Глава 11. Человеческие паттерны - фундаментальная теория
Основы понимания движения
Существует способ узнать больше об этом общем знаменателе с помощью самого движения и активного исследования через тело. Но, также есть четыре взаимосвязанных ключевых инструмента, помогающих углубить понимание движения.
Паттерн 7: Инструменты исследования движения
Наблюдение за движением
У Лабана была естественная склонность к наблюдению за движением, скорее всего, как уже упоминалось, благодаря живости ума и тела, и одиночеству в раннем возрасте. Сказалось и то, что он имел возможность путешествовать, что дало ему много удивительных открытий и переживаний.
Учиться видеть и замечать движения, начиная от общего впечатления и вплоть до мельчайших деталей - важное начало любого глубокого понимания. Создание письменных заметок поможет процессу и инициирует осознание фундаментальной сущности движения.
Анализ движения
Как только мы приучаем себя наблюдать за движением, сразу же возникает вопрос - что именно движется? Мы начинаем различать конечности, участвующие в движении. Дифференциация аспектов движения помогает более тонкому наблюдению и формирует общее осознание и восприятие. Дальнейшие паттерны Лабана помогают в этом анализе.
Двигательная память
Большинство людей способны воссоздавать ситуации и события, звуки, голоса и интонации, но лишь некоторые легко вспоминают движения. Тонкое наблюдение и анализ являются ключом к развитию двигательной памяти. Очень важно развивать этот навык для развития способности понимать значение движения.
Двигательное воображение
Ключ к хорошему двигательному воображению лежит в развитии тонкого наблюдения во время переживания движения. Как только движенческие образы начинают приходить естественно, могут появляться другие ассоциации, и все вместе делает начало движения более ресурсным. Один образ становится связан с другим, стимулируя дальнейшие идеи в едином творческом процессе.
Паттерн 8: Мышление в терминах движения
Исследование движения ведет к восприятию, более активно реагирующему на все типы движения, происходящие вокруг. Лабан подчеркивал важность рассмотрения работы и отдыха, действий и танца, в терминах движения. Наблюдать деятельность достаточно просто, но более существенно фокусироваться на движениях, которые создают эту деятельность. Это похоже на то, как будто мы видим древесину, когда смотрим на деревья. Однажды начав "думать в терминах движения", мы можем наблюдать паттерны и осмысливать их сущность и следствия более ясно.
Паттерн 9: Сила и потенциал движения
Одна из первых вещей, которая впечатлила Лабана в его наблюдении за движением, была сила и значимость влияния движения. Он был свидетелем воинственных танцев некоторых племен, где заметил, как участники входят в состояние агрессии перед непосредственной битвой, и Дервишей, чье иступленное вращение приводит их к состоянию религиозного экстаза. В этом гипнотическом состоянии они зачастую были способны противостоять боли, прокалывая тело иглами и гвоздями без каких-либо последствий. Лабан узнал, что движение может оказывать неожиданные эффекты на поток и циркуляцию крови.
Паттерн 10: Двунаправленный процесс движения
Лабан установил, что движение одновременно влияет и подвержено влиянию внутренних состояний. Движение возникает из внутреннего импульса, и, в свою очередь, движение влияет на внутренние импульсы и общее состояние человека. То, как мы движемся, отражает наши состояния и чувства, и одновременно влияет на них. Если стоять вертикально с руками открытыми в стороны, это даст совершенно другие ощущения, чем, если мы сгорбимся, и будем суетиться. Когда мы чувствуем уверенность, мы движемся иначе, чем, когда находимся в депрессии и печали. Возможно, изменить настроение, двигаясь соответствующим образом и, напротив, настроение изменит двигательный паттерн.
Тело - это не только инструмент выражения, но также инструмент восприятия: потоки информации двунаправлены. Движение изменяет тело, разум и дух; разум и дух влияют на тело и его движение.
Жизнь - не всегда экстаз или битва, но одни и те же принципы работают, где бы мы ни двигались.
Паттерн 11: Имитация
Сильное влияние на двигательные привычки оказывает феномен следования или заимствования двигательных паттернов окружающих. Это особенно показательно в ролевом моделировании, в попытке быть похожим на кого-то еще, когда мы заимствуем определенные двигательные паттерны.
