Процессы социального сравнения
Теория социального сравнения {theory of social comparison) Леона Фестингера является развитием представлений автора о тестировании социальной реальности (Festinger, 1954). Она рассматривает такие вопросы, как субъективная валидность суждений и оценка способностей. Теория Фестингера — это попытка ответить на вопрос, каким образом поддержка окружающих, согласие с ними становится источником субъективной валидности. Основные положения этой теории заключаются в следующем.
1. Люди нуждаются в оценке своих суждений и способностей.
2. Оценивая самих себя, люди полагаются на процессы социального сравнения, и чем менее доступны объективные, несоциальные способы оценки (т. е. тестирование физической реальности), тем больше люди полагаются на эти процессы. Чем менее однозначна и структурирована объективная реальность, тем чаще люди предпочитают методам ее физического тестирования процессы социального сравнения.
3. Людям свойственно стремление сравнивать себя только с теми, кто похож на них. Чем больше суждения и способности окружающих похожи на суждения и способности данного человека, тем больше они подходят на роль референтной группы. Человек не сравнивает себя с теми, кто весьма заметно отличается от него самого.
4. Чем более способности и суждения человека соответствуют способностям и суждениям тех, с кем он сравнивает себя, тем более стабильна, корректна и точна информация, которую дает это сравнение, т. е. тем более оно информативно.
5. Чем выше потребность человека в оценке собственных суждений и способностей, тем более он склонен к тому, чтобы быть привлекательным для своих единомышленников, и к уменьшению разницы между собой и ими (т. е. он «движется в сторону своей референтной группы» и ищет возможности влиять на нее, чтобы по возможности сблизить позиции). Человек делает это для увеличения «социальной сравнимости» между собой и окружающими. Если речь идет о сравнении способностей, то подобная ситуация приводит к возникновению «соревновательных» тенденций: у человека появляется желание быть немного лучше других.
Изложенное выше позволяет сделать следующий вывод: в основе теории социального сравнения Фестингера лежит идея о том, что тяга человека к похожим на него людям, формирование группы, соперничество и групповое давление порождены потребностью человека в самооценках через сравнение с теми, кто похож на него. Люди ищут своих единомышленников, присоединяются к ним, отвергают «девиантов», чьи суждения сильно отличаются от их собственных, влияют на других и испытывают давление с их стороны, и все это они делают Для того, чтобы иметь возможность информативно сравнить себя с окружающими и получить стабильные, корректные и точные сведения о себе. Теория Фестингера объясняет появление тенденции к со-
46 Глава 2. Социальная конформность
Процессы социального сравнения 47
ревновательности, когда речь идет о способностях, однако автор отмечает, что разные уровни способностей оцениваются более или менее положительно и что люди проявляют склонность к компромиссу между желанием быть «как все» и желанием быть «лучше всех», поэтому ищут ситуации, в которых они могут проявить себя немного лучше других.
В качестве доказательства справедливости теории Фестингера автор (Festinger, 1954) и другие исследователи (Allen & Wilder, 1977; Suls & Miller, 1977) приводят следующие аргументы:
• человек, отличающийся от окружающих, не уверен в самооценке;
• сходство с референтной группой внушает человеку уверенность в себе и чувство стабильности;
• обратная связь (т. е. возможность получить подтверждение собственной правоты и компетентности тестированием физической реальности) снижает степень влияния окружающих;
• человек «сближается» с теми, кто похож на него, и предпочитает сравнивать себя именно с ними.
В этой теории есть два концептуальных противоречия, о которых стоит сказать особо. Во-первых, она пытается объяснить, почему согласие с окружающими становится для человека источником субъективной валидности его суждений, и отвечает на этот вопрос так: у человека больше шансов получить более точную, корректную и стабильную информацию о том, «где именно он находится», сравнивая себя именно с единомышленниками, а не с теми, кто отличается от него. Однако если сравнить это утверждение с более ранней теорией Фестингера (Festinger, 1950), то станет ясно, что речь идет, скорее, о косвенном валидизационном процессе. В ранней теории Фестин-гер утверждал, что согласие с окружающими является непосредственным доказательством валидности. Подобное согласие означает, что человек прав. В публикации же 1954 года (Festinger, 1954) утверждается, что валидизация — косвенная в том смысле, что причиной, побуждающей к конформности по отношению к большинству, является скорее нежелание убедиться в собственной правоте, а желание получить возможность сделать более «тонкое» сравнение. Сравнивая эти два подхода к валидизации, можно подумать, что получение точной информации о том, «где именно человек находится», это то же самое, что и получение информации о том, что его позиция верна. На самом же деле, конечно, это вовсе не одно и то же: точная оценка
позиции вовсе не означает, что она верна. Столь же вероятно, что более тщательное сравнение обнаружит неправоту человека (следствием чего явится его «перемещение» на другую позицию и отход от консенсуса).
