Причины неадекватного отношения к ребенку.
Различают такиепричины неадекватного отношения к ребенку:
1. Психолого-педагогическая некомпетентность родителей, некритически усвоенные ригидные стереотипы воспитания ребенка, которые приводят к стихийности воспитания, несогласованности действий родителей;
2. Личностные особенности родителей. Негативно влияют на процесс воспитания ребенка такие индивидуальные особенности, как тревожность и аффективность, доминантность, властность, желание подчинить себе детей и добиться от них безоговорочного послушания.
3. Особенности взаимоотношений супругов или других членов семьи, которые проецируются на ребенка. В неполной семье мать может проецировать свои отношения с бывшим мужем на сына, оценивая его негативно («такой же, как отец»). В ряде случаев мать относится к сыну-подростку как к «замене» отца (требуя постоянного внимания к себе, проявляя навязчивое желание постоянно быть в обществе сына, стремясь ограничить его контакты со сверстниками).
Если первая причина не требует пояснений, то, что касается второй, следует отметить, что еще в 1922 г. А. Адлер описал тип тревожной матери, которая чрезмерно опекает ребенка, тем самым парализируя его собственную активность и самостоятельность.
Исследователь А. Захаров, характеризуя личностные особенности родителей детей, которые страдают неврозом, отмечает, что матери отличаются тревожностью и неуверенностью в себе в сочетании с чрезмерной пунктуальностью, нетерпимостью, конфликтностью, недостаточно эмоциональной чуткостью, а отцы – пассивностью, мягкостью, определенным снижением общего фона настроения.
У родителей интровертов чаще встречаются неврозы. Это объясняется внутренним способом переработки эмоций, что осложняет налаживание контакта. Невроз ребёнка очень часто является следствием невроза матери (от общей неудовлетворённости браком). У детей с неврозами матери часто отмечаются высокая напряжённость, утомляемость.
Негативно влияют на процесс воспитания ребенка не только такие индивидуальные особенности родителей, как тревожность и аффективность, а и доминантность, властность, желание подчинить себе детей и добиться от них безоговорочного послушания (особенно это касается отношения матери к сыну).
У родителей с глубокими личностными проблемами часто срабатывает защитный механизм «проекции», когда они не осознаваемо, переносят собственные не желаемые проблемы и качества на ребенка. Такие родители, не замечая у себя определенных черт характера и поведения, которые проецируются на ребенка, стараются искоренить проявление этих черт у ребенка. При этом отношение к ребенку по типу «эмоциональное отторжение» из-за несоответствия идеальному образу родителей или по типу «гиперпротекция», маскируя скрытое отторжение (такие родители говорят про своего ребенка: «я люблю его, но он плохой, ленивый, глупый, делает что-то только после наказания»).
В неполной семье мать может проецировать свои отношения с бывшим мужем на сына, оценивая его негативно («такой же, как отец»). Мать, относясь к сыну-подростку, который «заменяет» отца (требуя постоянного внимания к себе, проявляя навязчивое желание постоянно быть в обществе сына, стремясь ограничить его контакты со сверстниками). Дисгармоничные отношения в семье часто приводят к тому, что отдельные ее члены используют ребенка для решения собственных проблем.
Три формы разногласий, которые наблюдаются в дисгармоничных семьях:
· соперничество (стремление двоих или большего количества членов семьи обеспечить себе исключительное положение, борьба за которое приобретает длительный, постоянный характер);
· воображаемое сотрудничество (внешне кажущееся отсутствие трудностей в семейных отношениях, которое оборачивается конфликтами в случае наступления тяжелых для семьи событий – болезни кого-то из членов семьи, повышение по службе одного из супругов и связанное с этим увеличение рабочего времени);
· изоляция(психологическое отделение одного или большей части семьи друг от друга, поддерживаются только формальные отношения, необходимые, деловые отношения).
Исследователь О. Добрович отмечает, что для ребенка в такой «сложной семье» часто предусмотрены фиксированные роли – «кумир семьи», «мамино (папино, бабушкино) сокровище», «ужасный ребенок», которые часто отражают отношения взрослых членов семьи.
Возведение ребенка в ранг «кумира семьи» часто объясняется соперничеством взрослых, когда каждый из них, показывая исключительную заботу о ребенке, старается утвердить доминирование в семье или воображаемое сотрудничество.
Играя роль «маминого (папиного, бабушкиного) сокровища», ребенок становится чьим-то личным кумиром, что чаще всего свидетельствует о соперничестве между взрослыми, (это выражается, например, в вопросе «Кого ты больше любишь?», которое травмирует и дезориентирует ребенка, заставляет его демонстрировать лицемерие и ловкость) или об изоляции кого-то из взрослых, который компенсирует этой склонностью недостаток эмоционального тепла семье.
