Лекция 4. Основные фазы системного дизайна
1 Основные фазы системного дизайна. Дизайн-сценарий. Определение и типология дизайн-сценария.
2Основные виды сценария: определяющий (тематический план работы дизайнера); постановочный (структура основных ситуаций сюжета «жизни» конкретного дизайн-объекта); тактический (порядок и характер действий по реализации дизайн-программы-2);стратегический (прогнозирует возможность самосовершенствования функциональной структуры дизайн – объекта).
Дизайн-сценарий
Определение и типология дизайн-сценария. Сценарий является логической фазой развития программ. Собственно говоря, любую дизайн-программу можно рассматривать как свернутый дизайн-сценарий, содержащий концепцию объекта, определяющий цели в отношении его и намечающий общую стратегию достижения этих целей, т. е. объясняющий, что надо делать и для чего. А дизайн-сценарий можно представить как развернутую дизайн-программу, определяющую виды, характер и назначение конкретных методов и средств ее реализации, регулирующую их взаимоотношения и расположенность во времени, т. е. отвечающую на вопросы «чем?», «каким образом?», «когда?». Дизайн-сценарий — это представление возможного будущего объекта в виде совокупности образов ситуаций в сюжете замысла (концепции) в конкретной социально-культурной и пространственно-временной среде, т. е. в виде схемы, по которой должны строиться пластический рисунок объекта и осуществляться динамика социально-культурного процесса. Своеобразие дизайнерского подхода состоит в том, что в качестве аналогов при разработке дизайн-сценария могут быть использованы не только известные театральные и кинематографические приемы сценирования, но и широко применяемые формы сценирования во многих областях человеческой деятельности, например для реализации различных программ (политических, социальных, культурных, военных и др.) выявления возможных кризисов (энергетических, дипломатических) прогнозирования конкретных направлений развития какого-либо явления или процесса, программирования комплекса мероприятий по регулированию экономики, роста населения и т. п.; в целях социального управления, для обучения, осуществляемого по заранее составленной программе; в так называемых “деловых играх“ (для имитации процесса принятия, управленческих решений в различных производственных ситуациях путем игры по заданным правилам группы людей или человека и ЭВМ). На протяжении всей своей жизни каждый человек «исполняет» различные социальные роли, содержание и характер которых постоянно изменяются. Факторы существования и социальная значимость каждой из этих ролей определяются общностью интересов, ценностей и нравственных норм поведения соответствующих совокупностей людей, так называемых «социальных групп»: общественных классов, социальных слоев, профессиональных групп, этнических общностей (нации, народности, племена), возрастных групп (молодежь, пенсионеры); малых групп, специфический признак которых— непосредственные контакты их членов (семья, школьный класс, студенческая группа, производственная бригада, соседские общности, дружеские компании); средних групп (производственные объединения работников одного предприятия; территориальные общности, например жители деревни, района). Каждая роль развивается согласно некоему «сценарию», являющемуся плодом коллективного творчества людей и отвечающему интересам и потребностям общества, государственным законам и многим другим факторам. Отдельно взятый индивидуум, исполняющий ту или иную роль на сцене «театра жизни», создает в меру личных творческих способностей конкретный образ, развивая и дополняя рисунок заданной роли, т. е. является в определенной степени режиссером своей судьбы и одновременно исполнителем главной роли в собственном спектакле. Сценирование нередко используется человеком (часто подсознательно) в целях «проигрывания» предстоящей конкретной ситуации (мизансцены), например ответственной деловой встречи или жизненно важного разговора, когда человек, мысленно моделируя предстоящую сцену, составляет собственную программу действий, «сценарий», основанный на предвидении направления развития сюжета. Для этого он проводит в некотором роде «репетицию», исполняя роль и своего собеседника. В связи с тем, что дизайн-сценарий является методом реализации рассмотренных выше дизайн-программ, структура его типолотии развивает их типологию и включает в себя следующие виды сценария:
- определяющий — разворачивает целевые установки дизайн-программы-1 (тематический план работы дизайнера) в конкретный план действий;
-постановочный — выявляет ролевую структуру и намечает в процессе проектирования основные ситуации сюжета «жизни» конкретного дизайн-объекта;
