Основные задачи психопрофилактики
Один из основоположников отечественной терапии Мудров М.Я., считал профилактику болезней основой деятельности врача.
Психопрофилактика- это раздел общей профилактики, включающий совокупность мероприятий, обеспечивающих психическое здоровье, включая профилактику личностных и профессиональных кризисов, предупреждения возникновения и распространения нервно-психических заболеваний.
Выполнение психопрофилактических мероприятий требует наличия у врача любого профиля, кроме общей профессиональной подготовки, специальных знаний в области клинической (медицинской) психологии, психиатрии и психотерапии.
В нашей стране принята международная классификация этапов психопрофилактики. По терминологии ВОЗ, профилактика делится на первичную, вторичную и третичную.
Первичная психопрофилактика - это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение вредных воздействий на человеческую психику. На этом уровне система психопрофилактики состоит в изучении выносливости психики к воздействию вредных агентов окружающей среды и возможных путей увеличения этой выносливости, а также предупреждении психогенных заболеваний. Первичная психопрофилактика тесно связана с общей профилактикой и предусматривает комплексное участие в ней большого круга специалистов: социологов, психологов, физиологов, гигиенистов, врачей. По сути, это диспансеризация здорового населения с осуществлением широкого комплекса психогигиенических мер, поскольку, способствовать возникновению нервно-психических нарушений могут как неблагоприятные социально-психологические условия существования человека (информационные перегрузки, психическая травматизация и микросоциальные конфликты, неправильное воспитание в детстве и т.п.), так и факторы биологического характера (соматические болезни, травмы мозга, интоксикации, действие вредностей в период внутриутробного развития, неблагоприятной наследственности и т.п.).
Особая роль в осуществлении первичной психопрофилактики уделяется психиатрам, психотерапевтам и клиническим (медицинским) психологам, которые призваны осуществлять не только раннее выявление нервно-психических заболеваний, но и обеспечивать разработку и внедрение специальных психопрофилактических психотерапевтических мероприятий в различных сферах человеческой деятельности.
Вторичная психопрофилактика - это максимально раннее выявление начальных фаз нервно-психических заболеваний и их своевременное (раннее) активное лечение. Согласно рекомендации ВОЗ, под вторичной профилактикой подразумевается само лечение. Некачественное, несвоевременное лечение при нервно-психических заболеваниях способствует их затяжному, хроническому течению.
Успехи активных методов лечения, особенно достижения психофармакологии, заметно отразились на исходах психических заболеваний: повысилось число случаев практического выздоровления, увеличилась выписка больных с психиатрических больниц.
Третичная психопрофилактика - это предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановления работоспособности человека, перенесшего заболевание. Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение инвалидности при наличии у человека нервно-психического заболевания. Во многих случаях для предупреждения рецидива психического заболевания больному требуется применение поддерживающей психофармакотерапии. Например, при различных аффективных расстройствах типа маниакально-депрессивного психоза, с успехом применяются с профилактической целью соли лития.
Адаптация - это способность человека сознательно регулировать свои психические процессы (управлять своими мыслями, чувствами, желаниями). Существует предел индивидуальной адаптации, но адаптированный человек может жить в привычных для него условиях.
Реабилитация (лат. rehabilitatio - восстановление в правах) - система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности человека, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Основные принципы реабилитации:
1) партнерство - постоянная апелляция к личности больного, согласованные усилия врача и больного в постановке задач и выборе способов их решения;
2) разносторонность воздействий - указывает на необходимость использовать различные меры воздействия от биологического лечения к различным видам психотерапии и социотерапии, привлечение к восстановлению семьи больного, его ближайшего окружения;
3) единство психосоциальних и биологических методов воздействия - подчеркивает единство лечения болезни, воздействия на организм и личность больного;
4) ступенчатость воздействий - включает поэтапный переход от одних реабилитационных мер в другие (например, на начальных этапах болезни могут превалировать биологические методы лечения болезни, а на этапах выздоровления психо- и социотерапевтические).
