Направления исследований в психологии невербального общения

Введение

Как известно, сегодня наблюдается повышенный ин­терес к различным сторонам невербального обще­ния, но больше всего внимание людей обращено к не­вербальному, экспрессивному «языку» как показателю индивидно-личностных характеристик человека, его от­ношений и взаимоотношений, как средству влияния на другого человека. Открываются центры физиогноми­ческой диагностики, работают различные тренинговые группы, цель которых обучить «читать человека как книгу». Становится плохим тоном, если в проспектах различных психологических семинаров, школ отсут­ствуют обещания научить владеть «языком тела» и по­нимать его. Поток услуг, направленных на быстрое обучение учителей, врачей, менеджеров, специалистов таможенных, рекламных служб и многих других про­фессионалов овладению невербальным общением, про­должает нарастать. Данный факт был бы отрадным, если бы в большинстве предлагаемых программ обуче­ния не упрощались представления о связи невербаль­ного поведения и речи, о роли невербальных средств в формировании образа (модная имиджелогия), в дости­жении определенного воздействия или формировании эмоционального отклика определенной модальности, не преувеличивались или, наоборот, не преуменьшались диагностические, коммуникативные, регулятивные воз­можности невербального общения.

Вместе с этим нельзя отнести интерес психологов к социально-психологическим аспектам экспрессивного невербального общения к сиюминутным, прагматичес­ким интересам, возникшим в последнее время. Данная область психологии всегда привлекала внимание как теоретиков, так и практиков. Но, к сожалению, глубо­кие теоретические разработки проблем невербального общения, огромное количество экспериментальных исследований, практические рекомендации не всегда доступны широкому кругу психологов, специалистов из других профессиональных сфер. Поэтому основную массу сведений об особенностях невербального обще­ния, о его феноменах, черпают заинтересованные в них специалисты из учебных пособий «по языку тела». В них, как правило, приводятся описания невербальных кодов состояний, отношений, свойств личности и на­страивается читатель на то, что достаточно заучить при­веденные невербальные коды, чтобы их можно было использовать в качестве системы знаков-индикаторов внутреннего мира человека. Современное состояние психологии невербального общения не позволяет отно­ситься с детским оптимизмом к идее «научности и прак­тичности» такого рода рекомендаций. Назрела необхо­димость в систематизации исследовательских данных в области психологии экспрессивного невербального об­щения, сформировалась потребность в теоретическом и экспериментальном анализе тех форм поведения лич­ности, которые оказывают непосредственное влияние на групповые процессы, общение, совместную деятель­ность (например экспрессивное, невербальное поведе­ние лидера, политического деятеля или невербальное поведение этнической группы, толпы, невербальные интеракции в семье и т. д.).

Необходимость анализа и обобщения эксперимен­тальных данных в области психологии невербального общения предопределена самой спецификой как прак­тической психологии, так и феномена «экспрессия че­ловека». Каждый психолог — это не только професси­онал, решающий те или иные задачи, но и человек, который, как и все люди, живущие на нашей планете, с момента рождения и до последних дней погружен в мир противоречивых, а порой драматических связей между экспрессивным поведением и психологическими характеристиками партнера по общению. Обыден­ный опыт интерпретации экспрессии положил начало формированию практической психологии экспрессив­ного невербального общения. На протяжении веков статус «психолога» приобретал именно тот, кто умел интерпретировать экспрессивное поведение и исполь­зовать его для воздействия на других людей. В этой связи психолог-практик оказывается в весьма непрос­той для него ситуации. Он должен в своей работе по­стоянно демонстрировать способности, которые прису­щи каждому человеку, и в то же время обладать таким уровнем развития этих способностей, который бы обес­печивал эффективность его деятельности, свидетель­ствовал бы о его профессиональном статусе, страхую­щем от ошибок обыденной интерпретации экспрессии, и вместе с этим, делающем его открытым в отношении спонтанно накопленного опыта. Проблема социальных способностей психолога актуализируется в связи с рас­смотрением взаимосвязей между экспрессией и психо­логическими характеристиками личности.

