Исследования совместной деятельности

в отечественной психологии в 80-90-е годы XX века.

Состояние исследований в 80-е годы. В эти годы интенсивней продолжались как конкретные эмпирические (включая экспериментальные), так и теоретические исследования различных видов совместной деятельности. Наиболее крупными направлениями ис­следований можно выделить следующие.

В Институте психологии АН СССР и Московском госунивер­ситете впервые были разработаны и выполнены специальные про­граммы исследования проблемы совместной деятельности. То есть, принципиально изменился научный статус данной проблемы: совместная деятельность стала самостоятельным объектом соци­ально-психологического исследования, а не рассматривалась толь­ко как детерминирующая среда [39, 55]. В этом смысле произо­шел, хотя и на новом уровне, некоторый возврат к исследователь­ским парадигмам 60-х годов. «Границы» совместной деятельности были описаны через совокупность основных ее признаков, по сравнению с индивидуальной [18; 19. с.49-51].

Во многом именно реализация крупных исследовательских программ сопровождалась глубоким анализом результатов иссле­дований совместной активности ("joint activity") в зарубежной со­циальной психологии (Г.М. Андреева, А.И. Донцов, Р.С. Немов, С.К. Рощин, В.А. Соснин, П.Н. Шихирев и др.), а также тщатель­ным поиском и изучением того опыта исследований совместной

С.126

Исследования совместной деятельности - student2.ru Исследования совместной деятельности - student2.ru деятельности, который был накоплен в истории отечественной со­циальной психологии, психологии различных видов труда, психо­логии управления и т.д. (В.Г. Казаков, О.Г. Носкова, К.К. Плато­нов, Е.В. Шорохова и др.).

Было обосновано теоретическое положение о том, что совме­стная деятельность является системообразующим признаком кол­лектива (или главным основанием формирования и сохранения его целостности). То есть, совместная деятельность стала рассматри­ваться уже не только как фактор, определяющий психологию группы, и не только как среда существования групповой психоло­гии, но и как собственно психологический феномен коллектива [14; 17, с.118-122].

И в теоретических схемах, и в конкретных исследованиях со­вместная деятельность стала рассматриваться уже не только соци­ально-психологической проблемой, а комплексной, в которой тес­но «переплетались» как различные психологические, так и эконо­мические, организационные и социальные феномены [17, 21]. В значительной степени такому развитию в понимании проблемы совместной деятельности способствовали исследования психоло­гии первичных трудовых коллективов (бригад) в условиях органи­зационно-управленческих нововведений. Было убедительно пока­зано взаимное влияние новых форм организации коллективного труда и психологически характеристик совместной деятельности. Исследования были выполнены в Институте психологии АН СССР и Ленинградском госуниверситете [3, 44, 52, 60, 61].

На рубеже 70-80 годов К.А. Абульхановой [1], АИ. Донцо­вым [13], А.Л. Журавлевым [55, с.30-36; 60, с.52-55], А.С. Черны­шевым [68] и др. разрабатывалось понятие «коллективного субъ­екта деятельности» («субъекта совместной деятельности») и тем самым подчеркивалась не пассивная, а активная сущность коллектива по отношению к выполняемой им совместной деятель­ности. Эти исследования внесли принципиальные изменения в представления о детерминации совместной деятельности коллек­тива: не только содержание совместной деятельности определяет групповые психологические феномены (это подробно разрабаты­валось в 70-е годы), но и социально-психологические свойства, процессы и состояния коллектива существенно влияют на харак­теристики совместной деятельности, могут в разной степени ее трансформировать. В этот период был сформулирован обобщенный

С.127

принцип субъекта в исследовании совместной деятельности.

Структурный подход к анализу совместной деятельности был дополнен так называемым динамическим (или процессуальным), позволяющим выделить не столько общие, сколько отличительные характеристики совместной деятельности по сравнению с индиви­дуальной. Сущность данного подхода заключается в предположе­нии о том, что совместная деятельность развертывается в различ­ных групповых процессах, определенная совокупность и последо­вательность которых позволяет описывать психологические осо­бенности содержания и разных форм организации совместной дея­тельности [55, с.30-31; 60, с.49-52]. Динамическая концепция со­вместной деятельности разрабатывалась в Институте психологии АН СССР и в 80-е, и в 90-е годы.

