперимент …. послужил первым ярким подтверждением феномена группового сознания.
а) А. Маслоу;
б) З. Фрейда;
в) Г.М. Андреевой;
г) Э. Мэйо.
В результате эксперимента Э. Мэйо выяснилось, что на рост производительности труда решающую роль оказывало … .
а) улучшение условий труда;
б) сокращение рабочего дня;
в) материальное поощрение;
г) чувство причастности к общему делу.
…. – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков.
а) объединение;
б) группа;
в) формация;
г) толпа.
Психологи, говоря об исторических типах сознания, выделяют … сознание.
а) коллективное;
б) обособленное;
в) индивидуальное;
г) студенческое;
д) групповое.
Группа, искусственно выделяемая в целях теоретического анализа, называется … .
а) реальная;
б) условная;
в) формальная;
г) неформальная.
… - это человек, занимающий определенную должность в группе.
а) формальный лидер;
б) общественный деятель;
в) политический лидер;
г) неформальный лидер.
Воздействовать на группу лучше всего через … .
а) формального лидера;
б) эксперта;
в) неформального лидера;
г) «шута».
По мнению К.Г. Юнга, в группе человек часто обретает смелость, чувство собственного достоинства, но утрачивает … .
а) индивидуальность;
б) альтруизм;
в) некритичность сознания;
г) чувство меры.
Социометрия – это … .
а) опрос общественного мнения;
б) отрасль социальной психологии, изучающая межличностные отношения индивидов и взаимоотношения в малых группах;
в) метод групповой психотерапии;
г) способ лечения психологических и соматических заболеваний.
Тема 5. Политика как сфера социальной психологии
Политическая психология – это сфера психологического осмысления политики. В нее входят самые общие вопросы осмысления политики: раскрытие сущности политики, ее исторические судьбы, опыт психологической рефлексии по поводу исторической практики через призму конкретной политической деятельности.
Человек – существо социальное. Мы живем среди людей и поэтому зависим от них. Хочешь - не хочешь, а надо как-то согласовывать собственные действия с поступками своих сородичей, соплеменников, сограждан. Если бы я жил на земном шаре один, я, безусловно, позволил бы себе абсолютную свободу. Но откуда взяться своеволию, если вокруг столько людей, которые чего-то ждут от меня, требуют, настаивают?…
В своей фантазии я могу представить себя первобытным охотником. Ко мне подходит глава рода и сообщает, что пора идти на охоту. Умом я понимаю, что запасы съестного действительно истощились и если мы сегодня не добудем пищу, есть будет нечего. Но идти за добычей мне не хочется. Дело это нелегко и притом опасное.
Кроме того, мне ужасно нравится лежать на куче хвороста и разглядывать облака. Однако вождь неумолим. Он смотрит на меня требовательно и непреклонно. А кто он, собственно, такой? Почему я должен подчиняться его приказу? Мне вообще не нравится его вид - надменный и суровый. Вот сейчас, не поднимаясь с кучи хвороста, возьму и врежу его правду-матку. Впрочем. Пожалуй, не стоит. Члены рода прогонят меня прочь, а без помощи других я мамонта не одолею…
Вы уже догадались, что такое мировосприятие скорее похоже на сознание современного человека.
Итак, чтобы общество существовало, людям приходится действовать согласованно. Иначе говоря, нужен порядок. Эта идея родилась уже в древней космологии. Слово «космос» и означало «порядок».
Порядок – это относительная налаженность в мире, в сфере человеческой деятельности. Каждый сознательный человек должен подчиняться воле других и следовать общим установлениям. Легко сказать… Люди все разные, и им вовсе не хочется отказываться от собственных намерений, фантазий, личных интересов.
Интерес – это осознание собственной выгоды, пользы или даже корысти. Я, например, после окончания института хочу стать журналистом. Можно поездить по разным странам. Помаячить перед телекамерами… Но мой отец видит меня в будущем в роли юриста. А бабушка почему-то считает, что во мне живет прирожденный и, безусловно, талантливый менеджер. Я, может быть, и согласился с бабушкой, но она сама не знает толком смысл этого нового словечка…
Как тут обеспечить порядок? Кто в лес, кто по дрова… К тому никто не хочет понять душу молодого специалиста. Так, наверное, было всегда.
Когда Платон размышлял об идеальном государстве, он, наверное, тоже думал о порядке. Но при такой разноголосице интересов не только в семье, но и во всем обществе обеспечить единомыслие просто невозможно. Недаром раздосадованный Платон хотел укрепить общество, казня и изгоняя определенные группы людей… (См. об этом: Поппер К. Открытое общество и его враги.. Т. 1, Чары Платона, М., 1992).
Когда же возникла политическая психология? Английский политолог Дж. Кэтлин «крестным отцом» этой области социальной психологии называл Сократа (Catlin D. The Story of Political Philosophers. N.Y. and London. 1939, p. 33). Иной точки зрения придерживается английский политолог Н. Берри. Он считает «Государство» Платона « самым первым и самым известным политическим трактатом по политической философии» (Barry N. An Introduction to Modern Political Theory. London. 1982, p. 110). С этими взглядами был солидарен и крупный современный политический философ Л. Страус. ( Strauss L. Introduction to Political Philosophy. N. Y. 1986, p. 64-65).
