Стратегия оптимизации риска
Механизм, получивший название “стратегия оптимизации риска”, близок к механизму неадекватного восприятия вероятностей, но его следует рассматривать независимо от других эффектов. Суть названной стратегии состоит в том, что человек обычно идет на определенный риск, чтобы предотвратить потерю чего-либо или свести эту потерю к минимуму, даже если при этом он рискует большей потерей. В других ситуациях, когда речь идет не о потере, а о возможном приобретении, люди, как правило, не желают подвергаться риску, предпочитая получить меньше, но со стопроцентной уверенностью. Иллюстрацией этого служат результаты многочисленных эмпирических исследований, одно из них описывается ниже [26].
Проводились двухэтапные эксперименты, связанные с подбрасыванием монеты. На первом этапе испытуемым предлагалась беспроигрышная игра, в результате которой они могли или получить по 1000 долларов (результат подбрасывания угадан) или не получить (но и не потерять) ничего (результат подбрасывания не угадан). Перед самым подбрасыванием участникам опытов предлагали продать право на эту игру. Так как средний выигрыш (математическое ожидание) должен в данном случае равняться 500 долларам, то представлялось естественным, что право на игру будет продано, в среднем, именно за эту сумму. Однако эксперимент показал, что испытуемые уступают это право за меньшие деньги — в среднем, за 350 долларов. Это говорит о том, что люди предпочитают заручиться меньшим, по сравнению с ожидаемым по теории вероятности, но получить его наверняка, без всякого риска.
Второй этап отличался тем, что участникам еще до начала опытов были розданы деньги, по 1000 долларов каждому, но с условием — принять участие в той же игре с однократным подбрасыванием монеты. При этом испытуемых предупреждали, что деньги останутся у них, только если результат подбрасывания монеты будет ими угадан, в противном же случае им придется расстаться со всей полученной суммой. Как и прежде, участникам предлагали отказаться от игры, точнее — откупиться от нее. Какую часть от полученных денег готовы были отдать за это участники опытов? Теория вероятности, как и ранее, предсказывает, что эта часть составит 500 долларов. Если же учесть результаты первого этапа экспериментов, то можно было предполагать, что участники отдадут, в среднем, по 650 долларов. Действительно, тогда, как и прежде, их “чистая прибыль” будет равна 350 долларам. Однако оказалось, что испытуемые были готовы вернуть, в среднем, лишь 350 долларов. Это означает, что они, отказываясь получить в виде “чистой прибыли” 500 и даже 600 долларов, соглашались подвергнуться риску потерять все, что им было дано.
Ясно, что результаты описанных опытов не имеют ничего общего с научными прогнозами, сделанными на основе вероятностно-статистических соображений. Эти эксперименты свидетельствуют об определенной склонности людей подвергнуться риску с тем, чтобы избежать потерь, и в то же время об явной недооценке ими перспективы выигрыша. В этом заключается так называемая стратегия оптимизации риска, ее смысл отображен в таких народных пословицах, как “лучше синица в руках, чем журавль в небе”. Аналоги этой пословицы есть во всех языках, англичане, например, говорят: “одна птица в руках стоит двух в кустах”.
3.3.5. Устрашение “скрытыми” рисками
Механизм устрашения рисками, условно называемыми “скрытыми”, близок по действию к эффектам, проявляющимся в случае восприятия риска от крайне редких, но очень опасных событий. Выше говорилось о том, что люди склонны преувеличивать риск, обусловленный весьма маловероятными событиями или процессами, являющимися катастрофами. Термин “скрытые риски” следует понимать в двух разных значениях. Во-первых, он охватывает риски, связанные с гипотетическими событиями или процессами, которые никогда не имели места, но теоретически могут произойти. К ним можно отнести ядерную войну, столкновение Земли с крупным астероидом, катастрофическое изменение климата. Именно вследствие очень малой вероятности подобных событий их восприятие оказывается неопределенным и совершенно различным у разных людей, прежде всего у экспертов и неспециалистов. Например, в разгар холодной войны в США проводились социологические опросы, в ходе которых часто задавался вопрос: “Какова Ваша оценка шанса того, что в течение ближайших 10 лет начнется война с широким применением ядерного оружия?”. Большинство американцев давало тогда очень высокую оценку вероятности этого события, ее среднее значение равнялось примерно 1/3, в то время как оценки экспертов не превышали 10-3. Психологи полагают, что сходная ситуация наблюдается в настоящее время, когда результаты изучения общественного мнения выявляют большую обеспокоенность людей последствиями таких событий, как крупная авария на атомной электростанции или утечка радионуклидов из подземного хранилища радиоактивных отходов.