Оценивая в целом исследования совместной деятельности в 80-е годы, можно выделить самое главное:

а) проблеме совместной деятельности посвящены специаль­ные исследовательские программы, оптимально сочетающие тео­ретические, эмпирические (и экспериментальные) и практические методы ее анализа;

б) совместная деятельность фактически стала комплексной проблемой: наряду с психологическим, выделились функцио­нально-технологический и организационно-управленческий ас­пекты ее изучения;

в) сформулирован принцип коллективного субъекта в иссле­довании совместной деятельности, тем самым расширились пред­ставления о детерминации совместной деятельности и групповой психологии в целом;

г) наиболее типичными стали исследования совместной дея­тельности трудовых коллективов в условиях технико-технологических и организационно-управленческих нововведений (техническая реконструкция предприятий и реорганизация форм
коллективного труда).

Состояние исследований в 90-е годы. Чем ближе к нам время, тем сложнее его оценивать, тем не менее выделим основные тенденции.

Наиболее интенсивно стали изучаться некоторые новые для социальной психологии виды совместной деятельности, например: политической (Е.В. Егорова, С.К. Рощин, Т.Н. Ушакова и др.), экономической [45, 57, 58], предпринимательской [20, 59], кото­рые ранее не исследовались в контексте совместной деятельности.

С.128

Исследования совместной деятельности - student2.ru Тем самым произошло значительное расширение области исследо­вания совместной деятельности по объектам.

Расширение области исследований произошло и по предмету, что, может быть, даже важнее первого. Если ранее исследования концентрировались вокруг совместной деятельности первичных групп и коллективов, то в 90-е годы, наряду с традиционными ис­следованиями совместной деятельности, имеющей четко очерчен­ные «границы», стал изучаться также более общий социально-психологический феномен совместности (А.Л. Журавлев), харак­теризующий и межличностное взаимодействие, и малые группы, и межгрупповое взаимодействие, и самые разные другие общности. Это стало необходимым потому, что содержание понятия «совме­стная деятельность» становилось «узким» и недостаточным для описания и тем более объяснения результатов исследований, на­пример: семьи (В .П. Левкович), жизнедеятельности малых групп в экстремальных условиях (Е.В.Журавлева, СВ. Сарычев, В.А. Хащенко, А.С. Чернышев), адаптации людей, длительно проживаю­щих на радиоактивно загрязненных территориях (М.И. Бобнева, А.Л. Журавлев, Ю.А. Лунев, В.П. Позняков, А.С. Чернышев) и т.д., где более адекватно было использовать понятия «совместная жизнедеятельность» и «совместность».

В 90-е годы стало возможным и необходимым изучать совме­стную деятельность, в первую очередь трудовую, в условиях ради­кальных социально-экономических изменений, происходящих в российском обществе и связанных, прежде всего, с изменениями форм собственности на предприятиях и в организациях. В резуль­тате таких изменений появились и стали изучаться в том числе и новые коллективные субъекты, но не только и нередко не столько совместной трудовой деятельности, сколько совместной собствен­ности, совместного хозяйствования (А.Л. Журавлев, В.П. Позня­ков) на предприятиях с новыми негосударственными формами собственности [12, 19, 45, 54, 57-59].

Заключение

Интерес социальных психологов к проблеме совместной дея­тельности объясняется многими причинами, основными среди кото­рых являются, во-первых, большой теоретический потенциал психо­логической концепции совместной деятельности, а во-вторых, оче­видная практическая значимость разработки данной проблемы.

