Основные направления мировой политики.

Методические материалы для подготовки к зачету по ОГП

(для студентов 3 курса)

Тема № 1: «Военные, политические, военно-технические и экономические основы военной доктрины Российской Федерации».

Занятие №1 «Основные направления мировой политики. Основные направления развития средств вооруженной борьбы. Военные, политические, военно-технические и экономические основы военной доктрины Российской Федерации».

Учебные вопросы:

1. Основные направления мировой политики.

2. Основные направления развития средств вооруженной борьбы.

3. Военные, политические, военно-технические и экономические основы военной доктрины РФ

Основные направления мировой политики.

Россия является одной из крупней­ших стран мира, обладающей много­вековой историей и богатыми куль­турными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительного экономи­ческого, научно-технического и воен­ного потенциала, уникального стра­тегического положения на Евразийс­ком континенте объективно продол­жает играть важную роль в мировых процессах.

В перспективе - более широкая ин­теграция Российской Федерации в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами.

Сегодня сохраняется общность ин­тересов России и интересов других государств по многим проблемам международной безопасности, вклю­чая противодействие распростране­нию оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркобизнесом, решение острых эко­логических проблем глобального ха­рактера, в том числе проблемы обес­печения ядерной и радиационной бе­зопасности.

Понимание базовых национальных интересов России и основных инструментов их обеспечения неразрывно связано с ее местом в системе глобальных военно-политических от­ношений. Сегодняшняя глобальная военно-политическая обстановка ха­рактеризуется сочетанием двух ос­новных тенденций: с одной стороны, стремление сформировать новую, бо­лее справедливую и демократичную систему международных экономичес­ких и политических отношений. С другой - расширение практики применения вооруженной силы на основании национальных решений и вне мандата ООН. Наряду с этими от­носительно новыми тенденциями продолжают существовать и стерео­типы периода «холодной войны», су­щественно осложняющие междуна­родную обстановку.

В данных условиях сохраняется значение военной силы как инстру­мента внешней политики и обеспече­ния национальных интересов того или иного государства. Россия после­довательно выступает за создание та­кой системы международных отно­шений, в которой значение этой силы будет минимизировано и ее функции сведены к задаче сдерживания воору­женных конфликтов. Однако с уче­том объективно существующих миро­вых тенденций наше государство вы­нуждено корректировать свое виде­ние роли и места военной политики и военных инструментов. Наличие у России современных и эффектив­ных Вооруженных Сил становится одним из условий ее успешной и без­болезненной интеграции в строящу­юся систему международных отношений.

Обозначившийся с начала ново­го века выход России из состояния политического и экономического кризиса и существенное укрепление ее позиций на мировой арене являют­ся важнейшими мировыми тенденци­ями. Это дает возможность говорить о необходимости формулирования новых приоритетов ее внешней поли­тики, учитывающих новые реалии, но также и объективные геополитичес­кие потребности Российской Федера­ции, связанные с необходимостью обеспечения благоприятных условий для ее развития в качестве одного из ведущих государств мира.

При этом современные междуна­родные военно-политические отно­шения имеют свои особенности.

Во-первых,на первый план в гло­бальной системе военно-политичес­ких отношений выходит противодей­ствие новым вызовам, стимулирован­ным процессами глобализации. В их числе: распространение ОМПи средств его доставки, международный терроризм, этническая нестабиль­ность, деятельность радикальных ре­лигиозных сообществ и группировок, наркоторговля, организованная прес­тупность. Характер этих вызовов та­ков, что с ними невозможно эффек­тивно бороться в рамках отдельных государств. В связи с этим резко воз­растает значение международного сотрудничества силовых структур, включая спецслужбы и вооруженные силы.

Во-вторых,становится реальностью осуществление международ­ных операций по применению силы вне традиционных военно-полити­ческих организаций. Военная сила все чаще применяется в рамках коа­лиций, сформированных на времен­ной основе. Это явление носит объек­тивный характер и отражает совре­менную ситуацию в мире. Однако Россия выступает за строгое соблюде­ние норм международного права при формировании подобных коалиций, и в особенности при применении ими военной силы, и будет вступать в них, только если этого потребуют ее внеш­неполитические интересы.

В-третьих,происходит дальнейшая экономизация внешнеполитических приоритетов государств. Экономи­ческие интересы выходят на первый план по сравнению с политическими и военно-политическими, кроме то­го, возникает все более сложное соче­тание экономических интересов от­дельных государств и интересов круп­ных транснациональных компаний. В результате существенно изменилось понимание условий, достаточных для применения вооруженной силы. Если раньше основанием для принятия ре­шений об использовании военных средств служило наличие прямой во­енной угрозы безопасности или инте­ресам того или иного государства, то сейчас военная сила все чаще приме­няется для обеспечения экономичес­ких интересов той или иной страны. Это объективно расширяет сферу внешнеполитической востребован­ности вооруженных сил.

В-четвертых,произошло сращива­ние внутреннего и международного терроризма. В современных условиях, когда возникновение международно­го антитеррористического интерна­ционала стало реальностью, бессмыс­ленными являются попытки разделе­ния террористической активности на внутреннюю и международную. Это касается как политических, так и си­ловых мер по нейтрализации актив­ности террористов. Очевидно, что терроризм превратился из политичес­кой угрозы в военно-политическую, и сфера ответственности вооруженных сил, в частности Вооруженных Сил России, по противодействию ему су­щественно расширилась.