Второе значение термина “скрытые риски” относится только к разновидностям ядерного или радиационного рисков. Угроза радиации воспринимается людьми по-особому, так как они знают, что ее носитель невидим и обладает высоким энергетическим потенциалом. Ядерная энергия появилась во время войны и дала возможность быстро закончить у войну. В течение многих лет все связанное с ядерной энергией хранилось в тайне. С термином “ядерная энергия” ассоциируются представления о мощных взрывах, разрушениях, радиоактивных осадках, лучевой болезни, генных мутациях. Все это способствовало формированию “ядерного страха”, радиофобии (боязни облучения) и негативного отношения к ядерной энергетике. Устрашение необходимо учитывать при исследовании механизмов восприятия риска.
3.3.6. Архетип “поверженного героя”
Выдающимся психологом Карлом Юнгом было введено понятие о коллективном бессознательном, обозначающее ту область человеческой психики, в которой удерживается и из которой передается по наследству многое из накопленного психологической сферой всего человечества. Имеются существенные различия между личным и коллективным бессознательным, последнее можно считать суммой всех наследственных факторов духовной эволюции людей. Фрейд, как известно, считал область бессознательного вместилищем вытесненных комплексов (в основном сексуальных), т.е. той доли психической субтанции, которая выходит за пределы сознания в течение жизни индивидуума. Юнг полагает, что коллективное бессознательное отнюдь не является простым вместилищем комплексов, оно представляет собой более глубинный и несравненно более важный слой, в фундаментальной части которого хранится генетическая память всего человеческого рода. Коллективное бессознательное возрождается в мозгу каждого индивидуума, где оно впоследствии функционирует и проявляется. Основные виды этого проявления — разнообразные образы и символы, за которыми угадываются контуры универсальных структур, называемых архетипами.
По Юнгу, архетипы — это те устойчивые формы, в которых существует коллективное бессознательное. Их универсальная природа доказывается тем, что порождаемые ими символические представления с постоянством повторяются в снах, видениях, галлюцинациях и фантазиях совершенно различных людей в абсолютно разных условиях и обстоятельствах, а также — в мифах совершенно различных народов, причем заведомо никогда не имевших контактов друг с другом. Архетипы несут на себе мощную эмоциональную нагрузку и могут интенсивно влиять на сознание человека, на его поведение, на отношение к чему-либо. В общем, архетипические структуры коллективного бессознательного постоянно и активно воздействуют на сознание и играют решающую роль в его формировании. Архетипы находятся вне сферы личного осознанного контроля, они могут быть вызваны некоторым стимулирующим сигналом в виде конкретного послания, мысли или внешнего события. Именно архетипы создают религии, мифы и философские течения, которые влияют на судьбы народов и характеризуют целые исторические эпохи. Одним из самых распространенных и наиболее известных является миф о герое.
Миф о герое встречается повсюду — в античной мифологии Греции и Рима, в средневековых сказаниях европейских стран, в эпосе народов стран ближнего и дальнего Востока, в сказках современных американских индейцев. Детали этого мифа, разумеется, варьируют, однако главное остается неизменным: некий герой сперва был любим и обласкан богами, но потом возгордился и восстал против них, вследствие чего был жестоко наказан. Это составляет основу архетипа поверженного героя, его типичными представителями можно считать Икара и Прометея.
Недавно было высказано предположение о том, что архетип поверженного героя играет значительную роль в формировании негативного отношения к ядерной энергии и в проявлении радиофобии. Последняя тесно связано с представлением об энергии атома и заключается в неоправданном страхе, вызываемом возможностью подвергнуться даже ничтожной дозе облучения. Не исключено, что люди подсознательно проводят аналогию между ситуацией с высвобождением атомной энергии и мифом о Прометее. По этой аналогии, современный человек, овладевший невиданной энергией, уподобился похитившему у богов огонь Прометею и должен быть за это сурово наказан. Доказательством этому должны служить такие катастрофы, как чернобыльская или возможность гибели цивилизации в результате ядерной войны.
Значение архетипов состоит в том, что человек становится зависимым, им управляет некая сила, о которой он ничего не знает, но которая еще с доисторических времен является ему в представлениях, “напоминая” с их помощью о себе. Зависимость людей от архетипов не может не проявиться в процессе восприятия ими риска.