Раздел 1. Развитие русской литературы в первой половине XIX века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.02. «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА»
общеобразовательного цикла»
Программы подготовки специалистов среднего звена
по специальностям:
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»; 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования»; 09.02.04 «Информационные системы»; 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»; 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям); 35.02.03 «Технология деревообработки»;10.02.03 Информационная безопасность автоматизированных систем»; 400201 «Право и организация социального обеспечения».
I курс
Абакан, 2016
ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К ПРИМЕНЕНИЮ | |
Предметной (цикловой) комиссией | |
Общих гуманитарных и социально-экономических | |
дисциплин | |
Председатель П(Ц)К: | |
Бесчастных Е.В. | |
(Ф.И.О.) подпись Программа рассмотрена и согласована на заседании ПЦК ОГСЭ | |
«___»_____октября______________2016 г. Протокол № |
Составитель: Мартынова А.Н., преподаватель высшей категории ГБПОУ РХ ХПК.
Эксперты:
Внутренняя экспертиза
Техническая экспертиза: Шувалова Л.В., старший методист ГБПОУ РХ ХПК.
Содержательная экспертиза:Бесчастных Е.В., преподаватель высшей категории ГБПОУ РХ ХПК.
Внешняя экспертиза
Содержательная экспертиза: Залевская Л.В., доцент кафедры ГД ГБОУ ХТИ – филиал СФУ.
Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА» для специальностей среднего профессионального образования технического профиля и социально-экономического профиля:
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»; 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования»; 09.02.04 «Информационные системы»; 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»; 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям); 35.02.03 «Технология деревообработки»; 10.02.03 «Информационная безопасность автоматизированных систем»; 400201 Право и организация социального обеспечения».
Рабочая программа разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.).Рабочая программа разработана в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259).
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………………………………4
общая характеристика учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА»…………………………………………………………………………………………….5
Место учебной дисциплины в учебном плане………………………………………….7
ТЕматическое планирование………………………………………………………………......8
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………..12
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ………..30
СОДЕРЖАНИЕ ПРОФИЛЬНОЙ ОСТАВЛЯЮЩЕЙ.............................................................................32
учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА»..........................33
результаты освоения учебной дисциплины.....................................................................36
КОНКРЕТИЗАЦИЯ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ...........................................................39
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОК..................................................................................................42
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ.................................................................................................44
Пояснительная записка
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» предназначена для изучения в ГБПОУ РХ «Хакасский политехнический колледж», реализующего образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).Содержание программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература»направлено на достижение следующих целей:
· воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
· развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
· освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
· совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ). Программа учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» уточняет содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику индивидуальных проектов, виды самостоятельных работ с учетом специфики программ подготовки специалистов среднего звена, осваиваемой специальности.
общая характеристика учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА»
Литературе принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и
эстетическом развитии человека, формировании его миропонимания и националь-
ного самосознания. Литература как феномен культуры эстетически осваивает мир,
выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах.
Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-
эстетическим ценностям нации и человечества. Литература формирует духовный
облик и нравственные ориентиры молодого поколения.
Основой содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Лите-
ратура» являются чтение и текстуальное изучение художественных произведений,
составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение
всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Обучаю-
щиеся постигают категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к
человеку, семье; понимают, что национальная самобытность раскрывается в широ-
ком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного
произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художе-
ственный текст возможны только при соответствующей эмоционально-эстетической
реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской ком-
петенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного
искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и
теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям
учащегося.
Изучение литературы в профессиональных образовательных организациях, реа-
лизующих образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особен-
ности в зависимости от профиля профессионального образования. При освоении
профессий СПО и специальностей СПО технического, естественно-научного и
социально-экономического профилей профессионального образования литература
изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, при освоении
специальностей СПО гуманитарного профиля профессионального образования она
изучается более углубленно. Это выражается в количестве часов, выделяемых на
изучение отдельных тем учебной дисциплины, глубине их освоения студентами,
объеме и содержании практических занятий, видах внеаудиторной самостоятель-
ной работы студентов. Программой предусмотрена самостоятельная внеаудиторная
работа, включающая подготовку сообщений, докладов, рефератов, выступлений
на семинарских и практических занятиях, подбор литературы, написание
рефератов, сочинений и др. Большое внимание уделяется участию обучающихся в
научно– исследовательской работе, включающей работу над индивидуальными
проектами с применением информационных техноогий.