Имитация это основной способ нашего обучения в детстве тому, как стоять, ходить, сидеть и так далее, а также важный элемент ассоциирования себя с желаемой группой, обучения взаимодействию, пониманию или даже влиянию на окружающих через интуитивное принятие их двигательных паттернов.
Паттерн 12: Адаптация - Факторы трансформации движения
Движение не существует отдельно. Мы постоянно приспосабливаем и изменяем наше движение в зависимости от нескольких различных факторов. Движение может быть:
1) внешне мотивировано/модифицировано
2) внутренне мотивировано/модифицировано
Оно может быть рассмотрено во взаимодействии нескольких контекстов:
1) физического
2) психологического
3) метаболического
4) эмоционального
На движение могут оказывать влияние такие факторы как:
- Эпоха - время в котором мы живем (например, 19-й, 20-й или 21-й век)
- Пространство - где мы находимся (например, дворец или клуб)
- Одежда - что мы носим (например, ее материал, покрой, соотношение с телом, стиль).
- Статус - кем мы являемся (или с какой социальной группой себя ассоциируем)
- Возраст - сколько нам лет или на сколько лет себя чувствуем
- Состояние сознания- как мы в общем себя чувствуем (например, воодушевлены мы или подавлены)
- Личность - кем мы являемся как личность, качества личности (например, дружелюбный или замкнутый человек).
- Атмосфера - эмоциональная оценка состояния окружающего пространства (например, неприязненная или дружелюбная атмосфера).
- Среда - физические условия вокруг (например, холод или жара)
- Ситуация - общие обстоятельства (например, трапеза или авария).
Паттерн 13: Функции движения
"Человек движется с целью удовлетворения потребности", сказал Лабан и, тем самым, определил две различные области: осязаемую (когда кто-то имеет непосредственную определенную цель) и неосязаемую (когда цель неочевидна). Потребности могут варьироваться от самых простых до очень сложных.
Человек движется:
- чтобы что-то сделать - с практичной и ясной целью;
- чтобы понять - через мысли или опыт;
- для экспрессии - чтобы придать форму чувству;
- в танце - выражая невыразимое.
Движение может быть совершено для того, чтобы взять что-то, или просто сменить позицию, или переместится из пункта А в пункт В. Потребность может заключаться в приобретении больших навыков в игре, приготовлении пищи, преодолении некоторых особенностей окружающей среды или развитие ловкости в профессиональной задаче. Это может быть высвобождением энергии (в стрельбе или прыжках ради удовольствия) или сублимация ее в более поддерживающие и творческие действия. Возможности неисчерпаемы, когда мы обсуждаем движение для работы, для жизни, в творчестве, в отдыхе и реабилитации так же, как в религиозном и других личностных и межличностных контекстах.
Паттерн 14: Уровни реагирования - теневые движения
Мы движемся преднамеренно и непреднамеренно. Мы реагируем движениями сознательно, но мы движемся также и бессознательно. У множества людей есть неосознанные особенности движения, по которым мы легко узнаем их, но и каждый из нас принимает позы и делает жесты, в отношении которых мы не осведомлены, - и все это Лабан назвал "теневыми" движениями, т.е. движениями, исполняемые без сознательной воли, хотя выражающие внутреннее отношение или раскрывающие побуждения.
Теневые движения для внимательного наблюдателя раскрывают как характерные особенности личности, так и возможные ограничения и способности.
Паттерн 15: Через движения тела мы придаем смысл миру
Поскольку жизнь тела - это движение, знание того как и почему оно работает является базовым для понимания, т.к. телом мы познаем размер, время и текстуру. Анализируя цели, процессы и уровни, проявляемые в движении, мы постигаем одновременно то, что внутри и вокруг нас. Через движение, мы можем прийти в согласие с собой и продвинуться в постижении природы нашего бытия, наших условий, отношений с другими и нашего места во вселенной.
