Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова
Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»
Текст опросника
1а. Ухаживать за животными.
или
1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).
2а. Помогать больным.
или
2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин.
3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок.
или
3б. Следить за состоянием, развитием растений.
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.).
или
4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать.
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи.
или
5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты).
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы).
или
6б. Тренировать товарищей (или младших) для выполнения и закрепления каких-либо навыков (трудовых, учебных, спортивных).
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты).
или
7б. Управлять какой-либо машиной (грузовым, подъемным или транспортным средством) – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.).
или8б.
Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов).
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище.
или
9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.
10а. Лечить животных.
или
10б. Выполнять вычисления, расчеты.
11а. Выводить новые сорта растений.
или
11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т. п.).
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять.
или
12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.
или
13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты.
или
14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые).
или
15б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
16а. Делать лабораторные анализы в больнице.
или
16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий.
или
176. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов.
18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.
или
18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания.
или
19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.
или
20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.).
Лист ответов
I | II | III | IV | V |
1а | 1б | 2а | 2б | 3а |
3б | 4а | 5а | 5б | |
6а | 6б | 7а | ||
7б | 8а | 8б | ||
9а | ||||
10а | ||||
11а | 11б | 12а | 13а | |
13б | 14а | 14б | 15а | 15б |
16а | 16б | 17а | ||
17б | 18а | 18б | ||
19а | 19б | |||
20а | 20б |
Интерпретация:______________
Методика «Диагностика мотивационной структуры личности»
Инструкция
Перед вами 14 утверждений, касающихся жизненных устремлений и некоторых сторон образа жизни человека. Просим вас высказать отношение к ним по каждому из 8 вариантов ответов (а, б, в, г, д, е, ж, з), проставив в соответствующих клетках бланка для ответов одну из следующих оценок каждого утверждения: «+» — «согласен с этим», «=» — «когда как», «-» — «нет, не согласен», «?» — «не знаю». Старайтесь отвечать быстро, не задумывайтесь долго над ответами; отвечайте на вопросы последовательно, от 1а до 14з, следите за тем, чтобы не путать клетки. На всю работу у вас должно уйти не более 20 минут.
Текст опросника
1. В своем поведении в жизни нужно придерживаться следующих принципов:
а. «Главное – здоровье». Нужно делать все, чтобы беречь его.
б. «Время – деньги». Нужно стремиться больше заработать.
в. Свободное время нужно отдавать своим друзьям.
г. Никогда не сидеть без дела; а если его нет, то нужно искать.
д. Нужно постоянно делать добро, и тогда, когда это нелегко.
е. Нужно постоянно стремиться быть впереди других.
ж. Нужно стремиться понимать искусство, приобретать больше разных знаний.
з. Нужно стремиться открыть что-то новое, что-то изобрести, создать.
2. В своем отношении к работе и учебе нужно придерживаться следующих принципов:
а. Работа – это вынужденная необходимость; если есть возможность, то лучше не работать.
б. Если в группе возникает конфликт, то лучше не вмешиваться.
в. Я бы хотел, чтобы не месте учебы и на работе было как дома, удобно и красиво.
г. Главное – завоевывать авторитет и признание.
д. На работе нужно активно стремиться к продвижению, росту.
е. Нужно приобретать больше знаний и умений, чем это требуется учебной программой.
ж. В учебе всегда можно найти интересное, то, что может увлечь.
з. Нужно не только увлечься самому, но и увлечь других.
3. Среди моих дел в свободное от института время большое место занимают следующие:
а. Текущие домашние дела, помощь в семье.
б. Отдых и развлечения (телевизор, кино, прогулки и пр.).
в. Встречи с друзьями и знакомыми.
г. Общественные дела (напишите какие именно).
д. Занятия с детьми (не обязательно с собственными).
е. Учебные занятия.
ж. Увлекающее меня занятие – «хобби» (напиши, что именно).
з. Занятие, которое дает мне возможность заработать.
4. В институте у меня много времени занимают следующие дела:
а. Непосредственные учебные занятия (лекции, семинары, практикум и пр.).
б. Общение по делам (переговоры, выступления и пр.).
в. Разговоры, не связанные с учебой и институтскими делами.
г. Общественная работа (напишите, какая именно).
д. Самостоятельные занятия.
е. Занятия в кружках, секциях, обществах (напишите, в каких именно).
ж. Помощь другим студентам в учебе и других делах.
з. Свободное время, когда можно отдохнуть, погулять, поболтать.
5. Если бы пятница стала неучебным днем, я бы потратил этот день на то, чтобы:
а. Отдыхать.
б. Проводить время с друзьями и знакомыми.
в. Развлекаться.
г. Помогать в семье в различных домашних делах.
д. Участвовать в общественных мероприятиях (напишите, в каких именно).
е. Все равно заниматься учебой.
ж. Читал бы художественную литературу.
з. Заниматься своим увлечением – «хобби».
