Полномочия, способы их распределения
Когда субъекты действуют сами по себе, то они вольны в своих поступках и по собственной инициативе принимают те решения, которые считают нужными и ведут себя так, как им заблагорассудится.Другое дело, если люди выступают как представители организации и решают задачи, стоящие перед ней. В этом случае именно организация определяет основные направления и рамки служебного поведения. Происходит это путем предоставления официальных полномочий, т. е. совокупности прав и обязанностей самостоятельно, без согласования с другими принимать решения, отдавать распоряжения и выполнять те или иные действия.Сегодня руководителю приходится отдавать часть своих полномочий подчиненным. Это дает ему возможность освободиться от второстепенных задач и одновременно приблизить принятие решений к месту их реализации. Распределение управленческих полномочий в организации может осуществляться на основе двух подходов.
1. Первый основывается на единоначалии и разделении полномочий. Единоначалие предполагает, что полномочия принимаются из рук только одного непосредственного руководителя, перед которым подчиненный несет всю полноту ответственности. Разделение же полномочий означает, что сам руководитель не вмешивается в текущие дела подчиненных, а лишь осуществляет общий контроль за ними.
2. В отдельных случаях встречается иной подход к распределению полномочий — система поглощения полномочий и множественного подчинения. Ее суть в том, что вышестоящий руководитель (обычно являющийся собственником), передавая подчиненному полномочия, одновременно полностью сохраняет их за собой. Это позволяет ему в любой момент вмешиваться в действия всех нижестоящих сотрудников, что в предыдущем случае считается недопустимым.
Распределение полномочий всегда происходит сверху вниз по уровням управления. При этом возникает своего рода лестница полномочий, «ступеньками» которой эти уровни являются. Аналогия с лестницей (от лат. scala) дала процессу распределения полномочий другое, более краткое название — скалярный.В результате складывается иерархия полномочий - четкое распределение полномочий по уровням управления и установление рангов каждого участника управленческой структуры. Эти ранги закрепляются юридически и являются показателями социального неравенства.
14. Принципы распределения полномочий.
Величина полномочий, сосредоточенных у отдельного субъекта, определяется многими обстоятельствами:
- прежде всего, это сложность, важность и разнообразие решаемых проблем. Так, чем они больше и сложнее, тем значительнее должны быть полномочия тех, кто занят их решением. В условиях же простых, постоянно повторяющихся задач больших полномочий работникам предоставлять не требуется.
- во многом размер полномочий предопределяется личными особенностями людей, например квалификацией, опытом, образованием. Чем они выше, тем полномочий может быть предоставлено больше.
- наконец, полномочия зависят от морально-психологического климата в организации. Если он благоприятен, исполнителям может быть предоставлена значительная самостоятельность, которой они не будут злоупотреблять.
В количественном отношении масштабы полномочий характеризуются двумя моментами:
- величиной ресурсов, которыми их обладатель может распоряжаться самостоятельно, без согласования с вышестоящим уровнем руководства;
- числом лиц, которые юридически или фактически должны выполнять принятые им решения.
При распределении управленческих полномочий необходимо соблюдать ряд важных принципов.
1) полномочия должны быть достаточными для достижения поставленных целей.
2) полномочия каждого работника должны увязываться с полномочиями тех, с кем ему приходится сотрудничать.
3) каждый сотрудник должен точно знать, от кого он получает полномочия, кому их передает, перед кем отвечает и кто должен отвечать перед ним;
4) работники обязаны все проблемы, не выходящие за рамки их полномочий, решать самостоятельно, не переадресовывая их руководителю, и полностью отвечать за свои действия и достигнутые результаты.