Особенность углубленного изучения литературы заключается в проведении бо-
лее глубокого анализа предложенных для освоения произведений, формировании
представления о литературной эпохе, творчестве писателя, расширении тематики
сочинений, увеличении различных форм и видов творческой деятельности. В содер-
жании учебной дисциплины дополнительный материал для углубленного изучения
выделен курсивом.
Изучение учебного материала по литературе предполагает дифференциацию уров-
ней достижения обучающимися поставленных целей. Так, уровень функциональной
грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных
литературных понятий и практически полезных знаний при чтении произведений
русской литературы, так и в овладении способами грамотного выражения своих
мыслей устно и письменно, освоении навыков общения с другими людьми.
На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как
фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой
культуры и обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека,
включенного в современную общественную культуру.
В процессе изучения литературы предполагается проведение практических за-
нятий по развитию речи, сочинений, контрольных работ, семинаров, заданий ис-
следовательского характера и т.д. Тематика и форма их проведения зависят от
поставленных преподавателем целей и задач, от уровня подготовленности обучаю-
щихся. Все виды занятий тесно связаны с изучением литературного произведения,
обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления, разви-
вают общие креативные способности, способствуют формированию у обучающихся
умений анализа и оценки литературных произведений, активизируют позицию
«студента-читателя». Содержание учебной дисциплины структурировано по
периодам развития литературы в России с обзором соответствующего
периода развития зарубежной литературы, предполагает ознакомление
обучающихся с творчеством писателей, чьи произведения были созданы
в этот период, включает произведения для чтения, изучения, обсуждения и повторения.
Перечень произведений для чтения и изучения содержит произведения, которые
обязательны для изучения на конкретном этапе литературной эпохи.
Изучение литературных произведений для чтения и обсуждения может быть об-
зорным (тематика, место в творчестве писателя, жанр и т.д.).
Литературные произведения для повторения дают преподавателю возможность ото-
брать материал, который может быть актуализирован на занятиях, связать изучаемое
произведение с тенденциями развития литературы, включить его в литературный
контекст, а также выявить знания обучающихся, на которые необходимо опираться
при изучении нового материала.
Содержание учебной дисциплины дополнено краткой теорией литературы — изуче-
нием теоретико-литературных сведений, которые особенно актуальны при освоении
учебного материала, а также демонстрациями и творческими заданиями, связанными
с анализом литературных произведений, творчеством писателей, поэтов, литератур-
ных критиков и т.п.
Изучение литературы завершается подведением итогов в форме комплексного
экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения
ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего об-
разования (ППССЗ).
Место учебной дисциплины в учебном плане
Учебная дисциплина «Русский язык и литература. Литература» является составной
частью общеобразовательного учебного предмета «Русский язык и литература» обя-
зательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях учебная дисциплина «Русский
язык и литература. Литература» изучается в общеобразовательном цикле учебного
плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего обще-
го образования ( ППССЗ).
В учебных планах ППССЗ учебная дисциплина «Русский язык и литера-
тура. Литература» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин,
формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего обра-
зования, для специальностей СПО соответствующего профиля
профессионального образования. Учебная дисциплина «Русский язык и литера-
тура. В ГБПОУ РХ ХПКна изучение дисциплины "Русский язык и Литература. Литература" по специальностям технического профиля среднего профессионального образования отводится 176 часов, в том числе 117 часов аудиторной нагрузки в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах ППССЗ среднего профессионального образования.
Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.Литература» формирует и развивает универсальные учебные действия, проектные и исследовательские действия, имеет большой потенциал в решении задач воспитания и социализации обучающихся на ступени получения среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ.
Программа содержит тематический план, отражающий количество часов, выделяемое на изучение учебной дисциплины "Русский язык и Литература. Литература"при овладении студентами специальностями технического профиля.
Резерв времени – 1 час – направлен на изучение:
Раздел 2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века.
Программой предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа (рассчитана на 59 часов), включающая анализ и заучивание стихов, филологический анализ отрывков художественных произведений, написание рефератов, докладов, творческих работ, индивидуального проекта с использованием информационных технологий.
Контроль качества освоения дисциплины „Русский язык и литература. Литература“проводится в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации.
Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного на дисциплину, как традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерное тестирование. Результаты текущего контроля учитываются при подведении итогов по дисциплине.
