Как измерить свой собственный ки
Теперь мы должны перейти к рассмотрению тестов, опубликованных в этой книге и возможным их применениям. Имеется восемь тестов, в каждом из которых содержится по сорок задач; каждый тест представляет собой единое целое и может использоваться и оцениваться независимо от остальных семи. Каждый тест состоит из нескольких серий задач различного типа, причем в начале задачи наиболее легкие, а в конце наиболее трудные, хотя не следует считать, что уровень сложности возрастает равномерно. Каждый тест должен хронометрироваться, желательно другим человеком, а не тем, который решает тест, причем каждый тест ограничен тридцатиминутным пределом. Поэтому через тридцать минут после начала решения первой задачи, работа с тестом должна быть прекращена; оценка, разумеется, представляет собой число правильных ответов, данных за это время. Ответы приведены в конце книги вместе с разъяснениями того, почему именно этот ответ правильный. Оценка за тест в очках должна затем использоваться для получения КИ с помощью таблиц, приведенных на двух последних страницах книги. С остальными семью тестами следует работать точно таким же образом, чтобы читатель закончил работу, имея восемь отдельных оценок своего КИ, которые могут быть затем усреднены для получения более точной оценки, чем та, которую может дать один тест. (Советуем читателю делать не более одного теста в день, а растянуть их на несколько дней.) Другой вариант использования тестов этой книги - тестировать восемь различных людей или дать по два теста четверым людям и так далее.
Чтобы результат теста оказался достаточно достоверным, следует соблюдать некоторые определенные предосторожности. Читатель, разумеется, волен поступать с этой книгой как ему захочется, но если он проигнорирует хоть одно из них, то результат теста не может претендовать даже на приблизительное измерение КИ. Прежде всего, временные требования должны строго соблюдаться; даже дополнительные "несколько секунд" в конце работы с тестом могут привести к значительным расхождениям. Для этой цели лучше всего иметь ручной секундомер, однако, подойдут и обычные часы с секундной стрелкой, при условии, что за временем будет следить надежный человек.
Во-вторых, испытуемому не должно оказываться никакой посторонней помощи: весьма желательно, чтобы за выполнением теста никто не наблюдал. Проведение тестов интеллекта может показаться скучным занятием, особенно когда тест групповой, но даже в этих случаях большинство психологов иногда сталкивались с грубыми отклонениями от установленных методов. Например, учителя, которые часто проводят такие тесты, поддавались своей укоренившейся привычке к исправлению ошибок и, указывая пальцем на ответ мальчика Джонни, говорили: "Неправильно!", а также делали подсказки и вмешивались другими способами. Посторонние люди оказывают отвлекающее влияние, и их не следует допускать в помещение, в котором проводится тестирование.
Читателю следует приступать к тесту хорошо отдохнувшим, и ему не следует просматривать тестовый материал перед началом работы с задачами. Несоблюдение этого требования даст ему преимущество перед теми людьми, для которых тест стандартизован, что, разумеется, изменит время, затрачиваемое на знакомство с задачами, но уменьшит значимость результата теста.
Читателю не следует подсчитывать результаты каждого теста или смотреть разъяснения к решениям до тех пор, пока он не закончит все тесты, которые он собрался сделать. Проверка решений и чтение пояснений к ним эквивалентно тренировке и, поэтому, увеличит его оценку в последующих тестах, по сравнению с оценкой, которую он получил бы в противном случае. Если читатель хочет выполнить все восемь тестов, ему не следует оценивать результаты, пока он не закончит восьмой тест. Это ограничение выполнить трудно, поскольку большинство людей хотят как можно скорее узнать результаты своих усилий; если нельзя удержаться от любопытства, читатель может попросить кого-нибудь, кто уже выполнял эти тесты или не собирается их выполнять, оценить для него тесты и преобразовать результат в КИ. Такая степень информированности допустима и не поможет получить в дальнейшем более высокие оценки.
Когда читатель определит свой КИ на основе одного или нескольких тестов, приведенных в этой книге, ему следует учесть, что точность всех чисел, которые показывают меру его интеллекта, кажущаяся. Говорить что тест обнаружил КИ, равный 128, было бы слишком оптимистичным; в действительности результат означает примерно следующее: "Этот парень довольно способный, и его средний уровень результативности находится между 120 и 135. Кроме того, он может быть весьма хорош или плох в некоторых, более специализированных областях, таких как словесный или числовой интеллект или по отношению к оригинальности мышления или памяти; этого мы не можем сказать, исходя из результатов теста."
Если для каждого из восьми тестов в этой книге получены близкие значения КИ, то средняя величина является, вероятно, хорошим приближением к истинному КИ.
Если расхождения значительные, то к среднему значению следует относиться как к не слишком надежному. Следует, однако, заметить, что эти расхождения не обязательно означают, что тест имеет недостатки. Имеется достаточно свидетельств того, что у некоторых людей есть склонность проявлять различную результативность на различных видах теста, и эта личностная характеристика может проявляться к тестах этого типа.
Какое применение может найти определенный таким образом КИ? Я настоятельно посоветовал бы читателю относиться к нему исключительно как к помощи в "познании себя" в духе первого абзаца этой книги. Он не должен основывать на полученных результатах никаких серьезных решений, таких как определение, есть ли у него достаточная квалификация для поступления в университет, заняться каким-либо конкретным видом деятельности или поступить на конкретную работу. Если он нуждается в совете по любому из этих вопросов, ему следует обратиться в достаточно компетентную организацию, такую как Национальный институт промышленной психологии или психологическое отделение местного университета, где он получит квалифицированный совет и рекомендации, а также будет профессионально протестирован. Как я указывал раньше, нет причин, по которым человеку не следовало бы измерить свою температуру, но существует масса причин, по которым ему не следует самому себе ставить диагноз о заболевании на основе показаний термометра при отсутствии медицинской подготовки. Я не верю, что определение собственного КИ грубым, но эффективным способом может принести кому-нибудь вред, но существует масса причин, по которым интерпретацию результатов или их применение для практических целей следует оставить кому-нибудь достаточно квалифицированному. Все это еще более справедливо, если понять, что при определении собственного КИ можно сделать, гораздо больше ошибок, чем при определении своей температуры, и хотяя предупреждал о некоторых очевидных ошибках, невозможно предусмотреть и исключить все возможные действия человека, которые могут обесценить результаты измерения его КИ. Короче говоря, тесты в этой книге должны использоваться только для развлечения, и их не следует воспринимать слишком серьезно. Если нужно принять какое-либо решение, предполагающее знание интеллекта человека, то тестов, содержащихся в этой книге, совершенно недостаточно, и их следует дополнить тестами, выбранными и предложенными достаточно квалифицированными психологами.