-тактический —устанавливает порядок и характер действий по реализации дизайн-программы-2;
- стратегический - прогнозирует возможные на правления самосовершенствования функциональной структуры дизайн-объекта. Типология сценария. Сценарий позволяет представить возможное будущее не в виде математических знаков, диаграммы развития, физических или социальных характеристик, а как цепочку конкретных действий, развивающихся событий, т. е. в форме сценария, по которому будет (гипотетически) «создаваться спектакль», или, иными словами, осуществляться предвосхищаемый прогнозистом социально-культурный процесс. Основные категории сценирования в дизайне. В связи с усложнением типологии объектов дизайна (от единичной вещи до комплекса, системы, среды), увеличением количества участников дизайн-деятельности (от одного автора до большого творческого коллектива) и привлечением к ней представителей других специальностей возникает проблема поиска новых, нетрадиционных методов и средств дизайн-проектирования. Объектом системного дизайна является предметный мир, включенный в социальную деятельность людей. В процессе его проектирования о сознании дизайнера формируется и развивается целостное (синтетическое) представление о моделируемых явлениях предметного мира (среды) с их внешними отношениями и внутренней взаимосвязью. Какие же основные категории отражают процесс дизайнерского средопредставления, и как совокупность этих категорий может выражать процесс моделирования дизайнером образа социально-культурного объекта в уже известных или возможных в будущем замысле обстоятельствах? Такими категориями являются «среда», «сюжет», «ситуация» и «мизансцена», каждая из которых выполняет определенную функцию в процессе проектирования объекта. Категория «среда» связывает в сознании дизайнера два плана — объекта и метода. Сценирование позволяет моделировать действительность таким образом, что она предстает как предметно-оформленная среда человеческой деятельности и поведения, означенная в воображении дизайнера в целостное единство — сцену-среду. Сюжет определяет обстоятельства «жизни» объекта (в их связи между собой и между ними и человеком) в пространстве сцены-среды, позволяет проследить причинно-следственную связь событий и организует форму действия так, что его разрозненные части оказываются внутренне и внешне взаимосвязанными (так кинорежиссер монтирует целое из отдельных кадров, выделяя сквозное действие, причинную связь событий или единство смыслового процесса). Разработка сюжета состоит прежде всего в создании ряда ситуаций, которые позволяют выявить и обрисовать характеры конкретных героев, уточнить их действия и взаимные отношения. Термин «ситуация» означает единство времени, места и действия, причем единство времени характеризуется, завершенностью действия. Понятие ситуации связывается с категорией среды путем моделирования конкретной средовой ситуации, фрагмента среды существования исследуемого дизайнером объекта. Смена ситуаций на сцене-среде развивает содержание действия во времени. Уподобление среды пространству сцены, ситуации— единству действия и места, а человека — определенному герою (персонажу) представляет проектируемый объект в динамическом единстве сюжетного замысла, в целостном художественном контексте меняющихся жизненных ситуаций. При совмещении средовых ситуаций и ролевой структуры, определяемой содержанием сюжета, образуются его структурные единицы — мизансцены, заключающие в себе определенные фрагменты социально-культурной среды человеческой деятельности и поведения человека в тот или иной момент социально-культурного процесса. Каждая из мизансцен, представляя собой часть сюжета, одновременно является и частной моделью сюжетного целого, выражаемого в замысле, в непрерывной цепи мизансцен. Согласно композиции мизансцены располагаются в определенном порядке обеспечивая тем самым сквозное действие и целостное представление о моделируемом объекте. Такое представление об объекте и является задачей сценирования. В процессе воссоздания образа действительности на сцене-среде дизайнер как бы проигрывает основные моменты жизни объекта, существующего в виде макета, графического изображения или игры. Таким образом, сценирование— это мыслительные и операционные процедуры воссоздания целостного образа действительности на сцене замысла. В этом понимании сценирование не подменяет собой проектирования, а является всего лишь одной из форм его существования, так как представляет собой определенную методику конструирования объекта в замысле. После выработки проектного решения эта «методическая структура» демонтируется для дальнейшего использования. Сценарный метод проектирования. В настоящее время при проектировании больших систем дизайн-процесс