Особенно актуальными становятся выводы психологии невербального общения в связи с развитием социальной психотерапии, социально-психологического тренинга. Работая в этих областях, отечественные психологи-прак­тики столкнулись с фундаментальной ошибкой, сфор­мировавшейся в результате полного игнорирования тех идей психологии невербального общения, которые име­ли отношения к «вечной» проблеме взаимосвязи «души и тела», экспрессии и психологических особенностей человека. На протяжении длительного этапа развития советской психологии многими исследователями недо­оценивалась экспрессия как в плане коммуникации, так и в плане психодиагностического средства, способа управления общением, влияния на его модальность, на появление затрудненного и незатрудненного общения. Преодоление этих заблуждений отечественной психо­логии предполагает обращение к психологии экспрес­сивного невербального общения с определенных теоретических и методологических позиций. Но создать стройную концепцию психологии экспрессивного не­вербального общения на данном этапе ее развития, учи­тывая существенный разрыв между ее теоретическими и практическими ветвями, чрезвычайно сложно. Кро­ме этого, поскольку психология невербального общения является частью психологической науки, постольку ей присущи все те особенности, которые характерны для всей психологии, и в первую очередь столкновение подходов, сформировавшихся в рамках естественно­научного и гуманитарного знания, конфликт идей праг­матического и гуманистического направлений, дефицит адекватных исследовательских методов и практических технологий. Поэтому одна из главных задач отечествен­ной психологии экспрессивного невербального обще­ния заключается в том, чтобы составить современное представление об этой области психологии, включая и те противоречия, которые названы выше, и попытки их преодолеть, опираясь на ряд теоретических схем.

В данной монографии, рекомендованной к изданию в качестве учебного пособия, представлен личностно-динамический подход к феномену «экспрессия челове­ка», структурно-функциональный подход к анализу эк­спрессивного, невербального общения, подход к интерпретации как к творческому процессу. Экспрессив­ное невербальное общение и его особенности рассмат­риваются в пространстве социокультурных, социально-психологических и индивидно-личностных координат. Особое место отводится в монографии рассмотрению таких явлений, как экспрессивное Я личности, кинеси-ко-проксемические паттерны отношений и взаимоотно­шений личности, феномены общения и межличностно­го познания, порожденные экспрессией человека.

Экспрессивное поведение и невербальная интерак­ция рассматриваются в качестве предметных областей психологии экспрессивного невербального общения, и как «объекты» социального познания, социально-пер­цептивной деятельности субъектов общения, и как инструменты практической деятельности широкого круга специалистов, в том числе психологов-исследователей и психологов-практиков. Рассмотрение феноменов эксп­рессивного невербального общения сопряжено с при­влечением работ, выполненных в контексте коммуни­кативного, социально-перцептивного и интерактивного подходов. Такая позиция автора определена не только тем, что порой весьма трудно отнести исследования к тому или иному ракурсу изучения экспрессивного не­вербального общения, но, главным образом, тем, что в общении образы, понятия, интерпретации неотделимы от отношений и обращений, что они являются теми образованиями, которые сами выполняют коммуника­тивные и регулятивные функции.

Автор надеется на то, что содержание книги будет способствовать изменению стратегии и тактики прак­тической работы в области психологии экспрессивно­го невербального общения особенно тогда, когда ста­вится задача обучить адекватному распознанию экспрессии личности, или тогда, когда психолог рас­сматривает динамику невербального общения, измене­ния феноменов, сопровождающих его в качестве показателей эффективности коррекции личности, вза­имоотношений в группе. В то же время автор книги не претендует на то, чтобы удовлетворить все потребнос­ти практической психологии в знаниях об экспрессив­ном, невербальном общении или, как принято говорить, о «языке тела», а правильнее сказать, о «невербальном, экспрессивном языке души». Решить такую задачу до­статочно сложно в силу объемности и многогранности самого феномена «экспрессия человека», а также соци­ального взаимодействия и познания. Основное внима­ние в монографии направлено на те проблемы, которые в первую очередь требуют самоопределения психоло­га. Если для психолога остается неясной его позиция в отношении того, что есть экспрессивное невербальное общение, что такое невербальная коммуникация или невербальная интеракция, каковы связи между ними, какие факторы предопределяют результаты социально­го познания невербального поведения, как взаимосвя­заны экспрессия и структуры личности, то его теоре­тическая и практическая деятельность будет сопряжена с достаточным количеством трудностей. Поэтому содер­жание книги нацелено прежде всего на поиск ответов на данный круг вопросов