С.120

1. Та социальная психология, которую в истории данной от­расли науки условно называют «психологической» социальной психологией (в отличие от «социологической») и которая пред­ставлена такими крупными специалистами как К.А. Абульханова, Г.М. Андреева, А.А, Бодалев, Е.С. Кузьмин, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, К.К. Платонов, ЛИ. Уманский, Е.В. Шо-рохова и др. формировалась, прежде всего на основе общей психо­логической теории деятельности, поэтому естественно, что поня­тие «совместная деятельность» вошло одним из важнейших эле­ментов системы социально-психологических понятий. Анализ раз­вития исследований совместной деятельности показал, что, начи­ная с рубежа 50-60-х годов XX века, эти исследования сыграли за­метную роль в процессе возрождения отечественной социальной психологии в целом. Можно утверждать, что развитие психологи­ческой концепции совместной деятельности является неотъемле­мой, существенной (атрибутивной) характеристикой состояния со­циальной психологии в России периода ее возрождения в 60-е го­ды - начале 70-х годов и последующего интенсивного развития, вплоть до настоящего времени.

2. Совместная деятельность является таким целостным фено­меном, в котором концентрируются и интегрируются основные социально-психологические явления. Ее исследование, по нашему мнению, стало фактическим переходом от анализа «парциальных» явлений (общения, межличностных отношений, лидерства и т.д.), а, следовательно, от «парциальной» социальной психологии, к изучению целостных образований (совместной деятельности), а, следовательно, к становлению «интегральной» социальной психо­логии. Именно в совместной деятельности наиболее полно пред­ставлена взаимосвязь и взаимозависимость (через взаимодействие и взаимоотношение) основных психологических феноменов и по­нятий: личности, группы и деятельности, образующих «вершины теоретического треугольника», его стороны при этом обозначают взаимодействия и взаимоотношения, а плоскость треугольника - совместную деятельность.

3.Концепция совместной деятельность представляет собой удачную теоретическую схему, наиболее полно объясняющую психологию именно устойчивых трудовых коллективов, вклю­чающих взрослых его членов. Несколько меньшая «нагрузка» на совместную деятельность может быть отведена в объяснении

с.130

пси Исследования совместной деятельности - student2.ru Исследования совместной деятельности - student2.ru Исследования совместной деятельности - student2.ru хологии искусственно создаваемых (лабораторных) групп, а также учебных, детских, временно существующих коллективов. Поэтому теоретический потенциал концепции совместной деятельности наиболее успешно реализуется в прикладных отраслях, например: социальной психологии различных видов труда, управления, эко­номической психологии, имеющих дело с трудовыми группами в естественных условиях их жизнедеятельности.

4. Показательным, по нашему мнению, является то, что в наи­более интенсивно формировавшихся в последние десятилетия на­учно-практических направлениях исследования групповых явлений активно использовались (осознанно или неосознанно) важнейшие элементы (понятия) концепции совместной деятельности, такие как: «взаимодействие», «группа как субъект», «коллектив­ный субъект», «групповая деятельность» и т.п. К таким направле­ниям относятся, например, исследования групповой психотерапев­тической практики, групповых форм обучения и профессиональной подготовки с использованием различных видов группового тренинга, деловых игр, организационно-деятельностных игр и т.п., комплектования трудовых групп, формирования управленческих команд, взаимодействия оргконсультанта и организатора совмест­ной трудовой деятельности (управленца) и др. Во многом именно эти научно-практические направления исследований актуализировали теоретическую разработку психологических проблем коллек­тивного (группового) субъекта разных форм активности: деятель­ности, общения, отношений, поведения, различных форм взаимодействия и т.п. [46, с. 133-151].

5. Перспективными направлениями развития концепции совместной деятельности в настоящее время, по нашему мнению, являются следующие.

Во-первых, будет продолжаться естественный процесс теоре­тического и особенно эмпирического накопления данных, полу­ченных в рамках этой концепции, и постепенного ее наполнения» конкретным» содержанием, т.к. в настоящее время концепция со­вместной деятельности «оформлена» в достаточно общем плане. Интенсивность накопления новых данных, в первую очередь, бу­дет зависеть от реальных возможностей данной концепция (как и любой другой) объяснять новые социально-психологические фе­номены, описываемые в конкретных исследованиях.

