Чертежный способ проектирования




Чертежный способ проектирования - student2.ru доления этого недостатка традиционных методов проектирования - невозмож­ности привлечения многих умов к реше­нию задачи на самом важном этапе проектирования. Последовательность этапов инженер-

ного конструирования в 1962 г. описал Азимов [6] , и почти ту же последова­тельность для архитектурного проекти­рования приводит Королевский инсти­тут британских архитекторов [16]. Вот эти две последовательности:



Чертежный способ проектирования - student2.ru



Чертежный способ проектирования - student2.ru За различной и несколько условной терминологией, принятой в этих двух областях деятельности, проглядывает яв­ное сходство методик. В обоих случаях проектирование начинается (этап 1) с восприятия информации. На ее основе быстро выстраивается некоторый комп­лекс альтернативных решений изделия в целом. На этапе 2 нужно отобрать од­но из этих решений для дальнейшей разработки. Когда эта конструкция продумана настолько, что удовлетворя­ет главного конструктора, начинается рабочее конструирование, во время кото­рого работу параллельно ведет много людей (этапы 3 и 4). Ясно, что если в начале этапа рабочего конструирования

обнаружится ложность посылок, на ко­торых построен исходный вариант конст­рукции, этот процесс не сможет быть реализован.

Конечно, в мире можно найти немало технических изделий и строительных конструкций, свидетельствующих об ус­пешном применении в прошлом чертеж­ного способа проектирования. Однако, как мы увидим в гл.З, принцип, в соот­ветствии с которым для определения формы целого достаточно, чтобы части этого целого были продуманы одним лишь главным конструктором, непри­годен в новых ситуациях, когда необхо­димый для этого опыт выходит за пре­делы возможностей одного человека.

Чертежный способ проектирования - student2.ru Чертежный способ проектирования - student2.ru Чертежный способ проектирования - student2.ru Чертежный способ проектирования - student2.ru Чертежный способ проектирования - student2.ru Чертежный способ проектирования - student2.ru

". . . сама действительность - это

система детерминизмов, а свобода

состоит в преодолении этих

детерминизмов и в пренебрежении

ими".

Жак Эллюль, 1964

Ellui J., Thetechnological society, Alfred A. Knopf and Random House, Vintage Book V - 390, New York, 1964.

Глава 3

Чертежный способ проектирования - student2.ru Чертежный способ проектирования - student2.ru Необходимостьновыхметодов



Из того, что пишут теоретики проекти­рования, явствует, что традиционный чертежный способ слишком прост для условий непрерывно возрастающей слож­ности искусственной среды. Это мнение получило широкое распространение и, пожалуй не требует дальнейших ком­ментариев. Однако ниоткуда не следует, что новые методы, рассматриваемые в этой книге, будут лучше. Нет ника­ких убедительных свидетельств того, что хотя бы авторам новых методов удалось добиться их успешного применения, и многое говорит за то, что новички в области методологии проектирования, сталкиваясь с трудностями, зачастую прибегают к более освоенным, хотя и менее соответствующим цели, приемам. Основная трудность заключается в том, что проектировщик утрачивает контроль над ходом разработки, так как ему кажется, будто используемый им систем­ный метод уводит его все дальше от искомого решения.

Эта постоянно встречающаяся труд­ность заставляет предположить, что появившиеся до сих пор новые методы дают лишь частичное решение современ­ных проблем проектирования. Если это верно, то прежде, чем браться за созда­ние новых методов, стоит внимательнее разобраться в причинах, которые за­ставляют отказаться от старых. При этом мы, может быть, сделаем вывод, что от некоторых аспектов традиционных прие­мов проектирования следует отказаться, Другие же необходимо сохранить. Чтобы определить сильные и слабые стороны традиционных методов, попытаемся ответить на четыре принципиальных

вопроса:

1. Как решаются сложные задачи при
традиционном проектировании?

2. В каком отношении современные за­
дачи проектирования сложнее традицион­
ных?

3. Какие межличностные барьеры ме­
шают решению современных задач проек-
тировния?

4. Почему сложность современных задач
оказалась непосильной для традиционно­
го процесса проектирования?

Это трудные вопросы, которые за­служивают глубокого исследования; пока же такое исследование не проведе­но, можно дать лишь некоторые прибли­зительные ответы.

3.1. Как решаются сложные задачи при традиционном проектировании?

Мы уже видели, что черчение в масшта­бе - главный инструмент традиционного конструктора и проектировщика — име­ет своей целью значительное расширение "поля представлений" проектировщика по сравнению с ремесленником. Оно дает ему возможность изменять фор­му изделия в целом вместо того, чтобы, подобно ремесленнику, вносить в нее лишь мелкие коррективы. Таким образом, масштабный чертеж можно

Наши рекомендации