Системный и структурный анализ
ДРАМАТУРГИЧЕСКОГО ТЕКСТА
(структурная поэтика)
Системный анализ – построение обобщенной модели, отражающей реальные взаимосвязи элементов, частей и смыслов. Системный анализ опирается на системный подход.
Системный подход – это рассмотрение драматургического текста как системы, ориентирует исследование на раскрытие целостности текста и смысла, на выявление многообразных типов связи в нем и сведение их в единую концептуальную картину
Структурный анализ – принцип исследования драматургического текста как системы, в которой каждый элемент структуры данной системы имеет определенное значение (функцию).
Разработка структуралистической методики во многом помогает формализовать уровни драматургического текста и вписать любое явление театра в глобальную схему сценического произведения таким образом, что представление о спектакле принимает вид очень тщательно выстроенного организма. Структура указывает, что части, составляющие систему, организованы согласно определенному порядку, который производит впечатление целого.
Системный подход к драматическому тексту.
§1. Система экспозиции.
1.1. Структура фабулы.
1.2. Структура проблемы.
1.3. Структура персонажей.
1.4. Структура композиции.
1.5. Структура семиотическая.
1.6. Структура поэтики.
1.7. Структура предлагаемых обстоятельств.
1.8. Структура места.
1.9. Структура времени.
1.10.Структура среды.
1.11.Структура борьбы.
1.12.Структура дискурса.
1.13.Структура вымысла и реальности.
§2. Акциональная система
A. Актантная структура (модель).
1. Уровни существования персонажей.
1.1. Уровень отношения противоположностей смысла (семиотический квадрат).
1.2. Уровень существования актантов.
1.3. Уровень роли (типологический).
1.4. Уровень трактовки и герменевтики.
2. Уровни синкретизма персонажей.
2.1. Уровни демультипликации персонажей:
- актант представлен многими персонажами;
- персонаж заключает несколько актантов.
2.2.Синкретизм персонажей:
- прием раздвоения;
- прием концентрации.
-
B. Акциональная структура.
1. Акция.
Акция – действие, направленное на достижение цели (личной, групповой, политической, военной и т.д.).
2. Приспособление.
3. Поступок.
4. Поведение.
5. Представление.
6. Отношение.
7. Личность – тип – характер – образ.
C. Словесная (вербальная) структура.
8. Интонация.
9. Фраза.
10. Подтекст.
11. Внутренний монолог.
12. Представление.
13. Отношение.
14. Личность – тип – характер – образ.
D. Пластическая структура.
1. Кинесика.
2. Проксемика.
3. Дейксисы.
4. Ракурсы.
5. Манеры.
6. Представления и отношения.
7. Личность – тип – характер – образ.
§3. Система персонажей.
A. Структура идеалов (внутренняя цель).
1. Нравственный.
2. Социально-иерархический.
3. Эстетический.
4. Научно-философский.
5. Духовный.
6. Прикладной.
B. Структура норм.
1. Социальные.
1.1. Моральные.
1.2. Общечеловеческие.
1.3. Групповые.
2. Индивидуальные.
2.1. Жизненные (повседневные).
2.2. Прикладные.
2.3. Бытовые.
C. Структура принципов (основание существования).
1. Назначение в жизни.
2. Смысл жизни.
3. Взаимоотношения с жизнью.
D. Структура представлений.
1. Интеллектуальный багаж.
2. Духовный багаж.
3. Жизненный опыт.
4. Ценностные ориентации.
5. Воспитание.
E. Структура отношений (симпатия-антипатия).
1. К людям.
2. К себе.
3. К предметам внешнего мира.
4. К событиям внешнего мира.
5. К вероисповеданию.
6. К незнаемому и непознанному.
F. Структура взаимоотношений.
1. Личные.
2. Родственные.
3. Социальные.
4. Групповые.
5. Деловые.
6. Духовные.
7. Интеллектуальные.
G. Функциональная динамическая структура личности (см. главу 16)
§4.Жанровая система.
1. Сценографическая структура.
2. Структура атмосферы.
3. Музыкально-звуковая структура.
4. Мизансценическая структура.
5. Стилистическая структура.
6. Игровая структура.
7. Исполнительская структура.
8. Структура борьбы.