Паттерн 16: Тело и его базовые движения
Тело: Инструмент Движения
В горизонталях и вертикалях скелета Лабан увидел что-то вроде устойчивой архитектуры. В правильных движениях отчетливо проявляется трехмерность опор и арок. Он обратил внимание на симметрию структуры тела относительно центра тела и головы: каждый отдельный орган (как нос, рот, гениталии) размещен в центре, тогда как парные органы находятся симметрично на каждой стороне тела. Сбалансированная структура тела, стремящееся из центра во вне, обеспечивает равновесие.
Как Дельсарт и Далькроз, технически Лабан выделил в теле три области:
1. Голова - область, вмещающая все органы чувств (кроме тактильных) и умственную деятельность, область психологической деятельности.
2. Туловище - часть тела, в которой происходит пищеварительная, репродукционная, очищающая и тому подобные деятельности. Это область метаболических процессов.
3. Конечности (руки и ноги) - в основном имеют отношение к перемещению и жестам. С функциональной точки зрения это область физической активности. Помимо перемещения в пространстве, ноги помогают поддерживать баланс, переносить вес, прыгать, скручиваться, поворачивать тело. Движения с участием рук и кистей показывают, отмахиваются, продираются и т.п. Кисти и пальцы манипулируют, держат, отпускают, касаются и т.п.
Лабан особенно подчеркивает важность (для каждого человека, не только для выступающего артиста) гибкости позвоночника, силы живота, ритма и расширения грудной клетки и легких.
Дыхание
Лабан хорошо осознавал важность хорошего дыхания. Дыхание - это основа жизни, и хотя все мы верим, что оно происходит естественно, лишь некоторые по-настоящему понимают суть процесса. Вслед за сжатием и выдохом, движение грудной клетки и расширение нижних ребер втягивают воздух. Дыхание наполняет кислородом кровь, влияя на здоровые, физические, эмоциональные и интеллектуальные возможности человека. Это одно из главных составляющих развития потенциала к полноценным переживаниям.
Гибкость и позвоночник
Лабан указывал на необходимость восстановления силы и пластичности позвоночного столба, т.к. влияние индустриализации частично изменило естественную осанку человека. Хорошо выстроенное тело - это поднятая голова, глаза смотрят вперед, плечи направлены вниз, причем с минимально необходимым усилием. Позвоночник нуждается в постоянном удлинении, компенсирующем постоянное давление гравитации. Выравнивание позвоночника очень важно для тела из-за его расположения и роли в поддержании равновесия и вертикальности.
Но есть еще один важный фактор. Далеко не все, утверждал Лабан, на полную используют гибкость и подвижность позвоночника, поскольку их образ жизни сделал хрящи жесткими, либо ослабил мышцы, и они потеряли ту эластичность, которая подразумевалась Природой. Осанка - такая же часть экспрессии, как и подвижность.
Позы и жесты
Лабан утверждал, что и конечности и туловище, также как и мозг, могут обогащать восприятие мира. И для осанки и для движения необходима укрепленная брюшная стенка, сильные, плотные ягодицы, вертикальная спина - все это обеспечивает наилучшее сопротивление давлению гравитации и дает возможность быть чутким к движению и взаимодействию. Лабан отмечал, что из своего центра тяжести линии тела тянутся по четырем направлениям, каждое по направлению к углу тетраэдра.
Базовые принципы движения - начало словаря
Мы взглянули на тело как на инструмент движения; сейчас давайте начнем процесс анализа, с тем, чтобы лучше определить элементы движения как таковые. Лабан предлагает обратить внимание на четыре момента:
- где движение происходит
- как оно происходит
- каковы его ограничения
- почему оно происходит
Таким образом, мы имеем четыре двигательных параметра, с помощью которых можно анализировать движение: пространство, время, динамика (вес) и поток, и каждый параметр определяется шкалой с двумя полюсами.
Паттерн 17: Тело в пространстве
Где
Тело движется в пространстве. Движение всегда видно. Движение - это изменение, и "пространство", заметил Лабан, "должно быть увидено как место, где происходят изменения".
Ориентация
Трехмерное пространство в форме сферы, в котором способно действовать тело (расширяющееся от центра к краям конечностей) Лабан назвал Кинесферой. Этот термин обозначает ту часть общего пространства, которое доступно человеку. В пределах Кинесферы тело может занимать малое пространство либо расшириться до ее периметра.