В том, что касается субъективной валидности, теория Фестингера неоднозначна, и этот ее недостаток так и остался неустраненным. Более точное определение уровня способностей или суждений человека с помощью тщательного сравнения с другими людьми — не то же самое, что валидизация суждений как правильных (см. Goethals & Darley, 1987, p. 23). Я могу также добавить к этому, что, по моим ощущениям, первая трактовка, заключающаяся в том, что человек проявляет конформность, чтобы быть правым, более правдоподобна, нежели более поздняя точка зрения, в соответствия с которой человек проявляет конформность, чтобы лучше понять, «где он находится». Складывается такое впечатление, что большинство исследователей вслед за Фестингером согласились с тем, что это одно и то же (Festinger, 1954, р. 120), но есть и такие, кто активно критиковал теорию социального сравнения за это противоречие (см. Allen & Wilder, 1977, pp. 192-193).
Во-вторых, некоторые исследователи обратили внимание на парадоксальность утверждения, что человек сравнивает себя только с теми, кто похож на него (Goethals & Darley, 1977; Jellison & Arkin, 1977). Если человек не сравнивает себя надлежащим образом с теми, кто отличается от него, и не может этого делать, откуда он узнает, что эти люди не похожи на него? Выявление различий — такой же процесс сравнения, как и выявление сходства. Сказать, что этот человек отличается от меня, значит вынести сравнительное суждение. Следовательно, чтобы не сравнивать себя с теми, кто не похож на него, человек должен сравнить себя с ними и узнать, что они другие! А если человек может сравнивать себя с другими и сравнивает, значит, основные положения теории Фестингера утрачивают свой смысл.
Одно из решений этой проблемы изложено в работах Готалса и Дарли (Goethals & Darley, 1977,1987) и в работах Уилера и Цукерма-на (Wheeler & Zuckerman, 1977). Авторы выдвинули гипотезу родственных признаков {the related attributes hypothesis), суть которой заключается в том, что человек может сравнивать себя с теми, чьи способности или суждения либо аналогичны его собственным, либо отличаются от них, при наличии у них общих основополагающих признаков, которые имеют отношение к оцениваемым суждению и
48 Глава 2. Социальная конформность
Процессы социального сравнения 49
способностям или обладают прогностичностью по отношению к ним. Например, «чтобы проверить правильность своего мнения о том, что не следует делать инвестиции в бизнес ЮАР, американец захочет сравнить его с мнением других бизнесменов, разделяющих его политические взгляды и столь же негативно относящихся к апартеиду, полагая, что эти факторы (признаки) имеют непосредственное отношение к принятию решения об инвестициях в бизнес ЮАР и способны спрогнозировать отрицательное отношение к ним» (Goethels & Dar-ley, 1987, p. 26). Иными словами, человек сравнивает себя с теми людьми, которые могут быть похожи на него (благодаря родственным признакам), даже если на самом деле это и не так. Это важная ревизия гипотезы идентичности, в которой заложен большой смысл.
Если человек может сравнить себя с разными людьми, имеющими с ним родственные признаки, такое сравнение, по-видимому, и может быть информативным, и является таковым. Можно a priory сказать, что информация, полученная в результате такого сравнения, будет менее детальной, но она не будет ни менее стабильной, ни менее корректной, т. е. человек наверняка узнает, что он не так гениален, как Эйнштейн, или что он придерживается более левых взглядов, чем Гитлер. Тайфель и Тернер обратили внимание на то, что при определенных обстоятельствах сравнение с очень непохожими людьми становится весьма важным для самооценки (Tajfel & Turner, 1986). Они полагают, что социальные сравнения, как правило, делаются между членами разных социальных групп и что подобные интрагруп-повые сравнения, в отличие от интергрупповых сравнений, скорее создают потребность в усилении разногласий между индивидуумом и группой, чем в их сглаживании. Авторы предположили, что социальные группы обеспечивают своих членов позитивной социальной идентичностью за счет того, что делают их позитивно отличными от других групп (от «они-групп», от негативных референтных групп) аналогично тому, как средневековые цивилизации нередко гордились своим превосходством над окружавшими их «варварами». Следовательно, бывают моменты, когда человеку необходимо сравнивать себя с людьми, которые не похожи на него, и не только оценивать себя с точки зрения этой «непохожести», но и поддерживать ее.
