Управленческая этика. Деловое общение. Коллектив и его особенности
Дайте определение понятия «деловое общение». Деловое общение в рабочей группе. Социально-психологические особенности рабочей группы. Какие существуют типы взаимоотношений в коллективе. Что такое морально-психологический климат в коллективе и его динамика.
Назовите стили руководства и, какие этические и психологические проблемы руководства актуальны в современном мире.
Конфликты и пути их разрешения
Конфликты и пути их разрешения. Конфликты: виды, структура, стадии протекания. Стратегии поведения в конфликтной ситуации. Конфликты в личностно-эмоциональной сфере. Правила поведения в условиях конфликта.
Этика и культура компании. Имидж фирмы
Дайте определение понятия «управление компанией». Что включает в себя корпоративная культура компании. Какие факторы влияют на имидж фирмы.
Этика делового общения
Назовите типы общения. Этика делового контакта. Психология делового общения. Дайте определение понятия «коммуникация». Что включает в себя деловая коммуникация. Что является психологическими приемами вступления в деловой контакт. Объясните, каковы особенности делового разговора по телефону. Как правильно пользоваться телефоном. Деловая переписка, какова специфика делового письма. Как провести эффективное совещание. Какие факторы необходимо при этом учитывать. Что необходимо знать и уметь делать при встречах с деловым партнером, приветствии его, представлении его другим людям.
Имидж делового человека
Дайте определение понятия «имидж». Опишите составляющие имиджа делового человека. Объясните некоторые особенности имиджа, связанные с деловым стилем одежды, обувью, косметикой, украшениями у мужчин и женщин, манерой поведения.
Особенности проведения деловых переговоров
Дайте определение понятия «деловые переговоры». Назовите особенности трех основных стратегий ведения переговоров: «жесткого прессинга», «взаимных компромиссов», «нечестной игры». Что важно знать в рамках каждой стратегии ведения переговоров. Назовите фазы (этапы) переговоров. Назовите цели диалога на различных этапах переговоров.
Особенности деловых отношений с иностранными партнерами
Что нужно знать о деловых партнерах. Каковы особенности проведения переговоров с американцами, англичанами, канадцами, немцами, французами, шведами, японцами. Каково их отношение к назначенному времени переговоров, к представительским подаркам, к одежде.
Как воспитать в себе качества хорошего руководителя
Дайте определение понятия «лидер». Какие деловые и личные качества необходимы лидеру для эффективной деятельности. Дайте определение понятия «суггестия». Объясните значение знания законов мышления и суггестии для лидера. Искусство публичного выступления.
Этикет в бизнесе
Какие формы делового приема существуют. Какие формы приема считаются наиболее распространенными. Как организовать деловой прием. Назовите несколько наиболее значимых отличий приемов с рассадкой за столом и без рассадки. Какова должны быть еда на различных формах приема. Что в себя включает сервировка стола. Объясните, каким образом необходимо разместить на столе салфетки, столовые приборы. Что такое официальная сервировка стола. Размещение гостей на официальном обеде. Какова должны быть одежда на различных формах приема. Вручение подарка. Каково должно быть поведение за столом у женщин и мужчин.
Примерные вопросы к Тесту по курсу «деловое общение»
1. В деловом контакте необходимо:
1. Примирить позиции, а не интересы
2. Примирить интересы, а не позиции
3. Примирить и интересы и позиции
2. В деловом контакте предпочтительно использовать:
1. Утверждения
2. Вопросы
3. В деловой этике осознание невозможности немедленного преодоления слабости партнера, его недостатков – это проявление принципа
1. Сознательности
2. Терпимости
3. Вежливости
4. Постепенности
4. Деловой прием «фуршет» начинается и заканчивается:
1. 12.00 – 13.00
2. 12.00 – 15.00
3. 16.00 – 18.00
4. 17.00 – 20.00
IV. Примерные вопросы к зачету
1. Аналитическая психология К. Юнга: структура личности, понятие коллективного бессознательного, самость, архетипы
2. Барьеры общения: застенчивость, комплексы неполноценности, заниженная самооценка
3. Вербальная и невербальная коммуникация. Их роль и функции. Невербальные способы общения (жесты, мимика, позы)
4. Деловой этикет (встреча, приветствие, представление)
5. Деловые коммуникации (деловое общение в рабочей группе, деловой телефон, деловая переписка)
6. Деловые переговоры: их характер, определение целей. Организация, методы и навыки ведения деловых переговоров. Способы оценки достигнутых в процессе переговоров соглашений
7. Документирование договорно-правовых отношений экономической деятельности. Документирование управленческой деятельности. Общие правила оформления документов
8. Имидж делового человека
9. Имидж фирмы
10. Искусство ведения переговоров
11. Искусство публичного выступления
12. Как организовать деловой прием
13. Качества необходимые лидеру
14. Конфликты: виды, структура, стадии протекания
15. Способы профилактики и разрешения конфликтов
16. Стратегии поведения в конфликтной ситуации.