Такие изменения определяют диапазон варьирующихся форм, и Лабан выделил факторы, отражающие изменения этих форм:
- Размерность - высота, ширина и глубина позволяют выделить движение, происходящее преимущественно:
а) в направлении "вверх-вниз"
б) в направлении "право-лево", боковые движения
в) в направлении "вперед-назад"
- Приближенность - где происходит движение по отношению к телу: близко или поодаль.
- Плоскости - соответственно размерностям, выделяются три плоскости:
а) в плоскости параллельной стене: "плоскость двери"
б) в плоскости, параллельной полу: "плоскость стола"
в) в плоскости, вытянутой вертикально спереди назад: "плоскость колеса"
- Центральное/периферийное направление - отношение к центру: движение происходит по направлению к телу или от него. Движение, начинающиеся с периферии к телу названо периферийным, тогда как движение вовне названо центральным.
- Характеристики пространства: Направленность/ненаправленность- происходит ли движение по кратчайшему пути и таким образом по прямой линии (направленное), или допускает большую гибкость, непрямой путь (ненаправленное).
Паттерн 18: Тело и Поток Движения
Движение в целом, как последовательность, может быть определено как дискретное, или, напротив, текучее. Одни люди позволяют своим движениям происходить свободно, тогда, как другие их сдерживают. Непрерывность движения может быть разделена для удобства анализа.
Элементы потока - Свободное/ограниченное
С одной стороны, движение может происходить гладко и непрерывно, и в этом случае мы можем говорить о "свободном потоке". С другой стороны, движение может сдерживаться, останавливаться, ограничиваться, и в этом случае поток "ограниченный" ("связанный" - bound). Свободные движения часто требуют времени для завершения, тогда как те люди, кто легко обрывают свои движения, могут испытывать сложности с непрерывным потоком движения. Между двумя полюсами, разумеется, могут быть все градации от полностью свободного до совсем ограниченного.
Паттерн 19: Тело и Динамика Движения
Один из наиболее важных аспектов в Лабановском видении движения - его замечание, что движение обладает качеством. Мы не просто движемся в пространстве-времени, но мы движемся с определенной степенью усилия, или расслабленности, или интенсивности.
Элеметы Веса - Сильное/слабое (легкое/тяжелое)
Движения могут быть тяжелее или легче в зависимости заложенного в них от уровня энергии и импульса. Это расширяет наше понимание функции и значения движения. Энергия любого движения столь же внутренняя, сколь и внешняя, и таким образом анализ динамики касается также внутренних импульсов, которые рождают движение.
Паттерн 20: Тело и скорость его движения
Существуя в пространстве, тело также существует и во времени. Движение может совершаться с разной продолжительностью, быстро или медленно.
Элементы времени - Быстро/Медленно (Ускорение/Замедление)
Использование времени может варьироваться от крайне медленного до самого быстрого. С точки зрения времени, движение может быть свободным и непрерывным, либо определяться каким-то паттерном или ритмом. Покой или пауза могут быть увидены как внутреннее движение между двумя внешними движениями.
Паттерн 21: Напряжение
Напряжение "мобилизует все системы восприятия, настраивая на все что происходит вокруг, создает связь внутреннего с внешним", говорил Лабан. Это похоже на резкий звук струны в музыке. Напряжение можно рассматривать как результат борьбы с давлением гравитации, либо как мобилизацию внутренних и внешних сил. Сущность экспрессии - в силе напряжения: интеллектуальной, эмоциональной и физической. Напряжение нужно для доступа к энергии и силе во всех этих областях. Напряжение необходимо, но его степень должна соответствовать задаче или событию. Нам необходимо избегать лишней жесткости с одной стороны и слабосилия с другой, находя золотую середину.
Паттерн 22: Человеческое усилие
В современных исследованиях движения активные упражнения на развитие силы или способностей, физических или ментальных, называются усилием. Активная энергия не обязательно должна быть чрезмерной или слишком утомительной... Усилие может быть спокойным... особенно когда делается легко и с удовольствием. Лабан выделил различные внутренние позиции, которые сказываются на разных качествах усилия:
1) борьба или сражение
2) игра
3) уступка или потакание чему-то (что не обязательно требует меньше силы).
