Упражнения на умение слушать

Цель: осознание участниками того, что в их поведении помогает партнеру открыто и детально говорить о своих проблемах и состоянии и что может ухудшать его состояние. Ознакомление с приемами слушания.

1. упражнение.Участники группы сидят по кругу.

Инструкция: «Сейчас мы совершим небольшую прогулку по бере­гу моря. Сядьте, пожалуйста, поудобнее, и медлен­но закройте глаза. Обратите внимание на ваше ды­хание, ощутите его: воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет ваши легкие, ощутите, как с каждым вдохом в ваше тело попа­дает энергия, и с каждым выдохом уходят ненуж­ные заботы, переживания, напряжение... Обрати­те внимание на ваше тело, почувствуйте его – от ступней ног до макушки головы. Вы сидите на сту­ле (в кресле), слышите какие-то звуки, ощущаете дуновение ветерка на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу, сделайте это. А теперь представьте, что вы оказались у моря. Вы медленно идете по берегу. Осмотритесь вниматель­но вокруг, какие вас окружают цвета, звуки, запа­хи... Посмотрите на небо, на море. Обратите внима­ние на ваше состояние: какие эмоции, чувства у вас возникают, как они изменяются во время прогулки. Вы никуда не спешите и можете спокойно идти даль­ше. Возможно, вы захотите зайти в воду и иску­паться или посидеть на берегу. Сделайте это...

А теперь настала пора вернуться в эту ком­нату, в наш круг. Сделайте это в удобном для вас темпе: можете сразу открыть глаза или по­сидеть еще с закрытыми.

Сейчас мы поделимся друг с другом своими впе­чатлениями. Для этого создадим группы по 4 че­ловека. Постарайтесь, чтобы в одной группе с вами оказались в основном те, с кем вы еще не работали в малой группе».

После того как группы сформировались, тре­нер продолжает инструкцию: «Сейчас каждый по очереди расскажет о своих впечатлениях, о тех образах, переживаниях, состояниях, которые у него возникали во время нашей «прогулки», а осталь­ные будут внимательно слушать рассказчика, не задавая вопросов, не комментируя и не интерпре­тируя услышанное. Постарайтесь уловить те моменты, когда вы перестаете слушать. На каж­дый рассказ потратьте примерно 3 – 4 минуты».

После завершения работы в группах тренер предлагает вернуться в круг и поделиться впечат­лениями на этот раз о работе в малых группах. В частности, можно задать вопрос: «В какие момен­ты вы переставали слушать?». Отвечая на него, уча­стники группы обычно говорят следующее: «Отвлекся на свои мысли, когда стал сравнивать то, что рассказывает другой, со своим опытом»; «В какой-то момент возникла ассоциация, и я стала думать об этом»; «У меня возникло несогласие с тем, что я услышала, и в этот момент я отвлеклась»; «В какой-то момент я стала думать о том, что буду говорить сама и перестала слушать» и т. д.

Подводя итог обсуждению, тренер имеет воз­можность еще раз обратить внимание участников на то, как важно уметь слушать другого человека.

2. упражнение проводится в малых группах – «тройках».

Инструкция: «Во время выполнения упражнения два человека беседуют, третий выступает в роли „контроле­ра», Будут проведены три беседы: каждый пого­ворит с каждым и каждый по очереди выступит в роли контролера. Один разговор рассчитан ми­нут на 8 – 10. Я буду следить за временем и ска­жу вам, когда надо поменяться ролями. Беседуя в паре, соблюдайте следующее правило: прежде чем высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу, надо повторить то, что сказал собеседник. По­вторение может начинаться словами: „Ты дума­ешь...», „Ты говоришь...». Контролер следит за соблюдением этого правила и имеет право вме­шаться в разговор, когда беседующие забывают его выполнять».

Тема для беседы предлагается тренером и за­висит от состава группы. Например, в группе руко­водителей можно предложить такую тему: «Выбрать три наиболее важные качества, которыми должен обладать руководитель для успешной работы».