17. Корпоративная культура
18. Межличностные отношения в малых группах
19. Морально-психологический климат в коллективе и его динамика
20. Особенности деловой одежды
21. Особенности проведения дискуссий. Роль и цели руководителя дискуссии.
22. Официальная сервировка стола. Поведение за столом и на официальном приеме
23. Понятие психологического климата в группе
24. Понятие структуры личности и их виды
25. Понятия малой группы и коллектива. Психологическая характеристика развитого коллектива
26. Потребности и мотивы личности. Мотивы как регуляторы поведения и деятельности личности
27. Профессиональное общение (общение и профессия)
28. Психологические проблемы руководства. Стили руководства
29. Референтная группа. Особенности проявления конформизма и нонконформизма
30. Социально-психологические особенности рабочей группы. Типы взаимоотношений в коллективе
31. Социальные роли и ценностные ориентации в группе
32. Структура личности по Э. Берну. Понятие жизненного пути личности и сценария
33. Функции общения: информационная, перцептивная (восприятия и познания людьми друг друга), взаимовлияния. Факторы, влияющие на эффективность общения
34. Что нужно знать о деловых партнерах: англичане, канадцы, французы, шведы, японцы, немцы, американцы
35. Особенности проведения эффективного совещания
V. Нормы государственного стандарта
к дисциплине «Деловое общение»
Этика делового общения: личность, психологические типы, архетипы, взаимодействие, коммуникация, конформизм, нонконформизм, референтная группа, идентификация, рефлексия, стереотипы, вербальная и невербальная коммуникация, конфликт, этические нормы общения; психологические нормы и принципы; психология и общество; психология и труд; экономическая, правовая психология, модели политической психологии: федеральный и региональный аспекты; профессиональная психология.
Деловые переговоры: их характер, определение целей, организация, методы и навыки ведения деловых переговоров; способы оценки достигнутых в процессе переговоров соглашений.
Документационное обеспечение делового общения: документирование управленческой деятельности; документирование договорно-правовых отношений экономической деятельности; общие правила оформления документов.
Библиографический список Рекомендуемой литературы |
1. Алехина, И. Имидж и этикет в бизнесе [Текст] / И. Алехина. – М. : Дело, 2003. – 112 с.
2. Белолипецкий, В. К. Этика и культура управления [Текст] : учебно-практ. пособие / В. К. Белолипецкий, Л. Г. Павлова. – М. : МарТ : Ростов н/Д : МарТ, 2004. – 384 с.
3. Берд, П. Как использовать власть телефона [Текст] / П. Берд // ЭКО. – 2001. – № 2. – С. 15 – 23.
4. Бородкин, Ф. М. Внимание: конфликт [Текст] / Ф. М. Бородкин, Н. М. Коряк. – Новосибирск : [б. и.], 1989. – 190 с.
5. Бороздина, Г. В. Психология делового общения [Текст] : учебник / Г. В. Бороздина. – М. : ИНФРА-М, 2002. – 295 с.
6. Введенская, Л. А. Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование [Текст] : учеб. пособие / Л. А. Введенская, А. М. Пономарева. – М. : МарТ ; Ростов н/Д : МарТ, 2003. – 352 с.
7. Введенская, Л. А. Деловая риторика [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – Ростов н/Д : МарТ, 2001. – 512 с.
8. Вербицкая, Л. А. Давайте говорить правильно [Текст] : пособие по русск. яз. / Л. А. Вербицкая. – М. : Высш. шк., 2001. – 239 с.
9. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека [Текст] / В. К. Вилюнас. – М. : [б. и.], 1990. – 285 с.