организуется по принципу разделения труда: общая задача дробится на ряд мелких подзадач, и каждый специалист, получив свое задание, реализует его в качестве технического исполнителя. Творческий процесс осуществляет только генеральный дизайнер — постановщик задачи. Такое членение процесса проектирования препятствует использованию самых сильных профессиональных свойств дизайнера и отрицательным образом сказывается на качестве системного дизайнерского процесса в целом. Построение дизайн-процесса сценарным методом предполагает такую его организацию, при которой участие большого количества специалистов обусловлено не разделением труда, а способом художественного моделирования действительности, формой выражения художественной идеи. Тема сценирования концентрируется в замысле, выражающем общую проектную ситуацию в среде и определяющем объект дизайна как предметно-оформленный фрагмент среды человеческого обитания. Весь дизайн-процесс членится на мизансцены, определяется ролевая структура, в соответствии с которой роли распределяются между исполнителями-специалистами. Каждый участник творческого коллектива в пределах той роли, которая ему отведена, творчески решает свои проектные задачи в русле общего замысла. В процессе решения каждой частной задачи должно присутствовать понимание сверхзадачи. Это отношение — коммуникативно-игровое и содержательное, а не формально-техническое. В каждой мизансцене дизайн-спектакля определяется конкретная задача каждой роли, соотнесенная со сверхзадачей и подчиненная общему замыслу, сюжету. Концепция спектакля формулируется дизайнером-режиссером (так, на сцене дизайн-театра может быть разыграна концепция «дом-машина», «дом-театр» или «дом-мембрана»). Дизайн-спектакль— это прежде всего зрелище для себя, потому что дизайнер, исполняя ту или иную роль, «проигрывает» смоделированный на сцене-среде и преобразованный, согласно собственной дизайн-концепции, объект дизайн-деятельности. В этом состоит специфика дизайн-театра. Каждый сложный системный объект содержит в себе множество действующих лиц, встречи которых в реальной жизни совсем не обязательны. Но в дизайн-спектакле эти персонажи встречаются. Разумеется, в нем действуют не "реальные лица, а всего лишь условные роли, которые распространяются не только на человека, но и па вещь как особый социальный персонаж и героя дизайнерского спектакля. Используя метод перевоплощения в качестве активной формы постижения действительности, дизайнер (или другой специалист) входит в определенный образ, моделируя в себе мир другого человека (или вещи). Перевоплощение дает возможность для определенной формы общения, позволяющей усваивать формы человеческого поведения и виды взаимоотношений с миром другого человека. В перевоплощении, умении отождествить себя с другим и заключается социальная роль дизайнера. Исполняя роль, дизайнер наполняет собственную позицию объективным социально-культурным содержанием, пытается преодолеть определенный разрыв между собой и проектируемым объектом, средой. В результате происходит такое слияние дизайнера с миром, благодаря которому он оказывается носителем и выразителем значений, важных для другого человека и общества. Потребитель является главным зрителем и участником любого объекта дизайна. Но в процессе проектирования «актером», играющим роль потребителя, как правило, является сам дизайнер. В сущности, дизайнеру приходится выступать в «спектакле одного актера», исполняя роли потребителя и производителя, перевоплощаясь по ходу действия то в одного, то в другого, стремясь в финале спектакля прийти к обоюдному согласию относительно принятого решения. Проектное действие благодаря этому приобретает значение поведенческого акта, этически напряженного и эстетически выразительного поступка, ибо, говоря от имени «другого», дизайнер нарушает хранившееся безмолвие между проектировщиком и внешним миром и демонстрирует способность сопереживать миру и активно влиять па него. Пользуясь в реальной жизни оборудованием жилых помещений и магистралей, системами торговых, учебных, производственных, спортивных и других объектов, потребитель лишь повторяет роль, уже сыгранную за него в дизайнерском спектакле, уже пережитую в процессе проектирования. Когда дизайнер работает один, он объединяет в себе функции режиссера и актера, исполняющего все необходимые по ходу действия роли. Характеризуя известного итальянского дизайнера Э. Соттсасса, его можно назвать «художником среды», объединяющим в себе профессиональные свойства скульптора, живописца, архитектора, прикладника, художественного критика и др. Проектируя, Соттсасс исходит из взаимоотношений человека с вещами, движется от среды к предмету, поэтому сами по себе вещи могут быть