Проблема происхождения религий и учений о Боге и ее решение в философии.
Разновидности религий: первобытные, национальные и мировые религии.
Первобытные:1.фетишизм – наделение особыми (сверхъестественными) св-ми какого-либо предмета и поклонение ему. Например: клык животного, камень, дерево, изображение (икона). И эти предметы, имеющие сильные наслоения психической энергии человека, могут проявлять необычайные св-ва.2.тотемизм – вера в существовании родственной связи между группой людей (племя, род) и их мифическим животным или растительным предком, который считается покровителем рода.3.анамизм – вера в существование в душ и духов, которые наделяются различные объекты, процессы и явления природы. По мнению ряда философов, здесь также есть рациональное звено. Оно заключается в искаженном представлении о всеобщей оживотворенности природы, которое позже нашло свое выражение в гилозоизме.4.магия – вера в возможность воздействия на людей, животных и процессы природы с помощью особых ритуальных действий. Наука долгое время отрицала вероятность такого воздействия, однако в ХХ в. Были достоверно установлены и зафиксированы факты бесконтактного влияния.
Национальные – религии, имеющие распространение в пределах ограниченного географического пространства среди определенных наций и народностей. Например: брахманизм (Индия – 481 млн.чел), конфуцианство (Китай - 154), даосизм (Китай - 30),олимпизм (древ Греция), зороастризм (древ Иран - 276), иудаизм (Израиль – 15 (?)), синтоизм (Япония), вудуизм (Африка), бон – по (Тибет).
Мировые – Буддизм: появляется в древ Индии в VI в. до н.э. основатель – принц-отшельник Будда. Последователи – 256 млн. человек. Христианство: появляется на Ближнем Востоке в I в. Основатель – Иисус Христос. Последователи – 998 млн. человек. Ислам(мусульманство):появляется на Аравийском полуострове в VII в. Основатель – Мухаммед. Последователи – 592 млн. человек.
Проблема происхождения религий и учений о Боге и ее решение в философии.
Проблема происхождения религий и учений о Боге до сих пор остается весьма актуальной. Рассмотрим несколько наиболее известных версий.
Теологическая концепция первобытного монотеизма (Лэнгл, Шмидт). Множество древних и современных религий есть порождение общей архидревней веры в единого Бога-творца. Эта вера существовала до появления известных религий, в которых предстала уже в искаженном виде.
Гипотеза о существовании до религиозного периода в истории человечества. В древности первобытные племена не имели никаких абстрактных представлений и понятий, в том числе и о Боге.
Теологическая теория внутренней религиозности человека. Бог реально существует как Всемогущее Существо. Человек это всегда внутренне чувствовал и ощущает по сей день. Из этого и возникает идея о неком Высшем Существе.
Идеалистическая теория Гегеля. Гегель утверждал, что религия находится в самом человеке, в его духе и разуме, так как человеческий дух есть отражение мирового Духа. Через человека дух познает самого себя. Религия – один из важнейших инструментов этого познания.
Антропологическая теория Фейербаха. Не Бог порождает человека, а человек Бога. Человек отчуждает от себя свои лучшие духовные качества и переносит их на выдуманное всемогущее Существа (Бога), поэтому духовные качества Бога – это качества самого человека.
Материалистическая гипотеза Энгельса. Религия появляется как фантастическое отражение в головах людей реальных внешних сил, которые господствуют над ними. В этом отражении реальные земные силы становятся божественными и неземными.
Психологическая концепция религиозности (Фрейд и др.). представления о Боге появляются в результате естественного взаимодействия человека и природы, когда человек еще не обладает реальными познаниями ее законов. Религия есть механизм психологической компенсации человека перед враждебным и неведомым ему миром природы и внутренним миром инстинктов.
Эзотерическая теория происхождения религии. Высшие духовные Существа реально существуют, но не являются сверхъестественными, а представляют собой формы жизни более высокого уровня развития, чем человек. В своей истории человек не раз имел возможность наблюдать их проявления и воздействия.
32. Историческое значение религии и учение о Боге.На вопрос об историческом значении религии и учений о Боге существуют противоположные ответы. Например, в дореволюционной России студентам обосновывали исключительно положительную историческую роль религии. В советский период религия подвергалась критике. Это крайние точки зрения. Отметим же более значительные.
Прогрессивные социальные явления и процессы, связанные с религией: 1.утверждение этических принципов, укрепление морали и нравственности.2.объединение последователей одной религии.3.политическое и социальное укрепление гос-ва. 4.социальная помощь населению (приюты, больницы).5.развитие отдельных направлений образования (письменность, религиозная философия, логика, богословие).6.развитие культуры (архитектура, живопись, иконография, скульптура).7.психологическая поддержка человека.
Регрессивные социальные явления и процессы, связанные с религией: 1.психологическое подавление личности.2.догматизм и инертность относительно различных новшеств.3.разъединение последователей различных религий и даже единоверцев.4.нетерпимость и фанатизм в вопросах веры, идеологии и политики.5.религиозные войны.6.препятствование свободному развитию науки и образования во всей их полноте.7.перенесение ответственности с человека на судьбу (Бога, демона) и упование на Высшие силы вместо активной общественной деятельности.