Во-вторых, ближайший период будет характеризоваться более

С.131

интенсивным исследованием пограничных (или смежных) про­блем социальной психологии и таких общественных наук как эко­номическая (экономическая психология), политологическая (поли­тическая психология), юридическая (юридическая психология), историческая (историческая психология), наука управления (организационная психология и психология управления) и т.п. Этот процесс неизбежно будет касаться и дальнейшего развития кон­цепции совместной деятельности, а именно: будет продолжено изучение взаимосвязей социально-психологических переменных с экономическими, политическими, правовыми, историческими, ор­ганизационно-управленческими и др. Феномен «контекста» или «фона», на котором реализуется совместная деятельность, стано­вится принципиальным в понимании социально-психологических явлений в группах. Таким «фоном» исследования совместной дея­тельности становятся различного рода социальные изменения в обществе («инновационный фон»), проявляющиеся, в том числе, на уровне психологии первичного коллектива и его совместной деятельности, особенно трудовой [12, 54, 57-59]. Следовательно, исследование психологических закономерностей совместной дея­тельности в изменяющихся социальных условиях - бесспорно, перспективное направление. При этом частным, но очень важным вопросом является изучение психологических особенностей со­вместной деятельности, вызванных социальными изменениями разного содержания, например: экономическими, организационно-управленческими, административно-правовыми, этнокультурны­ми, политическими и др.

В-третьих, существует большая потребность в разработке таких социально-психологических методик (скорее, программ), которые бы позволяли исследовать сложные интегральные феномены совме­стной деятельности, не «разрезая» их на такие составляющие, в ко­торых теряется качество совместности. Переход от изучения парци­альных к интегральным социально-психологическим феноменам пока произошел только на теоретическом, а не конкретном эмпири­ческом уровне. Для достижения этого будет необходимо использо­вать прежде всего возможности комплексного подхода в социально-психологическом исследовании, а также существенно продвинуться в разработке методических приемов изучения взаимодействия как стержневого психологического процесса совместной деятельности.

С.132

Исследования совместной деятельности - student2.ru Литература

1. Абулъханова-Славская К.А. Категория деятельности в советской психологии //Психол. журн. 1980. Т.1. № 4. С. 11-28.

2. Андреева Г.М. Развитие марксистской традиции в социально-психологическом знании // Вестник МГУ. Серия 14. Психология.1977. №3.

3. Бригадная форма организации труда в разных видах трудовых коллективов (социально-психологические особенности) / Отв. ред.А.Л. Журавлев. М.: МП АН СССР, 1989. 176с.

4. Валентинова Н.Г. Влияние взаимоотношений в производственном коллективе на повышение интереса к труду // Социология вСССР. T.I. M.: Мысль, 1966.

5. Гаджиев Ч.М. Исследование психологического аспекта комплекс­ной проблемы коллективного изобретательства. Автореф. канд. дисс. М.: ИПАН СССР, 1977. 18с.

6. Головаха Е.И. Структура групповой деятельности социально-психологический анализ. Киев: Наукова думка, 1979. 139с.

7. Голубева Н.В., Иванюк М.И. Различия в коммуникативном поведении при решении групповых задач // Человек и общество.Вып. 1. Л.: Изд-во ЛГУ, 1966. С. 98-102.

8. Голубева Н.В., Кузьмин Е.С. Опыт изучения производственных коллективов//Социология в СССР. Т.2.М.: Мысль, 1965.

9. Горбов Ф.Д. Некоторые вопросы космической психологии // Во­просы психологии. 1962. № 6.

10. Горбов Ф.Д., Новиков М.А. Экспериментально-психологическое исследование группы космонавтов // Проблемы космической био­логии. М.: Наука, 1965. Т.4. С. 17-26.

11. Грудзинскас И.К. Решение перспективных задач в условиях общении двух операторов // Психологические аспекты человеческой деятельности. Часть 1. М.: Изд-во ИУНХ, 1978. С.63-68.

12. Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе / Отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт пси­хологии РАН», 1996. 226с.

