Сущность и специфика менеджмента как научной дисциплины
Теорию (научную дисциплину) менеджмента можно охарактеризовать как аккумулированные и по определенным правилам логически упорядоченные знания, представляющие собой систему принципов, методов и технологий управления, разработанных на основе информации, полученной как эмпирическим путем, так и в результате исследований в различных областях науки.
Теория менеджмента отличается следующими особенностями:
• ориентирована на решение практических задач;
• имеет междисциплинарный характер;
• разрабатывается в международном масштабе.
Менеджмент предназначен для решения практических задач. Он нацелен на исследование и разработку правил эффективного управления с целью достижения высоких результатов, являющихся критерием его качества. Отсюда вытекают следующие требования к теории менеджмента:
- во-первых, она должна предоставлять работникам, занятым практической деятельностью, знания, помогающие им повысить уровень управления;
- во-вторых, способствовать повышению квалификации менеджеров и особенно подготовке претендентов на эти должности;
- в-третьих, определять области и проблемы, требующие дальнейшего изучения и разработки в целях содействия развитию познавательной базы.
Теория менеджмента - молодая научная дисциплина, систематическая разработка ее основ начата относительно недавно. Она стала предметом академических исследований в основном в XX в. при этом интенсивное изучение началось лишь после второй мировой войны.
Теория разрабатывалась быстро и во многих направлениях. Однако существует ряд нерешенных проблем, касающихся терминологии, определения масштабов теории, обоснования принципов и т.п. Некоторые утверждения носят общий характер и недостаточно точны. И все же, несмотря на определенные недостатки, современные достижения теории менеджмента в значительной степени могут помочь практике управления.
Менеджмент - междисциплинарная отрасль науки. Это не означает, что он является эклектической наукой. У него есть собственный источник познания (практика), пополняемый знаниями различных научных дисциплин, без которых менеджмент не смог бы развиваться. Междисциплинарность - одна из основных причин, вызвавших информационный взрыв в области управления.
Содержание теории и роль различных знаний при ее разработке
По нашему мнению, исходить надо из тезиса, что основу (ядро) теории менеджмента составляет сам процесс управления. Знания, имеющие непосредственное отношение к теории и процессу менеджмента, разнообразны по своему характеру. Их можно разделить на следующие группы:
• определяющие содержание процесса менеджмента;
• представляющие собой средство совершенствования процесса и развития теории;
• являющиеся главным источником при изучении и решении отдельных проблем и менеджмента в целом;
• появляющиеся в ходе реализации процесса.
30. Корпоративная культура компании: понятие, цель формирования.
Корпоративная культура – это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной компании, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды. Цель:Одной из задач формирования корпоративной культуры является созданию в глазах общественности положительного имиджа, хорошей репутации и уважения к предприятию. В современных условиях руководство корпорации заинтересовано в том, чтобы гибкость и новаторство являлись важнейшими и неотъемлемыми составляющими корпоративной культуры. Корпоративная культура формируется с той целью, чтобы сотрудники организации знали, как вести себя в тех или иных ситуациях. На видимом уровне культура группы людей принимает форму ритуалов, символов, мифов, легенд, языковых символов и артефактов.
Корпоративная культура — совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавшие свою эффективность и разделяемые большинством членов организации. Компонентами корпоративной культуры являются:
§ принятая система лидерства;
§ стили разрешения конфликтов;
§ действующая система коммуникации;
§ положение индивида в организации;
§ принятая символика: лозунги, организационные табу, ритуалы.
Термин «корпоративная культура» появился в XIX веке. Он был сформулирован и применен немецким фельдмаршалом Мольтке, который применял его, характеризуя взаимоотношения в офицерской среде. В то время взаимоотношения регулировались не только уставами, судами чести, но и дуэлями: сабельный шрам являлся обязательным атрибутом принадлежности к офицерской «корпорации». Правила поведения, как писанные, так и неписанные, сложились внутри профессиональных сообществ еще в средневековых гильдиях, причем нарушения этих правил могли приводить к исключению их членов из сообществ.
