О природе субъективной реальности

Впредшествующих разделах была представлена история по­иска предмета «психологии вообще», но не психологии человека. Именно поэтому оказывалось возможным, например, прямо переносить закономерности поведения животных на жизнедея­тельность человека (например, в бихевиоризме). Очевидно, что эти попытки в большинстве случаев приводили либо к редук­ционизму (сведению высшего к низшему), либо к абстрактной односторонности. И в том и в другом случаях человек терял свою сугубо человеческую специфику. Целостное: изображение человека осуществлялось лишь во вненаучных системах человекознания. Но так ли безнадежны попытки преодоления подоб­ной антиномии (либо наука — тогда абстрактность, либо искус­ство — тогда целостность)? Возможно ли построение антропологической пси­хологии (психологии человека), в кото­рой бы одновременно удерживались це­лостность и уникальность конкретногочеловека (схватываемые в житейской психологии, в религии, в человековедческой практике) и строгость и доказа­тельность законов психической жизни, образцы которых мы находим в науке? Попытаемся двигаться методом последова­тельных приближений.

Попробуйте проанализировать какое-либо свое психическое состояние, например огорчение, страх, плохое настроение, и по­старайтесь найти его причину. В результате внутреннего сосре­доточения вы можете прийти к выводу, что причина вашего на­строения или огорчения лежит вне вас, в окружающем мире, в отношениях с другими людьми, в особенностях вашей деятель­ности или поведения.

Этот факт демонстрирует существенную особенность всех явлений внутреннего мира человека — их связь с внешним ми­ром, неотторжимость от него. Всякое психическое явление полу­чает свою определенность и свое содержание через связи и отно­шения человека с окружающей действительностью. Психологиче­ский мир человека — это мир в человеке и человек т мире. Внут­ренний мир человека всегда неповторим, пристрастен, но эта пристрастность, неповторимость есть в то же время активное воспроизведение, конструирование, понимание того мира, в ко­тором реально живет и действует конкретный человек.

Это положение имеет принципиальное значение; для понима­ния субъективной реальности. Иное ее понимание исходит из пред­ставления о замкнутом в самом себе внутреннем мире человека. Субъекту доступны только явления его сознания, которые он может воспринимать посредством самонаблюдения. Они недоступны для внешнего наблюдения и закрыты для объективного познания. Однако наш собственный опыт, опыт других людей, научно- психологические данные говорят о том, что психическое доста­точно точно ориентирует нас в мире, позволяет нам адекватно строить свое поведение в этом мире. Поэтому относить психиче­ские явления только к внутренним (искать их во внутреннем пространстве человека) ошибочно. Психическое столь же внут­ренне, сколь и внешне.

Разумеется, психология не отождествляет субъективный образ с тем объективным предметом, который находится в реальности, вне сознания человека. Психический образ не зеркальное отобра­жение предмета, но в то же время он и не только продукт мозго­вой деятельности. О психике мы говорим тогда, когда объектив­ный мир предстает перед нами как мир, воспринятый нами.

«Всякий психический факт, — писал С.Л.Рубинштейн, — это и кусок реальной действительности и отражение действи­тельности, не либо одно, либо другое, а и одно и другое; именно в том и заключается своеобразие психического, что оно является и реальной стороной бытия и его отражением — единством ре­ального и идеального» [44]. Психические явления двойственны по своей природе: с одной стороны, они присущи данному телесно­му субъекту, имеют органическую основу, есть продукт и компо­нент органической жизни; с другой — есть активное отражение и результат преобразования окружающей действительности и самого субъекта.

Первичным является реальная, объективная форма сущест­вования психического. Психические процессы и явления — это прежде всего реальные свойства человека, включенные в дейст­вительные процессы его жизни, выполняющие реальные функ­ции в его жизнедеятельности. Вторичным является субъективная форма существования психического, его существование в форме переживания, самосознания. Только на определенном этапе сво­его развития человек становится способным к восприятию и осознанию своего собственного психического мира. Как очень точно отмечал С.Л.Рубинштейн, психологический, внутренний мир человека, мир его сознания есть одновременное выражение субъек­та и отражение объекта.