13. Донцов А.И. К проблеме целостности субъекта коллективной деятельности//Вопросы психологии. 1979. № 3. С. 25-34.

14. Донцов А.И. Психология коллектива. М.: Изд-во МГУ, 1984. 208с.

15. Дорощенко Е.А. Социально-психологические факторы повышения эффективности коллективного труда в аппарате управления //Эффективность управленческого труда. Киев, 1974. С. 44-63.

16. Дульчевская А.П. Влияние типа организации совместной деятель­ности на процесс коллективообразования // Вопросы психологии.1982. № 1С. 111-115.

17. Журавлев А.Л. Принципы системного подхода в исследовании пси­хологии трудового коллектива // Принцип системности в психо­логических исследованиях. М.: Наука, 1990. С. 114-131.

18. Журавлев А.Л. Проблема совместной трудовой деятельности в социально-психологическом исследовании коллектива // Личность в системе общественных отношений. Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества. Ч. З.М., 1983. С. 508-510.

19. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений. Дисс. ... докт. психол. наук. М., 1999. 132с.

20. Журавлев А.Л., Позняков В.П. Деловая активность предпринима­телей: методы оценки и воздействия. М.: Изд-во ИП РАН, 1995.

21. Китов А.И. Методологические основы психологической теории коллективного труда//Психол. журн. 1984. Т. 5. № 2. С. 3-16.

22. Коллектив и личность / Под ред. К.К. Платонова и др. М.: Наука, 1975. 263с.

23. Кольцова В.А. Опыт экспериментального изучения познаватель­ной деятельности в условиях общения (на примере формирования понятий) // Методология и методы социальной психологии. М.:
Наука, 1977. С. 189-200.

24. Косарев А. С, Уманский Л.И. Условия и пути развития организатор­ских способностей школьников//Советская педагогика. 1963. № 11.

25. Кузьмин Е.С. Из опыта изучения производственных коллективов //Проблемы общественной психологии. М.: Мысль, 1965.

26. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. 173с.

27. Личность и труд /Под ред. К.К. Платонова. М.: Мысль, 1965.

28. Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психол.журн. 1981. Т.2. №5. С. 3-22.

29. Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение //Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 151-164.

30. Ломов Б.Ф., Душков Б.А. Групповая деятельность операторов //Основы инженерной психологии. М.: Высшая школа, 1977. С. 280-296.

31. Матис ТА. Психологические особенности организации совмест­ной учебной деятельности школьников // Психологические про­блемы учебной деятельности школьника. М.: Педагогика, 1977.
С. 126-132.

32. Медведев В.В. Экспериментальная установка для исследования согласованности групповых действий и рационального подбора группы //Вопросы психологии. 1967. №2.

33. Навайтис ГА. Исследование процесса взаимодействия в группе операторов. Автореф. канд. дисс. Л.: ЛГУ, 1979.

34. Носуленко В.Н. Динамика процесса совместной оценки сигналов // Психол. журн. 1980. Т. 1. № 6. С. 71-79.

35. Обозов Н.Н. К вопросу оптимальной совместимости психомо­торных функций в групповой деятельности // Человек и общест­во. Вып. V. Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. С. 144-148. С.134

36. Исследования совместной деятельности - student2.ru Исследования совместной деятельности - student2.ru Обозов Н.Н. Психология малых групп и коллективов // Социальная психология: История. Теория. Эмпирические исследования. Л.: Изд-воЛГУ, 1979. С. 121-174.

37. Обозов Н.Н. Психология совместной деятельности. СПб, 1997. 62с.

38. Обозов Н.Н, Овчинников B.C. Установка для исследования сенсомоторной совместимости//Электроника и спорт. Л., 1968. С. 14-26.

39. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: Изд-во МГУ, 1987. 302с.

40. Организаторские способности и их развитие / Под ред. И.А. Френкеля и др. Курск, 1967. 191с.

41. Петровский А.В. Деятелъностный подход в социально-психологическом исследовании // Вестник МГУ. Серия 14. Психо­логия. 1978. № 4. С.3-10.