31. Сущность и содержание современного менеджмента.
Сам термин "менеджмент" происходит от древнеанглийского слова "manage" (латинское "manus") - "рука". Буквально слово manage означало "объезжать лошадей". Будучи связанным с процессом езды, с "управлением" лошадью, смысл слова сохранился в понятии "управление". Оно и определило название целой науки об управлении.
На сегодняшний день в литературе по вопросам управления отсутствует единое определение понятия "менеджмент".
Основная проблема здесь заключается в том, что менеджмент можно рассматривать с различных точек зрения: как явление, как процесс, как систему, как отрасль научных знаний, как искусство, как категорию людей, занятых управленческим трудом, или орган управления.
Как явление менеджмент представляет собой целенаправленное, планомерное воздействие на объект управления со стороны субъекта управления.
Как процесс менеджмент включает в себя ряд последовательных функций. К указанным функциям можно отнести планирование, организацию, регулирование, мотивацию, контроль и учет.
Менеджмент как система представляет собой совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, информация, структура и т.п.
С научной точки зрения менеджмент представляет собой науку, изучающую проблемы управления.
Основными задачами менеджмента как науки являются: объяснение природы управленческого труда, установление причинно-следственных связей в управленческих процессах, выявление условий, при которых совместный труд людей оказывается наиболее эффективным. Важность и значимость систематизированных научных знаний об управлении определяется тем, что они позволяют своевременно и качественно управлять текущей деятельностью организации, прогнозировать возможные варианты развития событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и тактику функционирования, грамотно осуществлять постановку целей и задач.
Нередко менеджмент рассматривают как искусство, которое опирается на лежащие в его основе концепции, законы, принципы и методы. Такой подход основан на том, что любая организация, как объект управленческой деятельности, представляет собой совокупность сложных социально-технических систем, на функционирование которых оказывают влияние многочисленные внешние и внутренние факторы.
Часто понятие менеджмент ассоциируется с людьми, чья работа состоит в координации усилий всего персонала предприятия для достижения целей функционирования. Кроме того, понятием менеджмент может обозначаться аппарат управления современных организаций, не зависимо от их формы собственности и целей деятельности.
Но, так или иначе, понятие "менеджмент" всегда тесно связано с понятием "рыночная экономика". Теория управления достаточно активно развивалась в нашей стране и в советский период, однако эти исследования никоим образом нельзя относить к области менеджмента. Ведь в основе современного менеджмента лежит положение о целесообразности. Иными словами, все управленческие процессы, происходящие в организации, должны быть направлены на достижение четко определенной цели при минимальных затратах. В условиях командно-административной системы во главу угла ставилась не целесообразность, а цель, для достижения которой часто допускались любые затраты.
Поскольку в настоящей работе в основном будут рассматриваться управленческие процессы, происходящие на микроэкономическом уровне (т.е. на уровне отдельной организации), мы будем использовать определение менеджмента следующего содержания.
Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Сущность менеджмента проявляется в его задачах, функциях, методах и принципах.
32. Функция координации и ее роль в процессе управления.
Функция координации означает обеспечение согласованности в работе всех звеньев системы управления, аппарата управления и отдельных специалистов в инновационном процессе при реализации инновационной политики и планов инновационной деятельности, а также сохранение, поддержание и совершенствование установленных связей между ними. Она осуществляется в целях обеспечения согласованной и слаженной работы участвующих в процессе выполнения плановых заданий подразделений предприятия.
Эта функция реализуется в форме воздействия на коллектив людей, занятых в инновационном процессе, со стороны линейных руководителей и функциональных служб предприятия, которые регулярно и оперативно координируют их деятельность.
Координация инновационной деятельности в условиях неопределенности, многовариантности подходов и неполноты исходной информации характеризуется особой сложностью и спецификой.