10. Водина, Н. С. Культура устной и письменной речи делового человека [Текст] : справочник / Н. С. Водина, А. Ю. Иванова, В. С. Клюев, О. Р. Лопаткина и др. – М. : Флинта : Наука, 2002. – 315 с.
11. Ворожейкин, И. Е. Конфликтология [Текст] : учебник / И. Е. Ворожейкин, А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров. – М. : ИНФРА-М, 2002. – 240 с.
12. Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация [Текст] : учебник / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. –М. : ИНФРА-М, 2001. – 272 с.
13. Голуб, Б. И. Русский язык и культура речи [Текст] : учеб. пособие / Б. И. Голуб. – М. : Логос, 2001. – 350 с.
14. Грачев, Ю. Н. Ведение переговоров с иностранцами [Текст] / Ю. Н. Грачев. – М. : [б. и.], 2000. – 197 с.
15. Гришина, Н. В. Психология конфликта [Текст] / Н. В. Гришина. – СПб. : Питер, 2001. – 464 с.
16. Дейнека, О. С. Экономическая психология [Текст] : учеб. пособие / О. С. Дейнека. – СПБ. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. – 160 с.
17. Демин, Ю М. Секретарское дело [Текст] : универс. справочник / Ю. М. Демин. – М. : Бератор-Пресс, 2003. – 320 с.
18. Демьянков, В. В. Современное ораторское искусство [Текст] / В. В. Демьянков. – Ростов н/Д : Владос, 2001. – 231 с.
19. Дмитриев, А. В. Конфликтология [Текст] : учебн. пособие / А. В. Дмитриев. – М. : Гардарики, 2000. – 320 с.
20. Дорошенко, В. Ю. Психология и этика делового общения [Текст] : учеб. для вузов / В. Ю. Дорошенко, Л. И. Зотова, В. Н. Лавриненко. – М. : Культура и спорт, 1997. – 279 с.
21. Завязкин, О. В. Как избежать стресса [Текст] / О. В. Завязкин. – М. : Сталкер, 2000. – 320 с.
22. Занковский, А. Н. Организационная психология [Текст] / А. Н. Занковский. – М. : Флинта : МПСИ, 2000. – 648 с.
23. Золотухина-Аболина, Е. В. Современная этика [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Е. В. Золотухина-Аболина. – М. : МарТ, 2003. – 416 с.
24. Ивин, А. А. Риторика: искусство убеждать [Текст] : учеб. пособие / А. А. Ивин. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 304 с.
25. Ильин, Е. Н. Сущность и структура мотива [Текст] / Е. Н. Ильин // Психологический журнал. – 1995. – № 2. – С. 27–41.
26. Квинн, В. Прикладная психология [Текст] / В. Квинн. – СПб. : Питер, 2000. – 560 с.
27. Клюев, Е. В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция) [Текст] : учеб. пособие для вузов / Е. В. Клюев. – М. : ПРИОР, 2001. – 272 с.
28. Комаров, В. Е. Речь и этикет [Текст] / В. Е. Комаров. – М. : Знание, 2000. – 129 с.
29. Круглянская, Л. Я. Настольная книга секретаря [Текст] : справочник / Л. Я. Круглянская. – СПб. : Герда, 2003 – 320 с.
30. Кузнецов, И. Н. Современный этикет [Текст] / И. Н. Кузнецов. – М. : Дашков, 2004. – 496 с.
31. Куницына, В. Н. Межличностное общение [Текст] : учеб. для вузов / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. – СПб. : Питер, 2001. – 544 с.
32. Купина, Н. А. Риторика в играх и упражнениях [Текст] : учеб. пособие для студентов гуманитарных факультетов университета / Н. А. Купина. – М. : Флинта : Наука, 2002. – 232 с.
33. Лебедев-Любимов, А. Психология рекламы [Текст] / А. Лебедев-Любимов. – СПб. : Питер, 2002. – 368 с.
34. Левин, К. Разрешение социальных конфликтов [Текст] / К. Левин. – СПб. : Речь, 2000. – 408 с.
35. Леонтьев, А. А. Психология общения [Текст] / А. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 1999. – 365 с.
36. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики [Текст] / А. Маслоу. – СПб. : Евразия, 1997. – 430 с.
37. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. – СПб. : Евразия, 1999. – 478 с.
38. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы [Текст] / А. Маслоу. – М. : Смысл, 1999. – 425 с.