ИНСТРУКЦИИ
Каждый тест содержит сорок задач. У вас есть ограниченное время (см. выше) для того, чтобы ответить на все вопросы, поэтому работайте как можно быстрее. Не засиживайтесь слишком долго над каким-нибудь вопросом; возможно вы выбрали неверный путь решения, а следующую задачу вы сделаете лучше. С другой стороны, не сдавайтесь слишком легко; большинство задач можно решить, имея немного терпения. Полагайтесь лишь на свой здравый смысл, чтобы решить, когда отказаться от нерешенной задачи. И помните, что в целом сложность задач возрастает к концу теста. Любой человек способен правильно решить некоторое число задач, но никто не сможет правильно решить все задачи в отведенное время.
Ваш ответ в каждом случае будет состоять из единственного числа, буквы или слова. Вы можете выбирать из нескольких предложенных вариантов или придумывать правильный ответ. Пишите свой ответ в указанном месте. Если вы не можете ответить на вопрос, не стройте догадок; однако если у вас есть идея, но вы не уверены полностью, что это действительно правильный ответ, все равно укажите ее. В тестах нет "хитрых" вопросов, но вам всегда придется рассматривать множество путей подхода к решению задачи. Убедитесь, что вы понимаете, что от вас требуется, прежде чем приступать к решению задачи; вы зря потратите время, если сразу перейдете к решению, не попробовав выяснить, в чем заключается задача.
Для некоторых задач существуют альтернативные ответы, которые действительно удовлетворяют всем требованиям, на которые случайно может натолкнуться читатель. В этом случае читатель может считать свой ответ правильным.
ПРИМЕЧАНИЕ. Точки указывают число букв в пропущенном слове; так, например (....) показывает, что пропущенное слово состоит из четырех букв.
ПЕРВЫЙ ТЕСТ
1. Вставьте пропущенное число.
2, 5, 8, 11, _
2. Подчеркните лишнее.
дом иглу бунгало контора хижина
3. Найдите пропущенные числа.
7 10 9 12 11 __ __
4. Подчеркните лишнее.
селедка кит акула барракуда треска
5. Подчеркните слово, которое не является маркой автомобиля.
ГОЛАВ
УГЛИИЖ
ЧИВСМОК
АНРУЛС
КАЙАЧ
6. Вставьте слово, пропущенное в скобках.
облик (вид) зрелище
глушь (. . . .) отверстие
7. Вставьте слово, которое заканчивает первое слово и начинает второе.
СТ ( . . . ) ЬЕР
8. Какая из шести пронумерованных фигур подходит для свободного места в квадрате ? (Напишите ее номер в квадрате).
9. Какая из шести пронумерованных фигур подходит для свободного места в квадрате? (Напишите ее номер в квадрате.)
10. Вставьте пропущенное число.
11. Подчеркните лишнее.
12. Вставьте пропущенные числа.
13. Вставьте пропущенную букву.
Д Ж К Н С __
14. Вставьте слово, которому могут предшествовать буквы слева.
15. Подберите слова в скобках.
Д + (злак) - (мелкие сокращения мышц)
16. Вставьте пропущенное число.
2 5 7
4 7 5
3 6 __
17. Подчеркните слово в нижней строке, которое подходит ко всем словам в верхней строке
ДАЧА ДАТЧИК ГОНКА
волка вода палка птица страх макака
18. Какая из шести пронумерованных фигур подходит для свободного места в квадрате? (Напишите ее номер в квадрате.)
19. Вставьте слово, которое заканчивает первое слово и начинает второе.
(Ключ: судьба.)
ЗА (. . .) ОТ
20. Подчеркните того, кто не является известным поэтом.
КБОЛ
ИКШНУП
НЕИСНЕ
ВУНОЛАА
ВОСКАРНЕ
21. Вставьте пропущенное число.
22. Закончите слово в скобхах.
ОЛ (СТРЕЛОК) РТ
НА (Т . . П . . Г) ЕР
23. Вставьте слово, которое означает то же самое, что и два слова вне скобок.
дерево (. . . .) подделка
24. Подчеркните лишнее.
25. Подчеркните, кто из них не является известным композитором.
ЦОМТАР
УСТРАШ
РЕВИД
ЕТОЛОЛ
26. Вставьте пропущенную букву.
27. Какая из пяти пронумерованных фигур подходит для пустого места?
28. Какая из пяти пронумерованных фигур подходит для свободного места? (Напишите ее номер.)
29. Вставьте слово, пропущенное в скобках.
конфетка (тент) бортник консул (. . . .) нагель
30. Вставьте слово, которое заканчивает первое слово и начинает второе.
(Ключ: Трехмерная геометрическая фигура)
Ф ( . . . ) Г
31. Какая из пяти пронумерованных фигур подходит для свободного места? (Напишите ее номер в квадрате.)
32. Какая из шести пронумерованных фигур подходит для пустого квадрата?
33. Вставьте пропущенное число.
34. Подчеркните, какой из этих городов лишний.
Канберра
Вашингтон
Лондон
Париж
Нью-Йорк
Бонн
Оттава
35. Вставьте пропущенное число.
36. Вставьте пропущенные буквы.
37. Вставьте слово в скобках, которое заканчивает первое слово и начинает второе. (Ключ: место несения службы)
аван (. . . .) ник
38. Вставьте пропущенное число.
8 10 14 18 __ 34 50 66
39. Вставьте следующую букву в ряду.
Б Д Б Е Б Ж Б И Б М Б __
40. Вставьте пропущенное число.
2 7 24 77 __
ВТОРОЙ ТЕСТ
1. Вставьте пропущенное число 8 12 16 20 __
2. Какая из шести пронумерованных групп подходит для пустого места в квадрате? (Напишите ее номер в квадрате.)
3. Подчеркните лишнее.
лев лиса жираф селедка собака
4. Вставьте два пропущенных числа.
6 9 18 21 42 45 __ __
5. Подчеркните лишнее.
Юпитер Апполон Марс Нептун Меркурий
6. Подчеркните, какой из этих городов не находится в Европе.