Приписываемая ребенку роль «цацы» часто связана с ситуацией воображаемого сотрудничества в семье, когда взрослые, не умея и не считая нужным глубоко проникать во внутренний мир друг друга, и от ребенка, прежде всего, требуют порядочности и послушания. При этом упрекание ребенка может трансформироваться в его самосознании в тенденцию к самообвинению, которое делает ребенка уязвимым к неизбежным ошибкам и трудностям.
Часто последствием воображаемого сотрудничества в семье является роль «ужасного ребенка», когда из плохого поведения ребенка делается своеобразный внутрисемейный кумир, который парадоксально группирует эмоционально разделенных людей. «Ужасный ребенок» может быть оправданием изоляции кого-то из членов семьи, «виноватых» в его невоспитанности.
В. В. Столин и Е. Т. Соколова выделяют типы неадекватного родительского (материнского) отношения к ребенку:
1. Отношение матери к подростку как к «замещающему» мужу: требование внимания к себе, заботы, навязчивое желание находиться постоянно в обществе сына, стремление ограничить его контакты со сверстниками.
2. Гиперопека и симбиоз: навязчивое желание удержать, привязать к себе ребенка, лишить его самостоятельности из-за страха возможного несчастья в будущем.
3. Воспитательный контроль посредством нарочитого лишения любви: нежелательное поведение, недостаточные школьные достижения или неаккуратность в быту наказываются тем, что ребенку или подростку демонстрируют, что «он такой не нужен, мама такого не любит».
4. Воспитательный контроль посредством вызова чувства вины: ребенку, нарушающему запрет, внушают, что он виноват в благополучии родителей (плохом самочувствии и т.п.).
Неспособность родителей выработать благоприятную для развития ребенка воспитательную позицию может привести к глубоким нарушениям в отношениях с детьми, в жестокости по отношению к ним. Различают такие виды жестокости по отношению к детям:
· физическое насилие, которое охватывает все формы детских травм, полученных из-за целенаправленных действий родителей, физическое наказание;
· сексуальное насилие как привлечение функционально незрелых детей и подростков к сексуальным действиям или к наблюдению за ними без понимания и согласия на это ребенка;
· эмоциональноеили психическое насилие, которое может проявиться как в форме негативного внимания (угрозы, постоянная критика, ссоры), так и в форме полнейшей невнимательности к ребенку;
· безразличие к ребенку, пренебрежение его интересами и потребностями, не только духовными, но и материальными (одежда, еда, лекарства).
Кроме того, к факторам, которые могут обусловить жестокость по отношению к детям, принадлежат финансовые трудности в семье, также перенесенное родителями жестокое обращение с ними.
Как последствие, у ребенка формируются в большинстве случаев негативные качества: агрессия, жестокость, переживание бесцельности существования, желание неосознаваемой мести или, наоборот, заостренное стремление поиска психологической защиты, опеки со стороны других людей.
Следует отметить, что родители переносят личностные проблемы и проблемы в отношениях с другими членами семьи на детей преимущественно подсознательно, чаще всего с глубоким убеждением, что именно так делают ребенку добро. Однако в результате неадекватное отношение родителей приводит к деформации личности ребенка, затрудняет возможности его самореализации.
Наиболее эффективным методом психологической помощи при неадекватности родительских отношений является «Тренинг родительской компетентности» (Т.Гордона, Ю.Гипперрейтер).
Наиболее вероятные причины неразвитости родительских чувств у матери1. Традиционные модели личности в современных условиях оказываются неэффективными. Новые модели, адекватные новому времени, только складываются. В них может практически отсутствовать компонент, связанный с родительством. Родительство отвергается вместе с неадекватными моделями прошлого. Необходимо подобрать соответствующий набор фильмов, книг, статей, в которых представлены активная женщина и активный мужчина, склонный к роли отцовства. Одновременно это должны быть образы, адекватные новому времени.
2. Вмешательство «советчиков» на этапе складывания материнских чувств у женщины, объясняющих ей, что и как она должна делать, мешающих, таким образом, ориентации на свое внутреннее чувство и сознательный анализ ситуации. Необходимо помочь матери обратиться к себе, используя для этого имеющийся арсенал техник, углубляющих самосознание клиента и делающих более осознанным и личностным отношение к миру.
3. Диффузная идентичность личности. Развитие личности шло по пути идентификации с социальными ролями, а непо пути поиска и осознанного выбора в ситуации личностного кризиса. Родительская роль сначала привлекает своей новизной, впоследствии же сверхвключенность в нее приводит к усталости, делает эту роль обузой.
4. Ригидные границы в родительской семье, когда родительство было скудным и формальным, в результате будущий родитель не получил эмоционально окрашенных впечатлений, связанных с родительством. Необходимо сделать это предметом восприятия родителя, далее помогать делать внутрисемейные границы более проницаемыми.