Поэтому координация начинается с формулировки требований, предъявляемых к объекту управления [2.10].
Координация инновационной деятельности имеет противоречивые требования: с одной стороны, субъектам управления необходимо оставлять свободу выбора, а с другой стороны необходимо выработать управляющие воздействия, которые позволяют изменить первоначальное состояние системы до требуемого результата.
33. Объект и предмет управления, их взаимосвязь.
Для реализации процесса управления необходим механизм реализации управления.
Механизм управления– это среда, в которой реализовывается управленческая деятельность. Такой средой для управления является система управления и техника управления.
Две трактовки понятия «управление»:
1) как процесс управления организацией – управленческая деятельность;
2) как механизм управления.
Объект теории управления– это управление как процесс и как механизм.
Для определения предмета теории управления необходимо рассмотреть процесс формирования научной теории.
Предмет теории управления– управленческие отношения, в которых выражаются социальные, экономические, политические отношения и интересы, проявляющиеся в воздействии на общество или его отдельные элементы с целью их упорядочения, сохранения специфики, развития и совершенствования; а также тенденции развития практики управления, методы и технологии управления.
Основные этапы развития теории управления:
Первый этап развития теории управления:изучение генезиса механизма управления и основных этапов его становления, возникновение механизма управления и мировоззренческое философское обобщение модели механизма управления.
Необходимо проанализировать исторические тенденции мирового развития науки управления; аспекты управления и сравнительные характеристики типов цивилизации. На этом этапе анализируется эволюция школ научного управления и вклад различных школ в теорию управления.
Содержание первого этапа составляют философские и исторические основы теории управления.
Второй этап:определение понятия управления, системы управления, цели и функции теории управления, понятия управленческого решения и управляющие воздействия, а также основные свойства организационного управления.
Третий этап:формулирование на основе познания объективных законов в теории управления соответствующих правил и рекомендаций для практической деятельности руководителей и органов управления. Знание законов, принципов управления помогает разработать методы управления и стиль управления организацией.
Четвертый этапизучения и исследования теории управления: методика выработки и принятия решения, планирование организации, контроль, система коммуникаций и мотивации управленческой деятельности.
Пятый этап:изучение и исследование процессов управления, создание системы управления (функциональной структуры, организационной структуры, схемы организационных отношений, профессионализма персонала), а также техники управления (системы документооборота, системы связи и телекоммуникаций, автоматизированные системы управления, компьютерная и оргтехника, офисная мебель).
Шестой этапразвития теории управления – создание методологических основ оценки эффективности управления. Этот этап включает: цели, принципы, критерии и методы оценки эффективности управления.
34. GR-менеджмент: сущность, роль в бизнесе.
GR - МЕНЕДЖМЕНТ
Система внешних коммуникаций компании включает в себя взаимодействие с органами государственной власти по целому кругу вопросов, начиная с разрешительных процедур, заканчивая участие в тендерах на государственные закупки. Инструменты диалога с властью, роль GR-менеджмента в системе внешних коммуникаций, налаживание публичного диалога с различными ветвями власти обсуждаются в данном курсе. К программе проявляют интерес, как действующие сотрудники GR-отделов компаний, так и специалисты в области PR/IR/SR, заинтересованные в расширении своих знаний работы с органами государственной власти, а также руководители предприятий, желающие овладеть практическими навыками в данной сфере и избежать типичных ошибок.
GR-менеджер – это специалист, ответственный за налаживание успешных и плодотворных связей компании с органами государственной власти. Путем создания доверительных неформальных отношений с госчиновниками и представителями общественных организаций GR-менеджеры способствуют процветанию предприятия и его устойчивому развитию. Функциональные обязанности
1. Организация взаимодействия с органами государственной власти и общественными организациями;
2. Организация встреч и переговоров с представителями государственных организаций;
3. Участие в специализированных выставках и конференциях, проведение семинаров и презентаций для представителей государственных органов;
4. Отслеживание законодательных и политических тенденций и изменений, консультирование, политический анализ;
5. Продвижение и защита интересов компании в органах государственной власти.