ИНФЫА
ВОАКСМ
ЛИНАМ
ГАТШВОННИ
ОВКАКР
7. Вставьте слово, пропущенное в скобках.
безбилетник (заяц) косой
стопка (. . . . .) юбка
8. Вставьте слово, которое заканчивает первое слово и начинает второе. (Ключ: Напиток)
Г (. . .) Б
9. Какая из пронумерованных фигур подходит для пустого квадрата?
10. Вставьте пропущенную букву А Г Ж Л С __
11. Вставьте пропущенное число.
12. Подчеркните лишнее.
13. Вставьте пропущенное число.
14. Вставьте слово в скобках, к которому можно приставить любые из букв слева.
15. Вставьте слово, пропущенное в скобках.
авто (. . . .) кран
16. Какая из шести пронумерованных фигур подходит для пустого квадрата?
17. Вставьте пропущенное число.
18. Подчеркните лишнее.
циклоп туф краб смарагд жалюзи гонг
19. Вставьте слово, которое заканчивает первое слово и начинает второе.
де (. . .) ва
20. Подчеркните название, которое не является островом.
БАУК
ОУЙОРБВ
ЛИДАЯНИР
ПИКРА
21. Вставьте пропущенное число.
22. Подчеркните лишнее.
23. Вставьте слово, отсутствующее в скобках.
14 (бега) 62
12 (. . . .) 18
24. Вставьте слово, которое означает то же самое, что и два слова вне скобок.
рысак (. . . .) снаряд
25. Закончите следующее:
СВАЗИЛЕНД 271864539 ВИЗА 8792 ЛИСА 6854 ЛЕС _____
26. Вставьте пропущенную букву. М П К С И У __
27. Какая из пяти пронумерованных фигур завершает верхнюю строку?
28. Вставьте слово, пропущенное в скобках.
ЙП (КРУГ) ФД
БН (. . . .) МЛ
29. Вставьте слово, которое заканчивает первое слово и начинает второе.
У (. . .) ОД
30. Какая из шести пронумерованных фигур подходит для пустого квадрата? (Напишите номер в квадрате.)
31. Какая из пяти пронумерованных фигур подходит для пустого места? (Напишите номер в квадрате.)
32. Вставьте пропущенное число.
33. Подчеркните лишнее.
педантичность уход гриб пароход
34. Вставьте пропущенное число.
35. Вставьте число и букву в последнее домино этого рада.
36. Подчеркните слово, которое заканчивает предложение.
Аппетит относится к пище, как сладострастие к:
еде сексу силе обжорству пьянству
37. Вставьте в скобки слово, которое означает то же самое, что и два слова вне скобок.
чета (. . . .) двойка
38. Подчеркните слово, которое заканчивает предложение.
Палимпсест относится к палиндрому так же, как стирание к:
повторению переворачиванию отступлению сокращению уменьшению перепродаже
39. Вставьте пропущенную букву.
Б Д __ П Щ
40. Вставьте число, которое завершает ряд.
7 9 40 74 1526
ТРЕТИЙ ТЕСТ
1. Вставьте пропущенное число.
25 20 15 10 __
2. Подчеркните лишнее.
колесница автомобиль автобус вагон сани
3. Вставьте пропущенное число.
3 7 16 35 __
4. Подчеркните лишнее.
муравей паук пчела моль мошка
5. Подчеркните, какое из этих животных, в названиях которых буквы перемешаны, имеет наименьшие размеры.
НОБИЗ
НЕТКОКО
ВАРОКО
ЫМШЬ
ИРЖАФ
6. Вставьте слово, которое означает то же самое, что и два слова вне скобок.
среда (. . . . .) область
7. Какая из шести пронумерованных фигур подходит для пустого места? (Напишите номер в квадрате.)
8. Вставьте слово, которое заканчивает первое слово и начинает второе.
Е3 (. . .) ЛАД
9. Какая из шести пронумерованных фигур подходит для пустого квадрата? (Напишите номер в квадрате.)
10. Вставьте пропущенную букву,
Л М Н К Р З Ф __
11. Вставьте пропущенное число.
12. Подчеркните лишнее.
13. Вставьте пропущенное число.
14. Какая из шести пронумерованных фигур подходит для свободного квадрата? (Напишите номер в квадрате.)
15. Вставьте в скобки слово, которому могут предшествовать любые из букв слева.
16. Вставьте слово, пропущенное в скобках.
алло (пат) руль
под (. . .) тик
17. Вставьте пропущенное число.
18. Подчеркните лишнее.
опунция дегазация станция зимовка абориген милиция
19. Вставьте слово, которое заканчивает первое слово и начинает второе.
ПОД (. . . . .) ИКА
20. Подчеркните слово, которое не является мужским именем.
ТЕБОРР
ТЕЕНВИКД
ЛАВИЙИС
ЯИРАМ
21. Вставьте пропущенное число.
22. Вставьте слово, пропущенное в скобках.
уксус (скит) штифт
тостер (. . . .) тавот
23. Вставьте слово, которое означает то же самое, что и два слова вне скобок.
авторитет (. . .) тяжесть
24. Подчеркните лишнее.
25. Вставьте букву, которая заканчивает ряд.
два Д четыре Т три __
26. Вставьте пропущенную букву.
27. Какая из пронумерованных фигур завершает верхнюю строку?
28. Вставьте слово, пропущенное в скобках.
арка (крен) снег
таль (. . . .) рама
29. Вставьте слово, которое заканчивает первое слово и начинает второе. (Ключ: Часть лица)
К (. . .) А
30. Какая из шести пронумерованных фигур подходит для пустого квадрата? (Напишите номер в квадрате.)
31. Вставьте пропущенную букву.
32. Вставьте пропущенное число.
33. Подчеркните слово, которое отличается от остальных, коралл Германия север Япония
34. Вставьте пропущенное число.
35. Вставьте пропущенные буквы.
36. Какая из шести пронумерованных фигур является следующей фигурой в ряду?
37. Подчеркните имя, которое завершает четвертую строку.
Жанна любит Костю
Гриша любит Инну
Ираида любит Романа
Кого любит Инна - Толю, Гришу или Женю?
38. Я договорился встречаться со своей девушкой по воскресеньям в полдень. Первый раз она пришла в 12.30, в следующий раз в 1.20, затем в 2.30, а потом в 4.00. Во сколько она придет в следующий раз?
39. Подчеркните лишнее.
АЗЕЕТРИВОС
ОГЕЛОРРУМАЕЛУС
НИВОЕРИННИЕРИРОЕА
РЕАЛОППООСИЛИОН
40. Вставьте пропущенные цифры.
ЧЕТВЕРТЫЙ ТЕСТ
1. Вставьте пропущенное число.
36 30 24 18 __
2. Подчеркните лишнее.
Байрон Шелли Китс Чемберлен Чосер
3. Какая из шести пронумерованных фигур подходит для пустого квадрата? (Напишите номер в квадрате.)
4. Вставьте пропущенное число.
4 9 17 35 __ 139
5. Подчеркните город, который здесь лишний.
Шанхай Льяса
Дели Каир
Новый Орлеан Квебек
6. Подчеркните слово, которое не является названием хоккейной команды.
ДЕПОТРО
МИОНДА
АРТААР
АТПКРАС
ОТРРКТА
7. Вставьте слово, пропущенное в скобках.
потрясение (удар) паралич
сыщик (. . . .) сало
8. Вставьте пропущенное число.
9. Какая из шести пронумерованных фигур подходит для пустого квадрата?
10. Вставьте слово, которое заканчивает первое слово и начинает второе. (Ключ: такелаж)
МА (. . . .) ТЬ
11. Подчеркните, какие две из этих шести фигур не образуют пары.
12. Вставьте пропущенную букву.
Д Й Ж М __ П М Т
13. Вставьте пропущенное число.
14. Вставьте слово в скобках, которому могут предшествовать любые из букв слева.
15. Найдите слова, которые означают то же самое, что и слова в скобках.
С + (свод правил) = (часть конечности)
16. Вставьте пропущенное число.
17. Подчеркните лишнее.
Организация: нора, гроза, горн, грация, зарница, нагар, базар.
18. Вставьте слово, которое заканчивает первое слово и начинает второе (ключ: словесная информация.)
КОН (. . . . .) ИЛЬ
19. Какая из шести пронумерованных фигур подходит для пустого квадрата? (Напишите номер в квадрате.)
20. Подчеркните, какое из этих слов не является женским именем.
АРЬЯД
ЯРИМА
ЯНТЛЕЙ
ТЕЕНИААРК
21. Вставьте пропущенное число.
22. Подчеркните лишнее.
23. Вставьте число, пропущенное в скобках.
188 (300) 263
893 ( ) 915
24. Вставьте слово, которое означает то же самое, что и два слова вне скобок.
вещь (. . . . . . .) дисциплина
25. Завершите следующее соответствие одной из пяти пронумерованных фигур. (Подчеркните правильную фигуру.)
26. Подчеркните, кто из них не является кинозвездой.
АНДБОР
ОРЛЭЙТ
ПРАЛМ
АДРОБ
АНОФД
27. Вставьте пропущенную букву.
28. Какая из шести пронумерованных фигур подходит для пустого квадрата? (Напишите номер в квадрате.)
29. Вставьте число, пропущенное в скобках.
347 (418) 489
643 ( ) 721
30. Какая из шести пронумерованных фигур является следующей в этом ряду? (Подчеркните нужную фигуру).
31. Вставьте пропущенное число.
32. Подчеркните лишнее.
апломб марципан город капрал кубрик
33. Вставьте слово, которое заканчивает первое слово и начинает второе.
(Ключ: способ передвижения.)
РАЗ (. . .) УН
34. Вставьте пропущенную букву.
35. Вставьте пропущенное число.
36. Вставьте пропущенные буквы.
37. Вставьте слово, которое заканчивает первое слово и начинает второе.
(Ключ: монета.)
ПРО (. . . .) НЕР
38. Подчеркните фразу, которая заканчивает предложение. Михаил купил замок; Борис купил крючок: Леонид купил книгу. Какая пара должна быть следующей: Иосиф и трубка, Герасим и Муму, Тарас и люлька, Карл и кларнет или Леопольд и мышь?
39. Вставьте букву, которая заканчивает ряд. В Ы Ж Ф П __
40. Вставьте пропущенное число.
ПЯТЫЙ ТЕСТ
1. Вставьте пропущенную букву.
Б Д Ж Й __
2. Подчеркните лишнее.
Рембрандт Шекспир Тинторетто Рафаэль Моне
3. Какая из шести пронумерованных фигур подходит для пустого квадрата? (Напишите номер в квадрате.)
4. Вставьте пропущенное число.
2 5 9 19 37 __
5. Подчеркните, какое из этих животных лишнее.
селедка дельфин акула скат палтус камбала
6. Подчеркните, какой из этих городов находится в Англии.
РИНЛЕБ
РЕТСЕНАМЧ
ДАДРИМ
НАФЫИ
7. Вставьте слово, пропущенное в скобках.
гигант (. . . . .) нагреватель
8. Вставьте число, пропущенное вверху на рисунке.
9. Какая из шести пронумерованных фигур подходит для пустого квадрата? (Напишите номер в квадрате.)
10. Вставьте слово, которое заканчивает первое слово и начинает второе. (Ключ: цветок.)
СКОР (. . . .) ЕР
11. Подчеркните, какие две из этих фигур не образуют пары.
12. Вставьте слово в скобках, которому могут предшествовать буквы слева.
13. Какая из шести пронумерованных фигур подходит для пустого квадрата? (Напишите номер в квадрате.)
14. Вставьте пропущенную букву.
М Н Л П З __
15. Подберите слова, которые означают то же, что и слова в скобках.
О + (волна) = (фигура)
16. Вставьте пропущенное число.
17. Подчеркните слово в нижней строке, которое подходит к словам в верхней строке.
ЛЕКТОР КОСТЬ БОЧКА
труха лилия мышь голова ода глупец
18. Подчеркните, что из перечисленного не является животным.
ОДОКРИЛК
КРОЧЕВС
АЛАУК
ОКААК
19. Вставьте пропущенное число.
20. Вставьте слово, которое заканчивает первое слово и начинает второе, (Ключ: торжество.)
ТА (. . .) С
21. Подчеркните лишнее.
22. Вставьте слово, пропущенное в скобках.
ОЛ (ДЕЛО) 76
АР (. . . .) 63
23. Подчеркните, какой из городов не находится в Англии.
ФИДКРАФ
ДОЛНОН
ПУРЛИВЕЛЬ
ЗОЛГАГ
РОФДСКО
24. Вставьте слово, которое означает то же самое, что и два слова вне скобок.
