Тема 8. Психология моды. Понятие массовых вкусов. Цель занятия:познакомиться с точкой зрения и высказываниями известных исследователей моды, социологов

Цель занятия:познакомиться с точкой зрения и высказываниями известных исследователей моды, социологов, психологов об одном из самых многогранных явлений в жизни человека – моде; проанализировать многочисленные определения моды, раскрывающие психологическое содержание этого уникального социального явления; рассмотреть мотивацию и типы поведения следующих за модой людей, их личностные особенности, включая используемые ими механизмы психологической защиты и социальной адаптации; исследовать творческую природу процессов создания и массового распространения модных вещей.

План

1. Мода как социально-психологический феномен.

2. Психологические и социально-психологические аспекты возник-новения, распространения и функционирования моды.

Контрольные вопросы и проблемные задания

1. В чем заключается социокультурная и психологическая роль моды?

2. А. Смит о влиянии моды на эволюцию одежды, мебели, архитектуры, музыки, нравственности.

3. Г. Спенсер о двух видах подражательных действий и основном мотиве возникновения моды.

4. Г. Тард о моде и обычае как двух основных видах подражания.

5. Э. Сепир о месте моды в личностной идентификации и самовыражении и укреплении «я».

6. Г. Блумер о моде как средстве внедрения новых социальных форм и адаптации к ним в изменяющемся мире.

7. Раскройте феномен подражания как способа взаимодействия людей в процессе общения, покажите роль подражания в историческом развитии общества и личности.

8. Опишите влияние как способ неаргументированного воздействия, основанного на некритическом восприятии информации людьми.

9. Может ли мода быть средством внедрения новых социальных норм?

Темы рефератов

1. Мода и массовая коммуникация.

Феномен массовых вкусов.

Гендерные различия стилевых предпочтений.

Роль моды в создании имиджа.

5. Модные стандарты имиджа политика (общественного деятеля, первой леди, телеведущего...).

6. Индивидуально-психологические основы стиля.

7. Стиль одежды как отражение стиля жизни.

8. Социально-психотерапевтические эффекты моды.

9. Психология выбора модного объекта.

Основная литература

Килошенко М.И. Психология моды: учебное пособие для вузов.- М.: Оникс, 2006.

Ильин В.И. Поведение потребителей. - М., 2000. Гл. 8. Мода.

Ильин В. Причуды моды и бизнес // Рекламные идеи – Yes / www.advi.ru/archive.

Орлова Л.В. Азбука моды. - М., 1989.

Тард Г. Законы подражания. - СПб., 1992

Дополнительная литература

Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: Изд-воМГУ, 1987.

Кузнецова Т.В. Феномен моды: эстетика и диалектика // Философские науки. 1991. № 6. -С.165-170.

Устюганова Е.Н. Стиль как явление культуры. - Спб.:СПбГУ, 1994.

Шепель В.М. Имиджелогия.- М.: Экономика, 1995.

Массовое сознание и массовые действия. - М., 1994.

Тема 9. Психология творчества в коммуникационном процессе

Цель занятия:изучить механизмы творчества, рассмотреть эффективность влияния психологии творчества на социальную практику; рассмотреть составляющие творческого мышления и способы их активизации; научиться применять на практике некоторые методики диагностики и тренировки творческих способностей.

План

1. Психологические аспекты творческой деятельности.

2. Психология творчества в коммуникационном процессе.

3. Креатив в PR- и рекламной деятельности.

Контрольные вопросы и проблемные задания

1. Раскройте особенности психологии творчества с точки зрения психологии массовой коммуникации.

2. Выявите природные предпосылки способностей и таланта, опишите процесс формирования способностей и происхождение таланта.

3. Какова роль творческих способностей и творческого мышления в социализации личности?

4. Как можно выявить и активизировать творческий потенциал личности?

5. Посетите и проанализируйте материалы web-сайта «Творческое мышление».Сделайте подборку материалов по обсуждаемой тематике (5-6 с.).

6. Проанализируйте метод «мозгового штурма» при решении задач в области PR и предложите 10 идей для повышения его эффективности. (1-2 с.).

Темы рефератов

1. Сновидения и творчество.

2. Фантазия и творчество.

3. Роль вдохновения и интуиции в творческом процессе.

4. Творчество – безумие или сверхразум?

5. Эстетика и психология художественного творчества.

6. Креативность как мощный фактор развития личности.

7. Психоанализ в контексте творческого мышления.

Основная литература

Батищев Г.С. Диалектика творчества. - М., 1984.

Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления. -Минск: Харвест, М.: АСТ, 2000.

Грязнов Б.С. Логика, рациональность, творчество. - М., 2002.

Психология творчества. - М., 1990.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей.- СПб: Питер, 1999.

Дополнительная литература

Жельвис В. Эмотивный аспект речи. Психологичекие интерпретации речевого воздействия. - Ярославль, 1999.

Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. 1995. № 5.

Пономарев Я.А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки.- М.: Наука, 1988.

Ван-Ганди А.Б. 108 путей к блестящей идее (Как развить свой творческий потенциал).- Минск: Попурри, 1996.

Эренберг М., Эренберг О. Развитие возможностей интеллекта (Полная программа расширения ментальных способностей). - Минск: Попурри, 1996.

Тард Г. Законы подражания. - СПб., 1982.

Наши рекомендации