Если сравнение с теми, кто не похож на тебя, возможно (потому что у вас есть некоторые родственные признаки) и информативно, тогда аргумент Фестингера, суть которого заключается в том, что мы тяготеем к похожим на нас людям и проявляем конформизм, потому
*то идентичность является непременным условием сравнения, представляется весьма шатким. Чтобы провести сравнение, нам не нужно изменять ни собственную позицию, ни заставлять других делать это. Единственное, что нам нужно, — это найти какие-либо родственные признаки. Это верно, что подобные признаки свидетельствуют о сходстве, но гораздо важнее то, что они выступают в роли общих стандартов или «якорей», учитывая которые и можно проводить сравнение с другими людьми. Эта проблема имеет немало концептуально сложных аспектов, однако результаты сравнительно недавних экспериментальных и теоретических исследований (Goethals & Darley, 1977, 1987; Turner, 1985; Wheeler & Zuckerman, 1977) позволяют предположить, что способность человека к социальному сравнению в действительности значительно более вариативна, чем представлялось Фестингеру (Festinger, 1954).
Однако, несмотря на это, основная идея теории Фестингера о том, что тестирование социальной реальности происходит с помощью процессов социального сравнения, чрезвычайно плодотворна и оказала большое влияние на труды следующего поколения психологов. Гипотеза, суть которой заключается в том, что человек сравнивает себя с теми, кто похож на него, чтобы выяснить, насколько его позиция правильна, приемлема для окружающих и желательна для них, и что чем менее человек уверен в себе, тем чаще он прибегает к подобному сравнению, привела к нескольким важным и достойным восхищения эмпирическим открытиям. Мы проиллюстрируем мысль о плодотворности идеи Фестингера тремя основными примерами ее использования.
Психология аффилиации
Стэнли Шехтера интересовало, при каких условиях человек объединяется с другими людьми (Schachter, 1959). Опираясь на теорию социального сравнения, он утверждал, что одним из мотивов, которыми руководствуется человек, стремящийся к аффилиации с другими людьми, является поиск сравнительной информации для уменьшения неуверенности относительно собственных чувств и реакций. Он разработал сценарий экспериментов, который позволил ему вначале ставить испытуемого в необычную и стрессовую ситуацию, а затем давать ему возможность оказаться вместе с другими испытуемыми. В эксперименте участвовали студентки, по 5-8 человек в каждой группе. Когда они приходили в лабораторию, их встречал «доктор Зилстейн с факультета нейрологии и психиатрии Медицинской шко-
50 Глава 2. Социальная конформность
Процессы социального сравнения 51
лы», который говорил им, что эксперименты, для участия в которых их пригласили, связаны с изучением влияния электрического шока и что каждой их них предстоит испытать серию подобных шоков.
Чтобы варьировать уровень чувства страха, которое испытывали девушки, были разработаны два варианта экспериментальных условий. Когда нужно было очень напугать испытуемых, доктор Зилстейн описывал электрошок как нечто исключительно пугающее, болезненное и даже опасное для здоровья. Когда же было достаточно лишь просто «припугнуть» их, сам эксперимент описывался как некое развлечение, а электрошок — как что-то приятное, похожее на щекотку или легкое покалывание. В отличие от участниц «приятного» опыта, участницы «страшного» опыта потом сообщали, что действительно ждали от шока более неприятных ощущений (около 20 % участниц «страшного» опыта отказались от дальнейшего участия в эксперименте, никто из участниц «приятного» опыта этого не сделал). Прежде чем эксперименты были продолжены, участниц проинформировали, что им придется немного подождать, пока готовят лабораторию, и сказали, что они могут ждать начала эксперимента поодиночке или вместе с остальными участницами эксперимента, а если им все равно, то пусть сообщат об этом экспериментатору. Однако на этом эксперимент закончился, и никаких электрошоков не было. Из числа тех, кто участвовал в «страшном» опыте, 63 %, а из числа участниц «нестрашного» опыта только 33 % предпочли ждать начала эксперимента не в одиночестве.