склон (. . . .) покрышка
25. Какая из пяти пронумерованных фигур подходит для пустого места? (Напишите номер в квадрате.)
26. Вставьте пропущенное число.
3 7 15 31 __
27. Вставьте пропущенные буквы.
28. Вставьте слово, пропущенное в скобках.
осторожность (сода) адресат
подпись (. . . .) лампа
29. Какая из шести пронумерованных фигур подходит для пустого квадрата? (Напишите номер в квадрате.)
30. Вставьте слово, которое заканчивает первое слово и начинает второе. (Ключ: часть лица.)
ЗА (. . .) ОК
31. Вставьте пропущенную букву.
32. Подчеркните лишнее.
капитан феномен огород работа стрелок
33. Вставьте пропущенную букву.
в 4 й 2 н 3 __
34. Вставьте пропущенное число.
35. Вставьте пропущенное число.
36. Подчеркните, какая из четырех пронумерованных фигур подходит для пустого места.
37. На сеансе спиритизма медиум вызвал Брежнева, Годунова, Ежова и Жданова. Кого он вызовет следующим: Сталина, Троцкого, Ибаррури, Хрущева или Мао-Цзедуна?
38. Подчеркните лишнее.
739 1341 522 1862
39. Вставьте пропущенное число.
40. Вставьте пропущенное число.
ШЕСТОЙ ТЕСТ
1. Какая из шести пронумерованных фигур подходит для пустого квадрата? (Напишите номер в квадрате.)
2. Вставьте пропущенную букву.
Е И М Р __
3. Подчеркните лишнее.
Александр Наполеон Веллингтон Нельсон Ганнибал
4. Вставьте пропущенное число.
8 12 10 16 12 __
5. Подчеркните лишнее.
ял пакетбот рикша барка джонка
6. Подчеркните, какое из этих животных существует в природе, в отличие от мифологических.
НАРДОК
ФНИСКС
ФИРГОН
ГЕРНУУК
7. Вставьте слово, пропущенное в скобках.
банда (. . . . .) таз
8. Вставьте слово, которое заканчивает первое слово и начинает второе. (Ключ: часть украшения лица.)
ПАР (. .)ТАВ
9. Какая из шести пронумерованных фигур подходит для пустого квадрата? (Напишите номер в квадрате.)
10. Вставьте пропущенное число.
11. Подчеркните лишнее.
12. Вставьте пропущенную букву.
13. Подчеркните лишнее домино.
14. Вставьте слово в скобки, которому могут предшествовать любые из букв слева.
15. Вставьте слово, пропущенное в скобках.
алло (пат) руль
ком (. . .) порт
16. Вставьте пропущенное число.
17. Подчеркните лишнее.
акселератор: село, тара, скат, трек, торг, сера, карт, корт, река, сало
18. Вставьте слово, которое заканчивает первое слово и начинает второе. (Ключ: напиток.)
МОЛО (. . .) НИК
19. Какая из шести пронумерованных фигур подходит для пустого квадрата? (Напишите номер в скобках.)
20. Подчеркните, какой из этих городов не находится в США.
ГИКОЧА
ДРИМАД
ТОНСОБ
ГОТНИНШАВ
21. Вставьте пропущенное число.
22. Подчеркните лишнее.
23. Вставьте слово, пропущенное в скобках.
глубина (бинт) бантик
разлука (. . . .) шпала
24. Вставьте слово, которое означает то же самое, что и два слова вне скобок.
передача (. . . . . .) задержание
25. Подчеркните, какая из пяти пронумерованных фигур подходит для пустого места.
26. Подчеркните, у какого животного, в названиях которых буквы переставлены, число ног меньше четырех.
АСКЫР
ГРИТ
НОМАТМ
СОРБААЛЬТ
ГУАЯР
27. Вставьте число, пропущенное в скобках.
164 (225) 286
224 ( ) 476
28. Вставьте слово, которое заканчивает первое слово и начинает второе. (Ключ: химическое соединение.)
КО (. . . .) Н
29. Подчеркните лишнее.
837 612 549 422 342
30. Какая из шести пронумерованных фигур подходит для пустого квадрата? (Напишите номер в квадрате.)
31. Вставьте пропущенное число.
32. Вставьте слово, пропущенное с скобках.
15 (беда) 62
15 (. . . .) 96
33. Подчеркните лишнее.
стул кровать раскладушка стол тахта
34. Вставьте пропущенное число.
35. Вставьте пропущенную букву.
36. Подчеркните лишнее.
9 25 36 78 144 196
37. Вставьте пропущенную букву.
38. Вставьте пропущенное число.
7 15 32 __ 138 281
39. БЗБВ соответствует Кутузову, как БДИВ соответствует ... (кому?)
40. Вставьте пропущенное число.
СЕДЬМОЙ ТЕСТ
1. Вставьте пропущенную букву.
Р Н К З _
2. Подчеркните лишнее.
Моцарт Бах Сократ Гендель Бетховен
3. Вставьте пропущенное число.
17 19 __ 20 15
4. Подчеркните, какой из этих городов лишний.
Осло Лондон Нью-Йорк Каир Бомбей Каракас Мадрид
5. Поставьте на место буквы в этих словах, которые являются названиями животных. Подчеркните, какое животное самое большое.
ЛАРПОДЕ
АГКАЙС
СНУСК
ГИТР
ЕАРЗБ
ОЛЬС
ОКЛИРК
6. Вставьте слово, которое заканчивает первое слово и начинает второе. (Ключ: интервал времени.)
ЧЕЛО (. . .) СЕЛЬ
7. Какая из шести пронумерованных фигур подходит для пустого квадрата? (Напишите номер в квадрате.)
8. Вставьте слово, пропущенное в скобках.
помощь (уход) кончина
талант (. . .) подношение
9. Какая из шести пронумерованных фигур подходит для пустого квадрата? (Напишите номер в квадрате.)
10. Вставьте пропущенное число.
11. Подчеркните, какие две фигуры нарушают общий порядок.
12. Вставьте пропущенную букву.
Д Й М Т __
13. Вставьте пропущенное число.
14. Вставьте слово в скобках, которому могут предшествовать любые буквы слева.
15. Вставьте слово, пропущенное в скобках.
бал (бес) порядок
под (. . .) кот
16. Вставьте пропущенное число.
17. Какая из шести пронумерованных фигур подходит для пустого квадрата? (Напишите номер в квадрате.)
18. Найдите пропущенное число.
19. Подчеркните слово в нижней строке, которое подходит к словам в верхней строке.
ГОНКА КАЧКА РОСТОК
тигр грация сказка момент страх машина
20. Вставьте слово, которое заканчивает первое слово и начинает второе. (Ключ: дерево)
С (. . .) АН
21. Подчеркните, что из перечисленного не является командной игрой.
ТЕРСБАЛЬ
ИГБЕР
ЛООП
ЛОТБУФ
22. Вставьте пропущенное число.
23. Подчеркните лишнее.
24. Вставьте слово, пропущенное в скобках.
апологет (паук) кукуруза
опрессовка (. . . .) тренировка
25. Вставьте слово, которое означает то же самое, что и два слова вне скобок.
бугор (. . . . .) синяк
26. Какая из пяти пронумерованных фигур подходит для пустого квадрата? (Напишите номер в квадрате).
27. Вставьте слово в скобках, которому могут предшествовать любые буквы слева.
28. Вставьте пропущенные букву и цифру.
29. Вставьте число, пропущенное в скобках.
132 (834) 285
214 ( ) 117
30. Вставьте слово, которое заканчивает первое слово и начинает второе. (Ключ: орудие.)
О (. . . . .) РЬ
31. Какая из шести пронумерованных фигур подходит для пустого квадрата? (Напишите номер в скобках.)
32. Подчеркните, какое из этих чисел не подходит к остальным.
625 361 256 197 144
33. Вставьте пропущенное число.
34. Подчеркните лишнее.
антитеза позитрон дециметр опасность единорог
35. Вставьте пропущенное число.
4 6 9 14 __
36. Вставьте пропущенную букву.
37. Вставьте слово, которое заканчивает первое слово и начинает второе. (Ключ: гора.)
ТУ (. . .) НИК
38. Вставьте пропущенное число.
28 33 31 36 34 __
39. Вставьте пропущенное число.
40. Если DGJ + JAE + BHF = DDAB, а = GA, то чему равно ?
ВОСЬМОЙ ТЕСТ
1. Вставьте пропущенную букву.
Ц Т О К _
2. Подчеркните лишнее.
Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
3. Вставьте пропущенное число.
36 28 24 22 _
4. Подчеркните лишнее.
Греция Дания Германия Франция Италия Финляндия
5. Расставьте по своим местам буквы в этих словах, которые являются названиями различных средств передвижения, подчеркните, какое из них отличается от остальных.
РАКТ
КИТСА
АМТОКСА
ИНСА
ОГНАВ
6. Вставьте слово, которое означает то же самое, что и два слова за скобками.
рейка (. . . . . .) предел
7. Вставьте слово, которое заканчивает первое слово и начинает второе. (Ключ: военное укрепление.)
КОМ (. . . .) ЕЛЬ
8. Какая из шести пронумерованных фигур подходит для пустого квадрата? (Напишите номер в квадрате.)
9. Какая из шести пронумерованных фигур подходит для пустого квадрата? (Напишите номер в квадрате.)
10. Вставьте пропущенное число.
11. Подчеркните лишнее.
12. Вставьте пропущенную букву.
13. Вставьте пропущенное число.
14. Вставьте слово в скобки, которому могут предшествовать любые из букв слева.
15. Подберите слово в скобках.
С + (битва) = (отказ)
16. Вставьте пропущенное число.
17. Какая из шести пронумерованных фигур подходит для пустого квадрата? (Напишите номер в квадрате.)
18. Подчеркните, какое из слов в нижней строке подходит к словам в верхней строке.
ВЕРСИЯ РЕКТОР ЛЕММА ЭЛЕКТРИК
дождь кость животное свет бумага
19. Вставьте слово, которое заканчивает первое слово и начинает второе. (Ключ: звуковой сигнал.)
ВС (. . . .) ЕТ
20. Подчеркните, какой из этих городов не находится в Италии.
ЦНОРЛЕИФЯ
ДАРДИМ
ЗАИП
ЛИМНА
21. Вставьте пропущенное число.
22. Подчеркните лишнее.
23. Вставьте число, пропущенное в скобках.
243 (222) 317
548 ( ) 621
24. Вставьте слово, которое означает то же, что и два слова за скобками.
разряд (. . . . . .) застежка
25. Какая из пяти пронумерованных фигур подходит для пустого места? (Напишите номер.)
26. Вставьте пропущенную букву.
27. Вставьте пропущенные буквы.
28. Вставьте слово, пропущенное в скобках.
меломан (Марс) карст
ледостав (. . . .) каламбур
29. Вставьте слово, которое заканчивает первое слово и начинает второе. (Ключ: физическая характеристика человека.)
НА (. . . .) ОК
30. Подчеркните в нижней строке число, которое подходит к числам верхней строки.
372 258 441
283 488 137 381 242
31. Вставьте пропущенное число.
32. Вставьте пропущенное число.
5 6 7 8 10 11 14 __
33. Какая из шести пронумерованных фигур подходит для пустого круга? (Напишите номер в круге.)
34. Подчеркните, какое из слов в нижней строке подходит к словам верхней строки.
БЛЕСК ЗРЕНИЕ ЯВЛЕНИЕ
погода грация пуск книга змея
35. Вставьте число, пропущенное в скобках.
532 (630) 217
648 ( ) 444
36. Подчеркните лишнее.
5 7 9 17 23 37
37. Вставьте слово, которое заканчивает первое слово и начинает второе. (Ключ: судьба.)
ЗА (. . .) ЕР
38. Вставьте пропущенное число.
8 24 12 __ 18 54
39. Подчеркните, какое слово заканчивает следующее предложение:
СВТЫРСЛОМКНО относится к УНГИРЗОКАО как ГВДЕАРСХ к:
ГЛИТХГИНРЫО
АНЛИЙЗВ
ТИПСЫЦХАТРИ
СХАСТИПЛАВ
40. Вставьте пропущенное число.
260 216 128 108 62 54 __ 27
ОТВЕТЫ И РАЗЪЯСНЕНИЯ
ПЕРВЫЙ ТЕСТ
1. 14. (Числа увеличиваются каждый раз на три.)
2. Контора. (Люди не живут в конторах.)
3. 14 и 13. (Приведены два чередующихся ряда чисел, увеличивающихся каждый раз на два.)
4. Кит. (Млекопитающее, остальные - рыбы.)