Итак, одна из главных целей заключается в том, что­бы привлечь внимание как студентов, аспирантов, пре­подавателей гуманитарных наук, так и теоретиков, ис­следователей, психологов-практиков и представителей других видов деятельности к проблеме экспрессивного невербального общения, проникновение в суть которой находится на пересечении определенного уровня про­фессионализма и специфического психологического творчества в сфере социального взаимодействия и по­знания, приравнивающего процессы интерпретации экспрессии и установления связей между ней и пси­хологическими особенностями личности, группы к ис­кусству.

Глава 1

Психология экспрессивного невербального общения: основные понятия и предмет

Направления исследований в психологии невербального общения

Несмотря на огромный интерес к психологии не­вербального общения специалистов из различных об­ластей, на большое количество работ, выполненных ис­следователями различных ориентации, на появление специальных журналов (например, «Journal of nonverbal behavior»), психология невербального общения пережи­вает не лучшие времена. Некоторое разочарование, последовавшее за рядом успешных научных акций, сви­детельствующих о самостоятельности и значимости не­вербального общения, наступило в результате ряда не­удачных попыток найти универсальное решение ряда «старых» проблем, поставленных еще предшественни­ками и последователями Ч. Дарвина. Среди этих про­блем находится на первом месте проблема, обозначен­ная как терминологическая путаница и возникшая в результате расчлененности самого феномена «невер­бальное общение» на отдельные его проявления Кри­тике подвергается сам термин «невербальное», который стал категорией, объединяющей различные явления, и превратился в самое широкое понятие, которое можно встретить в современной тт-чутсе, — это понятие «несло­весный ялыл». kjho объединяет большой крут явлений и включает не только движения тела человека, но и самые различные предметы труда, быта, одежду, косме­тику, окружающую среду, архитектуру, такие виды искусства, как балет, музыка и живопись. Короче гово­ря, все то, что не есть слово.

Различные составляющие «несловесного языка» яв­ляются предметом специального обсуждения в соответ­ствующих областях философии, лингвистики, ли­тературоведения, искусствознания, культурологии, психологической науки. Они сообщают категории «не­вербальное общение» расширительное толкование, сближающее ее с такими категориями, как коммуника­ция, взаимодействие и т. д., и вводят ее в ранг суперка­тегорий, имеющих важное социокультурное значение. Вместе с этим такой подход к трактовке невербального общения размывает предметную область, но не осво­бождает от необходимости занять определенную пози­цию, если речь идет о невербальном общении или не­вербальной коммуникации, или о невербальном поведении, иначе возникает ряд понятийных проблем и трудностей стратификации феноменов.

Другая проблема, сформировавшаяся в результате не совсем успешных попыток формализовать невербаль­ное общение, — это замена терминов «невербальные коммуникации», «невербальное поведение» на терми­ны «невербальные намеки», «невербальные ключи», «невербальные события», «язык тела» (bodily communication, bodily cues), это сведение понятия не­вербальное общение к кинесике либо к отдельным его функциям.

Вместе с этими проблемами определения статуса невербального общения начинает просматриваться тен­денция сведения его к комплексу разнообразных дви­жений тела, что выносит за пределы средств невербаль­ного общения такие явления, как среда, костюм, архитектура, музыка и т. д. В действительности термин «невербальный» может означать значительно больше, чем «не слово — движение тела». Достаточно сослать­ся на то, что в самой психологии существует класс методов, получивших название «невербальные», «экспрес­сивные», что подразумевает не изучение движений тела, а использование с целью диагностики личности цвета, формы, пространства, рисунка, танца и т. д. Но если попытаться свести невербальное общение к ком­плексу движений тела, то и в этом случае появляется необходимость определиться в том, о каких движени­ях идет речь. Как известно, в психологии и не только в ней изучаются произвольные и непроизвольные движе­ния; предметно-изобразительные; танцевальные движе­ния; ритуалы; спортивные движения (например, аэро­бика) , экспрессивные движения и т. д. Современные попытки установить круг движений, имеющих отноше­ние к невербальному общению и, по сути, рассматри­вающихся то как средство, то как способ передачи определенной информации, базируются на идеях Ч. Дарвина, Ф. Дельсарта, В. Райха, Д. Эфрона, Р. Бердвистелла, А. Шефлена, Е. Холла, П. Экмана и многих других. Исходя из этих работ, система движений, рас­сматриваемых в контексте психологии невербального общения, включает: телодвижения, позы; движения рук, жесты; движения и выражения лица; прикоснове­ния; движения, выражения и контакт глаз; параязык, интонационно-вокальные движения; передвижения в пространстве. В зависимости от степени их формали­зованное™ они относятся то к невербальному поведе­нию, то к невербальным коммуникациям.