42. Петровский А.В. Опыт построения социально-психологической концепции групповой активности//Вопросы психологии. 1973. № 5.

43. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. М.: Просвещение, 1978. 176с.

44. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. 184с.

45. Позняков В.П. Психологические отношения и деловая активность субъектов экономической деятельности в условиях разных форм собственности//Психол. журн. Т.21. 2000. №6. С. 38-50.

46. Проблема субъекта в психологической науке / Отв. ред. А.В.Брушлинский и др. М, 2000. 320с.

47. Психологические аспекты совместной деятельности и общения / Под ред. А. С. Чернышева. Курск: Изд-во КГПИ, 1990.

48. Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. 239с.

49. Психология совместного труда детей / Под ред. Я.Л. Коломинского. Минск: Изд-во «Народная асвета», 1987. 94с.

50. Рубцов В.В. Роль кооперации в развитии интеллекта детей // Вопросы психологии. 1980. № 4. С.79-89.

51. Румянцева В. И. Общение в экстремальных условиях взаимосвязанной деятельности группы. Автореф. канд. дисс. Л., 1975.

52. Русалинова А.А. Социально-психологические основы бригадной организации труда // Бригадная организация труда: состояние и перспективы. М.: Профиздат, 1986. С. 93-115.

53. Сарычев СВ., Чернышев А.С. Социально-психологические аспек­ты надежности группы в напряженных ситуациях совместной деятельности. Курск: Изд-во КГПУ, 2000. 180с.

54. Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменений / Отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. 142с.

55. Совместная деятельность: Методология. Теория. Практика / Отв. ред. А.Л.Журавлев, П.Н.Шихирев, Е.В.Шорохова. М.: Нау­ка, 1988. 232с. .

56. Совместная деятельность: методы исследования и управления / Отв. ред. АЛ. Журавлев. М.: Изд-во ИП РАН, 1992. 258с.

57. Социальная психология экономического поведения / Отв. ред. А.Л.Журавлев, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1999. 237с.

58. Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений /Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. 295с.

59. Социально-психологические исследования руководства и предпри­нимательства / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова. М: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999. 276 с.

60. Социально-психологические проблемы бригадной формы органи­зации труда/Отв. ред. Е.В. Шорохова, А.Л. Журавлев. М.: Наука, 1987. 214 с.

61. Социально-психологические факторы эффективности дея­тельности бригад / Отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: ИП АН СССР, 1987. 172 с.

62. Уманский Л.И. Опыт изучения организаторских способностей школьников //Вопросы психологии. 1963. № 1.

63. Уманский Л.И., Чернышев А.С, Тарасов Б.В. Групповой сенсомоторный интегратор//Вопросы психологии. 1969. № 1. С. 128-130.

64. Федотова Н. Ф. Формирование знаний друг о друге участников со­вместной деятельности. Автореф. канд. дисс. Л., 1973.

65. ХарашА.У. Принцип деятельности в исследованиях межличност­ного восприятия // Вопросы психологии. 1980. № 3. С. 20-31.

66. Хащенко В.А. Программа комплексного исследования жизнедеятельности личности и группы в экстремальных условиях // Мето­дики социально-психологической диагностики личности и группы.
М.: ИПАН СССР, 1990. С. 170-191.

67. Чернышев А.С. Методика экспериментального исследования групповой активности школьников // Ученые записки кафедры пе­дагогики и психологии Курского госпединститута. Вып. XXXI.
Курск, 1966.

68. Чернышев А.С. Социально-психологические свойства коллектива как субъекта деятельности // Вопросы психологии коллектива школьников и студентов. Курск. 1981. С. 3-16.

69. Чернышев А.С, Лунев ЮА. Оптимизация жизнедеятельности как основа социально-психологической помощи молодежи. Курск: Изд-во КГПУ, 1998. 90 с.

70. Чугунова Э.С. О некоторых социально-психологических условиях профессиональной устойчивости молодых рабочих //' Человек и общество. Вып. 1.Л.: Изд-во ЛГУ, 1966.

Наши рекомендации