А. С.Спиваковская приводит примеры двух типов бабушек, не нашедших удачного сочетания ролей: «бабушка-жертва» и «бабуш­ка- соперница»

«Бабушка-жертва»воспринимает роль бабушки как централь­ную для себя, взваливает на свои плечи груз хозяйственно-бытовых и воспитательных забот, отказавшись от профессиональной деятельности, ощутимо ограничив дружеские контакты и досуг. Сде­лав заботы о семье, детях и внуках смыслом своего существования, пожертвовав другими сторонами личной жизни, эта женщина периодически испытывает противоречивые чувства, включающие недовольство близкими, обиду за недостаточную благодарность с их стороны, тоску и раздражение. Характерная позиция внуков такой бабушки — любовь к ней и вместе с тем зависимость, при­вычка к опеке и контролю, трудности самоконтроля и общения с другими детьми.

«Бабушка-соперница», на первый взгляд, более рационально совмещает свои разноплановые обязанности, продолжает рабо­тать, посвящая внукам выходные и отпуска. Неосознанная тен­денция ее прародительства состоит в соперничестве с дочерью или невесткой в том, чтобы быть лучшей, более успешной «мате­рью» внуку. В этом случае идет поиск ошибок и промахов родите­лей ребенка, а все успехи в воспитании приписываются ею себе, хотя иногда и возникает чувство вины и раскаяния за непримири­мость по отношению к собственным взрослым детям. Внуки улав­ливают конфликтность взаимоотношений взрослых членов семьи и либо винят себя за это, остро ощущая свою неполноценность, либо прагматически используют противоречия позиций взрослых.

По данным американской исследовательницы П. Робертсон, до­полнительная роль бабушек и дедушек в большинстве случаев приносит глубокое удовлетворение людям среднего возраста1. Это деятельность по воспитанию нового поколения, но свободная от многих обязанностей и напряженных конфликтов, характерных Для детско-родительских отношений. Автор выделяет такие типы бабушек:

гармоничные— сочетают высокие идеальные представле­ния о роли бабушки и реальную сильную вовлеченность в жизнь внуков;

далекие— имеют заниженные социальные и личностные
представления о социальной роли бабушек и занимают обособ­ленную позицию по отношению к проблемам внуков;

А. С.Спиваковская приводит примеры двух типов бабушек, не нашедших удачного сочетания ролей: «бабушка-жертва» и «бабуш­ка- соперница» - student2.ru А. С.Спиваковская приводит примеры двух типов бабушек, не нашедших удачного сочетания ролей: «бабушка-жертва» и «бабуш­ка- соперница» - student2.ru символические— имеют высокий социально-нормативны образ бабушки при неразвернутости реальных взаимоотношений с внуками;

индивидуальные— акцентированы личностные аспекты по­ведения.

На основании мнений самих бабушек и дедушек ею сформули­рованы четыре функции прародителей в семье, имеющие харак­тер общей важной идеи для самого прародителя и/или других чле­нов семьи.

1. Присутствие — как символ стабильности, как интегрирую­щий центр, как сдерживающий фактор при угрозе распада семьи.

2. Семейная «национальная гвардия»— призваны быть рядом в трудный момент, оказать поддержку в кризисной ситуации.

3. Арбитры— согласование семейных ценностей, разрешение
внутрисемейных конфликтов.

4. Сохранение семейной истории — ощущение преемственности
и единства семьи.

Классификацию прародителей по критерию выполняемой ими внутрисемейной роли предлагает отечественный психолог О.В.Краснова:

формальные— строят отношения в соответствии с соци­альными предписаниями о роли старшего в семье;

- суррогатные родители— берут на себя ответственность и заботу о внуках;

источник семейной мудрости — осуществляют связь с семей­ными корнями;

затейники — организуют отдых и досуг внуков;

отстраненные — редко включены в реальную жизнедеятель­ность семьи детей и внуков.

В отечественной психологии первое эмпирическое исследова­ние вклада бабушек в жизнь семьи детей и взаимоотношений ба­бушек с внуками проведено общественным центром «Геронто­лог» (рук. О. В. Краснова).