В отечественной психологии понятие «общение» охватывает широкий круг явлений, включающих про­цессы взаимодействия, взаимовлияния, взаимопонимания, сопереживания (Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, Б. Д. Парыгин, В. Н. Панферов и многие другие). В со­циальной психологии принято рассматривать общение как особый вид психологической деятельности, резуль­татом которой являются образования и изменения в когнитивной (образы, впечатления, понятия, представ­ления, интерпретации, эталоны, стереотипы и т.д.), в эмоциональной сфере личности (чувства, состояния и т. д.), изменения в области ее отношений и взаимоот­ношений, в формах поведения и способах обращения к другим людям.

Как отмечает ряд исследователей, в процессе обще­ния изменяются знания о себе и других, формируются конкретные и обобщенные представления о ситуациях взаимодействия, о видах взаимоотношений, о качествах личности, развиваются определенные способности и социальный интеллект человека. Направление (прогрес­сивное — регрессивное; деструктивное — конструктив­ное) развития личности в общении, модальность, знак результатов (позитивные — негативные) и их эмоцио­нальное наполнение определяется многими составляю­щими общения, среди которых первое место занимают установки, особенности направленности на себя и дру­гого в общении. Исходя из такого подхода к общению, можно выделить деструктивное и конструктивное не­вербальное общение (successful — nonsuccessful nonverbal communication); монологическое и диалоги­ческое; личностно-направленное и социально-ориенти­рованное; непосредственное и опосредованное сред­ствами массовой информации (телевидение, радио). Наряду с такими видами невербального общения мож­но говорить в соответствии с социально-психологичес­кой классификацией общения (установка или вид на­правленности; отношение к другому; содержание общения; особенности восприятия партнера; норматив­ность обращения и т. д.), о «примитивном», «мани-пулятивном», «конвенциальном», «доверительном», «де­ловом» и «личностном» невербальном общении. Безусловно, что классификации невербального обще­ния не исчерпываются только теми, которые приведе­ны выше. Но они свидетельствуют о том, что термин «невербальное общение» включает его различные виды и типы, закономерности функционирования которых могут стать как самостоятельным предметом изучения, так и рассматриваться в рамках, например, психологии манипуляций, деловых отношении, психосемиотики, психологии средств массовой коммуникации, в психо­логии развития личности и т. д.

Анализ имеющейся в нашем распоряжении литера­туры позволяет заключить, что невербальное общение — это такой вид общения, для которого является харак­терным использование в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа, понятия о партнере, осуществ­ления влияния на другого человека невербального по­ведения и невербальных коммуникаций. Из этого оп­ределения следует не только то, что невербальные средства полифункциональны, но и то, что этот термин объединяет явления различной природы, интегрирован-ности, сложности.

Исходя из принятых в отечественной психологии трактовок общения и его феноменов, следует подчерк­нуть, что наша точка зрения заключается в том, что невербальное общение не может быть сведено как к феномену «невербальные коммуникации», так и к фе­номену «невербальное поведение», «паралингвистика», «кинесика», «экспрессия», что часто наблюдается в пси­хологии.

Путаница в терминах «невербальное общение» и «невербальные коммуникации» возникает, во-первых, за счет того, что в поле зрения отечественных психоло­гов попадают публикации, содержащие в своем названии термин «nonverbal communication», который имеет ряд толкований в англо-американской научной литературе и по многим параметрам не соответствует сформировав­шемуся в отечественной психологии понятию «обще­ние». Смысл термина «nonverbal communication», выне­сенного в заголовок статьи или монографии, отношение к нему автора можно понять, только исходя из контек­ста опубликованной работы. Некритическое заимствова­ние термина «невербальные коммуникации», отсутствие дифференциации в его толкованиях обесценивают для науки и психологической практики данное явление.