После завершения упражнения целесообразно об­судить в группе такой вопрос: «Как влияло на беседу повторение слов собеседника». Как правило, в про­цессе обсуждения высказываются такие идеи:

· это позволяло проверить, правильно ли я по­нял собеседника;

· давало возможность не отклоняться от темы обсуждения, держаться в «русле» обсуждения, говорить об одном и том же;

· в процессе повторения происходило осмысле­ние слов собеседника;

· давало возможность лучше запомнить то, что сказал собеседник;

· улучшало эмоциональный контакт (приятно убе­диться, что тебя услышали, поняли);

· слушая свои слова в изложении другого, начи­наешь лучше понимать себя, замечать новые ас­пекты обсуждаемой проблемы и т. д.

3 упражнение проводится в парах.

Инструкция: «Сейчас каждый из вас получит карточку (тре­нер раздает карточки с текстом). Обратите внимание: на каждой карточке текст разделен на три части: первая часть посвящена общему описанию ситуации, и она зачитывается до на­чала разговора. Здесь подчеркнута роль, которую будет играть участник – обладатель карточки. Вторая часть текста содержит то, что вы бу­дете открыто говорить своему собеседнику, а в третьей части текста изложена истинная при­чина поведения участника в ситуации, которую он не готов сразу открыто высказать. Задача вто­рого участника, принимающего на себя другую роль, указанную в карточке, – понять истин­ную позицию собеседника. При этом он должен использовать уточнение, пересказ, дальнейшее развитие мыслей собеседника, сообщение о своем состоянии и состоянии собеседника. Еще раз об­ращаю ваше внимание на задачу: вам не нужно решать проблему собеседника, необходимо толь­ко понять, в чем дело.

В ходе работы вы проведете два разговора: сначала один из участников пары будет разби­раться в проблеме другого, потом – наоборот».

В процессе выполнения упражнения тренер может подходить по очереди к каждой из пар, при необходимости вносить коррективы в дейст­вия того, кто, используя перечисленные приемы, должен понять собеседника.

После завершения упражнения можно пред­ложить его участникам обменяться соображения­ми по поводу использования в беседе приемов ак­тивного слушания.

Примеры карточек:

I. 1.Сын (дочь) уговаривает мать (отца) поехать в санаторий. Мать (отец) живет вместе с семьей сына (дочери).

2. Мать (отец) отказывается, говоря, что семье сына (дочери) будет сложно самой справиться с хозяйством, с детьми.

3. На самом деле у нее (него) появился новый знакомый (знакомая), с которым (ой) она (он) не хотел(а) бы сейчас расставаться.

II. 1. Сотрудник приходит к начальнику отдела и говорит, что хочет уволиться.

2. Говорит, что нашел работу ближе к дому и сможет больше времени уделять воспитанию детей.

3. На самом деле считает, что его работа не оценивается по заслугам, обижен на начальника и решил уволиться именно поэтому.

4.упражнение. Участники садятся по кругу

.Инструкция: «Я буду зачитывать вам разные высказывания, вы же должны будете написать ответные, используя сначала уточнение, потом пересказ, а потом – дальнейшее развитие мыслей собеседника».

Характер зачитываемых группе высказываний может меняться в зависимости от ее состава. Например: «Вчера наш заведующий опять сделал мне замечание в присутствии моих сотрудников. Как будто я первый год работаю, и мне надо объяс­нять, как распределять обязанности в отделе. На­доело мне все это, давно пора покончить с этой нервотрепкой».

Каждое высказывание можно прочитать три раза: первый раз с тем, чтобы участники написали ответ с использованием уточнения, второй раз — используя пересказ, и в третий раз – дальнейшее развитие мыслей собеседника.

После того как все написали ответы, тренер просит каждого или некоторых участников груп­пы зачитать. При необходимости (если ответы не соответствуют предложенным для тренировки при­емам) тренер вносит коррективы сам или привле­кает группу.

Данное упражнение позволяет его участникам осознать суть предложенных им приемов актив­ного слушания, потренироваться в их использова­нии, что является первоначальным шагом на пути формирования умения слушать другого человека.

5.упражнение Участники группы объединяются в пары.