Промежуточная аттестация проводится в форме комплексного экзамена по итогам изучения дисциплины в конце учебного года.
тематическое планирование
тематический (поурочный) план
№ урока | Название разделов и тем | Макс.учебн.нагрузка студ. (час) | Самостоятельная учебная работа студентов, час. | Кол-во обязательной аудиторной учебной нагрузки при очной форме обучения, часы | |
Всего | в т.ч. лабораторные и практические занятия | ||||
Введение. | |||||
Раздел 1. Развитие русской литературы в первой половине XIX века | |||||
Тема 1.1. Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. | |||||
Тема 1.2. Личность и творческий путь М.Ю. Лермонтова. | |||||
Тема 1.3. Личность и творческий путь Н.В. Гоголя. | |||||
Тема 1.4.Проблематика и творческое своеобразие повести «Портрет». | |||||
Раздел 2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века | |||||
Тема 2.1. Очерк жизни и творчества А.Н. Островского. | |||||
Тема 2.2. Темы «горячего сердца» и «тёмного царства» в творчестве Островского. | |||||
Тема 2.3. И.А. Гончаров. Жизнь и творчество. Роман «Обломов». Сон и явь жизни Обломова. Штольц и Ольга Ильинская - другая явь жизни. | |||||
Тема 2.4. И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Отцы и дети» - смысл названия романа. | |||||
Тема 2.5. Образ Базарова и Одинцовой в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». | |||||
Тема 2.6.Краткий очерк жизни и творчества Н.Г. Чернышевского. | |||||
Тема 2.7. Художественный мир Н.С. Лескова. Повесть «Очарованный странник». | |||||
Тема 2.8. Жизненный и творческий путь М.Е. Салтыкова – Щедрина. | |||||
Тема 2.9. Замысел и история создания повести «История одного города». | |||||
Тема 2.10. Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Отображение русской действительности в романе. | |||||
Тема 2.11. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Смысл теории Раскольникова. | |||||
Тема 2.12. «Вечная Сонечка» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». | |||||
Тема 2.13. Эволюция идеи «двойничества» в романе Достоевского. | |||||
Самостоятельная работа. Чтение и анализ романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание | |||||
Тема 2.14. Жизненный путь и творческая биография Льва Толстого. | |||||
Тема 2.15.Жанровое своеобразие, особенности композиции, история создания романа «Война и мир». | |||||
Тема 2.16.Светское общество в изображении Толстого. Духовные искания князя Андрея. | |||||
Тема 2.17.Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Духовные искания Пьера Безухова. | |||||
Тема 2.18.Духовное становление Наташи Ростовой. | |||||
Самостоятельная работа. Чтение и анализ глав I и II тома «Война и мир» Л.Н. Толстого. | |||||
Тема 2.19. Бородинская битва – кульминационный момент романа. Кутузов и Наполеон. | |||||
Тема 2.20. Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого. | |||||
Тема 2.21. Жизненный и творческий путь А. Чехова. | |||||
Тема 2.22. Художественное совершенство рассказов Чехова. | |||||
Тема 2.23. Драматургия Чехова. Комедия «Вишнёвый сад».Сложность и многозначность отношений между героями пьесы | |||||
Раздел 3. Поэзия второй половины XIX века | |||||
Тема 3.1.Художественные особенности лирики Ф.И. Тютчева. | |||||
Тема 3.2. Художественные особенности лирики А.А. Фета. | |||||
Тема 3.3. Идейно-тематические и художественные особенности лирики А.К. Толстого. | |||||
Тема 3.4. Нравственная проблематика лирики Н.А. Некрасова. | |||||
Самостоятельная работа. Чтение и анализ стихов Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого | |||||
Раздел 4. Литература и искусство начала ХХ века | |||||
Тема 4.1.Серебряный век как культурно-историческая эпоха. | |||||
Тема 4.2.Своеобразие поэтического мира И.А. Бунина. | |||||
Тема 4.3.Тема «естественного человека» в творчестве А. И. Куприна. | |||||
Тема 4.4.М. Горький. Изображение правды жизни в пьесе «На дне». | |||||
Тема 4.5. А. Блок. Природа социальных противоречий в изображении поэта. | |||||
Раздел 5. Особенности развития литературы 1920 годов | |||||
Тема 5.1. В. Маяковский. Новаторство поэзии Маяковского | |||||
Тема 5.2. Художественное своеобразие творчества С. Есенина. | |||||
Самостоятельная работа. Чтение и анализ стихов А. А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского | |||||