В процессе реабилитации выделяют три этапа:
1) этап восстановительного лечения (восстановление биомедицинского статуса) - лечение в стационаре, активная биологическая терапия со включением психотерапии и социотерапии, постепенный переход от щадящего режима, в режим который активизирует;
2) этап социализации или ресоциализации (восстановление индивидуально-личностного статуса) - начинается в стационаре и продолжается во внебольничных условиях. Это адаптация к семье и микросоциальному окружению с развитием, формированием, или восстановлением компенсаций социальных навыков и функций, обычных видов жизнедеятельности и социально-ролевых установок индивида;
3) этап интеграции социальной или реинтеграции (восстановление социального статуса) - сосредоточен на оказании содействия и создании условий для включения или возвращения в обычные условия жизни вместе и наравне с другими членами общества (рациональное трудоустройство, нормализация бытовых условий, активная социальная жизнь).
Психологическая реабилитация и социальная работа с лицами, получившими инвалидность во время несения военной службы, а также лиц пострадавших при исполнении служебных обязанностей в Украине.
Основными принципами социальной реабилитации лиц, ставших инвалидами во время прохождения военной службы, а также лиц, принимавших участие в боевых действиях являются:
1) как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий;
2) непрерывность;
3) поэтапность их проведения;
4) системность и комплексность;
5) индивидуальный подход.
Понимание социальной реабилитации претерпело существенные изменения. Сначала здесь преобладал чисто медицинский подход. Всемирная организация здравоохранения считала, что сущность реабилитации заключается в том, чтобы «не только вернуть больного к его прежнему состоянию, но и развивать его физические и психологические функции до оптимального уровня».
С целью предотвращения развития дезадаптации у данного контингента необходима, кроме продуманной системы социальной защиты, психологическая и социально-психологическая реабилитация, которая выступает на первый план среди других видов реабилитации.
Психологическая реабилитация - это полное или частичное возвращение личности к психическому здоровью, что достигается с помощью психологических методов воздействия.
Г. А. Абдурахманов предлагает в процессе психокоррекции нарушений общения у ветеранов военной службы осуществлять эмоциональное отреагирование психотравмирующего опыта, осмысления его негативного влияния на коммуникативную деятельность.
Эти основные подходы к психологической реабилитации инвалидов опираются на исследования психиатров и психологов, которые изучали влияние экстремальной ситуации на личность человека.
Важность эмоционального отреагирования психотравмирующего опыта войны также отмечает М. М. Решетников.
Для данного контингента крайне необходима организация специфической микросреды жизнедеятельности в виде разного рода организаций, объединений и клубов общения для ветеранов боевых действий, где они могут общаться со своими боевыми товарищами, социальную помощь в виде трудоустройства, разного рода льгот, компенсаций, а также психологическую помощь в виде специально организованного общения (тренингов общения, ролевых тренингов, психо - и социодрамы и др.).
Анализ опыта психологической и социальной реабилитации позволяет выделить основные направления в организации индивидуальных реабилитационных мероприятий.
1. Организация специальной микросреды общения для ветеранов боевых действий. Особенно важно это на первой стадии реабилитации, когда происходит резкий переход от "войны к миру", когда ветераны еще не имеют необходимых психологических навыков для перестройки.
2. Индивидуальная и групповая психотерапевтическая работа с ветеранами с целью коррекции психологической дисгармонии путем решения внутриличностных конфликтов и формирования ресурсов для творческого взаимодействия с окружающей средой. Индивидуальные и групповые поведенческие тренинги, тренинги общения целесообразно проводить уже на первом этапе реабилитации на базе санаториев и домов отдыха, одновременно с медицинской реабилитацией.