Эти позиции не исключают друг друга. В некоторых усилиях мы можем увидеть одновременно борьбу и потакание. Но усилие есть во всех действиях, будь то физические и/или ментальные. "Лишь некоторые люди осознают, что их удовольствие в работе и их счастье в жизни... обусловлено развитием и соответствующим использованием индивидуальных усилий". Коллективное действие, говорил Лабан, построено из ментальных и физических усилий индивидов. Всякое наше ментальное или физическое усилие он видел как комбинацию и отношение направления (пространства), темпа (времени) и динамики (веса) в их взаимодействии и взаимовлиянии в различных формах. (см. Паттерн 24).
Паттерн 23: Экономия в Человеческом Усилии
Для любой задачи тело нужно использовать наилучшим способом. Каждое действие следует исполнять экономно. Большинству людей нужно учиться двигаться без лишней траты энергии - что означает нахождение наилучшей начальной позиции, затем применение подходящего количества силы, наилучшее использование пространства и движение с адекватной скоростью. Разные люди выполняют одну и ту же задачу способом наиболее для них подходящим. Эффективное управление усилием зависит не только от самого усилия, но и от индивидуальных качеств человека.
Паттерн 24: Классификация Усилий Человека
Изучение взаимодействия основных элементов в движении сподвигло Лабана выделить восемь базовых действий, которые были названы базовыми усилиями.
Как и другие движения, усилия могут быть внешними и внутренними. Взяв по два полюса каждого двигательного параметра - пространство, время, динамика (вес), Лабан выделил шесть характеристик:
- движение может происходить в пространстве направленно или ненаправленно
- движение может быть продолженным или внезапным
- динамика или вес движения могут в той или иной степени включать легкость или тяжесть.
Эти характеристики комбинируются восьмью разными способами, и Лабан обозначил соответствующие усилие для каждого способа, определяющее общий характер движения. Все сознательно исполняемые движения могут быть классифицировано таким образом:
- легкое, ненаправленное, продолженное - как в покачивании
- легкое, направленное, продолженное - как в скольжении
- ненаправленное, продолженное, сильное - как при сжатии
- продолженное, сильное направленное - как при надавливании
- легкое, направленное, быстрое - как при касании
- ненаправленное, легкое, быстрое - как при взмахе
- быстрое, сильное, направленное - как при ударе
- сильное, ненаправленное, быстрое - как при хлестком ударе
Поскольку поток движения человека непрерывен, базовые усилия, конечно, изменяются и каждый элемент регулируется. Лабан разработал диаграммы отношений усилий, сгруппировав усилия по общим элементам, по противоположным элементам, и по отсутствию общих элементов.
Такой анализ проясняет понимание элементов, включенных в движение, и дает понимание возможного развития движения.
Паттерн 25: Усилие и восстановление
"Для человека связь усилия и восстановления является одним из наиболее важных аспектов великого множества ритмических чередований, наблюдаемых в Природе". Релаксация - это умение уменьшать напряжение. Кроме общего расслабления, релаксация может быть способом уменьшить жесткость, либо - восстановлением после напряжения. Она может быть отпусканием одного усилия и восстановительным этапом перед следующим усилием.
Даже восстановление требует некоторого усилия. Усилие и восстановление не являются взаимоисключающими противоположностями. Восстановление может означать восстановление внутреннего баланса или другими словами восстановление происходит, когда усилие направлено, скорее, на внутреннее исцеление, чем по направлению к внешнему миру. Поток жизненной энергии может быть проанализирован как чередование усилий.
Паттерн 26: Ритм
Лабан определяет ритм как "чередование противоположностей, происходящее во времени" - последовательное напряжение и сброс напряжения - каждое с собственным усилием. Распознавание и порождение естественных ритмов - фундаментальная часть движения. Он выделил три типа ритма: естественный, персональный и профессиональный. Существует фундаментальное чередование между работой и сном - хотя следует заметить, что работа это не только усилие и сон это не только восстановление. Существует единый природный ритм - все следует естественному порядку в движении на Земле, включая солнце и луну. У каждого человека есть свой ритм или ритмический паттерн, и с ним соотносятся питание, репродукция, отдых, образование, и другие виды активности. Разнообразие ритмов в человеке варьируется от очень простых до сложных. То же самое чередование присутствует во всех аспектах жизни: в биологическом функционировании тела (еда, деторождение, смерть), в ментальной, творческой и эмоциональной деятельности (переработка, фильтрация, сортировка и усвоение впечатлений и опыта и их воспроизведение во сне либо выражение во время бодрствования).
