Стратегия формирующего эксперимента. Основная цель - активное вмешательство в построение процесса с заданными свойствами (основатель метода Л.С. Выготский)
Предмет и задачи возрастной психологии. Взаимосвязь возрастной психологии с другими науками.
Это наука о закономерностях и этапах псих. Развития человека и формирования его личности в онтогенезе.
Возр. псих. Рассматривает феноменологию развития личности в детстве, отрочестве, в период зрелости и старости.
Задача возр. псих.:
-определение особенностей псих. развития человека на каждом возрастном этапе
-изучение условий развития человека
-составление прогноза развития
-объяснение целей и планирование коррекции развития (что должно быть к концу каждого возр. этапа)
-оценка коррекционного развития
I.Возр. псих. имеет теснейшую связь с циклом биологических дисциплин:
-с генетикой
-физиологией и др.
Эмоциональная сфера чел. тесно связана с развит. эндокринной системы. Изменение гормонального фона имеет влияние на эмоциональную сферу.
II.Связь с:
-этология
-зоопсихология
III.-культурная антропология
-этология
Эти дисциплины изучают межкультурные различия в поведении и эмоциональное реагирование людей, а также надкультурные универсалии.
IV.Цикл психологических дисциплин:
-общая психология
-социальная психология
-психология индивидуальных различий
-психогенетика
-психолингвистика и т.д.
2. Методы возрастной психологии:
I. Наблюдение:
а) включенное наблюдение – это когда экспериментатор лично;
б) невключенное наблюдение – через зеркало Гизелла, камеру.
Требования к наблюдению за ребенком:
-Экспериментатор должен быть знаком с детьми, детям.
-Количество наблюдений должно быть увеличено (несколько наблюдений)
-При наблюдении за ребенком должны быть выделены чётко критерии, по которым проводятся наблюдения
-Для точности вводится дополнительный наблюдающий
II. Самонаблюдение:
-можно использовать с 10-12 лет, когда развивается рефлексия
III. Анализ продуктов деятельности (рисунков, дневников, работ и т.д.)
IV. Беседа:
нужна цель, стандартизированность, вопросы (заготовленные)
Пиаже – метод клинической беседы, он был приравнен к эксперименту. В зависимости от ответов ребенка, меняются вопросы.
V. Метод эксперимента
Основные требования к методу эксперимента:
-объективность
-валидность(характеризует о том, что полученные данные адекватно отражают процессы, которые вы изучаете)
-надежность
-воспроизводимость
Эксперименты:
1)по огранизации эксперименты:
-констатирующий эксперимент
-формирующий эксперимент
-контрольный экс.
Две стратегии проведения эксперимента:
Констатирующая стратегия (в основном тестирования, срез показателей на данный момент времени)
Формирующая стратегия; Л.С.Выготский разработал метод формирующего генетически моделирующего эксперимента, кот. позволяет не только оценить уровень актуального развития тех или иных псих. функций, но и изучить особенности их формирования путем искусственного воспроизведения наиболее существенных психолого-педагогических и социальных условий.
VII. Метод продольных срезов и поперечных.
Метод поперечных срезов основан на одновременном сравнительном изучении испытуемых разных возрастных групп.
Его недостатки:
-критерии возраста
-опасность усредненных данных
-при сравнении полученных результатов игнорирование социальных возрастных условий
Метод продольных срезов (лангитюдные иссл) систематическое исследование псих. развития человека или группы лиц на протяжении достаточно длительного времени.
Основное достоинство этого метода-получение более полной, целостной картины развития.
Недостатки: трудоемкость и дорогая цена
2) по методу проведения:
А)естественный(на базе школы и т.д.)
Б)лабораторный
В)педагогический
Методики возрастной психологии: анкетирование, тестирование.
Проективные методы исследования – направлены на изучение бессознательных процессов человека.
(могут быть рисуночные, неоконченные предложения, использование картинок в изуч. бессознат. (проетивные методики), социометрические методики).
3)Константирующая и фиксирующая стратегии исследования. Основные разновидности констатирующего исследования: продольные и поперечные срезы.
Стратегия формирующего эксперимента. Основная цель - активное вмешательство в построение процесса с заданными свойствами (основатель метода Л.С. Выготский)
Различают лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой; естественный эксперимент проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением результатов.
Стратегия констатирующего эксперимента. Основная цель - установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики, дать качественное описание.
а) метод поперечного среза – форма исследования основанная на одновременно сравнительном изучении испытуемых разных возрастных групп. Недостатки: критерии возраста.при сравнение полученных результатов игнорирование соц.возрастных условий.
б) лонгитюдный метод, который часто называется "продольным исследованием". Здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени. Достоинства: получение более полной картинки развития. Недостатки- трудоемкость
Вопрос №4 Соотношение понятий рост развитие и созревание. Формы и области развития.
Развитие – является предметом возрастной психологии, процесс необратимых направленных и закономерных изменений приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных образований психики и поведения человека.
3 составляющих : необратимость – направленность – закономерности
Созревание – процесс, течение которого зависит от унаследованных особенностей организма, предварительно запрограммированных изменений организма.
Рост – процесс количественных изменений в ходе совершения той или иной психической функции.
Развитие, созревание и рост связаны следующим образом – созревание и рост это изменения количественные, служащие основой для развития качественных изменений.
Типы развития по Выготскому:
1. Преформированный – тип развития, когда в самом начале заданы, закрепленыи зафиксированы те стадии, которые организм пройдет при известном конечном результате.(эмбриональное развитие). Закон Геккеля – онтогенез есть краткое развитие филогенеза.
2. Непреформированный – развитие : общества эволюции галактики. Не предопределен заранее ; дети разных эпох развиваются по разному.