6. Если бы мне разрешили заниматься полностью по свободной программе, я бы основное время посвятил:
а. Занятиям на лекциях, семинарах и практических занятиях в том же объеме, но по своему выбору.
б. Свободному обсуждению различных учебных тем с теми преподавателями и студентами, которых сам бы для этого выбрал.
в. Слушал бы, что придется и обсуждал все это.
г. Общественной работе (напишите, какой именно).
д. Самостоятельным занятиям по повышенной программе (напишите, чем именно).
е. Занятиям в кружках и секциях (напишите, в каких именно).
ж. Помощи другим студентам в учебе и других делах.
з. Больше времени посвящал бы отдыху на свежем воздухе.
7. Я часто разговариваю с друзьями и знакомыми на такие темы:
а. О том, как интересно и приятно провести время.
б. Об общих знакомых.
в. О том, что слышу вокруг от окружающих.
г. О том, как пробиться в жизни, не быть хуже других.
д. Об учебных делах и увлечениях.
е. О своих увлечениях – «хобби».
ж. О том, чтобы придумать что-нибудь возбуждающее, требующее усилий.
з. О жизни, книгах, искусстве.
8. Благодаря институту я сейчас имею в своей жизни:
а. Привычную обстановку в которой мне нравится бывать.
б. Уважение среди окружающих.
в. Хороший коллектив, дружеские взаимоотношения.
г. Постоянно узнаю что-то новое, интересующее меня.
д. Чувство, что я могу приносить пользу.
е. Возможность развивать свои способности.
ж. Полезные для жизни умения.
з. Возможности для получения перспективной работы.
9. Больше всего мне хочется бывать в таком обществе:
а. Где шумно и весело.
б. Где красиво, уютно, приятно.
в. Где можно решить какие-то дела.
г. Где тебя уважают, признают лидером.
д. Где можно приобрести новых друзей.
е. Где бывают известные люди.
ж. Где занимаются каким-то общим делом: что-то создают, изучают и т.п.
з. Где можно показать свои способности: артистические, художественные, свои знания и т.д.
10. Мне хотелось бы, чтобы в институте и на работе рядом со мной были такие люди:
а. С которыми имеется взаимная симпатия.
б. С которыми можно поговорить на разные темы.
в. Которым я сам могу в чем-то помогать.
г. Которые знают много полезных, практических вещей: где что можно достать, как заработать денег.
д. Которые имеют авторитет и уважение среди окружающих.
е. Которые знают, как нужно вести себя в разных ситуациях.
ж. У которых есть интересные мысли, новые идеи.
з. Которые готовы поддержать тебя в трудных ситуациях.
11. Я думаю, что сейчас имею в своей жизни в достаточной степени:
а. Материальное благополучие.
б. Возможности для интересных развлечений.
в. Хорошие, спокойные домашние условия.
г. Достаточно друзей и возможности проводить время в обществе.
д. Чувство уважения и симпатии со стороны окружающих.
е. Самостоятельности, возможности поступать так, как считаю верным.
ж. Чувство, что приношу определенную пользу (напишите, что именно).
з. Что-то умею, что важно для жизни (напишите, что именно).
12. Благодаря своему труду и способностям я имею к настоящему времени:
а. Много знаний и полезных умений.
б. Чувство спокойствия и уверенности в жизни.
в. Много интересных встреч и бесед.
г. Занятие, которое меня увлекает.
д. Чувство, что я достигну в будущем того, чего хочу.
е. Авторитет и уважение среди окружающих.
ж. Достаточную самостоятельность и независимость.
з. Умение самостоятельно заниматься и работать.
13. Больше всего мне нравятся такие состояния настроения:
а. Состояния покоя, отдыха, когда не нужно думать о насущных заботах.
б. Когда кругом комфортное, удобное, приятное окружение.
в. Когда кругом оживление, веселая суета.
г. Когда мне предстоит провести время в приятном обществе.
д. Когда испытываю чувство соревнования, активности, риска.
е. Когда испытываю чувство активного напряжения и ответственности.
ж. Когда погружен в свою работу.
з. Когда включен в совместную с другими работу.
14. Когда меня постигает неудача, не получается то, что я очень хочу:
а. Я расстраиваюсь и долго переживаю.
б. Стараюсь переключиться на что-нибудь другое, приятное.
в. Теряюсь, не знаю, что делать, злюсь на себя.
г. Злюсь на то, что мне помешало.
д. Стараюсь оставаться спокойным, и обычно мне это удается.
е. Пережидаю, когда пройдет первая реакция, чтобы спокойно проанализировать, что произошло.
ж. Стараюсь понять, в чем я сам был виноват.
з. Стараюсь поправить причины неудачи и поправить положение.
Бланк для ответов
а | ||||||||||||||
б | ||||||||||||||
в | ||||||||||||||
г | ||||||||||||||
д | ||||||||||||||
е | ||||||||||||||
ж | ||||||||||||||
з |
Интерпретация:______________