Основные формы мышления. Развитие понятий в онтогенезе (Л.С. Выготский)
Основные формы мышления
Понятия, суждения и умозаключения являются основными формами, с которыми совершаются мыслительные операции при отвлеченном мышлении.
Эти формы мышления являются одновременно предметом изучения как психологии, так и формальной логики. Логика исследует как бы готовые, имеющиеся мысли и устанавливает определенные соотношения (формулы) между ними. Психология, в отличие от логики, изучает сам процесс мышления, т.е. она исследует, как и почему у человека возникает и развивается та или иная мысль.
ПОНЯТИЕ— форма мышления, отражающая наиболее общие и существенные признаки, свойства предмета или явления объективного мира, выраженная словом. В понятии как бы соединились (агглютинировались) все представления человека о данном предмете или явлении. Понятие сформировалось в процессе исторического развития человечества, и его сущность приобрела характер всеобщности. Значение понятия для процесса мышления очень велико, так как сами понятия и являются той формой, которой оперирует мышление, образуя более сложные мысли — суждения и умозаключения. Умение мыслить—всегда есть умение оперировать понятиями, оперировать знаниями.
- Житейские понятия формируются через личный практический опыт. Преобладающее место в них занимают наглядно-образные связи.
- Научные понятия формируются с ведущим участием вербально-логи-ческих операций, их определение формируется через родо-видовые отличия. В процессе обучения они формулируются учителем и лишь затем наполняются конкретным содержанием (логическая формулировка предшествует образованию конкретных наглядных связей).
Понятие может быть конкретным, когда предмет или явление в нем мыслится как нечто самостоятельно существующее ("книга", "государство"), и абстрактным, когда в нем мыслится свойство предмета или отношения между предметами ("белизна", "параллельность", "ответственность", "смелость").
Содержанием понятия называется совокупность наиболее существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии, а совокупность предметов, которая мыслится в понятии, называется объемом понятия. Увеличение содержания понятия ведет к уменьшению его объема и наоборот. Так, увеличивая содержание понятия "порок сердца" путем добавления нового признака "ревматический", мы переходим к новому понятию меньшего объема — "ревматический порок сердца".
СУЖДЕНИЕ— форма мышления, в которой отражаются связи между понятиями, выраженные в виде утверждения или отрицания. Эта форма существенно отличается от понятия. Последнее отражает совокупность существенных признаков предметов, перечисляет их, а суждение отражает их связи и отношения. Обычно суждение (например: "Роза красная") состоит из двух понятий —-двух терминов суждения: субъекта, т.е. того, относительно чего в суждении что-нибудь утверждается или отрицается, и предиката, т.е. словесного выражения утверждения или отрицания.
· В общих суждениях что-либо утверждается или отрицается относительно всех предметов данного класса или группы (например: "Все рыбы дышат жабрами").
· В частных суждениях это относится к некоторым представителям класса или группы (например: "Некоторые студенты отличники").
· Единичным называется суждение, в котором что-то утверждается или отрицается об одном предмете (например: "Это здание — памятник архитектуры").
· Всякое суждение может быть либо истинным, либо ложным, т.е. соответствовать или не соответствовать реальности.
Сложные суждения включают в качестве составных частей другие суждения, связанные между собой особыми логическими связками — конъюнкцией, дизъюнкцией или импликацией.
Ø Соединительное (конъюнктивное) суждение включает другие суждения — конъюнкты, объединяемые связкой "и". Например: "Натуральная оспа и чума относятся к особо опасным инфекциям". Истинность соединительного суждения зависит от истинности составляющих всех его конъюнктов.
Ø Разделительные (дизъюнктивные) суждения включают в себя суждения-дизъюнкты, объединяемые связкой "или". Например: "Снижение интеллекта может быть врожденным или приобретенным". Как при конъюнкции, так и при дизъюнкции перестановка членов смысла суждения не меняет. Субъект в разделительных суждениях может соединяться с несколькими предикатами.
Ø Условные (импликативные) суждения включают в качестве составных два суждения — антецедент и консеквент, объединяемые связкой "если..., то...". Например: "Если предохранитель расплавился, то электролампа гаснет". В этом предложении два суждения. Первое из них "Предохранитель расплавился" называют антецедентом (предшествующим); второе — "Электролампа гаснет" — консеквентом (последующим). Логическая связка "если..., то..." показывает, что явление, о котором идет речь в предшествующем суждении, выступает условием возникновения, существования или изменения другого обусловленного явления в последующем суждении.
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ— это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений (посылок) выводится новое суждение (заключение). Умозаключение, как новое знание, мы получаем здесь путем выведения из уже имеющихся знаний. Умозаключение — это опосредованное, выводное знание.
Любое умозаключение состоит из посылок, заключения и вывода. Посылками умозаключения являются исходные суждения, из которых выводится новое суждение. Это новое суждение, полученное логическим путем из посылок, называется заключением. А сам логический переход от посылок к заключению и есть вывод. Отношение логического следования между посылками и заключением предполагает связь между посылками по содержанию. Если суждения не связаны по содержанию, то вывод из них невозможен.
Л.С. Выготскийсчитал, что истинные понятия формируются к 12 годам. Выделил 3 стадии развития понятий в онтогенезе на основе экспериментального исследования. Использовал методику двойной стимуляции Выготского-Сахарова. Выделил 3 ступени развития понятий:
1. Синкреты(2-3 года)– это неоформленное неупорядоченное множество предметов, созданное на основе субъективной связи. Множество объединяется по субъективной связи, например: «То, что мне нравится», «То, что не разрешает мама». Существует несколько типов синкрет.
Ø Образование синкретного образа, соответствующего значению слова (группа предметов определяется наугад, «то, чем я играю» - синкретный образ).
Ø Формирование синкретного образа на основе приведения к одному значению разных групп (представителей разных групп). В одну кучу собираются не отдельные объекты, а группы: посуда, электроприборы – «то, чем нельзя играть».
Ø Синкретный образ формируется на основе пространственных и временных встреч отдельных элементов (если мама сердится и идет гроза, то, когда мама сердится, то идет гроза).
2. Комплексы(4–8 лет)–это обобщения, созданные на основе объективной, конкретной связи. Комплекс – объединение по признаку, но это объединение связано с ситуацией (сегодня в понятие животные входят кошки и собаки, но не входят змеи, т.к. у них не лап). Типы комплексов:
Ø Ассоциативный – объединение предметов по принципу сходства по отношению к одному эталону.
Ø Комплекс по типу коллекции – это объединение предметов на основе взаимного дополнения по какому-то одному признаку по отношению к одному эталону.
Ø Цепной – это объединение предметов на основе принципов тождества или сходства со сменой эталона.
Ø Диффузный – это объединение со сменой эталона по принципу дополнения.
Ø Псевдопонятия – внешне выглядят как понятия, но, по сути, комплексы. Есть группа карточек с посудой и животными, ребенок распределяет их на 2 группы, но объясняет так: «У этого нет ног» (про посуду), «Это не стоит на кухне» (про животных).
3. Понятия(9-12 лет). В понятии отражается единообразная связь для всех включенных объектов, связь объективная и обстрактная. Выделяют как бы подстадии:
Ø Первичные понятия сформированы на базе житейского опыта и не подкреплены научными данными. У подростков 9-12 лет это понятийное мышление, но не совершенное.
Ø Совершенные понятия формируются в юношеском возрасте 14-18, когда использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта.