Функционирование семейной системы

(лекция)

Цель: изучение семьи как аксиологической ячейки общества, отмеченной психологическими закономерностями развития и воспитания личности.

Задачи:

1. Определить влияние общественно-экономической формации на возникновение теоретических подходов к изучению семьи;

2. Формировать знания об основных проблемах современной семьи.

3. Рассмотреть основные принципы функционирования семейной системы.

Форма контроля:проверка мультимедийных презентаций, рефератов.

Вопросы для самостоятельного изучения

  1. Закон гомеостаза и закон развития семейной системы.
  2. Структура семейных ролей, внешние и внутренние границы семейной системы.
  3. Представление о семье и её членах, межличностные коммуникации.

Вопросы для самоконтроля

1. Какой современный психолог определил характеристики семейной системы?

  1. Какие основные признаки характеризуют семью как систему?
  2. Что характерно для сбалансированного типа семьи?
  3. Какие уровни дифференциации выделены М. Боуэном?

Глоссарий

Закон гомеостаза, закон развития, дисфункциональные семьи, механизмы интеграции, обратная связь, структурно- ролевой аспект функционирования.

Список рекомендуемых источников:

1. Азаров, Ю. П. Апофеоз Любви и Свободы / Ю. П. Азаров. – М.: 2010. – 574 с.

  1. Андреева, Т. В. Психология современной семьи. Монография / Т. В. Андреева. – СПб. : Речь, 2005. – 436 с.
  2. Андреева, Т. В. Семейная психология / Т. В. Андреева. – СПб. : Речь, 2004. – 244 с.
  3. Антонов, А. И. Социология семьи / А. Антонов, В. Медков. – М. : МГУ; Из-во Междунар. Университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. – 302 с.

5. Аргайл, М. Психология счастья / М. Аргайл. – СПб. : Питер, 2003. – 268 с.

6.Берталанфи, Л. История и статус общей теории систем / Л. Берталанфи // Системные исследования. Ежегодник. – М. : Наука, 1973. – С. 20–38

  1. Голод, С. И. Семья и брак, историко-социологический анализ / С. И. Голод – СПб. : Петрополис, 1998. – 272 с.
  2. Гончаров, Ю. М. Городская семья второй половины 19 – начала 20 века. Монография / Ю. М. Гончаров. – Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2002. – 384 с.

9. Дольник, В. Р. Непослушное дитя биосферы / В. Р. Дольник. – М.: «Педагогика –Пресс» ,1994. – 207 с.

10. Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. – М.:КСП, 1996. – 120 с.

ТЕМА 6.

РЕБЕНОК КАК СУБЪЕКТ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

(семинарское занятие)

– Цель: формировать представления об особенностях семейного воспитания.

Задачи:

1. Познакомиться с основными теориями семейного воспитания.

2. Развивать умение психолого-педагогического информирования родителей;

3. Способствовать становлению профессионального самосознания будущих педагогов

Форма контроля: проверка рефератов, мультимедийных презентаций

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Национальные традиции воспитания детей в семье: участие родителей и детей в совместной трудовой деятельности; подготовка и проведение белорусских народных праздников и обрядов (Рождество, Новый год, Масленица, Пасха, Троица и др.) .

2. Формирование образа семьи и готовность организовать свою будущую семейную жизнь.

3. Типология стилей родительского отношения к ребёнку: принятие, кооперация, симбиоз, отношение к неудачам (А. Я. Варга, В. В. Столин).

4. Характеристика типов негармоничного воспитания.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие личностные качества родителя – субъекта взаимодействия могут влиять на характер, содержание, эмоциональную окраску родительско – детских отношений?

2. Какие качества присущи оптимальной родительской позиции?

3. Какие стили воспитания могут встретиться в неполной семье?

4. В чем отличия родительского отношения в многодетных и однодетных семьях?

5. Какие педагогические позиции выделила Г. С. Абрамова?

Глоссарий

Принятие, кооперация, симбиоз, отношение к неудачам, потворствующая и доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, жестокое обращение, гипопротекция, родительская позиция, стили воспитания.

Список рекомендуемых источников:

1. Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. – М.: КСП, 1996.

2. Малкина–Пых, И. Г. Семейная психотерапия. Справочник практического психолога / И. Г. Малкина–Пых. – М.: Эксмо, 2005.

3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е. Г. Силяевой. – М.: Академия, 2004.

4. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. — СПб., 2002.

5. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста
/ Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2000.

6. Столин, В. В. Семья как объект психологической диагностики / В. В. Столин // Семья и формирование личности. – М., 1981.

7. Фурманов, И. А. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства: книга для психологов / И. А. Фурманов, А. А. Аладьин, Н.В. Фурманова. – Мн: Тессей., 1999.

Наши рекомендации