Тема 8. Психология моды. Понятие массовых вкусов. Цель занятия:познакомиться с точкой зрения и высказываниями известных исследователей моды, социологов
Цель занятия:познакомиться с точкой зрения и высказываниями известных исследователей моды, социологов, психологов об одном из самых многогранных явлений в жизни человека – моде; проанализировать многочисленные определения моды, раскрывающие психологическое содержание этого уникального социального явления; рассмотреть мотивацию и типы поведения следующих за модой людей, их личностные особенности, включая используемые ими механизмы психологической защиты и социальной адаптации; исследовать творческую природу процессов создания и массового распространения модных вещей.
План
1. Мода как социально-психологический феномен.
2. Психологические и социально-психологические аспекты возник-новения, распространения и функционирования моды.
Контрольные вопросы и проблемные задания
1. В чем заключается социокультурная и психологическая роль моды?
2. А. Смит о влиянии моды на эволюцию одежды, мебели, архитектуры, музыки, нравственности.
3. Г. Спенсер о двух видах подражательных действий и основном мотиве возникновения моды.
4. Г. Тард о моде и обычае как двух основных видах подражания.
5. Э. Сепир о месте моды в личностной идентификации и самовыражении и укреплении «я».
6. Г. Блумер о моде как средстве внедрения новых социальных форм и адаптации к ним в изменяющемся мире.
7. Раскройте феномен подражания как способа взаимодействия людей в процессе общения, покажите роль подражания в историческом развитии общества и личности.
8. Опишите влияние как способ неаргументированного воздействия, основанного на некритическом восприятии информации людьми.
9. Может ли мода быть средством внедрения новых социальных норм?
Темы рефератов
1. Мода и массовая коммуникация.
Феномен массовых вкусов.
Гендерные различия стилевых предпочтений.
Роль моды в создании имиджа.
5. Модные стандарты имиджа политика (общественного деятеля, первой леди, телеведущего...).
6. Индивидуально-психологические основы стиля.
7. Стиль одежды как отражение стиля жизни.
8. Социально-психотерапевтические эффекты моды.
9. Психология выбора модного объекта.
Основная литература
Килошенко М.И. Психология моды: учебное пособие для вузов.- М.: Оникс, 2006.
Ильин В.И. Поведение потребителей. - М., 2000. Гл. 8. Мода.
Ильин В. Причуды моды и бизнес // Рекламные идеи – Yes / www.advi.ru/archive.
Орлова Л.В. Азбука моды. - М., 1989.
Тард Г. Законы подражания. - СПб., 1992
Дополнительная литература
Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: Изд-воМГУ, 1987.
Кузнецова Т.В. Феномен моды: эстетика и диалектика // Философские науки. 1991. № 6. -С.165-170.
Устюганова Е.Н. Стиль как явление культуры. - Спб.:СПбГУ, 1994.
Шепель В.М. Имиджелогия.- М.: Экономика, 1995.
Массовое сознание и массовые действия. - М., 1994.
Тема 9. Психология творчества в коммуникационном процессе
Цель занятия:изучить механизмы творчества, рассмотреть эффективность влияния психологии творчества на социальную практику; рассмотреть составляющие творческого мышления и способы их активизации; научиться применять на практике некоторые методики диагностики и тренировки творческих способностей.
План
1. Психологические аспекты творческой деятельности.
2. Психология творчества в коммуникационном процессе.
3. Креатив в PR- и рекламной деятельности.
Контрольные вопросы и проблемные задания
1. Раскройте особенности психологии творчества с точки зрения психологии массовой коммуникации.
2. Выявите природные предпосылки способностей и таланта, опишите процесс формирования способностей и происхождение таланта.
3. Какова роль творческих способностей и творческого мышления в социализации личности?
4. Как можно выявить и активизировать творческий потенциал личности?
5. Посетите и проанализируйте материалы web-сайта «Творческое мышление».Сделайте подборку материалов по обсуждаемой тематике (5-6 с.).
6. Проанализируйте метод «мозгового штурма» при решении задач в области PR и предложите 10 идей для повышения его эффективности. (1-2 с.).
Темы рефератов
1. Сновидения и творчество.
2. Фантазия и творчество.
3. Роль вдохновения и интуиции в творческом процессе.
4. Творчество – безумие или сверхразум?
5. Эстетика и психология художественного творчества.
6. Креативность как мощный фактор развития личности.
7. Психоанализ в контексте творческого мышления.
Основная литература
Батищев Г.С. Диалектика творчества. - М., 1984.
Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления. -Минск: Харвест, М.: АСТ, 2000.
Грязнов Б.С. Логика, рациональность, творчество. - М., 2002.
Психология творчества. - М., 1990.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей.- СПб: Питер, 1999.
Дополнительная литература
Жельвис В. Эмотивный аспект речи. Психологичекие интерпретации речевого воздействия. - Ярославль, 1999.
Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. 1995. № 5.
Пономарев Я.А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки.- М.: Наука, 1988.
Ван-Ганди А.Б. 108 путей к блестящей идее (Как развить свой творческий потенциал).- Минск: Попурри, 1996.
Эренберг М., Эренберг О. Развитие возможностей интеллекта (Полная программа расширения ментальных способностей). - Минск: Попурри, 1996.
Тард Г. Законы подражания. - СПб., 1982.