Инструкция: «Сейчас каждый из партнеров по очереди будет рас­сказывать о какой-то своей проблеме. Задача друго­го – понять суть проблемы, разобраться в ней, ис­пользуя при этом только определенные приемы об­щения: безмолвное слушание, уточнение, пересказ, дальнейшее развитие мыслей собеседника».

Упражнение рассчитано в среднем на 30 ми­нут. Для усиления объективации поведения и, вслед­ствие этого, возрастания тренировочного эффекта, можно дать слушающему участнику карточки, на которых написаны названия перечисленных в ин­струкции приемов. Каждый раз, прежде чем всту­пить в беседу, он должен выбрать и показать сво­ему собеседнику карточку с названием приема, который он собирается использовать.

Упражнение можно проводить в «тройках». В этом случае двое беседуют так, как это описано выше, а третий выступает в роли «контролера», его задача – после высказывания первого участ­ника пары (т. е. того, кто рассказывает о своей проблеме) показать второму участнику карточку с названием того приема, который он должен ис­пользовать, отвечая собеседнику.

В ходе обсуждения можно обратиться к груп­пе с такими вопросами: «Какие впечатления возникли у вас в ходе беседы?», «Какие приемы вы использовали чаще, какие реже?», «Использова­ние каких приемов вызывало у вас затруднение?», «Что давало использование приемов?»

Таким образом, данное упражнение позволя­ет участникам занятий осознать и проанализиро­вать то, как им удается слушать других людей, какого рода ошибки они при этом допускают и почему. Это упражнение, кроме того, позволяет тренировать умение слушать.

6 упражнение. Участники сидят по кругу.

Инструкция: «Сейчас мы будем выполнять упражнение, в ходе которого нам понадобятся правила хорошего слу­шания. Запишите их, пожалуйста (можно раздать участникам группы карточки с напечатанными правилами).

Правила хорошего слушания:

1. Полностью сконцентрируй свое внимание на собеседнике. Обращай внимание не только на сло­ва, но и на позу, мимику, жестикуляцию.

2. Проверяй, правильно ли ты понял слова со­беседника.

3. Не давай советов.

4. Не давай оценок.

Упражнение мы будем выполнять в парах. Выберите себе в пару того из членов нашей груп­пы, кого вы пока узнали меньше других, но хоте­ли бы узнать поближе».

Тренер ждет, пока все участники сядут парами.

«Распределите между собой роли: один из вас будет «говорящим», а другой – «слушающим». Задание будет состоять из нескольких шагов (этапов). Каждый шаг (этап) рассчитан на оп­ределенное время, но вам не надо следить за вре­менем. Я каждый раз буду говорить, что надо делать и когда надо завершить выполнение зада­ния. Сначала правилами хорошего слушания ру­ководствуется «слушающий». «Говорящий» мо­жет пока отложить их в сторону.

Итак, «говорящий» в течение 5 минут рас­сказывает «слушающему» о своих трудностях, проблемах в общении. Особое внимание при этом он обращает на те свои качества, которые по­рождают эти трудности. «Слушающий» соблю­дает правила хорошего слушания и тем самым помогает «говорящему» рассказывать о себе».

Через 5 минут тренер останавливает беседу.

«Сейчас у «говорящего» будет 1 минута, в течение которой ему надо будет сказать «слу­шающему», что в поведении последнего помогало ему открыто высказываться, рассказывать о себе, а что затрудняло этот рассказ. Отнеситесь, пожалуйста, к этому заданию очень серьезно, потому что именно от вас ваш собеседник мо­жет узнать, что в его поведении побуждает дру­гих людей высказываться открыто, говорить о себе, а что затрудняет такой рассказ, а знать это каждому очень важно».

После того как 1 минута прошла, тренер дает следующее задание: «Теперь «говорящий» в течение пяти минут будет рассказывать «слушающему» о своих силь­ных сторонах в общении, о том, что ему помога­ет устанавливать контакты, строить взаимо­отношения с людьми. «Слушающий», не забывая соблюдать правила хорошего слушания, должен учесть всю ту информацию, которую он получил от «говорящего» в течение предыдущей минуты».

Через 5 минут тренер останавливает беседу и предлагает перейти к следующему шагу.