Тема 5.3. А. Фадеев. Гуманистическая направленность романа «Разгром». | |||||
Раздел 6. Особенности развития литературы 1930 - начала 1940-х годов | |||||
Тема 6.1.Художественные особенности творчества М. Цветаевой. | |||||
Тема 6.2. Сочетание комического и трагического, прекрасного и безобразного в рассказах И. Бабеля. | |||||
Тема 6.3. Жизненный и творческий путь М.А. Булгакова. Традиции русской литературы в творчестве Булгакова. | |||||
Тема 6.4. Фантастическое и реалистическое в романе «Мастер и Маргарита». Любовь Мастера. | |||||
Тема 6.5. Ершалаимские главы романа. Своеобразие писательской манеры. | |||||
Самостоятельная работа. Подготовка докладов и рефератов по творчеству М.А. Булгакова. | |||||
Тема 6.6. Жизненный и творческий путь М. Шолохова. Глубина реалистических обобщений в рассказах Шолохова. | |||||
Тема 6.7. Роман-эпопея «Тихий Дон». Судьба русского народа и казачества в годы Гражданской войны. | |||||
Раздел 7. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет | |||||
Тема 7.1. Лирический герой в стихах поэтов – фронтовиков. | |||||
Тема 7.2. Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе первых послевоенных лет. | |||||
Раздел 8. Особенности развития литературы 1950 - 1980-х годов | |||||
Тема 8.1. Очерк жизни и творчества А. Ахматовой. «Реквием». | |||||
Тема 8.2. Б. Пастернак. Сведения из биографии. Эволюция поэтического стиля. | |||||
Тема 8.3. Жизнь и творчество А.Т. Твардовского. | |||||
Тема 8.4. В. Шукшин. «Выбираю деревню на жительство», «Чудик», «Срезал». | |||||
Тема 8.5. А.И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор». | |||||
Тема 8.6. Творчество поэтов 60 - 80-х г. | |||||
Раздел 9. Русское литературное зарубежье 1920 - 1990-х годов | |||||
Тема 9.1.Три волны эмиграции. В Набоков «Машенька». | |||||
Раздел 10. Особенности развития литературы конца 1980 - 2000-х годов | |||||
Тема 10. 1. Традиции и новаторство русской литературы в поэзии 1980 - 2000-х годов | |||||
Тема 10.2. Основные направления развития современной литературы* | |||||
Самостоятельная работа студентов. Подготовка рефератов, творческих заданий, индивидуального проекта с использованием информационных технологий | |||||
Выполнение 10 индивидуальных проектовс использованием информационных технологий | |||||
Контрольная работа. | |||||
ИТОГО |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев.
Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика.
Раздел 1. Развитие русской литературы в первой половине XIX века.
Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837).
Личность писателя. Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). Детство и юность. Петербург и вольнолюбивая лирика. Южная ссылка и романтический период творчества. Михайловское: темы, мотивы и художественное своеобразие творчества. Становление реализма в творчестве Пушкина. Роль Пушкина в становлении русского литературного языка. Болдинская осень в творчестве Пушкина. Пушкин-мыслитель. Творчество А. С. Пушкина в критике и литературоведении. Жизнь произведений Пушкина в других видах искусства. «Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина: мечты о «вольности святой». Душевное благородство и гармоничность в выражении любовного чувства. Поиски смысла бытия, внутренней свободы. Отношения человека с Богом. Осмысление высокого назначения художника, его миссии пророка. Идея преемственности поколений. Осмысление исторических процессов с гуманистических позиций. Нравственное решение проблем человека и его времени. Для чтения и изучения. Стихотворения: «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Свободы сеятель пустынный…», «К морю», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»), «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…», «Из Пиндемонти», «Осень (Отрывок)», «Когда за городом задумчив я брожу…». Поэма «Медный всадник».
Творческие задания. Исследование и подготовка доклада: «Пушкин в воспоминаниях современников», «Предки Пушкина и его семья», «Царскосельский лицей и его воспитанники», «Судьба Н. Н. Пушкиной», «Дуэль и смерть А. С. Пушкина». Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев А. С. Пушкина (по выбору студентов). Наизусть. Не менее трех стихотворений по выбору студентов.