Чертежный способ проектирования
доления этого недостатка традиционных методов проектирования - невозможности привлечения многих умов к решению задачи на самом важном этапе проектирования. Последовательность этапов инженер-
ного конструирования в 1962 г. описал Азимов [6] , и почти ту же последовательность для архитектурного проектирования приводит Королевский институт британских архитекторов [16]. Вот эти две последовательности:
За различной и несколько условной терминологией, принятой в этих двух областях деятельности, проглядывает явное сходство методик. В обоих случаях проектирование начинается (этап 1) с восприятия информации. На ее основе быстро выстраивается некоторый комплекс альтернативных решений изделия в целом. На этапе 2 нужно отобрать одно из этих решений для дальнейшей разработки. Когда эта конструкция продумана настолько, что удовлетворяет главного конструктора, начинается рабочее конструирование, во время которого работу параллельно ведет много людей (этапы 3 и 4). Ясно, что если в начале этапа рабочего конструирования
обнаружится ложность посылок, на которых построен исходный вариант конструкции, этот процесс не сможет быть реализован.
Конечно, в мире можно найти немало технических изделий и строительных конструкций, свидетельствующих об успешном применении в прошлом чертежного способа проектирования. Однако, как мы увидим в гл.З, принцип, в соответствии с которым для определения формы целого достаточно, чтобы части этого целого были продуманы одним лишь главным конструктором, непригоден в новых ситуациях, когда необходимый для этого опыт выходит за пределы возможностей одного человека.
". . . сама действительность - это
система детерминизмов, а свобода
состоит в преодолении этих
детерминизмов и в пренебрежении
ими".
Жак Эллюль, 1964
Ellui J., Thetechnological society, Alfred A. Knopf and Random House, Vintage Book V - 390, New York, 1964.
Глава 3
Необходимостьновыхметодов
Из того, что пишут теоретики проектирования, явствует, что традиционный чертежный способ слишком прост для условий непрерывно возрастающей сложности искусственной среды. Это мнение получило широкое распространение и, пожалуй не требует дальнейших комментариев. Однако ниоткуда не следует, что новые методы, рассматриваемые в этой книге, будут лучше. Нет никаких убедительных свидетельств того, что хотя бы авторам новых методов удалось добиться их успешного применения, и многое говорит за то, что новички в области методологии проектирования, сталкиваясь с трудностями, зачастую прибегают к более освоенным, хотя и менее соответствующим цели, приемам. Основная трудность заключается в том, что проектировщик утрачивает контроль над ходом разработки, так как ему кажется, будто используемый им системный метод уводит его все дальше от искомого решения.
Эта постоянно встречающаяся трудность заставляет предположить, что появившиеся до сих пор новые методы дают лишь частичное решение современных проблем проектирования. Если это верно, то прежде, чем браться за создание новых методов, стоит внимательнее разобраться в причинах, которые заставляют отказаться от старых. При этом мы, может быть, сделаем вывод, что от некоторых аспектов традиционных приемов проектирования следует отказаться, Другие же необходимо сохранить. Чтобы определить сильные и слабые стороны традиционных методов, попытаемся ответить на четыре принципиальных
вопроса:
1. Как решаются сложные задачи при
традиционном проектировании?
2. В каком отношении современные за
дачи проектирования сложнее традицион
ных?
3. Какие межличностные барьеры ме
шают решению современных задач проек-
тировния?
4. Почему сложность современных задач
оказалась непосильной для традиционно
го процесса проектирования?
Это трудные вопросы, которые заслуживают глубокого исследования; пока же такое исследование не проведено, можно дать лишь некоторые приблизительные ответы.
3.1. Как решаются сложные задачи при традиционном проектировании?
Мы уже видели, что черчение в масштабе - главный инструмент традиционного конструктора и проектировщика — имеет своей целью значительное расширение "поля представлений" проектировщика по сравнению с ремесленником. Оно дает ему возможность изменять форму изделия в целом вместо того, чтобы, подобно ремесленнику, вносить в нее лишь мелкие коррективы. Таким образом, масштабный чертеж можно