Теория и практика психосоциальной работы
Развитие теории практической социальной работы в 60 —80-е гг. XX столетия шло по трем направлениям:
1) теоретическое развитие традиционных методов;
2) развитие комплексных подходов, объединяющих теорию и практику в единую парадигму;
3) развитие подходов к специфическим группам клиентов [7. -С. 38-39].
Г. Конопка, М. Росс, X. Перлман и другие исследователи начинают искать единые подходы, позволяющие осмысливать практические теории индивидуальной и групповой работы в контексте общенаучной парадигмы. Дискуссии, которые развернулись в указанный период, позволили наряду с такими категориями, как «лечение», «диагноз», перевести частные определения, такие как «оценка» и «интервенция», в разряд общепринятых понятий, определяющих сущность помогающего процесса [1; 19].
В это же время получают развитие работы по теории практической социальной помощи, которые освещают аспекты подготовки специалистов, формулируют базовые подходы к необходимым умениям и навыкам, показывают связь теории и практики. Продолжаются исследования по таким проблемам социальной работы, как социальное функционирование, профессиональная оценка, акции интервенции, процессы индивидуализации и др.
Именно в этот период начинают формироваться интегративные подходы к теории и практике социальной работы. В связи с этим адаптируются подходы, разработанные в транзактном анализе, рациональной терапии поведения [1; 4; 18].
Новое развитие получают концепции диагностических и функциональных подходов у таких исследователей, как Ф.Холлис. Начиная с 1960-х гг. она развивает психосоциальные подходы на основе психоаналитической теории. В 1972 г. Ф.Холлис издает книгу «Кейсворк: психосоциальная терапия», в которой разработала дальнейшие концепты диагностической школы на основе психоаналитического подхода. Психосоциальная работа в значительной степени состоит из процесса помощи, основанного на изучении причин девиационного или дезадаптивного поведения субъекта, «истории болезни клиента». Метод предполагал сложную диагностику «личности в ситуации» при непосредственном участии самого клиента. В дополнение к методам прямого, непосредственного лечения Ф.Холлис разрабатывает такие модели вмешательства, в которых значительная роль отводится окружению клиента. Психосоциальный подход интенсивно применяется в случаях понимания индивидуальных и социальных проблем, а также проблем, связанных со здоровьем клиента, при такой этиологии, как рак, олигофрения и ряд других заболеваний [5; 12; 19].
С начала 1980-х гг., когда получает распространение теория систем, Ф.Холлис расширяет своей метод, и вместе с Р.Вуд они продолжают исследовать методы психосоциальной работы.
ФИЛОСОФИЯ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Теоретики психосоциальной работы продолжали утверждать тезис о ценности личности, ее праве жить «уникальным способом» при условии, что она не нарушает прав других людей. Такая установка изначально определяла отношения социального работника и клиента, в основе которых лежало доверие.
Доверие как компонент позитивных отношений базировалось на двух принципах — принятии и самоопределении:
под принятием понимали отношения, выражающие симпатию к клиенту, сущность которых — в поддержании постоянной заботы и сочувствии клиенту;
под самоопределением понимали право клиента самостоятельно принимать решения [16. — С. 28 — 30].
Исходя из данных принципов, обосновывалась цель работы с клиентом. Отталкиваясь от психоаналитической теории, Ф.Холлис считала, что ego клиента в результате внешнего давления и внутренних стрессов было трансформировано из-за действия механизмов защиты. Поэтому, чтобы обеспечить нормальное функционирование клиента, социальному работнику необходимо было развить его способность к принятию самостоятельных решений.
Практика индивидуальной работы всегда акцентировала свое внимание на взаимодействии внутренних (психологических) и внешних (социальных) причин, приводящих к дисфункции клиента.
Важнейшим в психосоциальном подходе является осмысление процесса «личность в ситуации», который рассматривается как тройная конфигурация: человек, ситуация и взаимодействия между ними. Понятия «внутреннее давление» и «внешнее давление» часто используют, чтобы описать силы, действующие в пределах индивидуума и окружающей среды, поскольку они воздействуют или взаимодействуют друг с другом. «Внешнее давление» иногда в теории психосоциальной работы понимается как пресс, а «внутреннее давление» как напряжение [16. — С. 40-43].
Кроме того, термин «ситуация» наиболее часто употребляется в контексте идентифицирующего проблематику сообщества, окружающего клиента: семья, друзья, работодатели и т.д. Причем фундаментальным компонентом ситуации в психосоциальной работе является семья. Следовательно, осмысление системы «человек в его ситуации» требует различных степеней понимания психологических особенностей всех людей, вовлеченных в ситуацию, их влияния на жизнедеятельность клиента [16. — С. 56-59].
СТРУКТУРА ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