5. Руслан. (Волга, Жигули, Москвич и Чайка - марки автомобилей, Руслан - марка самолета.)
6. Дыра. (Слово в середине имеет то же значение, что и два слова с каждой стороны.)
7. ВОЛ.
8. 5. (Фигуры уменьшаются слева направо.)
9. 3. (Каждая строка содержит окружность, квадрат и ромб; картинки чередуются по вертикали и по горизонтали. Поэтому пропущенной фигурой должен быть квадрат с вертикальной и горизонтальной линиями внутри.)
10. 32. (Первое число умножается на второе, чтобы получить третье: 1x2 = 2; затем второе умножается на третье, чтобы получить четвертое и т.д. 4x8 = 32, поэтому 32 и есть пропущенное число. Возможен другой вариант: 8. (Числа слева равны произведению 4 на число напротив.)
11. 5. (Жирные линии вращаются против часовой стрелки, кружки по часовой стрелке, а два штриха расположены перед кружком, кроме пятой фигуры, где они расположены после него).
12.
13. Ф. (В алфавитной последовательности пропускаются поочередно две и три буквы.)
14. УРОК.
15. Рожь и дрожь. (Рожь- злак, а дрожь - мелкие сокращения мышц.)
16. 16.6. (Каждое число в нижнем ряду равно половине суммы двух чисел над этим числом.)
17. Палка. (Всем этим словам может предшествовать приставка "пере".)
18. 3. (В каждом ряду и столбце есть три типа лиц (круглые, квадратные и треугольные), носы - черные, белые и в крапинку, глаза - белые, черные или один черный, другой белый, а также -один, два или три волоса. Поэтому недостающим лицом должен быть квадрат с черным носом, тремя волосами и с глазами - одним черным, другим белым.)
19. РОК.
20. Уланова. (Поэты - Блок, Пушкин, Есенин и Некрасов.)
21. 6. (Сложить цифры на концах длинных стрелок и вычесть из суммы цифры на концах коротких стрелок.)
22. ТРЕПАНГ. (Подставить четыре буквы за скобками на место шестой, пятой, третьей и второй пропущенных букв.)
23. ЛИПА.
24. 5. (При каждом повороте кружок и квадрат меняются местами; в последнем случае этого не происходит, поэтому 5 - лишняя фигура Стрелка и знак вопроса остаются на своих местах.)
25. ОТЕЛЛО. (Композиторы: Моцарт, Штраус и Верди.)
26. Г. (Буква во втором столбце всегда находится на столько букв ниже буквы в первом столбце, на сколько буква в третьем столбце выше буквы в первом столбце. М на четыре буквы ниже З, а Г на четыре буквы выше З.)
27. 2 (Поскольку квадрат с кругом внутри превращается в круг с повернутым квадратом внутри, то треугольник с квадратом внутри становится квадратом с повернутым треугольником внутри. Штриховка переходит с внутренней стороны на внешнюю. Три прямоугольника снаружи переходят вниз и те, которые были заштрихованными, становятся черными, а те, которые были черными, становятся заштрихованными.
28. 2. (Основная фигура поворачивается на 90 градусов. Заштрихованные и белые области меняются местами, а фигура в центре сама поворачивается на 90 градусов.)
29. СНЕГ. (Слово в скобках образуется из второй и третьей букв с конца слова перед скобками и тех же букв слова после скобок.)
30. ТОР.
31. 3. (У всех фигур или по три линии с прямым углом или по шесть линий без прямого угла.)
32. 1. (В каждом ряду и столбце имеется круглое, квадратное и линейное туловища; круглые, квадратные и линейные ступни; круглая, квадратная и треугольная головы; опущенные вниз, поднятые вверх или горизонтально расположенные руки. Поэтому недостающий человечек должен иметь линейное туловище, круглые ступни, квадратную голову и опущенные вниз руки.
33. 10. (Число в последнем столбце равно сумме чисел в первых двух столбцах минус число в третьем столбце. 13 + 8-11 = 10.)
34. Нью-Йорк. (Нью-Йорк - не столичный город.)
35. 18. (Три числа снаружи треугольника перемножаются друг на друга и результат делится на десять.)
36.
37. ПОСТ.
38. 26. (Есть два чередующихся ряда, начинающихся с двух первых чисел, причем каждый элемент образуется удвоением предыдущего числа в своем ряду и вычитанием 2. 2 х 24 =28; 28 - 2 = 26.)
39. И. (Число букв между Б и каждой последующей буквой всегда простое: 2, 3, 5, 7, 11 и 13. Между Б и Н тринадцать букв.
40. 238. (Каждый элемент ряда образуется следующим образом: число 3 возводится в первую, вторую, третью, четвертую и пятую степени и из результата вычитается 1, 2, 3, 4 и 5 соответственно.
31 - 1 = 2; 32 - 2 = 7; 33 - 3 = 24; 34 - 4 = 77; 35 - 5 = 238.)
ВТОРОЙ ТЕСТ
1. 24. (Числа увеличиваются каждый раз на четыре.)
2. 3. (Число точек уменьшается на единицу в любом направлении.)
3. Селедка. (Единственная рыба среди млекопитающих.)
4. 90 и 93. (Ряд образуется попеременным сложением и удвоением предшествующего числа; поэтому 45 х 2 = 90, а 90 + 3 = 93.)
5. Апполон. (Единственный греческий бог, остальные - римские.)
6. Вашингтон. (Афины, Москва, Милан и Краков находятся в Европе.)
7. Пачка. (Среднее слово имеет то же самое значение, что и слова по краям)
8. РОМ.
9. 5. Фигуры в нижнем ряду такие же, как в верхнем, только черный и белый цвет меняются местами.)
10. Ш. (Г - третья буква после А, Ж - четвертая буква после Г, Л - пятая после Ж, С - шестая после Л, а Ш - седьмая после С.)
11. 39. (Каждое число, начиная с 3, равно удвоенному предшествующему минус один, минус два, минус три и т.д. 22 x 2 = 44; 44 - 5 = 39.)
12. 4. (1 и 3 образуют пару, то же самое - 2 и 5. В каждой паре одна фигура повернута на 90 градусов, причем черные и белые части меняются местами. Фигура 4 не соответствует этому.)
13. 22. (Для получения нижнего числа верхнее удваивается и из результата вычитается один, два, три и четыре для первого, второго, третьего и четвертого домино. 13 x 2 = 26; 26 - 4 = 22.)