Разумеется, говоря о политической психологии, важно различать появление собственно сочинений на темы политики («Политика», «Государство», «Законы», «Республика», «Государь») и сам феномен политики. Хотя уже в античной философии рождались политические представления, но еще не было живой преемственности во взглядах, не сложились зрелые политические отношения внутри общества. Не наблюдалось и явление политизации широких слоев населения.
Однако уже в древности складывались взгляды на отношения не только внутри общества, но и между различными государствами и культурными мирами. Традиции трезвого, критического анализа этого феномена связаны с такими мыслителями, как Платон, Аристотель, Гоббс, Ш. Монтескье, Н. Макиавелли. Политика представляет собой участие в делах государства, в определении направления его функционирования, в определении форм, задач и содержания деятельности государства. Цель политики – сохранение или создание наиболее приемлемых для определенных социальных слоев или классов, а также страны в целом условий и способов осуществления власти. (См. Спиркин А.Г. Философия. М, 2000, с. 163)
Итак, политика – это сфера деятельности, регулирующая социальные отношения и обеспечивающее завоевание, удержание и использование государственной власти. Чтобы общество не распалось, чтобы не было кровопролития, надо, очевидно, учитывать не только свои интересы, но и интересы других людей. Во что бы то ни стало надо добиться согласия. «Включение категории согласия в исследование актуализировавшихся проблем глобализации человечества, диалога и взаимодействия культур, смены типов цивилизационного развития будет способствовать философскому обоснованию перспективных направлений развития человеческого общества, в его условиях многополярности (В.С. Степин. Предисловие к книге М. Алиева Согласие. Социально-философский анализ. М., 2001, с. 4). Вот и вождь племени, который стоит надо мной, пока я наслаждаюсь блаженным покоем, призывает меня к благоразумию. Однако он не пользуется словом «политика». Такого слова еще нет.
Согласно Платону и Аристотелю, политика- это единая наука об обществе и городе-государстве (полисе). Термин получил распространение под влиянием трактата Аристотеля. В самом общем виде политикой в то время можно было бы назвать согласование интересов между государством и социальными группами. Когда племенное единство распалось, обнаружилось множество разнонаправленных человеческих устремлений. Поэтому некоторые античные мыслители считали всякое индивидуальное побуждение зловредным актом несправедливости, за который индивид должен страдать и приносить покаяние.
Почти все древние мыслители ощущали болезненно переживаемое ими социальное напряжение. Поэтому Аристотель понимал под политикой разумную целенаправленную форму человеческой общности, которая служит достижению «общего блага» и «счастливой жизни». Предположим, такой идеал оказывается достижимым. Все люди отказываются иметь только свой интерес и живут согласованно, цивилизованно, во всем ориентируясь на общее благо. Это, пожалуй, мало вероятно…
Почему же родилась политика? Дело в том, что в обществе всегда есть разные социальные группы. Их интересы не совпадают. Так, предприниматели добиваются свободы действий, рыночной экономики. Военные озабочены тем, чтобы государство активно заботилось об обороне страны. Пенсионеры хотят, чтобы их жизнь была обеспечена, чтобы они своевременно получали пенсии, достаточные для нормальной жизни. В общественной жизни разность интересов рождает многочисленные политические действия. Разные социальные группы пытаются защитить свои интересы, создают группы давления на власть, политические партии.
Требования социальных групп, как правило, несовместимы в полной мере. Если государство станет укреплять обороноспособность страны и тратить на это огромные суммы, пенсионерам нечем будет платить. Останутся без зарплаты учителя, врачи, деятели культуры. Стоит увеличить расходы на культуру, которая, безусловно, в этом нуждается, - возникнут трудности с поддержкой перспективных отраслей промышленности.
Дело, разумеется, не только в экономических требованиях. Кому-то кажется, что в России нужно опираться на свободный рынок. Другие, напротив, убеждены, что при огромных масштабах страны и самобытности русской истории следует укреплять государство. Но как обеспечить их согласование? Как выявить приоритеты, то есть преимущественное право на что-то, наиболее важное направление развития, самое эффективное решение? Прежде всего, важно использовать рычаги государственной власти. Вот это и порождает политические действия, их направленность и содержание.
Власть - это способность и реальная возможность правителей или народа оказывать радикальное и всеобъемлющее влияние на деятельность, поведение, сознание и помыслы людей, распоряжаться их судьбами. Власть – это выражение общественных отношений, которые обнаруживаются в навязывании социальным субъектом собственной воли другим лицам или сообществам. Власть отличается от физического насилия тем, что она оказывает воздействие на тело, душу, ум, подчиняет других закону своей воли. В политических науках власть рассматривается как центральное, организационное и регулятивно контрольное начало политики.