В-пятых,значительно возросло влияние негосударственных участни­ков системы международных отноше­ний на определение характера внеш­неполитических приоритетов различ­ных государств.

Неправительственные рганизации, организации, международные движения и сообщества, межгосудар­ственные организации и неформаль­ные «клубы» оказывают широкое, по­рой противоречивое воздействие на политику отдельных стран. Россия стремится к активному участию в ос­новных межгосударственных и меж­дународных организациях для обес­печения различных аспектов своих внешнеполитических интересов и ин­тересов в сфере безопасности.

Понимание характера отношений нашей страны с наиболее значимыми элементами современной системы международных отношений опреде­ляет подходы к строительству и раз­витию военного потенциала России.

Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности ООНрассматри­ваются нашим государством в качест­ве центральных элементов, обеспечи­вающих глобальную стабильность. Снижение роли Совета Безопасности ООН и переход к применению воору­женных сил на основании националь­ных решений оценивается как опас­ная тенденция, в перспективе способ­ная создать серьезную угрозу полити­ческим и военно-политическим инте­ресам России. Это может существен­но уменьшить значение и эффектив­ность политических инструментов разрешения кризисных ситуаций и значительно понизить порог приме­нения военной силы.

Отношения с Содружеством Неза­висимых Государствявляются для России важнейшим направлением внешней политики. Наша страна бу­дет стремиться и дальше развивать потенциал координации военно-по­литической деятельности стран СНГ в рамках существующих структур и институтов. Договор о коллективной безопасности стран СНГ определяет структуру военно-политических обя­зательств России перед своими союз­никами. Выступая за превращение Организации Договора о коллектив­ной безопасности (ОДКБ) в эффек­тивную межгосударственную органи­зацию, оказывающую стабилизирую­щее влияние на общую военно-поли­тическую обстановку в СНГ и регио­нах, граничащих с ним, Россия од­новременно рассматривает обеспече­ние безопасности и неприкосновен­ности границ стран - членов ОДКБ в качестве приоритета своего военно­го планирования.

Отношения Российской Федера­ции с Организацией Североатланти­ческого договора (НАТО)определяются Римской декларацией 2001 года.

Россия внимательно следит за про­цессом трансформации НАТО и рас­считывает на полное изъятие компо­нентов антироссийской направлен­ности из военного планирования и из политических деклараций стран -членов альянса. Однако, если НАТО сохранится в качестве военного аль­янса с существующей сегодня насту­пательной военной доктриной, это потребует коренной перестройки рос­сийского военного планирования и принципов строительства российских Вооруженных Сил, включая измене­ние российской ядерной стратегии. Наше государство рассчитывает на дальнейшее развитие конструктив­ных политических и экономических отношений и со странами Европейс­кого Союза, исходя из необходимости формирования взаимовыгодных, справедливых и недискриминацион­ных отношений, а также безусловного признания территориальной целост­ности Российской Федерации и ува­жения ее права на борьбу со всеми проявлениями международного тер­роризма.

Россия рассчитывает на расшире­ние сотрудничества с СШАв полити­ческой, военно-политической и эко­номической сферах, а также на про­должение сотрудничества в области обеспечения стратегической стабиль­ности и демонтажа наследия «холод­ной войны», на конструктивное взаи­модействие в деле поддержания реги­ональной стабильности и нераспрост­ранения ОМП. Она поддерживает усилия по борьбе с международным терроризмом в рамках антитеррорис­тической коалиции, являющейся эле­ментом глобальной стабильности и средством установления более спра­ведливого нового мирового порядка.

В отношениях с США Россия руково­дствуется необходимостью строгого соблюдения норм международного права. Наша страна ис­ходит из того, что, несмотря на от­дельные различия в подходах к реше­нию региональных проблем, консен­сус должен быть найден на базе ува­жения норм международного права и взаимного уважения национальных интересов.

Шанхайская организация сотруд­ничества (ШОС) играет важнейшую роль в обеспечении региональной стабильности в Центральной Азии и в Дальневосточном регионе. В случае дальнейшего укрепления политического и военно-политического потен­циала ШОС сформируется зона мира и стабильности на Юго-Восточном и Дальневосточном направлениях, иск­лючающая возникновение крупнома­сштабной военной угрозы. Если про­изойдет полная или частичная рена­ционализация политики в области бе­зопасности государств региона, Рос­сия вынуждена будет рассматривать регион как потенциальный источник этнических конфликтов, погранич­ных споров и общей военно-полити­ческой нестабильности.

Таким образом, краткий анализ су­ществующих международных военно-политических отношений свидетель­ствует, что современная международ­ная обстановка, характеризующаяся динамизмом, многогранностью про­исходящих процессов, а также эволю­цией ряда ключевых международных институтов, ставит задачу по-новому реалистически и комплексно оценить систему угроз безопасности Российс­кой Федерации. И на этой основе вы­работать приоритеты военной поли­тики и военного строительства, соот­ветствующие новому международно­му статусу России и имеющимся у нее ресурсам.

Наши рекомендации