14. ОДА.
15. Стоп. (Слово в скобках служит мостом между словом перед скобками и словом после скобок; оно может заканчивать первое слово и начинать второе.)
16. 4. (Есть три типа форм головы, туловища и хвоста, а также один, два и три уса. Каждый тип появляется только один раз в каждом ряду и столбце.)
17. 13. (Для получения числа в центре складываются первое и последнее числа в ряду.)
18. Гонг. (Во всех остальных словах две последние буквы являются последовательными буквами алфавита; в слове "гонг" этого нет.)
19. БИТ.
20. Воробей. (Острова: Куба, Ирландия и Капри.)
21. 16. (Взять верхнее число, разделить его на правое и удвоить результат.)
22. 2. (1 и 5 - идентичны, то же самое - 3 и 4.)
23. Жаба. (Цифры относятся к соответствующим буквам алфавита, т.е. 4 - это Г - четвертая буква и т.д. Эти буквы подставляются затем вместо цифр и читаются в обратном порядке.)
24. Конь. (Рысак - это конь, кроме того конь - это спортивный снаряд.)
25. 785. (Цифры после слова "Свазиленд" соответствуют буквам в этом слове; слова "виза", "лиса" и "лес" образованы из букв в слове "Свазиленд", а цифры после них являются цифрами, соответствующими этим буквам в исходном слове, только после слова "виза" к каждой цифре прибавляется 1, после слова "лиса" - 2, а после слова "лес" - 3.)
26. Ж. (Число букв в алфавите, которые находятся между последовательными буквами, равно 2, 4, 6, 8, 10 и 12, а направление поочередно меняется вперед и назад по алфавиту (т.е. от А до Я и от Я до А.) Альтернативное объяснение: чередующиеся буквы переходят на две позиции вниз по алфавиту и на две вверх; последовательность М, К, И приводит к Ж как к следующей букве.
27. 2. (Исходный круг делится пополам, а квадрат поворачивается на 45 градусов и помещается сверху полукруга; аналогично большой квадрат делится пополам и получается прямоугольник, ромб поворачивается на 45 градусов и помещается сверху прямоугольника. Кроме того, штриховка исходной фигуры удаляется на второй фигуре и наоборот.)
28. ВОЛК. (Буквы перед скобками являются буквами, которые в алфавите непосредственно предшествуют первым двум буквам в слове внутри скобок, а буквы после скобок являются буквами, стоящими в алфавите непосредственно после двух букв слова внутри скобок. Б стоит перед В, Н - перед О, М - после И, а Л - после К.)
29. ГОЛ.
30. 1. (Каждый крест снаружи квадрата имеет значение плюс единица, внутри - минус единица; в нижнем ряду: + 3 - 1 = + 2. Следовательно, ответом будет два креста внутри квадрата.
31. 2. (У нее нет прямых углов.)
32. 2. (Все строки и столбцы дают в сумме тридцать; 12 + 16 = 28, поэтому для получения тридцати нужно прибавить 2.)
33. Пароход. (Остальные три слова в разговорной речи связываются с тремя национальностями: немецкая педантичность, уход по-английски, японский гриб, а пароход - нет.)
34. 52. (Во второй фигуре числа равны половине соответствующих чисел первой фигуры; в третьей они в два раза больше чисел первой фигуры. Поэтому пропущенное число должно равняться: 26 х 2 = 52. Позиции чисел не соответствуют друг другу, а сдвигаются каждый раз на одну.)
35. (Числа увеличиваются каждый раз на единицу; буква отстоит в алфавите от предшествующей на число букв, равное числу букв над ней. Поэтому Ж на четыре буквы отстоит от Г, Л - на 5 от Ж, а С - на 6 от Л.)
36. Секс. (Сладострастие - сексуальный аппетит.)
37. ПАРА.
38. Переворачивание. (Палимпсест - это манускрипт, первоначальный текст которого был стерт, чтобы его можно было использовать вновь; палиндром - это слово или фраза, которые читаются одинаково как в прямом, так и в обратном направлениях, например ЗАКАЗ.)
39. И. (Пронумерованные последовательно буквы имеют номера 2, 5, 10, 17 и 26. Эти числа являются квадратами первых пяти цифр (1, 2, 3, 4 и 5) из которых вычтена каждый раз единица. Квадрат трех равен девяти, 9 + 1 =10, а десятая буква - И.)
40. 5436. (Есть два ряда, начинающиеся соответственно с 7 и 9 и идущих через одну цифру. В первом ряду: 7 возводится в квадрат и из результата вычитается число, предшествующее 7, т.е. 7 в квадрате минус 9 равно 40. Аналогично 40 в квадрате минус 74 равно 1526. Во втором ряду 9 возводится в квадрат и из результата вычитается число предшествующее 9, т.е. 7. 9 в квадрате минус 7 равно 74. Для получения пропущенного числа 74 возводится в квадрат и из результата вычитается 40; получается 5436.)
ТРЕТИЙ ТЕСТ
1. 5. (Каждый раз из числа вычитается пять.)
2. Сани. (У них нет колес.)
3. 74. (Каждое число равно удвоенному предшествующему числу плюс один, два, три и, наконец, четыре; поэтому 35 x 2 + 4 = 74.)
4. Паук. (У него восемь ног, а у остальных по шесть.)
5. Мышь. (Остальные животные: бизон, котенок, корова и жираф.)
6. СФЕРА.
7. 4. (В каждой группе - три фигуры: круг, квадрат и треугольник; одна из них черная, остальные - белые,)
8. ДОК.
9. 6. (Сектор поворачивается на 90 градусов против часовой стрелки в каждом столбце и в каждом ряду.)
10. Д. (Есть два чередующихся ряда: в первом вы переходите через одну, две, три и т.д. буквы вперед, во втором через одну, две, три и т.д. буквы назад. Перейдя через три буквы назад от З вы получите Д.)
11. 33. (Каждое число равно предшествующему, умноженному на два, минус единица; поэтому
17 x 2 = 34, а 34 - 1 = 33.)
12. 4. (У белых овалов прилегающие стрелки направлены вправо или вверх; у черных - влево или вниз. Овал 4 черный, но его стрелка направлена вверх.)
13. (Верхние числа увеличиваются на 2, 3, 4, 5; нижние числа на удвоенные величины, т.е. 4,6, 8, 10.)