8.1. Высокое с высоким (трагическое).
8.2. Высокое с низким (драматическое).
8.3. Низкое с высоким (комическое).
8.4. Низкое с низким (фарсовое).
8.5. Страсть со страстью (мелодраматическое).
8.6. Субъективное с объективным (трагикомическое).
§5. Система композиции. (см. Главу 11).
§6. Образная система. (см. Главу 8).
Структурный анализ драматургического текста.
Чтобы подойти к рассмотрению драматургических структур, обычно используется функциональный подход или семиотический, системный, структурный анализ. Тогда возможно наблюдать ход фабулы, как в открытой, так и в закрытой драматургической форме.
Имманентный анализ – это исследование внутренних отношений в драматургическом тексте, внутренней структуры, как смыслов и значений, так и позиций, взглядов, целей. Внешняя структура – это объективная и субъективная возможность воплощения/высказывания в той или иной театральной форме.
Структурный анализ формы и содержания – это поиск структуры формы адекватной структуре содержания, т.к. любое развитие содержания и всякое новое знакомство с реальностью порождает форму, адаптированную к сохранению/удержанию и передаче содержательного смысла.
Структура события. В театре структурная организация процесса развития всегда предопределяется событийным аспектом сценического произведения с одной стороны, и непрерывной практикой осмысления, к которому принужден зритель – с другой.
I. Категории структурного анализа.
1. Система – в определенных законах и принципах, упорядоченное множество связанных друг с другом элементов (системы характеров, обстоятельств, а так же пластическая, словесная системы и т.д.).
2. Структура – вся совокупность внутренних отношений системы (триада идей, тенденция, концепция, трактовка, интерпретация – как организующие эти отношения).
3. Элемент – далее не делимая (при данном способе рассмотрения) единица/часть, составляющая предмет исследования – действие/акция, поступок, фраза/реплика, жест, эпизод и т.д.
4. Отношение – связи между элементами, при котором модификация одного из них влечет за собой модификации других (исполнитель, замысел, жанр, обстоятельства, сценографическое решение и т.д.).
5. Уровень – расположение однопорядковых элементов или однопорядковых элементарных решений по их значению в выявлении идеи, смысла, борьбы (первый план, второй план, характеры и поступки, темы героев, время, среда и т.д.).
6. Иерархичность – внутренняя организация элементов системы по значению подчинения логике развития и восприятия, зависимости и причинно-следственных связей (событийный ряд, сквозное действие, линия поведения, линия развития характеров, развертывание пружины конфликта/интриги).
7. Положение – размещение элементов в системе или организация элементов в структуре (композиция, театральные стилистические фигуры, приемы игровой логики, монтаж, сценические задачи и т.д.).
8. Оппозиция – дуальное положение противопоставляемых элементов системы или бинарное отношение элементов в структуре (конфликт, контраст, внутренние и внешние противоречия, цели и препятствия, перипетийная структура и т.д.).
9. Модель - определительная сторона анализа (ассоциация, образ, троп, символ, знак и т.д.).
II. Театральные единицы.
1. Единица сюжета: поступок, акция, действие (т.к. сюжет – это цепь или сцепление акций, акциональных цепочек, взаимосвязанных и взаимообусловленных).
2. Единица фабулы: перипетия, событие (конфликтный факт), мотив, интрига, коллизия.
3. Единица содержания: персонаж, характер, тип, явление жизни, обстоятельства.
4. Единица сценической композиции: - отрезок произведения, в рамках или границах которого сохраняется одна определенная форма (способ, прием, ракурс, фигура) драматургического или сценического повествования.
4.1. Простейшие единицы композиции соединяются в более сложные композиционные компоненты: портрет, разговор (диалог), эпизод, событие, мизансцена.
4.2. Еще более крупными компонентами композиции являются – сцена, явление – на протяжении сцены, явления сохраняется единый ракурс изображения, одна точка зрения повествователя (драматурга, режиссера) или персонажа.
4.3. Самой крупной единице является акт или действие.
4.4. Элементы драматической или сценической композиции:
a. динамика повествования;
b. статика описания или характеристики;
c. диалог;
d. монолог;
e. авторская ремарка;
f. фабульное отступление.
Глава 6..