GR-менеджер ответственен за организацию взаимодействия, продвижение и защиту интересов своей компании в органах государственной власти и общественных организациях. Он организует встречи и переговоры с представителями государственных учреждений, участвует в специализированных выставках и конференциях, проводит семинары и презентации для представителей государственных органов. В компетенцию менеджера по взаимодействию с органами власти также входит политический анализ, отслеживание законодательных и политических тенденций и изменений. В настоящее время все большее число крупных российских компаний приходит к выводу о необходимости принять в свой штат джиарщика. В первую очередь это касается строительства, девелопмента, ритейла, алкогольных и табачных компаний.
GR-специалисты востребованы:
· в компаниях, которые в своей деятельности очень зависят от контролирующих и разрешающих органов, причем не только на старте деятельности, а постоянно - например, нужны регулярные продления лицензий на право ведения деятельности компании, продление сертификатов, прохождение проверок (в том числе СЭС и пожарная инспекция);
· в компаниях, которые в своей деятельности завязаны на ресурсы, контролируемые государством, - землю, недра, воду, энергию и т. п.;
· в компаниях, которые хотят быть поставщиком для государства и госорганов;
· в компаниях, которые являются градообразующими либо самыми богатыми в регионах; в компаниях, которых региональные власти считают «донорами» и шантажируют теми или иными запретами и ограничениями ради получения в региональные бюджеты средств, а компании хотят нормальной работы;
· в компаниях, которые являются лидерами федерального уровня и на которые пристально смотрит государство. Либо это компании, где государство их совладелец - например, РЖД, пароходства, ЛУКОЙЛ, РАО «ЕЭС», СУЭК и т. п.;
· в компаниях, которые в своей деятельности завязаны на международные квоты - например, поставщики зарубежного мяса и мясопродуктов, в компаниях, которые должны эти квоты получать и которых контролируют не просто наши, отечественные, но и международные госорганы.
GR-специалисты чаще привлекаются для реализации тех или иных проектов, нежели работают на постоянной основе. Это связано с тем, что их пытаются найти напрямую среди чиновников или среди сотрудников консалтинговых компаний. Также известны примеры, когда в составе Госдумы или правительства оказывались бывшие топ-менеджеры некоторых крупных компаний (например, нефтяного сектора), достаточно эффективно отстаивавшие их интересы.
По моему мнению, российский бизнес еще не готов адекватно оценивать специалистов по GR. Это кандидаты, которые стоят дорого и берут на себя реальную ответственность, имеют отличные навыки в управлении рисками.
В России для GR-специалистов характерны четыре роли.
1. Переговорщик. Человек, который лично хорошо знает представителей государственных органов, умеет с ними договариваться. Это не только взятки, это на самом деле грамотные переговоры для получения баланса интересов.
2. Советник (консультант). Вопросы взаимодействия с госорганами по традиции часто лежат на первом лице предприятия (от имени компании переговоры ведет генеральный директор), поэтому специалист по GR выступает консультантом или референтом для гендиректора. Планирует то, что компании нужно от госорганов, что компания может реально получить и что для этого сама должна сделать. Составляет бюджет на все программы взаимодействия с госорганами и контролирует их реализацию. Проводит мониторинг законов, распоряжений, инструкций, актов госорганов, вовремя информирует руководство компании обо всех изменениях. Готовит необходимые документы.
3. Контролер. Специалист, который следит за тем, чтобы все обязательства, принятые и компанией, и госорганами, выполнялись обеими сторонами, составляет бюджет по этим вопросам, следит за его исполнением, следит за своевременной подготовкой и предоставлением в госорганы всех справок, ответов на их запросы, внесением штрафов от компании.