Паттерн 27: Баланс
Баланс - это одновременно внутреннее и внешнее переживание. Баланс достигается, когда завершается противостояние двух противоположностей и достигается равновесие. Соразмерное чередование ритмических составляющих (сила и легкость, борьба и следование) восстанавливают баланс. Та же базовая схема присутствует во всем живом, таким образом движение можно увидеть как связь человека со вселенной.
Паттерн 28: Гармония
Понятие гармонии появляется в педагогических и письменных работах Лабана с разными оттенками смысла: "идеальная координация", "равновесие между силами, действующими в различных направлениях", "согласованность сил внутренних и внешних", "совмещение напряжения и расслабления таким образом, чтобы достичь идеального баланса", "объединение или восстановление связи с бесконечным", "совмещение внутреннего с внешним и внешнего с бесконечным". Лабан интересовался открытиями Пифагора в математике, особенно "математикой, лежащей в основе музыкальных гамм", и разделял убеждение, что те же законы существуют как в музыке, так и "на небесах". Если число является ключом к музыкальной гармонии, оно так же может быть ключом к гармонии во вселенной. Другими словами, возможно, существует структурное подобие между Человеком, его движением и космосом.
Общая гармония определяются как структурой тела, так и физиологическим и психологическим состоянием. В книге Choreutics Лабан написал, что "интенсивное изучение связей между архитектурой человеческого тела и его траекторий в пространстве помогает поиску гармоничных паттернов". Однако, "оттенки и нюансы гармонии ускользают в вербальном описании". Движение связано не только с поверхностью, материальными вещами, тем, как "добраться из пункта А в пункт Б", приготовить салат, постелить постель, но также связано с удовольствием, экспрессией, коммуникацией, с балансом и координацией - гармонией всего человеческого существования.
Паттерн 29: Пространственная гармония
Обобщив музыкальные и математические (геометрические) концепции, Лабан предложил идею гармонии движения в пространстве - тело взаимодействует с естественными паттернами в пространстве. Простейший пример статической пространственной гармонии это симметрия тела. Если мы "заморозим" движение, мы заметим его вид и форму. Движение является последовательностью форм переходящих друг в друга по некоторым траекториям.
Динамическая симметрия обнаруживается, например, если правая и левая стороны тела используются равнозначно, как, скажем, в походке, или любом другом перемещении. Пространственная гармония в более глубоком смысле достигается только с помощью чередования "направленного" и "ненаправленного" пространственного качества усилия... В поведении человека мы можем наблюдать целую гамму ритмов и гармоний от простейших... инстинктивных... до наиболее сложных ритмов и гармоний, относящихся к рационально-переживаемым связям между функциями.
Паттерн 30: Гаммы
Анатомическая структура тела определяет ряд естественных последовательностей движения, которые логически связывают различные зоны тела и, в частности, конечности. Эти определенные последовательности движений (которые выводятся естественно из изучения физических и ментальных функций, как в каждодневных действиях, так и в танце) Лабан, следуя музыкальной метафоре, назвал гаммами. "Желание достичь равновесия через симметричные движения - простейшее проявление того, что мы называем гармонией, цель этого не просто держать тело в вертикальной позиции, но достичь единства, целостности, полноты". Гармонию создают выбор, порядок и отношение движений в пространстве: "Интеграция тела и сознания через движение происходит в свободном исполнении хореографических форм. Возможно, построить динамически стандартную гамму, в которой цепь гармонично связанных эмоций соотносится с кинесферической двигательной траекторией той же формы". Равновесие, достигаемое с помощью ассиметричных движений, имеет множество аспектов. Влияние потока, который нарушает простую симметрию, приводит к ассиметричным движениям, которые должны быть обязательно закончены другими ассиметричными напряжениями или движениями.