3. Организация и проведение специальной психологической работы с семьями ветеранов: родителями, женами и детьми в виде тренингов общения. Значимость этого реабилитационного мероприятия особенно подчеркивается ветеранами. Многие из них считают проведение психологических тренингов с членами семьи даже более важным и полезным, чем проведение тренингов с ними самими.
4. Формирование положительного образа (статуса) ветерана боевых действий в массовом сознании "снимает" действие вторичных стрессовых факторов. Реализация этого направления в социально-психологической реабилитации предусматривает наличие собственного печатного органа (газеты, журнала), а также телевизионных передач, посвященных проблемам и образа жизни ветеранов.
5. Для обучения и переобучения ветеранов военной службы целесообразно создание профориентационных, консультативных и учебных центров, а также выделение им мест в вузах на льготных условиях.
Психотерапия- это рациональное и планомерное использование психических средств для лечения соматических, нервных и психических заболеваний. Физиология психотерапии была описана В.А. Котляровским - воздействие словом на II сигнальную систему, а также целый комплекс воздействия на психику лекарствами и манипуляциями.
Психотерапия - является системой комплексного лечебного вербального и невербального воздействия на эмоции, суждения, самосознание человека при различных заболеваниях (психических, нервных, психосоматических). Основной задачей психотерапии считается купирование психопатологической симптоматики, за счет чего достигается внутренняя и внешняя гармонизации личности.
Виды психотерапии:
I. Общая - это комплекс воздействия психологических факторов на больного любого профиля с целью повышения его сил в борьбе с болезнью.
II. Частная (специальная):
- рациональная (индивидуальная)
- аутогенная тренировка (АТ) (индивидуальная, групповая)
- гипноз (индивидуальный, групповой)
Групповая психотерапия:
1) собираются терапевтические группы, больным читаются лекции, а затем обсуждаются;
2) группы типа «интервью» - больные свободно обсуждают свои проблемы,
выражают глубоко личные сведения о себе;
1) трудовые группы - общение в процессе труда;
2) общество «анонимных алкоголиков» - собрания, дискуссии;
3) групповая терапия с родственниками
Опосредованная косвенная психотерапия (placebo - терапия).
В рамках placebo - терапии (лат. Placebo - кажется, представляется), расценивается как косвенное внушение, суггестия, и реализуется когда терапевтические возможности присваиваются реальному предмету или явлению, не имеющих этих возможностей; placebo понимается как фармакологически индифферентное вещество, имитирующее лекарственное средство.
В медицине психотерапия рассматривается как общемедицинская дисциплина, ее методы используются для лечения и профилактики не только нервно-психических, но и многих соматических заболеваний.
Общепринятой классификации методов психотерапии не существует, однако, как и в медицине в целом, обычно принято делить методы на симптоматические и патогенетические.
Симптоматические методы психотерапии (логическое убеждение, внушение, релаксация и др.) ориентированы на устранение или ослаблении отдельных, хотя и ключевых, симптомов болезни, управление физиологическими функциями организма, и на оптимизацию поведения.
Патогенетическая психотерапия позволяет наиболее полно реализовать каузальный подход к пониманию и ликвидации причин и механизмов болезни. Она наиболее значима при заболеваниях, где личностно-психологические механизмы являются ведущими в возникновении и сохранении болезненных нарушений, - это неврозы, психосоматические расстройства.
К симптоматической психотерапии, которая предусматривает активизацию когнитивного компонента личности, относится рациональная психотерапия. Она направлена на логическое убеждение пациента, обучение его правильному мышлению (Dubois P., 1912) и предусматривает различные варианты разъяснительной психотерапии. Убеждения - (персуазия) - процесс замены (изменения, перестройки, трансформации) ранее сформированных убеждений под влиянием дополнительной или разъяснительной информации, полученной из различных источников и в разных обстоятельствах. Лечение убеждением - это лечение информацией, которая вступает в связь и взаимодействие с представлениями, которые есть у больного.