4. Пока в наших компаниях часто используется еще одна роль такого специалиста - лоббист (например, «наш человек» в Думе), или взяткодатель. Такой подход к роли лоббиста существует только в России.
Когда мой клиент ставит мне задачу - найти специалиста, который бы лоббировал его интересы во властных структурах, я пытаюсь «докопаться до сути вопроса»: с какой целью необходим такой специалист в этой компании? Компании достаточно часто просят специалиста, который станет посредником в коррупционных действиях. Плохо это или хорошо - вопрос совсем другой.
Один мой кандидат говорил, что он не сталкивался с тем, чтобы работодатели признавали, что профессия GR исключительно коррупционная, хотя он и не исключал такой возможности и, в принципе, к этому нормально относился. Но при этом был уверен, что нельзя рассматривать профессию GR-специалиста только как коррупционную.
35. Функция планирования и ее роль в процессе управления.
Планирование – это процесс определения целей и выбора способов их достижения.
Алгоритм этого процесса в общем виде представляет собой три этапа:
1. Определение текущей ситуации и её анализ. Выражаясь военным языком стратегии, предприятие «изучает место дислокации», т. е. своё положение на местности. Стандартный инструментарий этого этапа – это STEP и SWOT-анализ. Задача этапа - определить сильные и слабые стороны предприятия.
2. Выбор целей. Продолжая использовать военную терминологию, можно сказать, что предприятие «обнаруживает цели». Задача этапа - исследуя возможности и угрозы внешней среды - «определить боевую задачу».
3. Определение способов достижения цели. Задача этапа - «Определить маршрут выдвижения на боевую позицию и средства поражения целей».
Планирование – это не одноразовое событие, это циклический процесс, который можно представить следующейсхемой :
Рис.12.1. Процесс планирования
Необходимость в постоянном планировании объясняется постоянным изменением внешней среды. А это значит, что еще в процессе реализации плана необходимо корректировать его, уточнять цели и задачи. А после окончательной реализации плана выявлять причины отклонения от заданных целей и опять корректировать его.
Планирование можно классифицировать по следующим критериям :
· по степени охвата - общее планирование (планирование, охватывающее все относящиеся к данному вопросу области и величины) и частичное (планирование, охватывающее только определенные области и величины),
· по содержанию планирования в аспекте предпринимательской политики – стратегическое – приоритет высшего уровня управления ( относится к поиску новых возможностей и продуктов производства), тактическое - приоритет среднего уровня управления ( относится к созданию предпосылок для известных возможностей и продуктов) и оперативное - приоритет низшего уровня управления ( относится к реализации данной возможности),
· по предмету планирования (объектам планирования) - целевое (относится к определению общих, стратегических и оперативных целей и ограничений), планирование средств (относится к планированию потенциалов, таких как персонал, оборудование, материалы, финансы, информация), программное планирование (планирование программ производства и сбыта) и планирование действий ( например, специальных продаж и мероприятий по вербовке),
· по сферам функционирования - планирование сбыта (планирование цели сбыта, программы действий, расходов на сбыт, развитие сбыта), планирование производства ( планирование программы. подготовки и хода производства), планирование персоналa (планирование потребности в персонале, подготовки персонала), планирование заготовок (планирование потребностей, закупок), инвестиционное планирование, планирование финансов ( планирование платежных средств, покрытий капиталов, вложений капиталов) и расширенное общее планирование,
· по глубине планирования - глобальное, контурное (планирование с агрегированными величинами, макровеличинами), детальное планирование (отдельных компонентов агрегатов, участков, видов расходов),
· по срокам - краткосрочное (полугодичное, квартальное, месячное, недельное планирование), среднесрочное (планирование на сроки от I до 5 лет), долгосрочное планирование (на сроки более 5 лет),
· с точки зрения структурной организации - общее планирование (высшее планирование производства), планирование места размещения предприятия, сфер деятельности, отделов и участков,
· по координации частных планов во времени - последовательное (частные планы и их переменные выстраиваются в одном длинном согласованном процессе) и одновременное планирование (при котором переменные всех планов определяются в одном единственном акте планирования),
· по учету изменения данных - жесткое и гибкое планирование (жесткое планирование применяется все реже, т.к. в этом случае план не может приспособиться к изменению условий. Гибкое планирование обладает эластичностью - предусматривает использование последовательности альтернативных планов, делающей возможным развитие плана с каждым новым шагом),
· по очередности во времени - упорядоченное, текущее планирование (оформляется как последовательное планирование - по истечении сроков планирования устанавливаются новые сроки, скользящее планирование - по истечении определенного запланированного срока планирование продлевается на следующий период) и внеочередное, эвентуальное планирование (например, создание, преобразование, оздоровление предприятия).