Висследовании участвовали женщины, проживающие в Москве и в небольших городах Московской обла­сти, ввозрасте от 40 до 85 лет, имеющие внуков. Учитывался ряд параметров: возраст бабушек, образование, совместное или раз­дельное проживание с детьми, факт продолжения трудовой дея­тельности, характер родственных связей (внук/внуки от сына или дочери), частота контактов, возраст внуков. Специально разрабо­танная анкета включала вопросы о совместных занятиях бабушек с внуками; о представлениях бабушек о воспитании внуков; о систе­ме поощрений и наказаний внуков; о надеждах на будущее; о по­мощи детям в воспитании внуков; о том, где внуки учатся хороше­му и дурному; о доле участия старшего поколения в воспитании внуков; о причинах беспокойства за внуков; о конфликтах с деть­ми; о роли в семье, которую отводит себе старшее поколение. На основании анализа полученных данных выделены три основные виды бабушек: «формальная», или «обычная»; «активная», или «увлеченная»; «далекая», или «отстраненная», «символическая»...

«Обычные бабушки»принимают участие в уходе за внуками и вих воспитании, однако под воспитанием они скорее подразумевают помощь в бытовом уходе за ребенком (приготовление обедов, кормление, гуляние, купание и т.д.) или материальное обеспечение семьи. Согласно проведенному опросу, каждая вторая бабушка относится к типу «обычной». Она вместе с внуками смотрит телевизионные передачи, читает им, гуляет с ними, летом, как правило, проводит время вместе (например, на даче).

В приготовлении уроков, в играх, культурном просвещении внуков бабушки этого типа участвуют незначительно. Они поощряют внуков: хвалят, обнимают, целуют; покупают мороженое, сладости, фрукты, игрушки, вещи. При этом обычно делают это «просто так» или «за хорошее поведение», «за то, что она маленькая». В качестве наказаний «в случаях плохого поведения», непослушания предпочитают не общаться с ними или поругать.

«Активные», «увлеченные бабушки»имеют высокую степень во­влеченности в досуг и проблемы своих внуков. Они заботятся о внуках, балуют их, помогают делать уроки, играют с ними, ходят в театры и на выставки, что требует больше усилий, моральных и физических. Увлеченные бабушки чаще отмечают и поддерживают у внуков проявления доброты, сочувствия, помощи; чувстви­тельны к моментам, когда внукам требуется поддержка, ободре­ние.

0 качестве наказания за «вранье, лень, грубость» ругают, запрещают смотреть телевизор или ходить в гости, могут дать подзатыльник или не общаться, т.е. они проявляют большую активность в наказаниях по сравнению с бабушками предыдущего типа и считают, что имеют на это право.

«Далекие», «отстраненные бабушки» затрачивают на внуков го­раздо меньше времени. Внуки таких бабушек с рождения воспитывались или только родителями, или с помощью старшего поколения, «с другой стороны», т.е. бабушки «отстраненного» типа не имели и продолжают не иметь каких-либо обязанностей по отношению к внуку. В высказываниях отстраненных бабушек очень часто встречаются противоречия. Такая бабушка, например, счи­тает, что ее главная роль в семье — воспитание внуков, но под воспитанием она подразумевает только чтение и прогулки на свежем воздухе; или, утверждая, что у нее есть обязанности по отношению к внуку, видится с ним один-два раза в году, когда телефонные разговоры, воспоминания — единственный вид совмест­ной деятельности.

Проведенное исследование позволило наметить этапы прародительства и описать динамику семейной жизни пожилых женщин на разных стадиях жизненного цикла.

Первый — «молодая бабушка» — начинается для женщины в возрасте 47—51 года. Как правило, она продолжает активно тру­диться, однако берет на себя долговременные обязанности по уходу и/или помощи в уходе за внуком по мере сил и возможностей; становится «обычной» бабушкой, реже «активной» или «далекой». В основном занимается обслуживанием семьи и внуков, т.е. «кор­млением», «прогулками» и прочими делами, которые имеют хо­зяйственно-бытовую направленность, помогает материально. Мо­лодая бабушка редко проживает одиноко, в основном с мужем или вместе с детьми и внуками.