Стандартная гамма состоит из двух частей. Первая последовательность из шести движений идет по одной стороне Кинесферы, вторая - по противоположной. Направления обеих серий параллельны, но направлены противоположно. Стандартная гамма, будучи прототипом цепи, которая обеспечивает равновесие в своем потоке форм, является основой для переживания пространственной гармонии. В тренинге эти гаммы могут помочь в изучении и получении опыта гармонии равно как помогать в более общем смысле раскрытию тела в пространстве и пространства в теле.
Паттерн 31: Геометрические формы
Движение конечно же принимает все типы форм, но, соотнося его с геометрическими формами, Лабан достиг двух специфических целей:
1) введение базового словаря, который стимулирует воображение, и
2) поддержка будущих исследований - в качестве точки референции.
Платоновские круги, спирали, фигуры из восьми линий, идущие в различных направлениях - полезные точки отсчета для любых типов двигательных композиций, которые стимулируют размышление и воображение. В ранних рисунках Лабана можно увидеть людей, движущихся внутри геометрических форм. Рисунки, созданные после Второй Мировой Войны, более абстрактны. Возможно, это отражает направление его размышлений. Для описания ориентации тела в пространстве была введена Кинесфера. Чтобы установить более специфические точки отсчета, эта сфера была дополнена геометрическими формами внутри нее. Куб является полезной начальной формой, развивающей у человека большую осознанность направлений высоты, глубины и ширины.
Паттерн 32: Икосаэдр
Лабан в статье, открывающей LAMG Magazine, сказал, что раньше в своей работе он отмечал "что люди, вне зависимости от различий в расе и уровне жизни, обладают чем-то общим в их двигательных паттернах". Когда они выражают чувства или взволнованы - это общее становится наиболее очевидным в их двигательных паттернах, в них акцентируются определенные точки в пространстве вокруг тела. "Соединив эти точки", опишет он. - "Я пришел к строгой форме кристалла". Эту форму он позже назвал икосаэдром.
Это было волнительное открытие для него, поскольку он уже искал связи пространства движений человека с кристаллической структурой и был обрадован, когда узнал от одного химика, что протеин кристаллизуется в форму икосаэдра.
Человек, говорит Лабан, склонен следовать в своих движениях линиям, связывающих двенадцать вершин икосаэдра, перемещаясь, словно по невидимой сети траекторий", и он также отметил, что "перемещение вдоль некоторых из этих траекторий, дает опыт гармоничных и спокойных чувств и образов, тогда как следование другим траекториям побуждает чувства и образы злости, несчастья и дисгармонии".
Икосаэдр дает возможность более детально описывать ориентацию. Восемь вершин куба соединяют шесть квадратных поверхностей. Работая с 3-мерным пространством, можно выделить 3 прямоугольника с 4 вершинами (3 плоскости, пересекающие друг друга). Соединив их вершины, можно получить 12 точек, касающихся поверхности сферы. Поверхности между точками образуют 20 равносторонних треугольников, формируя тем самым икосаэдр.
Это почти сфера определяющая пространство, в которой каждый индивид может двигаться, и она обеспечивает отличные способы распознавания и упорядочения направлений, используемых в движении человека.
Перевод Валентина Бурова.
Одно из самых сильных средств современного танцора - знание системы движений Рудольфа фон Лабана. Этот хореограф-постановщик творил в первой половине 20 века. Он был пионером танца модерн: отошел от заученной хореографии в область экспрессии тела и заложил новаторский способ детального анализа последовательности и характера движений и жестов. Причем его анализ подходит для изучения любого танца любой стилистики. Давайте и мы прикоснемся к "сакральным знаниям" профессиональных танцоров.
Анализ Лабана: факторы
Рудольф фон Лабан описал, что любое танцевальное па существует в 4 парамертах, или факторах: в пространстве, времени, в динамике и потоке.
Исходя из этого, можно исполнять танец, варьируя характеристики каждого фактора. Когда мы наполняем свои перемещения чувствами, это происходит само собой, но через эти факторы мы можем разнообразить экспрессивность, сделать ее более детализированной, соответствующей музыке и более осмысленной.