Существуют различныеметоды планирования :
a) Планирование снизу вверх (down - up) - от планов на местах через планы подразделений к общему плану путем письменных согласовании и объединений. Преобладает ярко выраженное делегирование планирования. Низшая организационная единица цепи составляет подробные планы, которые объединяются на верхней ступени, образуя в итоге общий план предприятия.
b) Планирование сверху вниз (up - down) - по иерархии предприятия, исходя из общего плана предприятия, двигаясь к участкам и рабочим местам. При этом нижестоящие уровни должны преобразовывать поступающие к ним обобщенные планы в подробные частные планы.
c) Встречное планирование (bottom – up) - объединены оба метода в процессе, текущем сверху вниз. Осуществляется предварительное планирование по главным целям и составление общих планов на уровне управления хозяйством. На более низких уровнях происходит конкретизация этих планов. Затем включается обратный ход планирования снизу вверх. Выбираются оптимальные решения и устраняются разногласия между частными целями плана. Процесс может осуществляться многократно. Встречный способ наиболее близок к идеалу планирования.
Совокупность взаимосвязанных согласованием и зависимостями друг от друга процессов планирования предприятия образуетсистему планирования.
36. Стресс-менеджмент – понятие, основные методы
К сожалению, профессиональный стресс — это не просто отвлеченный термин из учебника психологии, имеющий мало общего с реальностью. Стресс на профессиональной почве становится распространенным явлением. К счастью, с ним можно бороться. Для этого и существует стресс-менеджмент.
В буквальном переводе с английского стресс-менеджмент означает«управление стрессом». Дать однозначное определение этому термину не просто: стресс-менеджмент включает в себя и управление собой и своим поведением непосредственно в момент стресса, и преодоление негативных последствий стрессовых ситуаций.
Вы можете спросить: «Зачем учиться управлять стрессом? Лучше научиться его избегать!». Все дело в том, что совершенно огранить себя от стрессоров (факторов, вызывающих стресс) невозможно. Даже если вы запретесь в четырех стенах, это не поможет вам сбежать от стресса: изоляция может быть сильнейшим стрессогенным фактором.
Но если стресс нельзя предотвратить, это не значит, что с ним невозможно бороться. Осознанное управление стрессом поможет успешно справиться со стрессовой ситуацией и ее последствиями. Для этого-то и нужен стресс-менеджмент.
Управление стрессом в профессиональной деятельности делится на два уровня: стресс-менеджмент на уровне организации и стресс-менеджмент на уровне отдельных сотрудников. Эти два аспекта тесно связаны. С одной стороны, работникам не может самостоятельно преодолеть стресс, если в компании не созданы условия для этого. С другой стороны, созданные руководством условия не помогут работникам бороться со стрессом, если они сами не желают этого делать.
Стресс-менеджмент на уровне организации включает в себя такие меры:
· создание благоприятного организационного климата:
o налаженная система обратной связи
o участие сотрудников в процессе принятие решений
o командные и проектные формы организации труда
· четкое определение должностных обязанностей и границ личной ответственности
· равномерное распределение рабочей нагрузки
· социальная поддержка персонала
· специальные программы управления стрессами
Но для борьбы со стрессом очень важно желание самих сотрудников научиться справляться со стрессовыми ситуациями. Индивидуальный стресс-менеджмент включает в себя два основных направления: релаксацию (умение расслабляться «по команде») и модификацию поведения.