Именно в группе молодых бабушек наблюдается подмеченная в повседневной жизни закономерность: внуки от дочерей «бли­же», чем от сыновей, и бабушки внуков от дочерей больше вовле­чены в их жизнь, чаще с ними встречаются.

В дальнейшем, по мере роста внука молодые бабушки не пере­стают помогать детям, хотя объем выполняемых дел уменьшается. Оптимально соотношение возраста бабушки (до 65 лет) и возрас­та внука (до 11 лет) для максимального развертывания «бабушкинской» деятельности.

Второй — «старая бабушка»— наступает после того, как внук достигает 10—11 лет, бабушке обычно 58—62 года. Если она имеет нескольких внуков, то часто остается в группе «молодых» до тех пор, пока младшему не исполнится 10 — 11 лет. Появляется новый вид общения с внуками, более равноправный.

Выход на пенсию, особенно в большом городе, оказывает вли­яние на характер отношений с внуком, и часть «обычных» бабу­шек, преимущественно со средним образованием, переходит в категорию «активных». Некоторые же на этом этапе отдаляются, как правило, это женщины, живущие вмегаполисе и имеющие более высокий уровень образования. Те,кто с первого этапа зани­мал позицию «отдаленной» или «увлеченной» бабушки, редко ее изменяют при сохранении условий проживания.

Если «молодую» бабушку больше волнует здоровье внука, то у «старой» появляются тревоги и опасения в отношении его обра­зования, выбора будущей профессии, друзей, любимых, будуще­го в целом. На этой стадии уже не имеет особого значения, от кого внуки — от дочери или сына. Она больше, чем молодая ба­бушка, заинтересована в сохранении семейных традиций, ценно­стей и вэтом видит свою основную роль в семье.

Третий — «пожилая женщина», «старая женщина»— начи­нается после достижения внуками 18-летнего возраста, когда у взрослых детей и выросших внуков появляются обязанности по отношению к старшим членам семьи, которые сами теперь нуж­даются в помощи и уходе в связи с ухудшением здоровья. На этой стадии происходит «переворот» ролей — меняется баланс незави­симости и автономии членов семьи. Таким образом, этапы прародительства зависят от возраста вну­ков, социального статуса пожилых женщин и состояния их здоровья. Основной вывод исследования заключается в том, что вклад старшего поколения в семейную жизнь и спектр ролей зависят нетолько от возраста, образования, условий проживания пожилого человека и видов родственных связей, но также от социальных и личностных норм его жизни, от общественных потребностей иожиданий.

Представления пожилых о своем ролевом поведении сходны с представлениями других половозрастных групп. Поэтому все вы­деленные типы бабушек вполне отвечают ожиданиям общества. Однако решение, к какому именно типу примкнет та или иная бабушка, опосредовано личностными факторами, личными нор­мами бабушек.

Анализ подходов к рассмотрению проблемы взаимоотношений разных поколений в семье показывает, что она скорее поставле­на, сформулирована, чем исследована и решена. Связь между по­колениями, преемственность опыта имеют важнейшее значение, хотя и не всегда осознаются самими членами семьи, детьми и внуками.

Вопросыи задания

1. В чем сходство и различие прародительской и родительской пози­ций человека среднего возраста в семье?

2. Рассмотрите взаимосвязь поколений в обществе как механизм куль­турного наследования.

3. Рассмотрите взаимоотношения поколений в семье как механизм психологического наследования.

4. Поразмышляйте, какие данные вашего собственного жизненного опыта свидетельствуют о существовании семейного позитивного и нега­тивного психологического наследования.

5. Каковы социальные ожидания в отношении роли бабушки/дедуш­ки в семье?

Темы рефератов

1. Типологии родительского отношения.

2. Изменение структуры и функции семьи в связи с рождением ре­бенка.

3. Психологические особенности протекания желанной и нежеланной
беременности.

4. Современное отцовство: стереотипы и новые тенденции.

5. Психологические особенности родительского отношения к единственному ребенку.

6. Зависимость психического развития ребенка от его позиции в семье.

7. Психологические особенности многодетной семьи.

8.Родительское отношение приемного родителя.

Наши рекомендации