Эти результаты наводят на мысль о том, что переживание бурных эмоций, сильного страха вселяет в испытуемых неуверенность: они не понимают, что должны чувствовать и как им следует вести себя. Они ищут общества своих «товарищей по несчастью», чтобы сравнить себя с ними, получить информацию о том, как нужно себя вести, и приобрести несколько большую уверенность. Во втором исследовании (Schachter, 1959) Шехтер показал, что участницы «страшных» опытов предпочитали ждать только вместе с другими женщинами, которым предстояло аналогичное «испытание». Около 60 % предпочли ждать в обществе женщин, находившихся в аналогичной ситуации, и никто не согласился ждать в обществе студенток, пришедших не для участия в опыте, а для встречи со своим преподавателем. В полном соответствии с теорией социального сравнения (хотя возможны и другие объяснения) люди стремились только к сравнению с себе подобными: информация, полученная в результате сравнения
с людьми, находящимися в иной ситуации, не помогла бы им приобрести большую уверенность в себе.
Джерард и Рабби провели исследования, результаты которых свидетельствуют о том, что на тенденцию к аффилиации с другими можно влиять, увеличивая или уменьшая объем доступной испытуемым предварительной информации об их внутреннем состоянии и варьируя тем самым уровень неуверенности (независимо от уровня страха) (Gerard & Rabbie, 1961; Gerard, 1963; Rabbie, 1963). Коттрелл и Ипли показали, что, для того чтобы человек почувствовал себя неуверенно и у него возросла потребность сравнить себя с окружающими, в ситуациях, аналогичных описанным Шехтером, можно ориентироваться не только на страх, но и на другие чувства (Cottrell & Epley, 1977). Чем менее уверенно чувствуют себя люди в ситуации, в которой они оказались, чем больше их смущают собственные чувства и поведение, тем сильнее проявляется тенденция к аффилиации с себе подобными для социального сравнения.
Психология эмоций
Шехтер и Сингер воспользовались теорией социального сравнения для изучения психологии эмоций (Schachter & Singer, 1962). Они предположили, что переживание таких эмоций, как злость, радость, страх, горе и т. п., состоит из двух компонентов: состояния недифференцированного физиологического возбуждения, общего для всех эмоций, и когнитивного «лейбла», благодаря которому возбуждение приобретает разный когнитивный смысл, а человек испытывает разные субъективные ощущения. Например, два человека могут находиться в состоянии одинакового физиологического возбуждения (об этом свидетельствуют частота пульса, потные ладони и раскрасневшиеся лица), но испытывать разные эмоции в зависимости от того, чем это физическое состояние вызвано. Если один из них объясняет его тем, что получил повышение по службе, он испытывает радость или приятное волнение. А если возбуждение является реакцией на сообщение об увольнении, то человек может злиться или быть подавленным. Шехтер и Сингер предположили, что одним из источников когнитивных «меток» при условии эмоциональной неопределенности является сравнение с другими людьми, находящимися в аналогичной ситуации.
Чтобы проверить свою гипотезу, они разработали план экспериментов, придумав историю про некий витамин «Супроксин», якобы
52 Глава 2. Социальная конформность
Процессы социального сравнения 53
благотворно влияющий на зрение. Всем испытуемым, входившим в состав экспериментальной группы, были сделаны инъекции, но вместо «обещанного» витамина им ввели эпинефрин — препарат, действующий аналогично адреналину, т. е. вызывающий физиологическое возбуждение, которое внешне проявляется точно так же, как и сильные эмоции: дрожащие руки, сердцебиение и т. д. Испытуемые, входившие в контрольную группу, получили инъекции плацебо — раствора поваренной соли, который не оказывает никакого действия. Все испытуемые были поделены на три группы. К первой группе относились «информированные» люди, которым подробно рассказали о побочных эффектах так называемого «Супроксина»; ко второй — «дезинформированные», т. е. испытуемые, которых ввели в заблуждение, поскольку сказали, что «витамин» обладает побочным действием, но перечислили совершенно не соответствующие ситуации симптомы (зуд, легкая головная боль, озноб), а к третьей группе относились «неинформированные» испытуемые — люди, которым вообще ничего не было сказано о побочном действии «витамина». Пока испытуемые ждали, когда же «Супроксин» начнет действовать, в лаборатории появился еще один человек, который присоединился к испытуемым. В действительности это был помощник экспериментатора, наученный играть одну из двух ролей. Одна из ролей «подсадной утки», в которой он выступал перед одной половиной испытуемых, заключалась в том, что он изображал