Базовая техника релаксации была разработана еще в начале прошлого века. Она состояла в последовательной концентрации на различных частях тела, попеременном расслаблении и напряжении мышц. От пациентов требовалось сосредоточить свое внимание на ощущениях, возникающих при расслаблении, что помогало постепенно достичь все более полной релаксации.
Конечно, за сто с лишним лет эти базовые техники успели усовершенствоваться, и сейчас релаксация объединяет в себе подходы медитации и аутотренинга.
Модификация поведения особенно необходима сотрудникам, отличающимся повышенной активностью, чрезмерной напористостью и живущим с постоянным ощущением цейтнота. Модификация поведения заключается в замене негативной эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию на позитивную.
Индивидуальный стресс-менеджмент зависит от личных качеств сотрудников — на то он и индивидуальный. Существует такое понятие, как индивидуальный временной предел стресса. Некоторым нипочем даже длительные значительные перегрузки, такие работники достаточно легко адаптируются к стрессу, не теряя работоспособности. Кому-то достаточно даже небольшой перегрузки, чтобы почувствовать себя полностью выбитым из колеи. А есть категория работников, которых стресс мобилизует — только в стрессовой ситуации они способны работать с полной отдачей.
Стресс-менеджмент — это не просто модное словосочетание. Управление стрессом — это необходимое условие нормальной профессиональной деятельности. Работа без стресса невозможна, даже самый дружелюбный коллектив и самая спокойная должность не гарантируют полного избавления от стрессоров. А если стресс на работе нельзя предупредить — с ним нужно уметь бороться, и осознанное управление стрессом — ваш надежный союзник в этой борьбе.
37. Техническая подсистема производства и управления.
Технологическая подсистема представляет собой набор правил, определяющих последовательность операций и процессов производства, в ходе которых создается продукция с определенными параметрами икачеством. Технологическая подсистема требует строгого выполнения указанных правил на всех стадиях производственного процесса. Управление в технологической подсистеме заключается в тщательной разработке технологии, дальнейшем ее совершенствовании по мере необходимости и внимательном контроле за качествомвыполнения работы на всем ее протяжении.
Подсистема совместного труда представляет собой необходимую его организацию для достижения определенной цели, количественные и качественные пропорции отдельных видов труда, их расчленение и взаимные связи в процессе производства.
Экономическая подсистема представляет собой единство экономических процессов и экономических связей всех сторон производства. Механизм действия экономических законов проявляется на предприятии в процессе движения его фондов в их денежной, производственной и товарной форме. Движение фондов предприятия является материальной основой технико-технологического и социально-экономического процесса на предприятии.
Социальная подсистема представляет собой связь людей в процессе производства. Связь людей является основой существования производственно-экономических систем. Общие экономические интересы коллективаПЭС состоят в увеличении прибыли предприятия в результате деятельности коллектива. Поскольку ПЭС выступает в процессе производства как относительно самостоятельный коллектив, то у этого коллективапоявляются свои специфические экономические интересы, которые не противоречат интересам всего общества или отдельной личности. Но отдельные группы и члены этого коллектива внутри предприятия, исходя из особенностей технологии и организации производства, решают разные задачи и имеют определеннуюдифференциацию целей и интересов.
Поскольку коллектив предприятия является его основной и активной силой, в нем должны решаться не только технико-экономические задачи, но и задачи воспитания людей, повышения культурно-технического уровня, образования, знаний и т. п.
Подсистема организации производства позволяет рационально использовать людей, оборудование,предметы труда, заводские площади, создает условия для повышения эффективности производства в пределах заданных ресурсов.
Все перечисленные подсистемы взаимосвязаны и только в своем единстве составляют предприятие как систему.