«Слушающий» за пять минут должен повто­рить «говорящему», что он понял из двух его рас­сказов о себе, т. е. о трудностях и проблемах в общении и его сильных сторонах в общении. На протяжении этих 5 минут „говорящий» все вре­мя молчит и только движением головы показыва­ет, согласен он или нет с тем, что говорит «слушающий». Если on делает отрицательное движе­ние головой в знак того, что его неправильно по­няли, то «слушающий» должен поправляться до тех пор, пока не получит подтверждения правиль­ности своих слов. После того как «слушающий» скажет все, что он запомнил из двух рассказов «говорящего», последний может сказать, что было пропущено или искажено».

Во второй части упражнения участники пары меняются ролями: тот, кто был «слушающим», становится «говорящим» и наоборот. Все четыре шага упражнения повторяются, при этом тренер каждый раз сам дает задание на следующий шаг.

В ходе обсуждения упражнения можно задать группе такие вопросы: «Как вам удавалось выпол­нять предложенные правила, какие правила было легче выполнять, какие сложнее?». «О чем вам было легче говорить — о своих трудностях и про­блемах в общении или о сильных сторонах?», «Ка­кое впечатление произвела на вас та часть упраж­нения, когда вы были «говорящим», какое влияние на вас оказывали различные действия «слушающе­го», как они вами воспринимались?» и т. д.

Данное упражнение в зависимости от того, как будет организовано его обсуждение, может дать очень разноплановые результаты. Наиболее простой путь – рефлексия процесса слушания, в ре­зультате чего формируется умение слушать дру­гого, осознаются такие барьеры слушания, как оценивание, желание дать совет, рассказать что-то из своего опыта и т. д. Более сложный путь – анализ возникающих в ходе работы чувств, в част­ности таких, которые сопровождали рассказ о трудностях и проблемах в общении и рассказ о сильных сторонах.

7. «Продолжи искренне»

Инструкция: Все садятся в круг. Ведущий подходит по очереди к каждому участнику и просит вытащить карточ­ку. Участник читает вслух текст карточки и старается раздумывать как можно меньше, продолжает мысль, нача­тую в тексте, максимально искренне. А остальные, про себя, решают, насколько он искренен. Когда человек за­кончит говорить, те, кто сочли его речь искренней, молча поднимут свою руку. Если большинством (хотя бы в один голос) высказывание признается искренним, то говорив­шему разрешается на один шаг сместить свой стул вглубь круга (сближение). Тому, чье высказывание не признано как искреннее, дается еще попытка «вытянуть» карточку и продолжить высказывание. Обмен мнениями запрещен. Реплики по поводу высказываемого запрещаются, но раз­решено задать вопрос говорящему — всего один вопрос от каждого. Когда все сумеют высказаться искренне, веду­щий просит: «Каждому сделать выдох, затем медленно глубокий вдох — и задержать дыхание, пока я говорю. Теперь на выдохе надо выкрикнуть любые слова, пришед­шие в голову, а если нет слов — издать резкий звук, все что угодно. Вперед!»

После такой голосовой эмоциональной «разрядки», обычно людям становится весело.

Текст карточек-высказываний:

1. В обществе лиц противоположного пола я обычно
чувствую себя...

2. У меня немало недостатков. Например...

3. Бывало, что близкие люди вызывали у меня почти
ненависть. Однажды, помню...

4. Мне случалось проявлять трусость. Однажды, пом­ню...

5. Я знаю за собой хорошие, привлекательные черты.
Например...

6. Я помню случай, когда мне было невыносимо стыд­но. Я...

7. Чего мне по настоящему хочется, так это...

8. Мне знакомо острое чувство одиночества. Помню...

9. Однажды, мне было обидно и больно, когда родители...

10. Когда я в первый раз влюбился, я...

11. Я чувствую, что моя мать...

12. Я думаю, что секс в моей жизни...

13. Когда меня обижают, я готов...

14. Бывает, что я ссорюсь с родителями, когда...

15. Честно говоря, учеба в институте мне совсем...

16. Пустая карточка. Надо что-то сказать искренне на
произвольную тему.

Наши рекомендации