весьма довольного жизнью человека в состоянии эйфории и вел себя весьма игриво. Перед второй половиной испытуемых он изображал рассерженного человека, который с каждой минутой становился все злее и злее, его раздражал и персонал, и слишком интимные вопросы анкеты, на которые ему нужно было ответить; в конце концов он рвал ее и швырял в корзину для мусора. Половина испытуемых, входивших в контрольную и в экспериментальную группу, присутствовали на первом «спектакле», а половина — на втором. Исключение составила только группа «дезинформированных испытуемых, которые не увидели "злюки"». Шехтер и Сингер утверждали, что дезинформированные и неинформированные испытуемые — в отличие от информированных и членов контрольной группы — должны быть менее уверены в своем эмоциональном состоянии. Первые станут испытывать возбуждение, которому нет готового объяснения: оно может быть результатом того, что испытываемые ими симптомы не соответствуют тому, чего они
ждали от «Супроксина», или потому что им вообще не сказали ничего о том, что их ждет. Вторые либо будут испытывать возбуждение, которое, по их мнению, вызвано «Супроксином», либо не будут. Следовательно, чтобы найти подходящий «лейбл» для своих ощущений, дезинформированные и неинформированные испытуемые, не будучи достаточно уверенными в своих чувствах, станут сравнивать себя с помощником экспериментатора, находящимся в аналогичной ситуации. В зависимости от того, в каком состоянии находится помощник — злится или пребывает в эйфории, — они присвоят своему возбуждению разные «лейблы» и станут испытывать либо эйфорию, либо злость и вести себя соответствующим образом. Таков был прогноз Шехтера и Сингера, и можно сказать, что он оправдался. В присутствии «развеселого» помощника состояние дезинформированных и неинформированных испытуемых было значительно более близким к эйфории, чем состояние информированных испытуемых, о чем свидетельствовали как их собственные отчеты, так и наблюдение за их поведением. В присутствии «злого» помощника неинформированные участники эксперимента были — судя по их поведению — значительно злее информированных, однако, если судить по их отчетам, они «лишь немного рассердились».
Как и прогнозировали Шехтер и Сингер, в зависимости от поведения их помощника, дезинформированные и неинформированные испытуемые были более веселы, а неинформированные — более рассержены, чем испытуемые из контрольной группы, но значительная разница отмечалась только в поведении неинформированных испытуемых и испытуемых из контрольной группы в присутствии «рассерженного» помощника.
Интересно отметить, что испытуемые из контрольной группы продемонстрировали относительно высокий уровень эйфории и злости, средний между уровнями, «достигнутыми» информированными и другими испытуемыми. Эти результаты позволяют предположить, что простого социального сравнения, даже без физиологического возбуждения или только на фоне физиологического возбуждения, вызванного поведением другого человека, достаточно для того, чтобы пережить «всплеск эмоций». Любое состояние эмоциональной неуверенности приводило к тому, что в результате социального сравнения Человек «заражался» чужими эмоциями. Авторы более поздних работ, посвященных проблеме неверной атрибутации эмоций, тоже ис-
54 Глава 2. Социальная конформность
ходили из предположения, что когнитивного «мечения» может быть достаточно для того, чтобы испытать ту или иную эмоцию (Fiske & Taylor, 1984).
Результаты последующих исследований не свидетельствуют о бесспорности теории эмоций, предложенной Шехтером и Сингером, но и не опровергают ее (обзоры литературы на эту тему см. в: Cotton, 1981; Manstead & Wagner, 1981; Reisenzein, 1983). He исключено, что эмоциональное состояние вовсе не так лабильно и неустойчиво, как утверждают Шехтер и Сингер (Marshall & Zimbardo, 1979; Maslach, 1979). Однако их работы вызвали большой интерес к изучению социальной когнитивной основы эмоций, а некоторые аспекты их теории впоследствии нашли свое подтверждение (Fiske & Taylor, 1984).
Вмешательство стороннего наблюдателя
Исследование проблемы оказания помощи, выполненное Латанэ и Дарли, свидетельствует о том, что социальное сравнение способно помешать человеку вести себя так, как того требует ситуация (Latane & Darley, 1970). Их заинтересовала следующая проблема: при каких условиях случайный прохожий поможет попавшему в беду человеку? Они задались целью доказать и тем самым хотя бы отчасти объяснить некоторые чрезвычайно неприятные ситуации, встречающиеся в реальной жизни, что иногда само присутствие на месте происшествия нескольких потенциальных помощников снижает вероятность того, что кто-то один действительно поможет пострадавшему.