эстетически незавершенными. Полноту выразительности они должны приобретать лишь в целостной среде жизнеобитания, которую организует человек. Здесь и необходимо участие дизайнера среды, или режиссера. При решении современных дизайнерских задач необходимо синтетическое осмысление постоянно изменяющейся и развивающейся предметно-пространственной организации бытия людей, внутреннего смысла и эстетической выразительности зримых отношений между действием и поведением человека и окружающей его действительностью. Метод художественно-образного сценирования и предоставляет возможность рассматривать различные аспекты изучаемой проблемы в их совокупности. Это позволяет не только достигнуть более целостного ее осмысления, но и прогнозировать возможный характер взаимосвязи и взаимовлияния этих аспектов в будущей дизайнерской разработке. Таким образом, сценирование является фазой дизайн -процесса переводящей основные установки и направления концепций и программ в плоскость практической реализации. Дизайн-сценарий как объект разработки.Особенностью многих реальных объектов системного дизайна (универмаг, кафе, игровая площадка, выставка, фестиваль, конгресс и др.) является наличие в них элемента зрелищности, театральности, так как они рассчитаны на зрительское восприятие. Однако сценарный метод направлен на акцентирование коммуникационных и социально-культурных элементов объектов системного дизайна. Создание таких объектов — определенный тип дизайнерской задачи. При ее решении усилия режиссера—дизайнера направлены на создание художественно условной сценарной модели объекта, в которой учитываются обстоятельства его жизни в их новой связи между собой и с человеком; дизайнер определяет предметно-пространственное содержание сценической композиции, расчищает и формирует в конечном счете наиболее естественные и точные каналы социально-культурной коммуникации. Иначе говоря, объектом дизайнерского процесса становится дизайн-сценарий вещи, деятельности, предметно-процессуального комплекса. Создавая образ утилитарной вещи, дизайнер адресует ее своему особому потребителю. Потребитель здесь не персонифицирован (так как речь идет о массовом производстве), но и не абсолютно абстрактен: дизайнер ориентируется на определенный тип потребителя. В типе отражаются не только социальные характеристики потребителя (возраст, пол, профессия и т. д.), но и характер отношения его к вещи (один тип потребителя видит в ней средство процесса жизнедеятельности, другой — символ интеллигентности, третий — признак благосостояния и т. д.). Тот или иной тип потребителя находит отражение в создаваемом дизайнером образе. Темой образа может стать, например, «молодежность» вещи, ее «женственность», «профессиональность», «спортивность», «стильность» и т. д. В реальной жизни вещи функционируют не как выставочные экспонаты, рассчитанные на внешний эффект, а как предметы, прежде всего удовлетворяющие разнообразные практические потребности. Система потребностей обусловливает характер связей, «ансамблевость» существования соответствующих вещей.Моделируя в себе методом перевоплощения определенный тип потребителя, дизайнер получает возможность познавать и конструировать вещь, рассматривая ее глазами конкретного потребителя как звено в цепи событий. То сеть on определяет не только се ясное функциональное содержание, но и форму, отрегулированную природой, обществом, человеком, технологией, культурой. Творчески осмысляя заданную тему, дизайнер воссоздает жизненно достоверную социально-культурную среду и разрабатывает соответствующую ей художественную концепцию вещи. Практический результат деятельности дизайнера в этом случае может быть зафиксирован в виде своеобразного режиссерского «сценария роли» того пли иного потребителя. Сценарий содержит детальное описание структуры роли, ее идейного и смыслового содержания, основных черт и свойств предметно-пространственного окружения (вплоть до конкретных вещей), особым образом формирующих поведение героя в чередующихся ситуациях (мизансценах) и раскрывающих определенные грани его характера. Иными словами, включение вещей в сюжет, как и само событие, сценически организованное в пространстве, чаще всего определяется действом. В конкретной ситуации (мизансцене) вещи приобретают содержание под воздействием смыслового содержания поведения человека, в результате чего они (вещи) становятся носителями определенных значений. Вещи здесь оказываются своеобразными действующими лицами, актерами. В связи с этим уместно говорить об опосредованном (через режиссуру образа потребителя) сценировании и о дизайн-сценарии вещи как объекте дизайна.