Определение понятия «субъективность»

Человеческая психика имеет сугубо свою специфику; ее природа целиком и полностью определяется характером собст О природе субъективной реальности - student2.ru О природе субъективной реальности - student2.ru О природе субъективной реальности - student2.ru О природе субъективной реальности - student2.ru О природе субъективной реальности - student2.ru венно человеческого способа существования в мире. Поэтому ее понимание и возможности изучения требуют особого понятий­ного оформления. В качестве исходной категории, которую не­обходимо положить в основание психологии человека, выступает субъективность.

Субъективность — это та категория в психологии, которая выражает сущность внутреннего мира человека. Близкими по своему содержанию и смыслу являются понятия «субъективный дух», «индивидуальный дух», «душа», «человеческое в человеке», «внутренний мир»и др.

Субъективный (subjectum) — по буквальному переводу с ла­тинского — подлежащий, т.е. лежащий в основе. Субъектив­ность — это исходное начало в человеке, то, что лежит в основе его бытия. Субъективность составляет родовую специфику чело­века;то, что отличает его способ жизни от всякого другого. Субъективность есть форма бытия человека, форма психическо­го и общее обозначение внутреннего мира. Конкретным, види­мым в реальности способом существования психического в чело­веке является его субъективность.

В специальных словарях «субъективность» определяется двояко — негативно и позитивно. Субъективность (субъектив­ное) — это личное отношение к чему-либо, свойственное данно­му лицу; и в то же время — это отсутствие объективности, одно­сторонность, пристрастность. Очевидно, что в этих двух опреде­лениях субъективности неявным образом отразились естествен­нонаучная и общегуманитарная установки в понимании челове­ческой субъективности. Причем в традиционной научной психо­логии была сохранена только негативная характеристика субъек­тивности, подчеркивающая ее своеобразную ущербность в срав­нении с объективностью. Наша задача — в преодолении двойст­венного позитивно-негативного понимания субъективности, в преодолении ее ущербности.

Прежде всего, еще раз подчеркнем, что субъективность есть факт объективной реальности, она входит в состав реальных жизненных процессов человека, а потому субъективное само и есть объективное. Внутренний мир человека, его сознание, его субъективность исходно выступает не как отношение к действи­тельности, а как отношение в самой действительности.

Разум, желание, чувства, воля реализуют практические отношения человека в мире, обеспечивают ему возможность постановки и достижения сознательно поставленных целей. Человеческая субъективность есть форма практического освоения мира. Само возникновение и существование субъек­тивности обусловлено реализацией именно практических от­ношений человека к другому человеку, миру, обществу, исто­рии, самому себе, овладением и сознательной регуляцией этих отношений.

Как таковое субъективное не противостоит объективному, оно принадлежит объективному, реально-практическому способу жизни человека. Человеческая субъективность противоположна объектности, овеществленности; субъективность (личностность, индивидуальность) исчезает в случае, когда мир, в том числе и сам человек, рассматриваются только в качестве предметов, ве­щей, объектов. Поэтому субъективность не разделяет, не проти­вопоставляет, а связывает человека и мир; она отделяет человека как субъекта жизни, от него же — человека — как объекта внеш­них отношений и манипуляций.

Приведенные выше непростые теоретические положения о человеческой субъективности имеют и научный, и конкретно-практический смысл: человеческая психология пронизывает всю нашу реальную жизнь, все наше бытие; живые человеческие свя­зи и отношения наполнены психологическим содержанием. И поэтому человеческая субъективность — как объективная реаль­ность(а не только феномен нашего сознания) — может стать подлинным предметом психологии человека.

Наши рекомендации