Другой причиной, на наш взгляд, является существу­ющее в нашей психологии расширенное толкование феномена «коммуникация» (все есть сообщение, все есть текст и т. д.). И если в определенных областях зна­ния такая интерпретация коммуникации играет свою положительную роль, то в конкретных областях психо­логии применение данного термина — это уход от ана­лиза специфики невербальных коммуникаций, это дань моде, это в конце концов ни к чему не обязывающий термин или понятие, выступающее в роли синонима понятию «общение», но не требующее разъяснений.

Еще одной причиной является тот факт, что как оте­чественная, так и зарубежная психология невербально­го общения (коммуникации, поведения) формировалась как некое противопоставление вербальному общению, поведению, коммуникации. Отсюда термин «невербаль­ное» не столько существует для того, чтобы очертить область исследований, сколько употребляется для того, чтобы подчеркнуть, что речь пойдет о явлениях, не имеющих отношение к слову.

Следует также отметить, что изучение невербально­го общения с точки зрения его коммуникативной фун­кции долгое время осуществлялось как в нашей психо­логии, так и в западной в контексте речевых коммуникаций, в качестве дополнительного к речево­му языку средства — паралингвистика. И если благо­даря работам выдающихся психологов (40—70-е годы) статус психологии невербального общения, невербаль­ных коммуникаций, невербального поведения на Запа­де изменился, то в нашей отечественной психологии до сих пор преобладает либо паралингвистический подход, либо лингвоцентрический взгляд, когда невербальные средства анализируются на основе лингвистических критериев.

Несмотря на явные успехи в отстаивании самостоя­тельного статуса невербального общения, по-прежнему в качестве главного аргумента автономии остаются его отличия от вербальных языков. Наиболее полно особенности невербального языка как специфического языка общения описаны американским психологом Р. Харрисоном (236). В качестве критериев анализа невербального языка им выбраны те, с помощью которых характеризу­ется вербальный язык: дискретность, произвольность, определенность, абстрактность. Невербальный язык отличается от вербального по этим параметрам тем, что он континуальный, непроизвольный, вероятностный, конкретный. С точки зрения происхождения обоих языков Р. Харрисон фиксирует то, что невербальный является природным, первичным, правополушарным. Исходя из происхождения обоих языков, он вводит следующие характеристики: когнитивный — аффектив­ный, логический — интуитивный, сознательно употреб­ляемый — неосознанно используемый, целенаправлен­ный — нецеленаправленный, интенциональный — непреднамеренный. С точки зрения пространственно-временных характеристик вербальный и невербальный языки отличаются тем, что первый имеет линейную временную последовательность, а второй представляет пространственно-временную целостность. Вербальный язык легко кодируется и декодируется, чего нельзя ска­зать о невербальном. И наконец, вербальный язык — это вокально-звуковое явление, а невербальный состо­ит из разнообразных движений. К перечисленным осо­бенностям невербального языка следует добавить так­же и то. что «значительная часть невербальных текстов» вообще не может быть переведена в код ка­кого-либо языка, без существенной потери их смысла для партнеров (41).

Кроме этого, в англо-американской литературе на­блюдается, по мнению Р. Харрисона, приравнивание понятия «коммуникация» к понятию «передача». Поэто­му многих исследователей невербальной коммуникации интересуют ее сигнальные функции и в качестве пред­мета изучения ими рассматриваются способы, каналы передачи невербальной информации (визуальные, слу­ховые, тактильные, ольфакторные).

Исходя из всего вышесказанного, понятие «невер­бальное общение» является более широким, чем поня­тие «невербальные коммуникации». Невербальные ком­муникации — это система невербальных символов, знаков, кодов, использующихся для передачи сообще­ния с большой степенью точности, которая в той или иной степени отчуждена и независима от психологичес­ких и социально-психологических качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и мо­жет быть описана как лингвистическая знаковая сис­тема. Проблеме невербальных коммуникаций (в узком смысле данного понятия) посвящено достаточно боль­шое количество работ, которые убеждают в том, что конвенциальные, интенциональные, произвольные же­сты, телодвижения, позы, выражения лица успешно кодируются и декодируются, выступают в роли знаков, имеющих ограниченный крут значений, и выполняют функции сообщения.