Сегодня в практике дизайна существуют комплексные объекты, в которых предметная специализация проектирования если не утрачена полностью, то, во всяком случае, отошла па второй план (комплекс образуется в результате подбора изделий из существующей номенклатуры). На первое место в этом случае выступают проблемы пространственно-временной организованности зримых отношений между человеком и средой и целевого прогнозирования смысловой структуры пространства сцены, в пределах которой и происходит, согласно развитию сюжета, дизайнерская интерпретация объекта в динамике меняющихся ситуаций.Результатом сценирования как совокупности развертывающихся ситуаций может быть полнота процесса каждой конкретной ситуации — с позиций единства действия, места и времени ее осуществления. Иначе говоря, объектом дизайнерского процесса становится дизайн-сценарий деятельности. Работа над дизайн-сценарием комплекса «Турист-фестиваль», этой сложно функционирующей системы, проходила в следующей последовательности. Прежде всего была конкретизирована область сценирования — рекреационная деятельность человека. Затем на основе изучения аналогов и исследования средовой ситуации туристической деятельности была сформулирована концепция «Турист-фестиваля» и разработана конкретная сюжетная схема этого яркого зрелища. После этого определялись ролевая структура и средовые ситуации, на основе чего были выявлены основные мизансцены, связанные в сквозное действие и введенные в пространственно-временной «каркас» среды. В дальнейшем разрабатывалось смысловое и материальное (предметное) содержание мизансцены комплекса Полученный сценарий содержит точное описание взаимоотношений экологических, экономических, социальных, национальных, культурных и других факторов, обусловливающих специфику функционирования универсальной системы рекреационных процедур, направленных па активное восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда. Он определяет структурную взаимоподчиненность основных (общественно-политической, эстетической, познавательной, развлекательной, эмоциональной, психологической, коммуникационной и др.) функций театрализованного зрелища, возможность и характер вовлечения в туристическую деятельность максимально большого числа людей. В сценарии предусматриваются также конкретное предметное оснащение каждой сцены, отношения между человеком и окружающей его природой (гуманное использование природной среды и учет необходимых мер по защите и сохранению ее в первозданном состоянии). В зависимости от характера объекта и целей дизайн-сценирования определяются конкретная методика сценирования и форма дизайн-сценария. Конечный результат складывается из смысло- и структурообразующих параметров объекта, качественных характеристик многообразных связей между ними — всего объема жизненного материала объекта, осваиваемого дизайнером. Поэтому дизайн-сценарий, например, вещи, будет так же отличаться от сценария предметно-процессуального комплекса, как обычный сценарий сольного выступления — от сценария многоактного действия, спектакля. Появление сценарного моделирования предопределено всем историческим ходом развития дизайна. Сегодня сценирование лежит в основе решения главной задачи отечественных дизайнеров: охватить своим влиянием всю техносферу — среду обитания современного человека.
Вопросы:
1.Почему в дизайне используются не только известные театральные и кинематографические приемы сценирования.
2. Что мы можем сказать заранее о так называемых “деловых играх“ , которые необходимы для имитации процесса принятия, управленческих решений в различных производственных ситуациях.
3.Каждая роль развивается согласно некоему «сценарию», являющемуся плодом коллективного творчества людей. Так ли это.
4.Сценирование нередко используется человеком (часто подсознательно) в целях «проигрывания» предстоящей конкретной ситуации (мизансцены). Имеет ли это какое нибудь отношение к театру.
5.Дать типологический ряд видов сценария.
6.Назвать основные категории сценирования в дизайне.
7.Дизайн-сценарий как объект разработки.
8.Объектом дизайнерского процесса становится дизайн-сценарий вещи, деятельности, предметно-процессуального комплекса. Так ли это.
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ 3.
ТЕСТЫ
10. В чем сущность «Мозговой атаки» -это каждодневная рутинная работа дизайнера или нет.
· Это метод стимуляции активности и продуктивности творческой деятельности за счет ее освобождения от ограничений.
· Это снятие «тормозящих факторов»
· Она осуществляется в группе
· Это некий способ воздействия на свою психику
11. «Мозговая атака» это такое воздействие которое отвечало веяниям времени в 1950-е годы или нет.
· Да
· Нет
12. Монтаж –это подбор и соединение в единое целое отдельных готовых частей и сведений о свойствах и особенностях объекта
· Да
· Нет