Сторонником лечения убеждениям был швейцарский невропатолог Дюбуа, который детально разработал метод и давший ему название рациональная психотерапия (от лат. Ratio - разум). Термины "лечения убеждением" или "рациональная психотерапия".
Техника лечения сводится к беседам с больным, при которых врач разъясняет ему причину заболевания и обратимый характер нарушений, которые у него есть, призывает больного изменить свое отношение к событиям, которые его беспокоят, прекратить фиксировать свое внимание на патологических симптомах, которые у него есть.
К симптоматической психотерапии, центрированной на эмоционально-волевой сфере личности, относят внушения (суггестии).
Под внушением, либо суггестией, понимаются информационные воздействия, которые вызывают ощущения, воображения, эмоциональные состояния и волевые побуждения, а также влияют на вегетативные функции.
Внушаемость - это своеобразное качество психики человека, позволяющее ему воспринимать информацию без критической его оценки.
Основные требования к психотерапевту - авторитарность (директивность).
Основным средством внушения является слово, речь психотерапевта - суггестора; невербальные факторы (жесты, мимика, действия) обычно являются дополнительными. Эффект суггестии тем сильнее, чем выше в глазах пациента авторитет врача, который проводит внушение, степень реализации внушения определяется также личностными особенностями пациента.
Противопоказанием к использованию суггестивных методов являются психозы. Основным осложнением суггестивной психотерапии сегодня признается ятрогения.
Гипнотерапия или гипносуггестивная психотерапия представляет собой метод психотерапии, использующий гипнотическое состояние в лечебных целях.
Под гипнабельностью понимается свойство центральной нервной системы, которое позволяет достигать измененного состояния сознания в ответ на направленное психологическое воздействие.
Гипноз же представляет собой особое состояние сознания, которое возникает под влиянием направленного психологического воздействия; он отличается как от сна, так и от бодрствования, и сопровождается повышенным восприятием факторов при снижении чувствительности к действию других факторов внешней среды. Под рапортом (фр. Rapport - связь, доклад) в психотерапии понимается словесный контакт того кто гипнотизирует с тем, кто находится в гипнотическом состоянии.
В гипнотерапии основные диагностические приемы сводятся к гипнабельности. При низком уровне гипнабельности использование гипнотерапии имеет определенные трудности. Также перед началом гипнотерапевтического сеанса необходимо провести беседу, для того чтобы выяснить отношение больного к этому методу и устранить возможные опасения с его стороны.
В психотерапевтической практике выделяют 3 стадии гипноза:
- Сонливость -возникает сонливость и расслабление;
- Гипотаксия (каталептическое состояние) - наблюдается недвижимость, мутизм, восковая гибкость;
- Сомнамбулизм - полная отчужденность от реальности, снохождение и вызванные образы.
В любой стадии гипнотического состояния должен поддерживаться рапорт.
Гипносуггестивная психотерапия может проводиться индивидуально и в группе. Индивидуальное проведение позволяет дать конкретные установки, созданные для больного, что повышает эффективность психотерапии. Групповой гипноз используется преимущественно в пределах санаторно-курортной сети.
Аутогенная тренировка (от греч. Autos - сам, genos - происхождение) - активный метод психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, направленный на восстановление динамического равновесия системы гомеостатических саморегулирующих механизмов организма человека, нарушенного в результате стрессового воздействия. Основными элементами методики являются тренировка мышечной релаксации, самовнушение и самовоспитание (аутодидактика). Активность аутогенной тренировки противостоит некоторым отрицательным сторонам гипнотерапии в ее классической модели - пассивному отношению больного к процессу лечения, зависимости от врача.
Методика проведения аутогенной тренировки.
Выделяют две степени аутогенной тренировки (по Шульцу):
1) низкая степень - обучение релаксации с помощью упражнений, направленных на вызывание ощущения тяжести, тепла, на овладение ритмом сердечной деятельности и дыхания,
2) высокая степень - аутогенная медитация - создание трансовых состояний различного уровня.