Наряду с понятием «невербальные коммуникации» в современной психологии общения, особенно амери­канской, употребляется термин «невербальное поведе­ние». Анализ определений этих двух понятий приводит к выводу о том, что самая распространенная точка зре­ния — это отождествление невербального поведения и невербальной коммуникации, это подмена одного тер­мина другим, либо включение невербального поведения в состав невербальных коммуникаций, и наоборот. С нашей точки зрения понятие «невербальное поведение» более широкое, чем невербальные коммуникации, но более узкое, чем невербальное общение. Главное отли­чие между вербальными — невербальными коммуника­циями и невербальным поведением заключается, по мнению П. Экмана и Р. Шерера, высказанному ими в статье (228), в том, что у невербального поведения есть три главные характеристики, принципиально отделяю­щие его от невербальных коммуникаций и словесного языка —- это 1) континуальность против дискретности; 2) вариабельность против инвариантности, 3) непроизвольность против произвольности. К этим характерис­тикам молено добавить целостность, пространственно-временную нерасчлененность элементов структуры невербального поведения.

Таким образом, совокупность движений, комплексов движений, образующих структуру невербального пове­дения, отличает его от других видов действий, движе­ний тем, что они представляют из себя целостность, трудно разложимую на отдельные единицы, что в струк­туре невербального поведения преобладают непроиз­вольные движения над произвольными, неосознаваемые над осознаваемыми. Более подробно особенности невер­бального поведения человека будут рассмотрены в сле­дующем параграфе.

В конце 50-х — начале 60-х годов в результате соеди­нения усилий психологов, психиатров, психотерапевтов стала складываться традиция экспериментального ис­следования невербальной интеракции. В основе возник­новения невербальной интеракции лежат механизмы согласования, подстройки, переноса программ невер­бального поведения. В реальном акте общения невер­бальное поведение партнеров представляет различные уровни соответствия, гармоничности, целостности: от полного дублирования невербального поведения друг друга до полного рассогласования между ними, приво­дящему к разрушению самого феномена «невербальная интеракция». Центральной характеристикой, создаю­щей эффект «невербальной интеракции», является вза­имодействие между кинесической структурой невер­бального поведения и пространственно-временными компонентами общения — проксемикой. Невербальная интеракция, как и любой вид взаимодействия, являет­ся не только формой общения или объективно наблю­даемым фактом общения Это не только обмен програм­мами невербального поведения или невербальной коммуникации, но и результат данного обмена, кото­рый по своему психологическому смыслу гораздо бо­гаче и глубже, чем

исследователей просматривается попытка отождествить феномен «невербальная интеракция» с феноменом «не­вербальное общение». В действительности невербаль­ный контакт выступает только в качестве единицы не­вербального общения и в этом статусе выполняет все его функции, но не замещает процесс общения, разво­рачивающийся в пространстве и времени. Об основных параметрах невербальной интеракции речь пойдет в 3-м разделе данной главы.

Итак, в современной психологии невербального об­щения имеют место две предметные области: законо­мерности индивидуального невербального поведения, невербальных коммуникаций и закономерности функ­ционирования невербальных интеракций. Исследовате­ли, работающие в этих двух областях психологии невер­бального общения, стремятся определить, насколько связано невербальное поведение со структурой лично­сти и динамическими процессами в группе, насколько оно устойчиво-изменчиво и, наконец, что свидетель­ствует о том, что невербальное поведение может быть рассмотрено как личностное, диадное или групповое образование.

Если поставленные в связи с изучением невербально­го поведения и невербальной интеракции вопросы объе­динить, то их комплекс образует центральную пробле­му психологии невербального общения — проблему взаимосвязи невербального поведения с психологичес­кими и социально-психологическими характеристиками личности и группы. Уровень осмысления данной пробле­мы, выбор в соответствии с ним направлений решения определяет меру доверия диагностическим, коммуника­тивным, регулятивным, психокоррекционным возмож­ностям невербального поведения. Иными словами, оценка «научности — практичности» психологии не­вербального общения во многом зависит от того, как решается в ней проблема жесткости — вариативности связей между невербальным поведением и психологи­ческими, социально-психологическими характеристика­ми личности и группы.