5. Глубокие внутренние конфликты, коренящиеся в детстве мешают возникновению у матерей привязанности к ребенку. Часто бывает, что мать в детстве получала от своей матери неконгруэнтные, взаимоисключающие послания по принципу двойной связи: с одной стороны, что ее любят и она нужна, с другой стороны, отвержение и ненависть. Для таких матерей характерен внутренний конфликт любви и ненависти. Они стремятся к глубоким эмоциональным отношениям с другими и в то же время неспособны их выстроить; желают любви, и неспособны любить. Работа - в рамках коммуникационной модели.
6. Плохие отношения с матерью в детстве, эмоциональные лишения и агрессия с ее стороны, грубое и пренебрежительное отношение матери, неразрешенные конфликты детского или юношеского возраста.
7. Один или оба родителя стали таковыми слишком рано, наблюдаются трудности в сочетании родительской роли и остальных (профессиональных, социальных) ролей. Недостаток жизненного опыта приводит к тому, что одна из ролей (в данном случае родительская) отвергается как якобы несовместимая с остальными. Конфликт между внесемейными ролями, образом жизни, сформировавшимся до рождения ребенка, и родительской ролью. Задача – помочь найти возможность рационально организовать жизнь, работу и быт; спокойно все обсудить и спланировать.
Наиболее вероятные причины неразвитости родительских чувств у отца
1. Отец ориентирован на внешнее преуспевание, которое в его сознании связывается с высоким материальным уровнем, определенным образом жизни, чему наличие в семье ребенка (или еще одного) может помешать. Необходимо подчеркнуть, что наличие детей повышает статус мужчины как в более молодом, так и зрелом возрасте, особенно если эти дети достойные и отношения отца с ними хорошие. Поэтому стоит затратить силы на участие в воспитании ребенка. Кроме того, обратить внимание, что ребенок - это его продолжение.
2. Отец может опасаться, что ребенок займет его место в сердце жены. Это говорит о неуверенности отца в чувствах жены, о возможной непрочности их союза. Следует познакомить отца с положениями, особенно сильно развитыми в рамках структурного подхода о том, что слишком тесный союз между матерью и ребенком опасен как для ребенка, так и для матери, указать на соответствующие формы работы
3. Отец может испытывать сомнение в том, что он ведет себя и выглядит, как должен себя вести и выглядеть настоящий мужчина. Для того чтобы не выглядеть в своих глазах человеком с женскими чертами характера, отец может подавлять в себе родительское чувство и соответствующее поведение. Отец находится в плену представлений о традиционной мужской роли, не предусматривающей тепло и любовь по отношению к детям. Отсутствие у отца знаний и навыков относительно ухода за ребенком. Такому отцу важно показать относительность полоролевых правил, привязанность их к определенному социокультурному контексту, их прогресс по мере развития сообщества. Важно обратить внимание на достойное поведение многих других отцов в современных условиях, которое подразумевает тепло, любовь и заботу о детях. Показать, как это способствует повышению авторитета отца в глазах ребенка. Объяснить отцу, в чем может заключаться адекватная его половым характеристикам роль по отношению к его ребенку.
4.Отсутствие у отца знаний и навыков относительно ухода за ребенком.
Важно рассказать об уникальной роли отца в воспитании ребенка. Вот как об этом пишет А.Н. Елизаров:
– В то время как матери общаются с ребенком, прежде всего в процессе ухода за ним, отцы больше взаимодействуют в процессе игры, часто проявляя больше физической силы, активности и стихийности в общении с детьми. При этом игра между отцом и ребенком носит циклический характер, за вспышками возбуждения и проявления взаимного внимания следуют периоды минимальной активности. Матери вовлекают детей в нежные, спокойные, предсказуемые игры или же затевают традиционные игры, например «ладушки». Отцы же склонны устраивать необычные, энергичные игры, которые детям особенно нравятся.
– По мере взросления ребенка отцы все чаще начинают вовлекать детей в различные импровизированные игры, больше общаются со своими малышами в общественных местах: парках отдыха, зоосаде, музеях. Отец вводит ребенка в мир науки, техники, спорта.
– Отцы меньше, чем матери, склонны подстраивать свою речь под уровень понимания ребенка. Они употребляют менее знакомую ребенку лексику и более сложные грамматические построения. Таким образом, отец играет роль мостика между узким семейным кругом и внешним миром, расширяя лингвистический и практический опыт ребенка. Матери же больше приспосабливаются к уровню речи ребенка.
– Отец для мальчика является важной ролевой моделью помогающей осваивать роль мужчины. Девочка, общаясь с отцом и наблюдая за его взаимоотношениями с матерью, обучается навыкам поведения женщины во взаимоотношениях с мужчиной.