Рассмотрим структуру предприятиякак объекта управления.
Для производства необходимы, как известно, следующие элементы: предмет труда, средства производства и труд человека, его целесообразная деятельность.
Подготовительная фаза производства включает следующие процессы:
– финансирование;
– создание модели продукта и программы его изготовления;
– подбор и подготовку кадров;
– обеспечение предприятия средствами производства;
– материально-техническое снабжение.
Для реализации процессов непосредственного изготовления продукции наряду с подготовкой необходимо обеспечение производства. Оно прежде всего включает обеспечение оборудованием и инструментом, ремонтное обеспечение, энергообеспечение и т. п. В эту же группу следует отнести процессы, направленные на обеспечение высокого и стабильного качества продукции. Наконец, в данную группу войдут также процессы, связанные с обеспечением охраны труда и техники безопасности.
Процессы транспортного и хозяйственного обслуживания составляют самостоятельную группу. По аналогии с подготовительными процессами, процессы реализации находятся на стыке сферы производства и сферыобращения. Для первой они являются конечным актом, для второй – начальным.
38. Функция организация и ее роль в процессе управления.
Организация.Эта функция направлена на создание необходимых условий для достижения поставленных целей. Организация– управленческая деятельность, направленная на обеспечение упорядочения процесса управления в целом. Организация представляет собой как распределение функций исполнения управленческих решений, так и функций управления. Организация позволяет обеспечить основу целесообразного построения определенного органа управления, нахождения компетенции его структурных подразделений.
Задачи организации: 1. Обеспечение деятельности организации ресурсами (финансовыми, материальными, информационными, человеческими). 2. Утверждение определенных параметров, режимов работы подразделений организации, отношений между ними. 3. Формирование структуры организации с учетом размера предприятия, его целей, технологии, персонала.
Основные этапы функции организации: 1. Создание организационной структуры. На этом этапе осуществляется деление организации на блоки в соответствии с ее целями и стратегиями, определяются задачи и функции выделенных подразделений. 2. Установление взаимоотношений полномочий, которые связывают высшее руководство с нижестоящими уровнями управления и персоналом организации и обеспечивают возможность распределения и координации задач.
Принципы, которые необходимо учитывать в процессе выполнения функции организации: 1) единство цели; 2) неразрывная связь с целями предприятия, определяемыми входе планирования; 3) поручение различных задач работникам и объединение их в управляемые рабочие группы или подразделения; 4) координация различных видов деятельности.
39. PR-менеджмент – понятие, основные методы
PR-менеджмент — процесс управления в сфере связей с общественностью, направленный на поддержание благоприятной внешней среды развития организации, а также на создание внутренней корпоративной атмосферы.
PR(Паблик рилейшнз) — это управленческая деятельность, направленная на установление взаимовыгодных, гармоничных отношений между организацией и общественностью, от которой зависит успех функционирования этой организации. С наступлением 2000 г. руководство (топ-менеджмент) все большего числа организаций постепенно понимает стратегическую значимость PR как управленческой функции. На сегодняший день PR становится четко планируемой и научно-обоснованной активностью организаций и перестает быть только исключительно реакцией на внезапные потрясения и шоки. На организационном уровне компаний развитых европейских стран функция PR все чаще оказывается вписанной в схемы общего или стратегического менеджмента, эта функция наиболее эффективна при подчинении непосредственно топ-менеджменту[1]. ДеятельностьPR -менеджера направлена на создание благоприятного образа как фирмы в целом, так и отдельной торговой марки, в отличие от деятельности специалиста по рекламе, чья работа — это продвижение товаров и услуг с целью увеличения покупок.Специалисты PR сегодня владеют не только техникой коммуникаций (умения писать, редактировать, размещать статьи, производить печатные и видеоматериалы), но и являются менеджерами. Специалисты PR решают конкретные вопросы управления деятельностью компаний.