Данная проблема является центральной, так как от ее решения зависят определение коммуникативного и индикативного статуса невербального поведения и от­вет на вопрос об условиях и факторах его превраще­ния в объект интерпретации в межличностном и в меж­групповом взаимодействии. От ответов на эти вопросы зависит статус психологии невербального общения в современной науке.

Решая эти и многие другие задачи, эксперименталь­ная психология невербального общения накопила ог­ромное количество интересных данных, но попытки создания концепций, объединяющих исследователей, касающихся природы, источников, условий формиро­вания невербального общения и личности, как субъек­та данного общения не увенчались грандиозными успе­хами. Одна из причин заключается в том, что многие исследовательские традиции в психологии невербально­го общения сложились под сильным влиянием есте­ственнонаучного подхода и лингвоцентрических идей. Длительное развитие психологии невербального обще­ния в рамках этих подходов привело к возникновению ситуации, для которой является характерным все боль­шее противопоставление двух позиций: первую из них можно сформулировать как позицию гиперболизации жесткости связей между невербальным поведением и психологическими характеристиками личности, а вто­рую позицию определить как позицию отчуждения «языка тела» от личности и превращения его в «текст», систему знаков, в некий культурный символ.

Углубляющийся разрыв между двумя позициями в исследовании невербального поведения вновь и вновь ставит вопрос об определении невербального поведе­ния и невербальных коммуникаций, вновь и вновь на повестку дня выносит вопрос об особенностях понима­ния и интерпретации невербального поведения в обще­нии. Отсутствие систематизированной информации по данным вопросам затрудняет самоопределение психоло­га как в области теории невербального поведения, так и в области его конкретной психологической практики.

Итак, из проведенного анализа феноменов невер­бального общения, невербальной коммуникации, невер­бального поведения следует то, что они являются предметом рассмотрения в различных направлениях пси­хологии общения: как коммуникативный феномен, как предмет социальной перцепции, как вид взаимодействия. Уже на первых этапах осмысления проблематики обще­ния формируется ряд подходов к невербальному обще­нию: социально-перцептивный, коммуникативный, пара-лингвистический, интерактивный. Невербальное общение становится предметом рассмотрения в рамках когни­тивной социальной психологии в связи с изучением аттитюдов, эталонов, стереотипов поведения. Оно зани­мает центральное место в различных школах символи­ческого интеракционизма, в теориях ролевого поведе­ния, средств взаимодействия и их значений. На него обращают внимание психоаналитики, изучая детско-ро-дительские отношения, взаимодействие психотерапевта и клиента. Невербальное поведение давно стало предме­том изучения в различных школах бихевиористского направления. Каждый из названных подходов имеет свою предысторию и историю становления, свои акцен­ты в рассмотрении невербального общения. Но важным на сегодняшний день является то, что психология не­вербального общения все чаще выступает в роли интег­ратора усилий специалистов, причисляющих себя к различным школам и направлениям. В этой связи она получает не только междисциплинарный статус, но и превращается в область психологического знания, ин­тегрирующую теории, подходы, сформировавшиеся в различных теоретико-методологических ориентациях.

Наиболее древнее направление изучения невербаль­ного общения — это изучение его в связи с речевым по­ведением человека. Оно берет свое начало в трактатах по ораторскому мастерству, а в современной психоло­гии представлено в таких областях, как паралингвисти­ка, экстралингвистика, психосемиотика, социолингви­стика и т. д.

В каждом из этих направлений проблемы психоло­гии невербального общения решаются в соответствии с тем, что вкладывается в понятие коммуникации, ин­теракции, социальной перцепции или социального по­знания, В целом подход к невербальному общению определяется тем, как трактуется собственно «фено­мен» общения и как решается проблема взаимосвязи «души и тела», «внешнего и внутреннего», на стыке каких областей психологии рассматривается невербаль­ное общение

Заявляемый в данной книге подход к невербально­му общению формируется на стыке проблем психоло­гии невербального общения, невербальной интеракции, невербального поведения, рассматриваемых сквозь призму психологии экспрессивного поведения, взаимо­действия и межличностного познания.

Наши рекомендации