Тема. 1.7. Функции моды. Рассмотрение социально-психологических аспектов
Социальная функция.
Блюмер предложил 7 аспектов:
1. 1. Мода дает возможность избежать тирании обычаев.
2. 2. мода – безобидная игра фантазий, как каприз людей.
3. 3. Мода – форма позволяющая демонстрировать своё я
4. 4. Мода – форма санкционированного риска связанного с нововведением.
5. 5. с помощью моды производиться постоянное выделение классов элиты.
6. 6. Мода используется для замаскирования своих сексуальных интересов. с
7. 7. Мода - средство внешней поддельной идентификации группы людей, занимающих низкое положение в обществе, с более высокостатусной.
Концепции социальной функции моды.
Возникновение моды связанно с развитием городской культуры, возникновением новых форм коммуникаций. В городах появлялись новые культурные образцы, идеи, развивалось производство. В начале в виде цехового мастерства. Потом в виде мануфактур. Появилось общество с отмененными прежними границами и запретами, развилось производство
Я концепция.
Признаки концепции
1.В обществе должны существовать, различая между социальными слоями по престижу.
2.представители низших слоев стремятся занять высокое положение и имеют для этого возможности. Эта концепция включает элитарность моды и объясняется причинами особенности психологии и поведения различных социальных групп. Концепция называется «концепция эффекта просачивания.» Согласно которой низшие слои стремятся подражать высшим, демонстрирую иллюзорную общность и копирую модные образцы. Это система формирования массовой моды.
2-я концепция.
Сформирована Блюмером. Новая мода часто появляется не в высших слоях общества, а в низших (джаз, джинсы, аргентинское танго). С одной стороны средний класс стремиться повысить свой социальный статус, с другой жестко подчеркивает свое отличие от низших слоев общества. Средний класс становиться основным носителем конформизма в моде. Данная концепция предполагает, что представители элиты, также как маргиналы из низов, относительно свободны от моды, поэтому м. рождается либо в низах общества, либо в элите т. к. нарушает общепринятые нормы и традиции.
Престижная функция.
Престижность в моде проявляется не только в одежде, но и в среде. Эта функция включает в себя символы процветания и успеха и они должны быть не доступны для широкой публики.
В современном обществе существуют следующие средства престижности костюма:
- Индивидуального изготовления; дает возможность максимально гармонизировать общество
- способ ношения, подчеркивающий недолговременное пользование
- ансамблевость, максимальное соответствие между всеми элементами костюма, его назначения и атрибутов
- использование продуктов известн6ых марок и брендов.
- определенная модель поведения- статусная.
Регулирующая функция
С одной стороны – выявляет социальное неравенство в обществе: различные возможности, различные статусы, различные стимулы модного поведения, различные модные образцы.
С другой – сглаживает различия между социальными группами, и становятся фактором демократ соврем общества.
Очень важно для стабильности общества является развитие молодежной моды, которое 1. удовлетворяет потребности молодого поколения в самоуверенности 2. позволяет облегчить адаптацию во взрослом мире 3. «выпустить пар» - недовольство общества в безопасную форму отрицания преобразование – безопасная агрессия молод моды.
Эротическая функция моды
Назначение одежды сводиться к прикрытию определен частей тела, чтобы вызвать желание. И в этом смысле подсознание человека является противовесом социальных правил.
В моде всегда действ правило: эротичная важность того что скрывается соответствует тому что выявляется, т.е.
Эротическая функция выражается не только в подчеркивание пола, но и стирании этих признаков, т.е. унисекс и оносекс.
Психологическая функция
Мода, удовлетворяет важные потребности человека в качестве механизма разрешающего конфликт между социальным конформизмом и индивидуальных свобод.
Различные психотипы человека по разному реагируют на моду на её восприятие и распространение.
Психологический подход к моде выделяет причины её имения
1. 1. психологический закон, угасание ориентировки Появление нового раздражителя превосходящего «норму адаптации» к прошлым раздражителем
Но новый образец станет модным тогда, когда предыдущий потеряется.. Для этого должны быть готовые идеи.
По Фрейду…мода – это призыв к свободе, к красоте и значимости. Моду рассматривают как средство преодоления, чувство неполноценности человека, возникает в результате неудовлетворенности своим социальным положением. Психологический аспект в моде предполагает – с одной стороны желание человека сохранить и проявить индивидуальность.
- с др. стремление быть похожим на другого человека общества
«Фанаты моды»:
1. молодые люди из состоятельных семей, которые следуют моде по своей неопытности и слабой семейной дисциплине.
2. 2. жертвы взрослого инфантильности, слабоумные, никчемные люди.
По теории амер социолога Гэлдрейт…модные стандарты связаны с психологической реакцией.
1. 1. Улучшают физическое самочувствие
2. 2. Содействуют улучшению пищеварения
3. 3. Удовлетворяет психологические запросы.
Теория мотивации Фрейда.
Человек не осознает реальных психических сил, формирующих его поведение. С возрастом социум подавляет в себе множество влечений.
Социум интересуются модой объясняет мотив приобретения 2-мя желаниями 1- удовлетворить свое хобби, 2-потребности карьеры.
При внедрении модных новинок в общественные массы производитель должен проанализировать их влияние на возбуждения эмоций, которые способствуют потребления либо препятствуют.
Теория мотивации Маслоу.
Маслоу пытается объяснить, почему в различное время людьми движут разные потребности. По степени значимости потребности располагаются:
1. 1. физиологические потребности (голод, жажда…)
2. 2. самосохранение (безопасность, защищенность…)
3. 3. социальные потребности (духов близость, любовь…)
4. 4. потребность в уважении (статус, признание)
5. 5. самоуважение (саморазвитие, самореализация)
Потребности мотивации по Маслоу циклические. Уровень экономики и социального развития в обществе влияет на индустрию моды.