Негативные последствия изменения

Процедура, помогающая преодолеть настороженность лица, подвергаемого терапии, заключается в указании на последствия изменения, что в свою очередь призвано усилить мотивацию пациента. Данную интервенцию можно использовать при работе с различными случаями, но наиболее полезной она оказывается когда мы имеем дело с затянувшимися проблемами и сильным сопротивлением. К слову сказать, все техники сдерживания оказываются идеальными для пациентов, демонстрирующих высокий уровень сопротивления. К данной процедуре обращаются после совершения вступительной оценки и установления целей терапии. Терапевт информирует пациента о том, что последствия изменений могут быть как негативными, так и позитивными. Пациент утверждает, что желает изменений; но прежде чем терапевт согласится помочь ему в этом, он должен быть уверен, что пациент больше выиграет, нежели проиграет. Перед тем, как применить рассматриваемую технику, терапевт должен подготовиться к этому, т.е. задуматься над всеми «негативными» последствиями достижения пациентом желаемой цели. В действительности эти «негативные» последствия являются полезными, однако терапевт приклеивает к ним негативный ярлык.Будет полезно взвесить «негативные» последствия в отношении всех возможных областей жизни.

К нам обратился мужчина, который на протяжении многих лет страдал депрессией. Он неоднократно предпринимал попытки вылечиться, но улучшения не наступало. На одном из первых сеансов мы проанализировали «негативные» последствия возможного изменения. Ещё до встречи с клиентом мы приготовили перечень возможных последствий, а также попросили пациента подготовить собственный список. После упорядочения наши описания представляются следующим образом:

НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОТКАЗА ОТ ДЕПРЕССИИ

Окружение: До сих пор пациент жил под стеклянным колпаком, не выходя за рамки общения с немногочисленными друзьями. Сеть его социальных контактов ограничивалась больной матерью, женой и терапевтами. «Негативные» последствия: если бы пациент отказался от депрессии, он смог бы завязать новые знакомства, что нередко вызывает стресс и ведёт к конфликтам и отвержению.

Родители: Отца пациента уже не было в живых. Матери было уже за восемьдесят и она страдала депрессией с двадцатилетнего возраста. «Негативные» последствия: если бы пациент избавился от депрессии, мать могла бы обвинить его в нелояльности. Имел ли он право на большее счастье, нежели она?

Супружество: Жена пациента была доминирующей, не терпящей возражений женщиной, обладающей в доме неограниченной властью. Она проявляла склонность к жёсткому поведению и, кроме того, неустанно высматривала в муже признак очередного депрессивного эпизода. «Негативные» последствия: после отказа от депрессии мужчина стал бы более асертивным и стремился бы взять на себя большую ответственность за супружескую жизнь. Такое изменение наверняка привело бы к ссорам и, кроме того, лишило бы жену её основного занятия. Что бы она тогда с собою делала?

«Я»: Депрессия сделала пациента зависимым от других. Он воспринимал себя как «человека с депрессией». «Негативные» последствия: после отказа от депрессии мужчина стал бы независимым человеком. Он выну­жден бы был уже в зрелом возрасте начать поиск но­вой идентичности.

Дети: У мужчины было двое взрослых детей. Он редко с ними встречался, т.к. отказался от всех поездок (один из депрессивных эпизодов начался у него во время по­ездки). Он чувствовал себя виноватым в том, что не уделяет детям достаточного внимания и не может оказать им финансовую помощь, т.к. это превышает его возможности. «Негативные» последствия: если бы пациент освободился от депрессии, он смог бы сблизиться с детьми. Он должен был бы их лучше уз­нать. Мужчина стал бы также более жёстким и мог бы перестать откликаться на их просьбы о деньгах, что наверняка привело бы к конфликтам.

Представляя каждое из этих «негативных» последствий, мы называли причины, по которым изменение могло бы повлечь за со­бой негативные последствия. При этом мы произносили следую­щее: «Вы действительно готовы сделать это? По нашему мнению, в этом заключается большой риск, и даже опасность. Данный пат­терн сопутствовал вам на протяжении всей жизни, поэтому вам следует хорошенько всё обдумать, прежде чем вы решитесь от не­го отказаться».

Данная процедура предоставляет пациенту стимул к изме­нению. Это провокация, рассчитанная на вызов сопротивления в отношении неизменности.Если пациент не начнёт сомневаться в представленных ему «негативных» последствиях, следует уси­лить негативную формулировку. Реакция пациента, случай которого описывался выше, была следующей: «Если это и есть ожидающие меня «несчастья», я хочу их пережить».

* * *

Другой случай касался стареющих супругов. Когда самый младший ребёнок покинул их дом, партнёры попытались сблизить­ся друг с другом. Хотя в ходе терапии затрагивались и иные про­блемы, достижение близости являлось для них самой важной за­дачей. Пациенты неоднократно добивались определённого успеха, но всякий раз всё возвращалось к первоначальному состоянию. Супруги получили парадоксальное письмо, содержащее: а) пози­тивное значение; б) рецепт, приказывающий жить рядом друг с дру­гом (parallel marriage); и в) список пяти негативных последствий из­менения.

Это последний пункт по существу представляет собой па­радоксальное предвидение событий, которые могли бы произойти, если бы супруги сблизились друг с другом. Реакцией пациентов на письмо стало умножение усилий, прикладываемых к сотрудничест­ву. Оба супруга подвергли сомнению все пять пунктов из списка не­гативных последствий. Перед тем, как отправить письмо, терапевт сказал супругам, им. сначала следует разделиться.

Дорогие Марк и Бетти!

Я детально обдумал все наши предыдущие встречи и при­шёл к следующему выводу.

У меня нет никаких сомнений в том, что вы очень цените друг друга. Вы неоднократно доказывали это, и каждый из вас достигал определённого успеха в ходе данной терапии, хотя затем вы и возвращались к своему первоначальному «я».

В вашем союзе меня больше всего поражает то, как многим может пожертвовать каждый из вас ради партнёра. Мне кажется, что очень важно, а может даже и необходимо, чтобы вы отдалились друг от друга, т.к. это позволит вам сохранить брак и даст возможность существовать каждому как личности. Я начинаю подвергать сомнению возмож­ность в вашем случае более тесного скрепления брачных уз. По крайней мере до сих пор все ваши шаги в этом на­правлении оказывали негативное влияние на ваш брак.

Быть может вам следует изменить поставленные перед со­бой цели и начать «жить рядом друг с другом». По моему убеждению последствия вашего сближения ока­жутся следующими:

Болезненный период повторного обсуждения ваших отно­шений. Резко измениться способ определения вами вашего же брака - возможно это вообще перестанет быть браком. Период угнетения. Вы бы начали спрашивать у себя, поче­му вы ранее не провели этих изменений, и вас бы мучили мысли о напрасно потерянном времени. Период интенсивного самоанализа. Вам бы пришлось про­анализировать причины, по которым вы так многим жерт­вуете ради своего брака, а затем решить, чего каждый из вас хочет. Многие годы вы охраняли друг друга от принятия индивидуальных решений.

Весьма вероятно, вы вскоре узнаете, что такое крупные ссоры.

Весьма вероятно, каждый из вас почувствует, что партнёр одержал над вами верх.

Мне бы хотелось, чтобы вы каждый вечер вплоть до нашей следующей встречи читали это письмо: один день пусть чи­тает Марк, второй - Бетти - и так поочерёдно. Каждый ве­чер уделяйте обсуждению содержания письма по крайней мере полчаса. Сам же я поговорю с вами о нём на следую­щем сеансе и никак не раньше.

Наши рекомендации