В одном из экспериментов Латанэ и Дарли испытуемые обсуждали проблемы, связанные с проживанием в мегаполисе (Darley & La-tane, 1968). Методика проведения этой дискуссии была аналогична методике проведения селекторных совещаний: испытуемые находились в разных комнатах и общались друг с другом и с экспериментатором по внутренней связи. Дискуссия началась с того, что испытуемые в течение нескольких минут по очереди рассказывали о своих проблемах. Затем каждый из них получил возможность кратко прокомментировать то, что он только что услышал. В действительности испытуемый, которому была предоставлена возможность высказаться первым, был помощником экспериментаторов, подготовленным к исполнению роли «жертвы». В своем первом выступлении он сказал, что подвержен эпилептическим припадкам. Во время второго выступления он вел себя так, словно такой припадок уже начался, и все участники эксперимента могли это слышать: сказав несколько фраз,
Процессы социального сравнения 55
он вдруг начал запинаться и заговорил более громко и бессвязно, то и дело повторяя: «Я умираю... Я умираю... Помогите!» Вопрос, на который экспериментаторы хотели получить ответ, звучал так: попытаются ли остальные испытуемые помочь несчастному?
В одном из экспериментов участвовал один испытуемый и «жертва»; в другом — якобы двое испытуемых и «жертва», в третьем — якобы пятеро испытуемых и «жертва». На самом деле в каждом эксперименте участвовал только один настоящий испытуемый, «роли» остальных «исполняли» магнитофонные записи голосов. Оказалось, что готовность прийти на помощь продемонстрировали 85 % испытуемых, полагавших, что находятся один на один с «жертвой», при наличии двух потенциальных помощников такую готовность изъявили 62 % испытуемых, а «в присутствии» пятерых — только 31 %.
Существуют два объяснения этих результатов, основанных на процессах социального влияния. Первое объяснение заключается в следующем: прежде чем помочь, человек должен понять, что ситуация действительно требует немедленного вмешательства и что предложение помощи уместно. Несчастные случаи нередко выглядят со стороны совсем не однозначно. В подобных ситуациях человеку, желающему понять, правильно ли он оценил ситуацию, может потребоваться сравнить свою реакцию на происходящее с реакцией других людей. Однако, если другие либо не реагируют достаточно быстро, либо вовсе не реагируют — возможно, потому что сами в этот момент ищут сравнительную информацию, — человек может решить, что он ошибся, оценив ситуацию как несчастный случай, требующий конкретных действий, и что ничего делать не надо, потому что ничего не происходит.
Другой эксперимент заключался в том, что в то время как испытуемые отвечали на вопросы анкеты, женщина-экспериментатор работала в соседнем кабинете (Latane & Rodin, 1969). Внезапно испытуемые услышали грохот, крики и стоны. Все это было инсценировкой. На помощь «пострадавшей» бросились 70 % испытуемых, которые работали в одиночестве, и только 7 % из числа тех, кто работал в паре с помощником экспериментатора, проинструктированным вести себя так, словно ничего не произошло, т. е. спокойно и пассивно. В результате тестирования социальной реальности посредством сравнения с помощником экспериментатора ситуация была определена как не требующая вмешательства и срочных действий.
56 Глава 2. Социальная конформность
Информационное и нормативное социальное влияние 57
Даже если очевидно, что произошел несчастный случай, люди все равно могут пребывать в нерешительности по поводу того, как именно следует вести себя. И в подобной ситуации бездействие окружающих тоже может быть воспринято как правильная реакция на происходящее. Латанэ и Дарли предположили, что чем больше людей оказываются очевидцами трагического события, тем менее ответственным за помощь пострадавшему чувствует себя каждый из них. Можно лишь повторить, что, поскольку очевидцы сравнивают себя друг с другом, чтобы чувствовать себя более уверенно в оценке происходящего, их неспособность действовать немедленно означает, что никто не берет на себя личной или разделенной с кем-либо ответственности начать что-либо делать. Согласно теории социального сравнения, присутствие других людей не снижает тенденции индивидуума к оказанию помощи, если эти люди не обладают равными с ним возможностями для оказания помощи (Bickman, 1971).
Завершая обсуждение этого вопроса, следует отметить и позитивную роль социального сравнения. Известно, что присутствие «модели», демонстрирующей помощь, усиливает тенденцию индивидуума к оказанию помощи (Bryan & Test, 1967). Подобные модели могут определить ситуацию как требующую вмешательства, оказание помощи — как надлежащую форму такого вмешательства, а «введение в силу» подобной нормы — как личную ответственность индивидуума.
Информационное