Современная парадигма управления
Конец 20 века был ознаменован отходом от технократического рационального типа управления, утверждением новой парадигмы управления[4]. Если для первых лет второй половины 20 в. было характерно стремление к увеличению управленческого контроля за всеми переменными производства, что обусловило необходимость использования количественных подходов к принятию управленческих решений, системного и ситуационного подходов разработки стратегического планирования, то сегодня актуальными становятся новые подходы в управлении, новые принципы управления организацией. Опыт зарубежного управления дает все больше примеров меняющейся парадигмы управления, основными принципами которой являются:
· отказ от управленческого рационализма классических школ, в основе которого представление об организации как о закрытой системе, для которой решающим фактором в управлении является контроль, а цели и задачи рассматриваются как стабильные и неизменные в течение длительного времени;
· инновационность как важнейший критерий профессионализма управленца;
· признание социальной ответственности управления как перед обществом в целом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации.
· новой парадигме соответствует понимание человека как ключевого и неисчерпаемого ресурса организации и ориентация на создание условий для реализации его потенциала и способности к совместной эффективной работе;
· главное внимание стало, поэтому, уделяться организационной культуре, обеспечивающей удовлетворение потребностей высшего уровня, а также проблемам эффективных коммуникаций;
· соучастие или партнерство, т.е. непосредственное участие в работе групп и каждого члена организации в процессе постановки цели, выработки миссии, контроле за результатом.
Представляется, что эти основополагающие положения менеджмента не только будут сохранены в XXI в., но и получат свое дальнейшее развитие. Кроме того, менеджмент будет развиваться по следующим основным направлениям:
1. Рациональное сочетание рынка и государственного регулирования.
2. Широкое использование стратегического планирования и управления в деятельности организаций.
3. Постоянная корректировка целей организации как реакция на изменения внешней среды.
4. Достижение стратегических и оперативных целей организации за счет оптимального распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов по основным направлениям деятельности организации.
5. Разработка новых методов и приемов управления, позволяющих организации более гибко адаптироваться к изменениям внешней среды.
6. Резкое повышение уровня квалификации и искусства менеджеров в управлении организацией.
7. Использование в практике управления оптимальных решений, выбранных на основе тщательного анализа альтернативных вариантов решения проблемы.
8. Совершенствование структур управления за счет большей децентрализации функций.
9. Постоянная забота о повышении квалификации работников организации.
10. Максимальное использование инноваций, экономико-математических методов, ЭВМ.
11. Развитие информационных систем, широкое использование глобальных информационных сетей (Интернет и др.).
12. Привлечение сотрудников к управлению организацией.
Все это обеспечивает гибкость и быструю адаптацию организации к быстро меняющимся условиям, что выступает важнейшим факторам ее выживания в современных условиях.
Контрольные вопросы
1. Кто является родоначальником современного менеджмента?
2. Перечислите основные тезисы научного управления.
3. В чем суть теории мотивации Тейлора?
4. Перечислите основные организационные принципы для крупных промышленных комплексов, сформулированных Г. Фордом.
5. Перечислите основные нововведения Г. Форда.
6. Перечислите принципы производительности Г. Эмерсона.
7. В чем вклад В. Ещенко в теорию научного управления?
8. Какими вопросами занимались А. Гастев и П. Керженцев?
9. Перечислите 5 основных элементов, определяющие функции управления.
10. Кто автор и в чем суть «принципов администрирования»?
11. Перечислите структурные принципы А. Файоля
12. Перечислите принципы процесса А. Файоля.
13. Перечислите принципы конечного результата А. Файлоя.
14. Назовите основные характеристики рациональной бюрократии.
15. В чем суть Хоуторнских экспериментов?
16. Чем объяснял разный подход к управлению различными людьми Д. Макгрегор?
17. Перечислите основные принципы управленческой деятельности Р. Фэлка.
18. В чем суть количественной школы управления? Каковы перспективы ее развития?
19. Особенности новой парадигмы управления.
Задание
Дайте сравнительную характеристику двум научным теориям управления (на ваш выбор), выявив их достоинства, недостатки и возможности применения в современных условиях.
Рекомендуемая литература
1. Основы теории управления: Учеб.пособие / Под ред. В.Н.Парахиной, Л.И.Ушвицкого. - М. : Финансы и статистика, 2003. - 560с. :
2. Бурганова Лариса Агдасовна Теория управления : Учеб.пособие / Бурганова Лариса Агдасовна. - М. : Инфра-М, 2005. - 139с. - (Высшее образование).
3. Гончарова Н.Е. Теория управления: Конспект лекций / Н. Е. Гончарова. - М. : Приор-издат, 2006. - 224с. - ISBN 5-9512-0627-8 : 80-00. / 1 экз./ 1-К.х.
4. Лавров Александр Юрьевич. Основы менеджмента: Учеб.пособие / Лавров Александр Юрьевич, Рыбакова Ольга Иннокентьевна. - Чита: ЧитГТУ, 2003. - 368с. Леонов Г.А.
5. Теория управления: Учебник. Изд. 2-е / под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М.: РАГС, 2005 .- 558 с.
6. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для ВУЗов по специальности «Менеджмент». – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. –528 с.
7. Лавров А.Ю. Теория организации: учебное пособие. – Чита: Поиск, 2002.- 232 с.
8. Мескон М. и др. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1999. – 800с.
9. Семенова И.И. История менеджмента: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 222 с.
10. Тейлор, Ф.У. Принципы научного менеджмента / Ф.У. Тейлор. – М.: Контролинг, 1991.
11. Форд, Г. Моя жизнь, мои достижения: пер. с англ. / Г. Форд. – М.: Финансы и Стстистика, 1990. – 473 с.
12. Виханский, О. С. Менеджмент: учебник / О.С. Вихансикй, А.И. Наумов. - М.: Гардарики, 2000. – 528 с.
13. Кравченко А.И. История менеджмента.- М.: Академический проект, 2000.- 352 с.
14. Файоль А., Эмерсон Т., Тейлор Ф., Форд Г. Управление – это наука и искусство.- М.: Республика, 1992.