39. Маслоу, А. Психология бытия [Текст] /А. Маслоу. – М. : Рефл-бук ; Киев : Ваклер, 1997. – 304 с.
40. Морозов, А. В. Деловая психология. Курс лекций [Текст] : учебник для высш. и средн. учебн. зав. / А. В. Морозов. – СПб. : Союз. – 2000. – 576 с.
41. Одайник, В. Психология политики. Политические и социальные идеи Карла Густава Юнга [Текст] / В. Одайник. – СПб. : Ювента, 1996. – 382 с.
42. Панкратов, А. Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация [Текст] : практ. руководство / А. Н. Панкратов. – М. : изд-во Института Психотерапии, 2000. – 208 с.
43. Парыгин, Б. Д. Анатомия общения [Текст] : учеб. пособие / Б. Д. Парыгин. – СПб. : Михайлов В. А., 1999. – 301 с.
44. *Психологический словарь [Текст] / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М. : Педагогика-Пресс, 1997. – 440 с.
45. Психология XXI века [Текст] : учеб. для вузов / под ред. В. Н. Дружинина. – М. : ПЕР СЭ, 2003. – 863 с.
46. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров [Текст] / сост. Д. Я. Райгородский. – Самара : БАХРАХ, 1997. – 640 с.
47. Психология индивидуальных различий [Текст] / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М. : ЧеРо, 2000. – 776 с.
48. Психология личности в трудах отечественных психологов [Текст] / сост. Л. В. Куликов. – СПб. : Питер , 2000. – 480 с.
49. Психология личности [Текст] : хрестоматия / сост. Д. Я. Райгородский. – Самара : БАХРАХ-М, 2000. – Т. 1. – 448 с.
50. *Психология [Текст] : словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М. : Политиздат, 1990. – 514 с.
51. Рутман, Э. М. Как преодолеть стресс [Текст] / Э. М. Рутман. – М. : Дело, 2000. – 160 с.
52. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г. Селье. – М. : [б. и.], 1982. – 287 с.
53. *Словарь по этике [Текст] / под ред. И. С. Кона. – М. : Политиздат, 1983. – 445 с.
54. *Современный словарь по психологии [Текст] / сост. В. В. Юрчук. – Минск : Современное слово, 1998. – 768 с.
55. Социальная психология экономического поведения [Текст] /отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. – М. : [б. и.], 1999. – 258 с.
56. Станкин, М. И. Психология общения [Текст] / М. И. Станкин. – М. ; Воронеж : [б. и.], 2000. – 374 с.
57. Тейлор, Ш. Социальная психология [Текст] / Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс. – СПб. : Питер, 2004. – 767 с.
58. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности [Текст] / сост. Д. Я. Райгородский. – Самара : БАХРАХ, 1996. – 480 с.
59. Филонович, С. Р. Лидерство и практические навыки менеджера: 17 – модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 9 [Текст] / С. Р. Филонович. – М. : ИНФРА-М, 2000. – 288 с.
60. *Философский словарь [Текст] / под ред. И. Т. Фролова. – М. : Политиздат, 1987. – 590 с.
61. Формановская, Н. И. Речевой этикет деловых людей [Текст] / Н. И. Формановская. – М. : Рус. яз, 1999. – 165 с.
62. Ханников, А. В. Деловой этикет и ведение переговоров: Правила хорошего тона с комментариями психолога [Текст] / А. В. Ханников. – М. : Эксмо, 2005. – 384 с.
63. Хартли, М. Язык жестов в деловом общении [Текст] / М. Хартли. – М. : Эксмо, 2003. – 224 с.
64. Хэйес, Н. Введение в психологию [Текст] / Н. Хэйес, С. Оррелл. – М. : Эксмо, 2003. – 688 с.
65. Чалдини, Р. Психология влияния [Текст] / Р. Чалдини. – СПб. : Питер Ком, 1999. – 272 с.
66. *Чуковенков, А. Ю. Правила оформления документов : Комментарий к ГОСТ Р 6.30–2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» [Текст] / А. Ю. Чуковенков, В. Ф. Янковая. – М. : Велби : Проспект, 2004. – 216 с.
____________________
* Книги, отмеченные звездочкой, необходимо использовать при раскрытии каждой темы рефератов или контрольных работ.
Приложение 1